Поиск по материалам сайта
Cлово "1918"
Входимость: 7. Размер: 15кб.
Входимость: 7. Размер: 13кб.
Входимость: 5. Размер: 9кб.
Входимость: 5. Размер: 24кб.
Входимость: 5. Размер: 45кб.
Входимость: 4. Размер: 22кб.
Входимость: 4. Размер: 7кб.
Входимость: 4. Размер: 7кб.
Входимость: 3. Размер: 44кб.
Входимость: 3. Размер: 49кб.
Входимость: 3. Размер: 47кб.
Входимость: 3. Размер: 40кб.
Входимость: 3. Размер: 17кб.
Входимость: 3. Размер: 7кб.
Входимость: 3. Размер: 14кб.
Входимость: 3. Размер: 14кб.
Входимость: 3. Размер: 41кб.
Входимость: 3. Размер: 13кб.
Входимость: 3. Размер: 9кб.
Входимость: 3. Размер: 6кб.
Входимость: 3. Размер: 83кб.
Входимость: 3. Размер: 11кб.
Входимость: 3. Размер: 6кб.
Входимость: 3. Размер: 38кб.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Входимость: 2. Размер: 39кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Входимость: 2. Размер: 13кб.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
Входимость: 2. Размер: 13кб.
Входимость: 2. Размер: 12кб.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Входимость: 2. Размер: 44кб.
Входимость: 2. Размер: 47кб.
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
Входимость: 2. Размер: 19кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Входимость: 2. Размер: 13кб.
Входимость: 2. Размер: 72кб.
Входимость: 2. Размер: 42кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 7. Размер: 15кб.
Часть текста: на площади", "Незнакомка" (все - 1906), драматическая поэма "Песня Судьбы" (1908), пьеса "Роза и крест" (1913). Б. - автор ряда литературно-критических статей и эссе, в которых он выразил свои эстетические и историко-культурные взгляды. Взгляды Б. на сущность культуры формировались постепенно и с наибольшей полнотой выявились в его культурно-исторических эссе 1918-21 гг. ("Интеллигенция и революция", "Искусство и революция", "Катилина" (все - 1918), "Крушение гуманизма", "О романтизме" (обе - 1919), "О назначении поэта" (1921) и др.). Культурология Б. сочетает в себе традиции гуманистического рационализма, идущие из 19 в., с мистико-эсхатологическими тенденциями, главным источником которых для Б. были труды Вл. Соловьева. Существенное влияние на формирование культурологической концепции Б. оказало творчество романтиков, Р. Вагнера, Ф. Ницше, а также русские и зарубежные современники-символисты (М. Метерлинк, Д.С. Мережковский , А. Белый и др.). Понятие культуры одно из ключевых в воззрениях Б. на сущность и динамику истории, цивилизации, бытия в целом, а также на проблему ценности и смысла человеческого существования. Символистское миропонимание обусловливает систему взглядов Б. на...
Входимость: 7. Размер: 13кб.
Часть текста: “Песня Судьбы” (1908), пьеса “Роза и крест” (1913). Б. — автор ряда литературно-критических статей и эссе, в которых он выразил свои эстетические и историко-культурные взгляды. Взгляды Б. на сущность культуры формировались постепенно и с наибольшей полнотой выявились в его культурно-исторических эссе 1918-21 гг. (“Интеллигенция и революция”, “Искусство и революция”, “Катилина” (все — 1918), “Крушение гуманизма”, “О романтизме” (обе — 1919), “О назначении поэта” (1921) и др.). Культурология Б. сочетает в себе традиции гуманистического рационализма, идущие из 19 в., с мистико-эсхатологическими тенденциями, главным источником которых для Б. были труды Вл. Соловьева. Существенное влияние на формирование культурологической концепции Б. оказало творчество романтиков, Р. Вагнера, Ф. Ницше, а также русские и зарубежные современники-символисты (М. Метерлинк, Д.С. Мережковский, А. Белый и др.). Понятие культуры одно из ключевых в воззрениях Б. на сущность и динамику истории, цивилизации, бытия в целом, а также на проблему ценности и смысла человеческого существования. Символистское миропонимание...
Входимость: 5. Размер: 9кб.
Часть текста: дис. по всеобщей истории. Проф. Бестужевских курсов (с 1915), Петроград, (позднее Ленинград.) ун-та (1918-29, 1934-39). Чл.-корр. АН СССР (1929). Научный сотрудник Рукописного отдела Гос. Публичной библиотеки в Ленинграде (1922-39). По своим полит, взглядам до революции была близка к кадетам, после революции постепенно примирилась с Советской властью. Автор ок. 150 печатных работ. Получив прекрасное медиевистич. образование в Петербурге и Париже, Д.-Р. в своем научном творчестве сочетала традиции рус. и франц. школ, что и сделало ее ученым европ. масштаба. Во франц. дис. “Приходская жизнь во Франции в XIII в.” (1911; на франц. яз.) и рус. магистерской дис. “Церковное об-во Франции в XIII в. Приход” (1915) Д.-Р. обратилась к 13 в. — времени широко распространенных ересей и мистич. движений, эпохе великих богословов, но задача ее была “исследовать ту почву, на к-рой возникали эти движения, ту ткань мелких фактов повседневной жизни церковного об-ва, к-рая их окружала, их питала и часто их душила”. В них глубоко изучены и яркими красками обрисованы бытовой уклад, культурный уровень и ментальность ср.-век. франц. духовенства. Эти работы Д.-Р. соприкасаются с позднейшими исследованиями Г. Лебра по истор. социологии франц. прихода и отчасти предваряют их (А.Я. Гуревич). В докт. дис. Д.-Р. “Культ св. Михаила в лат. ср.-вековье V-XIII вв.” (1918) исследуется “истор. биография архангела Михаила”, тесно связанная “с перипетиями судеб лат. человечества”, т.е. формы и функционирование его культа в разл. зап.-европ. странах на протяжении девяти веков. Глубоко изучены истоки и сложение культа архангела и особенности его почитания в меровингской Галлии, лангобардской Италии, раннеср.-век. Ирландии, Каролингской и Оттоновской...
Входимость: 5. Размер: 24кб.
Часть текста: ф-та МГУ. Научную деятельность Б. начал как исследователь нар. обрядов и магич. действ. В 20-е гг. Б. совершил неск. экспедиций в Закарпатье, где стремился применить статич. (синхронный) метод де Соссюра; ихрез-ты обобщены в книге “Магические действия, обряды и верования Закарпатья” (1929, на франц. яз.). Синхронный анализ календарных и семейных обрядов и обычаев, рассказов закарпат. крестьян о сверхъестеств. существах и явлениях выявил постоянное изменение формы и функции этих этногр. фактов, позволил произвести классификацию обрядов в зависимости от актуальности в них магич. функции, проследить, как эстетич. функция при переходе мотивированного магич. действия в немотивированный обряд становится доминантной. Это приводит к важному для понимания эстетич. закономерностей в этногр. материале выводу о соотношении эстетич. и внеэстетич. функции в обрядовом действе. Др. область исследований Б. — народный театр (кн. “Чеш. кукольный и рус. народный театр”, 1923, “Народный театр чехов и словаков”, 1940). Значит, часть твор. наследия Б. составляют работы, посвященные отд. жанрам нар. творчества, а также...
Входимость: 5. Размер: 45кб.
Часть текста: архаич. культуры таких специализир. областей культурной активности, как хоз. культура, религ., худож. практика, политика, право и т.п. В свою очередь в рамках хоз. культуры вычленяются сначала охотничья культура, потом - земледельческая, в рамках последней - подсечное, потом пашенное земледелие, животноводство, огородничество, садоводство и т.п. В трактовку Д.к. немалый вклад внесли представители эволюц. подхода, позже - исследователи структурно-функционального подхода. Последние связывали Д.к. с ростом плотности населения, интенсивностью межкультурных контактов, межгрупповых и межличностных связей в совр. культуре. Лит. : Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.,1994. Г.А. Аванесова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996 ДИФФУЗИОНИЗМ ДИФФУЗИОНИЗМ - теоретическая модель историко-культурного процесса; методология культурологич. и культурантропологич., этногр. исследований. Д. зародился во вт. пол. 19 в. в Германии и Австрии. После Второй мир. войны его влияние ослабевает, получают распространение другие научные методологии: Неоэволюционизм , Структурализм , ...
Входимость: 4. Размер: 22кб.
Часть текста: Из лекций, прочитанных рабочим, выросла первая кн. Б. "Краткий курс экон. науки" (1897). Окончил мед. ф-т Харьков. ун-та (1899), специальностью избрал психиатрию. В 1899 издал первую филос. книгу "Осн. элементы историч. взгляда на природу". По окончании ун-та снова был арестован за революц. пропаганду и выслан в Калугу (1899-1900), где близко сошелся с ссыльным Луначарским (см. Луначарский ), затем в Вологду (1901-03), где познакомился с Бердяев ым, также отбывавшим ссылку. Общение с "идеалистом" и бывшим "легальным марксистом" Бердяевым для "реалиста" Б. оказалось особенно плодотворным: филос. споры идейных оппонентов впоследствии вылились в дискуссию на страницах журн. "Вопросы философии и психологии" и в два взаимополемич. сб. статей (с участием "идеалистов" и "реалистов") - "Проблемы идеализма" (1902) и "Очерки реалистич. мировоззрения" (1904). Однако в полемике с будущими "веховцами" (в т. ч. П. Струве, С. Булгаков ым и др.), либеральными экономистами (напр., с М. Туган-Барановским) не столько оттачивалась ортодоксальная материалистич., строго марксистская позиция революционера в жизни и философии, сколько вырабатывалось критич. отношение к всевозможным догмам и стереотипам научного и филос. мышления. В это время Б. много занимается вопросами психологии (в т. ч. социальной) и философии, стремясь выработать самостоят. и творч. позицию по всем...
Входимость: 4. Размер: 7кб.
Часть текста: месяцы. В начале 1918 г. отряды красногвардейцев вошли в состав новой Рабоче-Крестьянской Красной Армии (сокращенно РККА), а 23 февраля стало днем рождения вооруженных сил Советского государства и отмечалось в СССР как ежегодный праздник (см. День защитников Отечества ). Уже к концу 1918 г. Красная Армия комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности, на службе в ней было более полутора миллионов человек, в 1920 г. - свыше 5 миллионов. На службу в Красную Армию пришли и около 50 тысяч военных специалистов из числа бывших офицеров и генералов царской армии . В первый год существования Красной Армии традиционная система воинских званий была отменена, все назывались красноармейцами. В последующие годы появились новые наименования командующего состава: командарм - командующий армией, комбриг - командир бригады, начдив - начальник дивизии и т.п. (см. советизм ). В 1943 г. в армию вернулось слово офицер, а звание красноармеец заменилось на рядовой. Красная Армия прошла большой и славный боевой путь, одержав победу в годы Гражданской войны и иностранной интервенции, отстояв свободу и независимость СССР во время Великой Отечественной войны . С 1946 по 1991г . Красная Армия официально именовалась...
Входимость: 4. Размер: 7кб.
Часть текста: ВОЙНА В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА Война 1914-1918 гг. между двумя группами мировых держав: Тройственным союзом (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антантой (от французского entente - ‘согласие’) - блоком в составе Великобритании, Франции и России. Один из самых широкомасштабных военных конфликтов в истории человечества. Название утвердилось в историографии только после начала Второй мировой войны в 1939 г. До этого употреблялось Великая война (английское The Greate War, французское La Grande querre), в советский (см. Советский Союз ) период - Империалистическая война, в разговорной речи - германская. Традиции отмечать даты, связанные с Первой мировой войной, в России не сложились. Поводом для начала войны послужило убийство сербским студентом в Сараево 28 июня 1914 г . наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Правительство Австро-Венгрии объявило Сербии войну. Вслед за этим 1 сентября 1914 г. Германия объявила войну России, которая поддерживала Сербию и проводила всеобщую мобилизацию. В свою очередь, Великобритания и Франция объявили войну Германии. Осенью 1914 г. против России на стороне Тройственного союза выступила Турция. После вступления России в войну, на волне антинемецких настроений столица России Санкт-Петербург была переименована в Петроград (немецкие Peter и burg заменены на русские Петр и град). Участие России в войне вызвало...
Входимость: 3. Размер: 44кб.
Часть текста: мышления, к-рые прежде играли в системе культуры чрезвычайно существенную роль. Так, резко сокращается значение реалистич. изобразит, искусства (к-рое ограничивается рамками обывательского салона и идеол. обслуживания нек-рых тоталитарных режимов). При явном разрастании сферы эзотерически-оккультных практик и теорий (в основном тяготеющих к сфере массовой культуры при всей своей предполагаемой элитарности) сокращается и маргинализируется сфера “большого” религ. мышления и серьезной теологии. Социальная стратификация смыслов и ценностей культуры имеет, очевидно, тот же истор. возраст, что и классовое расслоение; однако такой специфический структурный феномен, как массовая культура, выделяет 20 в. среди прочих исторических эпох. Массовая культура резко отличается от прежних низовых форм тем, что она опирается на достижения самой передовой технологии даже в большей степени, нежели элитарные формы искусства 20 в. Более того, в сфере массовой культуры (поп-музыка, развлекат. кинопродукция, мода, бульварная и желтая пресса и пр.) используются мощные потенциалы социологии, психологии, менеджмента, политологии и др. обществ, и антропол. дисциплин. Массовая культура уникальна как искусство манипуляции элементарными “дочеловеческими” реакциями и импульсами (“драйвами”) масс людей, использующее самые рафинированные достижения культуры...
Входимость: 3. Размер: 49кб.
Часть текста: ранней схоластики, возглавлял монастырскую школу в Равенне (Сев. Италия), епископ , затем - кардинал. По главному вопросу схоластики - об отношении веры и разума - заявлял, что разум ничтожен перед верой, а философия может быть только «служанкой богословия». Утверждал всемогущество Бога и его ничем не ограниченной воли, недоступной человеч. сознанию. Сторонник теократач. программы подчинения светской власти государей духовной власти рим. папы. ДАМУАЗО ДАМУАЗО - слуга и оруженосец, проходивший 7-летнее обучение у опытного рыцаря, сеньора, реже отца, если он являлся крупным сеньором. Ступень, предшествовавшая вступлению в рыцарское сословие. ДАНИЛОВ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ДАНИЛОВ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1916-1980) - доктор ист. наук, профессор, действ, член АПН СССР (с 1967 г.), заслуженный деятель науки РСФСР, министр просвещения РСФСР (с 1967 г.). С 1973 г. - ответственный редактор сборника «Средние века», зав. кафедрой истории средних веков МГУ. Наряду с конкретно-ист. исследованиями, Д. уделял особое внимание историографии всеобщей истории. В...