Поиск по материалам сайта
Cлово "1914"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Россия. Страноведческий словарь. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Входимость: 7. Размер: 7кб.
2. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "В" (часть 4, "ВИТ"-"ВЫШ")
Входимость: 5. Размер: 76кб.
3. ЭРН Владимир Францевич (1882 - 1917)
Входимость: 3. Размер: 12кб.
4. Мифы народов мира. СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 3. Размер: 39кб.
5. МУРАТОВ Павел Павлович (1881-1950)
Входимость: 3. Размер: 7кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 6, "МОЗ"-"МЫТ")
Входимость: 3. Размер: 41кб.
7. ШЕСТОВ ЛЕВ (Лев Исаакович Шварцман, 1866 1938)
Входимость: 3. Размер: 12кб.
8. Большой толковый словарь по культурологии. ЭРН
Входимость: 3. Размер: 15кб.
9. Большой толковый словарь по культурологии. ШЕСТОВ
Входимость: 3. Размер: 14кб.
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШКЛ"-"ШЮЦ")
Входимость: 3. Размер: 72кб.
11. Большой толковый словарь по культурологии. КАРЕЕВ
Входимость: 2. Размер: 17кб.
12. Альтернативная культура. Энциклопедия. АЛКОГОЛЬ
Входимость: 2. Размер: 9кб.
13. ВУНДТ (Wiindt) Вильгельм Макс (1832-1920)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
14. БОГАТЫРЕВ Петр Григорьевич (1893-1971)
Входимость: 2. Размер: 24кб.
15. Большой толковый словарь по культурологии. РУССКАЯ ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА
Входимость: 2. Размер: 12кб.
16. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "А" (часть 5, "АПО"-"АРХ")
Входимость: 2. Размер: 56кб.
17. РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1889-1960)
Входимость: 2. Размер: 21кб.
18. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИФ"-"ДОР")
Входимость: 2. Размер: 45кб.
19. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Д"
Входимость: 2. Размер: 49кб.
20. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЕТ"-"ФРА")
Входимость: 2. Размер: 61кб.
21. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ШАГАЛ
Входимость: 2. Размер: 10кб.
22. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 3, "МАЯ"-"МЕТ")
Входимость: 2. Размер: 64кб.
23. Большой толковый словарь по культурологии. РУБИНШТЕЙН
Входимость: 2. Размер: 23кб.
24. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 8, "КУК"-"КЭШ")
Входимость: 2. Размер: 52кб.
25. Большой толковый словарь по культурологии. БОГДАНОВ
Входимость: 2. Размер: 22кб.
26. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Б"
Входимость: 2. Размер: 34кб.
27. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. БЕРГСОН
Входимость: 2. Размер: 15кб.
28. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "З"
Входимость: 2. Размер: 52кб.
29. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКО"-"ЭРИ")
Входимость: 2. Размер: 50кб.
30. Большой толковый словарь по культурологии. ВЕРНАДСКИЙ, ГЕОРГИЙ
Входимость: 2. Размер: 18кб.
31. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАС")
Входимость: 2. Размер: 34кб.
32. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. СИМВОЛИЗМ
Входимость: 2. Размер: 31кб.
33. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "З"
Входимость: 2. Размер: 11кб.
34. Большой толковый словарь по культурологии. РЕРИХ
Входимость: 2. Размер: 22кб.
35. ВЕРНАДСКИЙ Георгий Владимирович (1887-1973)
Входимость: 2. Размер: 16кб.
36. Россия. Страноведческий словарь. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ
Входимость: 2. Размер: 6кб.
37. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 2. Размер: 32кб.
38. ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (1877-1954)
Входимость: 2. Размер: 7кб.
39. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕЛ"-"РИТ")
Входимость: 2. Размер: 49кб.
40. ЗОЛОТАРЕВ Алексей Алексеевич (1879-1950)
Входимость: 2. Размер: 7кб.
41. КАРЕЕВ Николай Иванович (1850-1931)
Входимость: 2. Размер: 15кб.
42. Россия. Страноведческий словарь. ПЕТРОГРАД
Входимость: 2. Размер: 3кб.
43. Кун Н.А.: Легенды и мифы Древней Греции. Переводы важнейших произведений древнегреческих и латинских авторов, содержащие изложение греческих мифов
Входимость: 2. Размер: 5кб.
44. ЭЛИОТ (Eliot) Томас Стернс (1888-1965)
Входимость: 2. Размер: 8кб.
45. Культурология XX век энциклопедия
Входимость: 2. Размер: 48кб.
46. Народы и религии мира. АРГЕНТИНЦЫ
Входимость: 2. Размер: 8кб.
47. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 6, "ПРА"-"ПСЫ")
Входимость: 2. Размер: 68кб.
48. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛЕН"-"ЛИТ")
Входимость: 2. Размер: 58кб.
49. РУССКАЯ ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА
Входимость: 2. Размер: 10кб.
50. РЕРИХ (Рерих) Николай Константинович (1874-1947)
Входимость: 2. Размер: 20кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Россия. Страноведческий словарь. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Входимость: 7. Размер: 7кб.
Часть текста: Название утвердилось в историографии только после начала Второй мировой войны в 1939 г. До этого употреблялось Великая война (английское The Greate War, французское La Grande querre), в советский (см. Советский Союз ) период - Империалистическая война, в разговорной речи - германская. Традиции отмечать даты, связанные с Первой мировой войной, в России не сложились. Поводом для начала войны послужило убийство сербским студентом в Сараево 28 июня 1914 г . наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Правительство Австро-Венгрии объявило Сербии войну. Вслед за этим 1 сентября 1914 г. Германия объявила войну России, которая поддерживала Сербию и проводила всеобщую мобилизацию. В свою очередь, Великобритания и Франция объявили войну Германии. Осенью 1914 г. против России на стороне Тройственного союза выступила Турция. После вступления России в войну, на волне антинемецких настроений столица России Санкт-Петербург была переименована в Петроград (немецкие Peter и burg заменены на русские Петр и град). Участие России в войне вызвало продовольственный и топливный кризисы, развал сельского хозяйства в стране. Армия плохо обеспечивалась боеприпасами, процветало казнокрадство. Большая часть населения не понимала, за что воюет и кого защищает в этой войне Русская армия . В 1917 г ., когда война на Западном фронте приняла затяжной характер, в армии начались волнения, братанье солдат (прекращение военных действий, заявление о взаимных братских чувствах солидарности между солдатами противоборствующих сторон), массовое дезертирство. Многие историки придерживаются мнения,...
2. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "В" (часть 4, "ВИТ"-"ВЫШ")
Входимость: 5. Размер: 76кб.
Часть текста: Ин-та социальных исследований во Франкфурте, занялся социальными науками. В 1924 опубликовал первую крупную работу "История бюргерского об-ва". В 1928-33 сотрудничал в Ин-те социальных исследований, из к-рого ушел, не разделяя целей нового директора ин-та М. Хоркхаймера. В юности у В. зародился интерес к вост. об-вам, в особенности к Китаю, во многом определивший направление его исследований. В 1931 он выпустил книгу "Хозяйство и об-во в Китае", в к-рой развил гипотезу Маркса об особой социально-экон. структуре, характерной для азиат. об-в. В 1934 эмигрировал в Нью-Йорк, в 1941 получил амер. гражданство. С 1947 - проф. в Сиэттле. В США он продолжил разработку концепции азиат. способа производства; в его осн. труде "Вост. деспотизм" (1957) получила развитие концепция "гидравлических цивилизаций". В. поставил целью универсализировать марксистский метод объяснения истор. развития и сделать его применимым не только к зап., но и к незападным об-вам. В кач-ве исходного пункта анализа он взял Марксову концепцию азиат. способа производства и идею, что способ производства определяется прежде всего средствами производства и отношениями собственности. Он предположил, что вост. об-ва, хоз. жизнь к-рых зиждется на ирригационном земледелии, принципиально отличаются своей общественно-экон. структурой от западных, в к-рых костяк экономики составляет промышленность. Для проверки и разработки этой гипотезы В. предпринял сравнит. анализ азиат. об-в. Осн. средством производства в вост. об-вах, как отметил В., являются крупные системы ирригации и водоснабжения, от эффективного функционирования к-рых непосредственно зависит обеспечение продовольств. потребностей населения. Поддержание ирригационных систем в...
3. ЭРН Владимир Францевич (1882 - 1917)
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Часть текста: под влиянием лекций С.Н. Трубецкого по античной и Л.М. Лопатина по новоевроп. философии, к-рых впоследствии Э. считал своими учителями, задумал исследование платоновских диалогов и платонич. традиции в отеч. и зарубеж. философии, реализации к-рого посвятил всю свою недолгую творч. жизнь. После окончания ун-та был оставлен при кафедре всеобщей истории, впоследствии — доцент и проф. Моск. ун-та, по окончании к-рого нек-рое время живет в Германии и Швейцарии; в 1906 в Германии слушает лекции Гариака. Именно в это время окончательно сформировался филос. выбор Э. в пользу религ. метафизики. Дис. Э. были посвящены проблемам неоплатонизма в истории итал. католич. философии (магистерская — “А. Розмини и его теория знания”, 1914; докт. — “Философия В. Джоберти”, 1916, — автор не успел ее защитить). В 1916 Э. был избран членом Моск. Психол. об-ва. Однако научные, историко-филос., как, впрочем, и пед., интересы не составляли осн. направления мыслит, деятельности Э. В центре его внимания постоянно находились религиозно-филос. вопросы бытия и его церковного обновления, решаемые в духе онтологизма платонич. типа и теургич. идеи Вл. Соловьева, и проблематика типологии мировых культур и цивилизаций, — прежде всего сравнит, изучения культурной семантики России и Запада. Этими интересами Э. определялся круг ближайшего общения (среди его единомышленников — Флоренский, В.П. Свенцицкий, А.В. Ельчанинов, С.Н. Булгаков, А. Белый, в конце жизни — Вяч. Иванов) и институциональные формы...
4. Мифы народов мира. СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 3. Размер: 39кб.
Часть текста: и мифология восточных славян (племенные центры - Киев и Новгород). Можно предполагать существование и других вариантов (в частности, южнославянских на Балканах и западнославянских в польско-чешско-моравской области), но сведения о них скудны. Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность «язычества» была разрушена в период христианизации славян. Возможна лишь реконструкция основных элементов С. м. на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников. Главный источник сведений по раннеславянской мифологии - средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках (мифология балтийских славян) и славянскими авторами (мифология польских и чешских племён), поучения против язычества («Слова») и летописи (мифология восточных славян). Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Обширный материал по С. м. дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а также языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перынь под Новгородом и др.), отдельные изображения (Збручский идол и др.). Особого рода источник для реконструкции С. м. - сравнительно-историческое сопоставление с другими индоевропейскими мифологическими системами, в первую очередь с мифологией балтийских племён, отличающейся особой архаичностью (см. Балтийская мифология ). Это сопоставление...
5. МУРАТОВ Павел Павлович (1881-1950)
Входимость: 3. Размер: 7кб.
Часть текста: путей сообщения (1903). С 1906 служил помощником библиотекаря б-ки Моск. ун-та, затем хранителем (до авг. 1914) отд. изящных иск-в и классич. древностей Румянцевского музея. В 1905-06 путешествовал по Англии и Франции, выпустил брошюру “Борьба за избират. права в Англии”, 1906. С 1906 как худож. критик печатается в “Зорях”, “Перевале”, “Утре России”, “Рус. ведомостях”, “Золотом руне”, “Аполлоне”, “Старых годах” и др. Из современников М. наиболее ценил Сезанна и Серова, ученику к-рого посвятил кн. “Николай Павлович Ульянов” (1925. в соавт. с Б.А. Грифцовым). За ст. о Кватроченто, Боттичелли, Понтормо, Пиранези, Добужинском, пейзаже в рус. живописи последовала кн. “Образы Италии” (1911-12, посвящена Б. Зайцеву); это сочинение не систематизатора и гида (М. учтены лит. путешествия по Италии от Гёте, Стендаля, Гоголя до В. Ли, Б. Беренсона, Мережковского ) , а писателя и пассеиста, пробующего возможности некоего промежуточного жанра, совмещающего жизнеописания легендарных личностей с вкусовыми зарисовками. С одной стороны, М. — лирик (итал. прошлое явл. необходимой частью любой совр. души, учащейся ценить красоту), с др., — арбитр вкуса, полагающий, что сила классич. итал. искусства обусловлена синтезом античного и христ. начал, “природной лат. религией”, — символич. активностью, не столько порожденной христианством, сколько освобожденной им и “направленной к цели”. Итал. “любовь к миру” родила важнейший европ. творч. миф — “осязательные формы”, или бессознат. ощущение осязаемого. Одна из центр, фигур итал. искусства — Джотто, видевший “одно человеч. существо” во всех фигурах, наполнявших его фрески, а также всегда трудившийся над...
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 6, "МОЗ"-"МЫТ")
Входимость: 3. Размер: 41кб.
Часть текста: "М" (часть 6, "МОЗ"-"МЫТ") МОЗАИКА МОЗАИКА (фр. mosaique) - изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; отрасль живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху. МОИСЕЙ Статья большая, находится на отдельной странице . МОНОГАМИЯ МОНОГАМИЯ (греч. monos - один + gamos - брак) - единобрачие - историческая форма брака и семьи. Возникнув из парного брака в эпоху распада первобытнообщинного строя, моногамия стала господствующей формой брака. МОНОГЕНИЗМ МОНОГЕНИЗМ (греч. mono - один + genos - род, происхождение) - учение о видовом единстве человечества, согласно которому расы человека - подразделения одного вида (Homo sapiens) и имеют общее происхождение. Подтверждается множеством антропологических фактов. МОНОТЕИЗМ МОНОТЕИЗМ (греч. mono - один + theos - бог) - система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от политеизма - многобожия. МОНУМЕНТ МОНУМЕНТ (лат. monumentum) - памятник значительных размеров, предполагающий масштабное, ансамблевое художественное решение. МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - род изобразительного искусства, произведения которого отличаются значительным идейным содержанием, обобщенностью форм, крупным масштабом. К...
7. ШЕСТОВ ЛЕВ (Лев Исаакович Шварцман, 1866 1938)
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Часть текста: один семестр учился в Берлине; получил диплом кандидата прав в Киеве (1889). В 1895-1914 живет в осн. в Швейцарии; с 1914 — в Москве, в 1918 переезжает в Киев, где читает курс древней философии при народном ун-те. В 1920 покидает Россию и обосновывается в Париже. В первый период (приблизительно до 1914) творчество Ш., к к-рому относятся довоенные труды, вошедшие в собр. соч. (1898-1912), носит отрицающий характер (филос. манифест Ш. “Апофеоз беспочвенности”, 1905); во второй период, начиная с “Sola fide” (“Только верою”), (написана в 1911-14, полностью опубликована в Париже в 1966) Ш. выступает как автор, нашедший для себя мировоззренческие устои. Ш. — провозвестник трагич. умонастроения 20 в., выступивший с интерпретацией и развитием идей Ницше, а позднее и Кьеркегора — идей, вошедших в канон экзистенциализма. Как отклик на ситуацию, когда прежняя, бессознательная, дающаяся всем даром вера в целесообразность и осмысленность человеч. жизни рушилась, Ш., вслед за Ницше, предвосхищает мотив, доминирующий на Западе после Первой мир. войны, развеявшей иллюзорную веру в неизбежное торжество “гуманности” и “прогресса”. Но если Ницше связывает трагич. положение человека с его собств. духовным выбором, христ. морализмом, подорвавшим витальные...
8. Большой толковый словарь по культурологии. ЭРН
Входимость: 3. Размер: 15кб.
Часть текста: впоследствии - доцент и проф. Моск. ун-та, по окончании к-рого нек-рое время живет в Германии и Швейцарии; в 1906 в Германии слушает лекции Гарнак а. Именно в это время окончательно сформировался филос. выбор Э. в пользу религ. метафизики. Дис. Э. были посвящены проблемам неоплатонизма в истории итал. католич. философии (магистерская - "А. Розмини и его теория знания", 1914; докт. - "Философия В. Джоберти", 1916, - автор не успел ее защитить). В 1916 Э. был избран членом Моск. Психол. об-ва. Однако научные, историко-филос., как, впрочем, и пед., интересы не составляли осн. направления мыслит. деятельности Э. В центре его внимания постоянно находились религиозно-филос. вопросы бытия и его церковного обновления, решаемые в духе онтологизма платонич. типа и теургич. идеи Вл. Соловьева, и проблематика типологии мировых культур и цивилизаций, - прежде всего сравнит. изучения культурной семантики России и Запада. Этими интересами Э. определялся круг ближайшего общения (среди его единомышленников - Флоренский , В.П. Свенцицкий, А.В. Ельчанинов, С.Н. Булгаков , А. Белый , в конце жизни - Вяч. Иванов ) и институциональные...
9. Большой толковый словарь по культурологии. ШЕСТОВ
Входимость: 3. Размер: 14кб.
Часть текста: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я ШЕСТОВ ШЕСТОВ - Лев Шéстов (Лев Исаакович Шварцман) (1866-1938) философ-экзистенциалист, лит. критик. В 1884 поступил на мат., а год спустя - на юрид. ф-т Моск. ун-та; один семестр учился в Берлине; получил диплом кандидата прав в Киеве (1889). В 1895-1914 живет в осн. в Швейцарии; с 1914 - в Москве, в 1918 переезжает в Киев, где читает курс древней философии при народном ун-те. В 1920 покидает Россию и обосновывается в Париже. В первый период (приблизительно до 1914) творчество Ш., к к-рому относятся довоенные труды, вошедшие в собр. соч. (1898-1912), носит отрицающий характер (филос. манифест Ш. "Апофеоз беспочвенности", 1905); во второй период, начиная с "Sola fide" ("Только верою"), (написана в 1911-14, полностью опубликована в Париже в 1966) Ш. выступает как автор, нашедший для себя мировоззренческие устои. Ш. - провозвестник трагич. умонастроения 20 в., выступивший с интерпретацией и развитием идей Ницше, а позднее и Кьеркегора - идей, вошедших в канон экзистенциализма. Как отклик на ситуацию, когда прежняя, бессознательная, дающаяся всем даром вера в целесообразность и осмысленность человеч. жизни рушилась, Ш., вслед за Ницше, предвосхищает мотив, доминирующий на Западе после Первой мир. войны, развеявшей иллюзорную веру в неизбежное торжество "гуманности" и "прогресса". Но если Ницше связывает трагич. положение человека с его собств. духовным выбором, христ. морализмом, подорвавшим витальные силы человечества, то Ш. пишет прежде всего об алогизме самой почвы человеч. существования. Ш. находится в русле размышлений, оппозиционных к традиц. рационалистич. системосозиданию, в русле философ. эссеистики, сосредоточенной на вопросах и условиях человеч. существования. Впитавший традиции рус. духовной культуры, Ш. понимает философию как выявление первооснов человеч. жизни, жизненной подлинности, как своего рода...
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШКЛ"-"ШЮЦ")
Входимость: 3. Размер: 72кб.
Часть текста: в Берлине. До к. 20-х гг. ведущий представитель рус. формальной школы (см. Русская формальная школа ), инициатор создания ОПОЯЗа. Издал неск. десятков книг (научные труды по поэтике лит-ры и кино, лит. и кинематограф. критика, историко-худож. и мемуарно-худож. произведения, популярно-инструктивные работы), работал на киностудиях, автор многих киносценариев. Ш. первым выступил с теор. оправданием худож. практики Футуризм а, и это выступление ("Воскрешение слова", 1914) считается первой работой нарождавшегося рус. формализма. Ш. на основе переосмысления идей А.Н. Веселовского и А.А. Потебни развивает мысль о поэтич. речи как средстве обновления восприятия фактов бытия, переводе их из области автоматизированного повседневного пользования в область вновь увиденных, переживаемых и потому подлинно существующих вещей и явлений. Искусству, т.о., отводится в культуре вполне опр., хотя и несколько ограниченная, роль "механики воскрешения". Поэтич. слово (в обобщении - прием искусства) при этом оказывается "самовитым", затрудненным, отличным от слов и способов практич. жизни...