Поиск по материалам сайта
Cлово "1000"
Входимость: 5. Размер: 69кб.
Входимость: 4. Размер: 26кб.
Входимость: 3. Размер: 48кб.
Входимость: 3. Размер: 25кб.
Входимость: 3. Размер: 15кб.
Входимость: 3. Размер: 22кб.
Входимость: 3. Размер: 23кб.
Входимость: 3. Размер: 19кб.
Входимость: 2. Размер: 37кб.
Входимость: 2. Размер: 58кб.
Входимость: 2. Размер: 59кб.
Входимость: 2. Размер: 36кб.
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Входимость: 2. Размер: 39кб.
Входимость: 2. Размер: 52кб.
Входимость: 2. Размер: 13кб.
Входимость: 2. Размер: 52кб.
Входимость: 2. Размер: 51кб.
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Входимость: 2. Размер: 43кб.
Входимость: 2. Размер: 77кб.
Входимость: 2. Размер: 27кб.
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Входимость: 2. Размер: 51кб.
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Входимость: 2. Размер: 49кб.
Входимость: 2. Размер: 25кб.
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Входимость: 2. Размер: 58кб.
Входимость: 2. Размер: 72кб.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Входимость: 2. Размер: 65кб.
Входимость: 2. Размер: 66кб.
Входимость: 2. Размер: 40кб.
Входимость: 2. Размер: 40кб.
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Входимость: 1. Размер: 65кб.
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 5. Размер: 69кб.
Часть текста: zur Kenntniss des attischen Rechts, 1820 и der Process und die Klagen bei den Attikern, 1824, также Lehrb. der Griechischen Alterthümer K. F. Hermann'a и Schömann'a). Отдельные формы, родa и предметы жалоб, председательство в судах и судебные места изложены в особых статьях (ср., напр., Δίκη, Дика , Γραφή, Письменное обвинение , Ει̉σαγγελία, Эйсангелия , Άπαγωγή, Апагогэ , Δικασταί, Тридцать тиранов ). Здесь остается представить внесение жалобы, предварительный разбор дела, производство его перед судом, словом, весь ход тяжбы. Прежде всего спрашивается, насколько право начинания дела при всех или при известных родах жалоб было обусловлено и ограничено естественными или юридическими качествами лиц. При всяком роде жалобы необходимо, чтобы истец был совершеннолетний, мужского пола, в здравом уме, далее, чтобы он был свободный, и если он гражданин, то состоял в обладании своими правами (ε̉πίτιμος). За несовершеннолетних и женщин в таких случаях должен был вести дело их естественный попечитель, κύριος, т. е. опекун или супруг, за рабов - их господин. Исключение допускалось только относительно...
Входимость: 4. Размер: 26кб.
Часть текста: Библии Вульфилы (IV в.), с семантическими коннотациями «быть жадным», «присваивать себе больше», «обогащаться за чужой счет», или др.-англ. leoh в «Беовульфе», (кон. VII - первая треть VIII в.). Видимым образом минуя семантическую эволюцию латинского средневековья, др.-в.-нем.Шш в значении «скот» дает в новых языках нем. Vieh. Семантика впервые встречающегося в «Песни о Роланде» (кон. XI в.) ст. -фр. feu или tlet, напротив, стоит в более тесной связи с латинскими словоупотреблениями. В латинских текстах ieo, fevum или feus появляется в грамотах, происходящих из Санкт-Галлена(кон. VIIIB.), Лукки (сер. IX в.), Клю-ни и Магелона (кон. IX в.). С X в. слово распространяется на юге Франции, в Каталонии и Бургундии, особенно активно - накануне и после 1000 г. Лишь в этот период латинские упоминания Ф.а, до того времени весьма эпизодические, глухие и разноречивые, становятся наконец несколько более многочисленны и информативны. Ф. означает некое дарение, вознаграждение, плату. Ок. 1000 г. под Ф.ом все чаще...
Входимость: 3. Размер: 48кб.
Часть текста: долгих и кратких слогов 1:2 в действительности, однако, не могло соблюдаться повсеместно. Напротив, античные свидетельства говорят о соотношении 1,5: 2 для гекзаметра (иррациональные стопы). Возможно, именно соотношения этого типа дожили до наших дней в новогреч. народных песнях. В качестве мельчайшей единицы Р., ритмич. атома, Аристотель рассматривал краткий слог. Его ученик Аристоксен принял за единицу Р. «первое время» («chronos protos»), протяженность которого определялась темпом и не была тождеств, краткому слогу. Аристоксен выделил Р. из среды его существования, т. е. слова, музыкальной интонации и танцевального движения, в результате чего произошло разделение музыкальной ритмики и языковой метрики. Очевидно, самостоятельное выделение ритмики было необходимо для оправдания ритмич. вольностей т. н. «новой музыки», допускавшей разрешение слогов по типу музыкальных мелизм и удлинение долгих слогов на три и более моры. Большинство сохранившихся музыкальных памятников античности представляют собой гимны, написанные стихами одного и того же метра без строфич. организации. Поэтому в них в силу музыкального характера др.-греч. ударения мелодия соответствует естеств. внутр. мелодии слова или фразы (ударному слогу может...
Входимость: 3. Размер: 25кб.
Часть текста: предстает продуктом собственно средневековой цивилизации - сеньориальной и приходской интеграции, давления демографии, вызывающего к жизни новые формы хозяйственной кооперации, и т. д. Тем не менее - скорее, чем об «изобретении Д.ни» после 1000 г., -предпочтительно говорить о серии тенденций в ее истории, так или иначе существовавших и прежде и получивших лишь частичное воплощение впоследствии. Совершавшийся в ряде регионов Запада переход от, очевидно, несколько более дисперсного и подвижного расселения раннего средневековья к более концентрированному и стабильному в последующие столетия даже в зонах преобладания новых кучевых Д.ень не приводил к полному исчезновению хуторов и однодворных поселений. Развитие Д.ни от менее формальных норм общежития к более консолидированным, в направлении общины-корпорации с собственным юридическим лицом, особой сферы мира и права совместно живущих и хозяйствующих крестьян, не увенчалось ее полным превращением, подобно городам, в замкнутую сферу особого права. Отражение социальной и хозяйственной динамики средневековья, история единения крестьянства в рамках поселения и корпорации знала подчас и обратные тенденции, в частности в ситуации т. н. кризиса XIV в. Неразведенность в языке и понятийном инструментарии многих средневековых обществ таких концептов, как «однодворное поселение (хутор)» и «Д.ня»,...
Входимость: 3. Размер: 15кб.
Часть текста: в 40-х гг. XI в. treuga Dei, божьего перемирия. Происхождение и характер Зарождение движения Б.его М.а неотделимо от развертывания серии процессов, ок. 1000 г. существенно изменивших облик средневекового Запада. Складывание привилегированного слоя milites, рыцарства, или, как писали теоретики нового феодального режима, bellatores, «воюющих», ознаменовало разрушение социального и политического порядка, унаследованного от каролингского времени. Ничем не прикрытое и отныне не контролируемое насилие сделалось инструментом утверждения нового статуса новой военной аристократии. В обстановке деградации эффективной судебной власти сами вооруженные конфликты становятся элементом объективного правового порядка. Бургундский хронист Рауль Глабер связывает возникновение движения Б.его М.а с усилиями вождей церкви спасти ее от мирских тягот, обеспечить за ней господствующее положение в обществе и некогда королевскую миссию - привести народ божий к спасению. В обстановке неуправляемой агрессивности новой военной аристократии права церкви оказались особенно уязвимы. Миротворческая деятельность церкви изначально тесно увязывалась с идеей церковной реформы. Б.ий М. подразумевал собой создание нового рода власти епископов перед лицом новой власти мирян - лишенной того ореола сакральности, какой освящал власть каролингского правителя. Вместе с тем Б.ий М. явился новой формой сотрудничества regnum и sacerdotium, «царства» и «священства». Светские государи стремились использовать движение за Б.ий М. для укрепления своей территориальной власти, а также в частных интересах политической борьбы. Не...
Входимость: 3. Размер: 22кб.
Часть текста: второй - его участников. Возможно, термины происходят от названия области Vfk в Юго-Восточной Норвегии или от vfk, «залив», где морские пираты укрывались вместе со своими быстроходными ладьями, подстерегая торговые корабли. В своем большинстве В.и не являлись профессиональными воинами. То были знатные и незнатные свободные люди, которые на определенное время года могли оставить свои усадьбы и присоединиться к воинской или торговой экспедиции в поисках богатства и славы. В источниках нередко встречаются упоминания о людях, которые на лето «отправились в viking», а зимой сидели по своим дворам. Другую часть В.ов составляли дружинники конунгов, которые сделали войну своим основным занятием и жили за счет приносимой ею добычи. На континенте Западной Европы В.и известны под именем «норманны» («люди с Севера»), а на Руси - «варяги» (varangus - телохранитель, воин из наёмной стражи византийского императора). В.и были участниками боевых походов и наемниками, мореплавателями и открывателями новых земель, колонистами, торговцами и основателями государств в разных частях Европы. До кон. VIII - нач. IX вв. в Европе знали о скандинавах очень немногое; их страны -Дания, Норвегия и Швеция - находились за пределами христианского мира. Натиск В.ов на Европу оказался внезапным и ошеломляющим. Происходившие одновременно с нападениями арабов и венгров, походы В.ов создали серьезную угрозу для ряда европейских государств. Экспансию этих народов можно сравнить лишь с Великими переселениями IV-V вв. Культурный контекст экспансии викингов Причины экспансии В.ов трудно определить. Однако можно указать на ряд симптомов, свидетельствующих, при всей их разрозненности и разноплановости, о глубоких сдвигах в образе жизни и культуре скандинавов, которые произошли на...
Входимость: 3. Размер: 23кб.
Часть текста: M.», возможно, подразумевая под «М.ами» центральную часть литургии евхаристии, из которой в первые столетия христианства были исключены (missi, «отосланы») не только катехуме-ны, или подготавливающиеся к крещению, но и сами миряне. Слову «М.а» авторы раннего средневековья предпочитали другие выражения, обозначающие содержание, а не форму, - такие, как sanguinis et corporis Christi mysterium, «таинство крови и тела Христовых» (Ратрамн Корбийский, ок. 840 г.), sacrum misterium, eucharistiae sacramentum, «святое таинство», «таинство евхаристии» (Петр Ломбардский, ок. 1155 г.), и поистине тот же дух движет византийско-русским православием, когда М.а выступает под именем theia leitourgia, «божественной литургии». Мемориал, священная трапеза, жертвенное поглощение плоти Бога под видом хлеба и вина, диковинное людоедство - обряд евхаристии представляет собой наиболее полную квинтэссенцию отношений обмена между мирами небесным и земным. Воскресная служба В продолжение первых веков христианства каждое воскресенье (dominica dies, «божий день») епископ собирает вокруг себя верующих с тем, чтобы отслужить литургию евхаристии. Обряд распространяется затем на главные дни литургического года; далее, путем передачи полномочий, - на подчиненные епископской кафедре приходские церкви, где народ собирается вокруг священника, которому препоручен церковный приход. Память об этой М.е, изрекаемой епископом, запечатлелась в церковном обиходе и книгах, описывающих литургию евхаристии. Так, во франкских областях и Англии долгое время они сохраняли обычай торжественного благословения, которое произносилось епископом между молитвой «Отче наш» и причастием. Но кто, помимо клира, в самом деле посещал М.у? Христианские писатели III-IVBB. внушают мысль, что верующие валом валят на ...
Входимость: 3. Размер: 19кб.
Часть текста: членов высшего общества (деспот, сановник, жрец ). В античном обществе Ч. с. выступала как собственность свободных, в теории равноправных членов гражданской общины (полиса). Помимо земли осн. средствами производства являлись ремесл. предприятия, верфи, корабли и пр., так же как и рабы в Ч. с. граждан полиса. С 3 в. н. э. недвижимая собственность опять сконцентрировалась в руках привилегированного слоя, а массы существовавших доселе земельных собственников превратились во владельцев земли, находившихся в разных формах зависимости. ЧАСЫ ЧАСЫ - Водяные Ч. были изобретены в Египте еще до 1500 до н. э. и впоследствии подвергались технич. усовершенствованию с целью уточнения соответствия их хода принятой системе отсчета времени. Проблема состояла в том, что примерно постоянный сток воды из водяного сосуда не соответствовал различной продолжительности суточных часов в разное время года, что заставляло днем уменьшать, а ночью увеличивать диаметр стока (античный час составлял 1/12 часть светлого и соответственно темного времени суток, всего 24 часа). В водяных Ч. редко использовалась часовая шкала, нанес, непосредственно на водяной бак. В усовершенствованных Ктесибием водяных Ч. время на часовой шкале указывала стрелка, соедин. с поплавком в баке. Конструкция Ктесибия позволила избежать сложного процесса регулирования стока. В эюй системе водяных Ч. при постоянном стоке воды применялся выгравированный на поворотном цилиндре циферблат с изменяющимся расстоянием между соответствующими суточным часам окружностями. Для установки Ч. на нужный день достаточно было повернуть циферблат так, чтобы стрелка совпала с нанес, на цилиндре...
Входимость: 2. Размер: 37кб.
Часть текста: существо», что даёт основания для его сближения (по крайней мере частичного) со скандинавским Имиром, а также с культом близнецов у древних германцев (Тацит в главе XLIII «Германии» сопоставляет их с римским Кастором и Поллуксом). От Туисто якобы происходит первый человек (Манн), а от Манна - родоначальники трёх племенных или культовых групп германцев - истевоны, герминоны, ингевоны (гл. II). Из этих родоначальником с определённостью устанавливается (как предок ирминонов) Инг (упоминаемый в англосаксонской рунической надписи). Не исключено также, что упоминаемый немецким (саксонским) историком 10 в. Видукиндом бог Ирмин, ассоциирующийся со столпом Ирминсуль у саксов (культовый аналог древа мирового), считался предком герминонов. Ирмина, в свою очередь, сближают с саксонским Сакснотом и Тивасом=Тиу (сканд. Тюр) ввиду традиционного сопоставления этих богов с Марсом. Тацит свидетельствует («Германия» IX) о почитании германцами Меркурия, Марса, Геркулеса и Исиды, подразумевая при этом, вероятно, Водана (сканд. Один), Тиу (сканд. Тюр), Донара (сканд. Тор) и, возможно, Фрейю или Фрию (сканд. Фригг). Один из аргументов для первых трёх отождествлений - совпадение посвящённых им дней недели. Меркурию, по словам Тацита, приносятся человеческие жертвы. Это вполне соответствует скандинавским представлениям о культе Одина. Обозначение Донара=Тора римским именем Геркулеса подходит для Тора, т. к. последний представлен в мифах богатырём, защищающим человеческий мир от чудовищ. Исходя из римских наименований германских и кельтских богов и некоторых других параллелей, Тиу, Водана и Донара= Тора можно сопоставить с кельтскими богами Нуаду, Лугом и Огма; Донар= Тор, по-видимому, тождествен кельтскому громовнику Таранису. По своей основной функции, отражённой в имени, Донар=Тор - типичный индоевропейский громовник, сопоставимый с индийским Индрой, Тивас= Тиу=Тюр этимологически и генетически соответствует индоевропейскому Дьяусу = Зевсу. В...
Входимость: 2. Размер: 58кб.
Часть текста: объединилась на основе личной унии с Арагоном. С 1164 г; графы К. стали правителями Арагона с титулом «граф-король». Лит.: Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. Т. 1. М, 1951; Кудрявцев А.Е. Испания в средние века. Л., 1937; Пискорский В.К. История Испании и Португалии. СПб., 1909. КАТАРЫ КАТАРЫ (от греч. katharos - чистый) - приверженцы ереси, возникшей на юге Франции и в Италии в XI в. Основная идея их учения - дуализм в мироздании. По их представлениям, в мире существуют два начала: Добро (Бог) и Зло ( Сатана ). Материальный мир есть творение Сатаны. Отсюда феод, отношения выступали как порождение Зла. Католич. церковь они считали дьявольской, называли «матерью блуда», «великим Вавилоном». К. обличали пороки католич. духовенства, католиков считали еретиками. Они отвергали церк. таинства, обряды, богослужения, иконы, крест, догматику, отрицали воскресение тела, полагая, что воскресает лишь душа человека, которая покидает земной мир Сатаны и возносится в высший мир. По учению к., спасение человеку дает лишь принадлежность к секте и совершение над умирающим особого обряда «утешения». К. создали свою организацию, противопоставив ее католич. церкви. Все к. были разделены на «совершенных» и «верующих». Немногочисленные «совершенные» вели строго аскетич. образ жизни, только из них...