Поиск по материалам сайта
Cлово "1983"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Библиография
Входимость: 20. Размер: 47кб.
2. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А"
Входимость: 7. Размер: 128кб.
3. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Э"
Входимость: 5. Размер: 53кб.
4. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Г"
Входимость: 5. Размер: 88кб.
5. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "И"
Входимость: 4. Размер: 21кб.
6. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Д"
Входимость: 4. Размер: 67кб.
7. Альтернативная культура. Энциклопедия. ИНСТАЛЛЯЦИЯ
Входимость: 3. Размер: 6кб.
8. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Л"
Входимость: 3. Размер: 34кб.
9. Большой толковый словарь по культурологии. АССМАН
Входимость: 3. Размер: 22кб.
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 3. Размер: 52кб.
11. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "М"
Входимость: 3. Размер: 64кб.
12. АССМАН (Assmann) Ян (р. 1938)
Входимость: 3. Размер: 21кб.
13. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "С"
Входимость: 3. Размер: 59кб.
14. Большой толковый словарь по культурологии. ИОАНН ПАВЕЛ II
Входимость: 3. Размер: 12кб.
15. Античная культура. Словарь-справочник. Статьи на букву "Э"
Входимость: 3. Размер: 63кб.
16. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 6, "КУЛ"-"КУР")
Входимость: 3. Размер: 73кб.
17. ИОАНН ПАВЕЛ II (Войтыла (Wojtyla) Кароль; псевд.: А.Я. (A.J.), Явень (Jawien), Петр и др.) (р. 1920)
Входимость: 3. Размер: 10кб.
18. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "З"
Входимость: 3. Размер: 11кб.
19. 1. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока
Входимость: 3. Размер: 61кб.
20. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШКЛ"-"ШЮЦ")
Входимость: 3. Размер: 72кб.
21. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 1, "САГ"-"СВЯ")
Входимость: 2. Размер: 47кб.
22. 1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифа
Входимость: 2. Размер: 10кб.
23. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕЛ"-"МЭЛ")
Входимость: 2. Размер: 38кб.
24. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "М"
Входимость: 2. Размер: 54кб.
25. КУЛЬТУРНАЯ СЕМАНТИКА
Входимость: 2. Размер: 14кб.
26. РОК-КУЛЬТУРА
Входимость: 2. Размер: 11кб.
27. ГАДАМЕР (Gadamer) Ганс Георг (р. 1900)
Входимость: 2. Размер: 7кб.
28. Большой толковый словарь по культурологии. КУЛЬТУРНАЯ СЕМАНТИКА
Входимость: 2. Размер: 17кб.
29. Большой толковый словарь по культурологии. ЛИХАЧЕВ
Входимость: 2. Размер: 21кб.
30. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАВ"-"ГЕЛ")
Входимость: 2. Размер: 48кб.
31. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФОГ")
Входимость: 2. Размер: 45кб.
32. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Б"
Входимость: 2. Размер: 34кб.
33. КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ в 60-е гг
Входимость: 2. Размер: 27кб.
34. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 3, "СЛА"-"СОЦ")
Входимость: 2. Размер: 51кб.
35. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАС")
Входимость: 2. Размер: 34кб.
36. Большой толковый словарь по культурологии. КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Входимость: 2. Размер: 29кб.
37. ИВАСК Юрий Павлович (1910-1986)
Входимость: 2. Размер: 5кб.
38. Большой толковый словарь по культурологии. ВЕРИФИКАЦИЯ
Входимость: 2. Размер: 25кб.
39. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
Входимость: 2. Размер: 11кб.
40. Альтернативная культура. Энциклопедия. ХАКЕР
Входимость: 2. Размер: 11кб.
41. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. КОНСТРУКТИВИЗМ
Входимость: 2. Размер: 13кб.
42. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "Г"
Входимость: 2. Размер: 21кб.
43. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭРН"-"ЭФЕ")
Входимость: 2. Размер: 43кб.
44. Словарь средневековой культуры. ТРУД
Входимость: 2. Размер: 19кб.
45. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "П"
Входимость: 2. Размер: 74кб.
46. Большой толковый словарь по культурологии. ЛОТМАН
Входимость: 2. Размер: 29кб.
47. ЭРИСТИКА в культуре 20 в
Входимость: 2. Размер: 31кб.
48. Большой толковый словарь по культурологии. ЭРИСТИКА
Входимость: 2. Размер: 34кб.
49. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Б"
Входимость: 2. Размер: 60кб.
50. Большой толковый словарь по культурологии. ЗЕДЛЬМАЙР
Входимость: 2. Размер: 14кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Библиография
Входимость: 20. Размер: 47кб.
Часть текста: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Андреев Л. Г. — М., 1989. — 175с. 7. Андреев Л. Г. Порывы и поиски двадцатого века // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров западноевроп. лит. XX в. / Сост., предис., общ. ред. Андреева Л. Г. — М., 1986. — С. 3-18. 8. Андреев Л. Г. Французская литература и "конец века". // Вопр. лит. — М., 1986. — № 6. — С. 81 — 101. 9. Балашова Т. В. Методология "новой критики" // Теории, школы, концепции. — М., 1975. — С. 64-108. 10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г. К. — М.. 1989. — 616 с. 11. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — 502 с. 12. Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 6-71. 13. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — 4-е изд. — М., 1979. — 320 с. 14. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.,1979. — 424 с. 14а. Вайнштейн О. Б. Сопротивление теории или эстетика чтения. // Вопр. лит. —М.,1990.— № 5. — С. 88-93. 15. Гайденко П. П. Экзистенциализм и проблема культуры: (Критика философии М. Хайдеггера). — М., 1963. —121 с. 16. Гараджа А. В. Критика метафизики в неоструктурализме (по работам Ж. Дерриды 80-х годов). — М., 1989. — 50 с. 17. Гульельми А. Группа 63. // Называть вещи...
2. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А"
Входимость: 7. Размер: 128кб.
Часть текста: В А. родились философы Демокрит и Протагор. В классической Элладе эпитетом «абдерит» называли простака, наивного, недалекого человека. АБОРИГЕНЫ, АБОРИГИНЫ АБОРИГЕНЫ, АБОРИГИНЫ (от лат. ab origine - с начала) коренные жители страны или области. Первоначально древнейшее население Средн. Италии, осевшее в устье р. Тибр, называлось латинами - по имени царя Латина. Маяк И.Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. М., 1983. С. 54-63, 68-72, 83-86. АВГИЙ АВГИЙ (греч. Augeas , Augeias ) в греческой мифологии царь Элиды, сын бога солнца Гелиоса (или Посейдона, Форбаса, Элея) и дочери царя Нелея Гирмины; владел неисчислимыми стадами скота, стойла которого не чистились 30 лет. Геракл их вычистил за один день: выгнал табун на пастбище, провел ров от р. Алфей и пустил в конюшни воду, которая смыла все нечистоты. В переносном смысле выражение «авгиевы конюшни» означает запущенное, захламленное помещение. АВГУРЫ АВГУРЫ (лат. augures ) - члены римской коллегии жрецов (авгурата), которые предсказывали будущее по полету птиц и их поведению. Согласно преданию, коллегия а. была учреждена Ромулом и вначале состояла из патрициев; в 300 г. до н.э. на основании Огульниева закона в нее получили доступ и плебеи; пополнялись путем кооптации, а с 154 г. до н.э. на основании Домициева закона - путем избрания 17 трибами, выбранными по жребию. Авгурат был пожизненным; авгур носил богатую одежду и изогнутый посох. С помощью специальных ритуалов (ауспиций) а. истолковывали волю богов - их согласие или несогласие с действиями людей. А. могли даже отложить проведение народного собрания, произнеся формулу «Alio...
3. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Э"
Входимость: 5. Размер: 53кб.
Часть текста: (греч. Αιακός Aiakos ) в греческой мифологии основатель рода Эакидов, сын Зевса и Эгины. Согласно одной из легенд, Э. строил вместе с Посейдоном и Аполлоном троянские стены. После окончания работы на стену выползли змеи, и одна из них пробралась в город через участок, выстроенный Э. Жрецы истолковали это событие как указание на то, что потомки Э. овладеют Троей. ЭВАНС, АРТУР ДЖОН (EVANS) ЭВАНС, АРТУР ДЖОН (EVANS) (1851 - 1941) английский археолог, открывший в Кносе на о. Крит остатки большого дворца, известного по мифам как «лабиринт». Найденные предметы дали Э. возможность исследовать древнейшую в Европе критскую культуру; он расшифровал большую часть знаков линейного письма Б. Свои наблюдения и исследования Э. обобщил в фундаментальном труде «Дворец Миноса в Кносе» (Лондон. Т.1-5. 1921 - 1936), где он систематизировал все находки на Крите и дал периодизацию критской культуры, назвав ее по имени легендарного царя Миноса минойской: раннеминойский период (3000 - 2200 до н.э.), среднеминойский период (2200 - 1600 до н.э.) и позднеминойский период (1600 - 1200 до н.э.). Этой периодизацией пользуется и совр. историческая наука. Evans J. Scripta Minoa. V.1-2. Oxf., 1909-1952; Evans J. The palace of Minos. V.1-5. London, 1921-1936; Немировский А.И. Нить Ариадны: Из истории...
4. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Г"
Входимость: 5. Размер: 88кб.
Часть текста: в 66 г. отправился в качестве легата в Азию, в 65 г. принимал участие в войнах с Митридатом и с Парфией, управлял провинцией Сирия, в 55 г. подавил восстание в Иудее, восстановил на троне египетского царя Птолемея XII Авлета. Поскольку Г. не принимал участия в войне Г. Помпея с Ю. Цезарем, последний разрешил ему возвратиться в Рим и отправил его в качестве легата с войском в Иллирию, где в битве при Солонах Г. потерпел поражение от далматов и там же умер. ГАВГАМЕЛЫ ГАВГАМЕЛЫ - см. Александр Македонский. ГАДЕС (АИД) ГАДЕС (АИД) (лат. Gades , греч. Gadeira ) финикийская колония в Испании (совр. Кадис), основанная, по преданию, в 1100 г. до н.э. После 2-й Пунической войны она добровольно перешла под власть Рима. По числу жителей Г., бывший центром международной торговли со странами Атлантического побережья, уступал только Риму. ГАЛАТЕЯ ГАЛАТЕЯ (греч. Galateia ) в греческой мифологии морская нимфа, дочь бога Нерея, возлюбленная пастуха Акида, убитого из ревности Полифемом. По преданию, скульптор Пигмалион создал прекрасную статую Г., которая ожила и стала его возлюбленной. ГАЛАТИЯ ГАЛАТИЯ (лат. Galatia ) область в...
5. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "И"
Входимость: 4. Размер: 21кб.
Часть текста: - птица, которая в Древнем Египте была посвящена богу мудрости Тоту. Ибисы, которым позволяли свободно бродить по улицам городов, считались бессмертными. Согласно Геродоту, ибисы истребляли змей и вредных насекомых. В. Д. Гладкий ИЕРАКОНПОЛЬ Иераконполь (Гиераконполь) один из древнейших городов Египта, центр культа божества Гора (Сокола). В энеолитическом периоде на месте Иераконполе находилось поселение и могильник. В погребении середины 4-го тысячелетия до н.э. обнаружена древнейшая из египетских настенных росписей, изображавших лодки, сцены охоты и войны, по стилю близкая к росписям сосудов времени герзейской культуры. В Иераконполе был открыт храм I египетской династии (конца 4-го тысячелетия до н.э.), в котором хранились замечательные памятники древнеегипетского искусства - булава царя Скорпиона с изображением прокладки капала и знаменитая палетка царя Нармера. На ней изображено объединение Нармером Южного и Северного Египта и помещены древнейшие образы пиктографические древнеегипетские письма. В последующее время Иераконполь являлся административным центром одного из номов Древнего Египта. В. Д. Гладкий ИЕРАРХИЯ Иерархия - деление на высшие и низшие должности и чины, порядок подчинения низших по должности и чин лиц высшим. Первоначально иерархия сложилась в период рабовладельческого общества (Египет, Вавилон, Византия). В. Д. Гладкий ИЕРОГЛИФЫ Иероглифы - древнеегипетское рисунчатое письмо, употреблявшееся с начала 3-го тысячелетия до н.э. приблизительно до 200 н.э. Первоначально каждому рисунку соответствовало определенное слово, позднее развились также слоговые и консонансные знаки; гласные звуки не выражались. Для повседневного употребления из иероглифов родилась...
6. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Д"
Входимость: 4. Размер: 67кб.
Часть текста: расцвета д. достигли при царе Децебале (87 - 106 н.э.), который сумел создать мощное государство, способное противостоять римлянам. Лишь в результате двух походов Траяна (101 - 102 и 105 - 106 н.э.) сопротивление д. было сломлено, а их государство стало римской провинцией Дакией. ДАКИЯ ДАКИЯ (лат. Dacis ) римская провинция, образованная в 106 г. н.э. императором Траяном. Занимала часть земель совр. Румынии (Трансильванию, Банат и Олтению). Была богата золотом. Наиболее известные города - Сармизегетуза (столица), Дробета, Апулум, Ромула, Паролиссум. При императоре Адриане на ее территории раздавались земли ветеранам римской армии. После того как в 271 г. н.э. император Аврелиан принял решение эвакуировать на правый берег Дуная рим. войска и гражданское население, на территории Мёзии и Фракии были созданы две новые правобережные провинции: Д. Прибрежная и Д. Внутренняя. Левобережную Д. заняли готы, вандалы, гепиды, карпы, сарматы и другие романизированные племена. Кругликова И.Т. Дакия в эпоху римской оккупации. М., 1955; Колосовская Ю.К. К вопросу о романизации Дакии // ВДИ. 1957. № 1; Колосовская Ю.К. Муниципализация рудничного округа Дакии // ВДИ. 1987. ...
7. Альтернативная культура. Энциклопедия. ИНСТАЛЛЯЦИЯ
Входимость: 3. Размер: 6кб.
Часть текста: А. Малых) или скульптуры (экс-дадаист М. Рэй, «Реставрированная Венера», 1936), преображая его смысл в неравноправном симбиозе. Распространяя экспансию в традиционных направлениях, И. одновременно генерирует сопредельные изобразительные жанры: разросшаяся, разбухшая И., захватившая плоскость стен - энвайромент, а ее сокращенный вариант, сведенный до уровня компактной плоскости - ассамбляж. И. - достаточно адекватное зеркало творческих исканий второй половины XX века (уже И. Ансельма Кифера «Летающая палитра», 1983, можно воспринять как метафору современной живописи). И. может реализовываться в формах языческого капища («Врата Солнца » Г. Вышеславского, Киев, 1989) и алтаря (И. москвичей И. Макаревича, Е. Елагиной, посвященная старой писательнице Новиковой-Вашенцевой, 1995), мебели («Шкаф из Вандеи», Ж. Л. Вильма, 1989) и музыкальной шкатулки («Военный гроб. Ответ Маринетти», Г. Юккера, 1968: И., сопровождаемая шумами Сталинграда 1942 года), вариации неисчерпаемы. Инсталляторы используют любые материалы - от пластилина («Народ Хо», С. Мартынчик, И. Степина, 1992) до дерьма (П. Мандзони, 1961),- но не отказываются и от антиквариата (И. одессита А. Лисовского) или вполне архаичных материалов, вроде древесной лозы (плетения украинки Т. Бабак 1990-х годов) или базальтовых глыб (у И. Бойса в «Конце XX века», 1983). И. легко вписывается в классическую архитектуру («ВОДАОГОНЬ» Ф. Плесси в Венеции, 2001). И. также сотрудничает с видео, принуждая его следовать собственной логике образа (что не исключение даже для Нам Джун Пайка), и сочетает вечное с суетным («Вечная стоянка» Армана, 1982: 60 автомобилей, вмурованных в 1600-тонной глыбе бетона), но доступен ей и бытовой макабр...
8. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Л"
Входимость: 3. Размер: 34кб.
Часть текста: Буквальное содержание Л. - хитроумная система запутанных ходов с тупиковыми ответвлениями, которая имеет один верный маршрут к некоему центру (или, соответственно, к выходу). В европейско-средиземноморской культуре наиболее известен Кносский подземный Л. на Крите, в котором обитал, согласно древнегреческой мифологии, Минотавр - человекобык по имени Астерий («звездный»). Афиняне ежегодно посылали ему в жертву семь юношей и девушек, которые, блуждая по Л., в конце концов становились пищей кровожадного чудовища. Минотавр был убит афинским царевичем Тесеем, которому помогла найти выход из Л. любовь Ариадны. Известны также здания-Л. в Древнем Египте. Рисунки Л., имевшие явно сакральное значение, сохранились в различных культурах с глубокой древности. В частности, на территории России можно видеть древние изображения Л., выложенные из камней, на Соловецких островах. В XX в. Л. становится символом запутанности, сложности, многоаспектности культуры и бытия человеческого, полисемии культурно-бытийных состояний. В этом смысле образ Л. возникает в постмодернистской литературе (у Х.Л.Борхеса, У.Эко и др.) и искусстве (у Ф.Хундертвассера, П.Гринуэя). Л. как структурный принцип организации символической Библиотеки культуры занимает центральное место в романе Эко «Имя розы»; по принципу Л. организована и жанрово-тематическая структура этого романа (пути прочтения: детектив, исторический роман, космологическая притча, постмодернистская философия). История культуры и особенно ее современный этап (см.: ПОСТ- )...
9. Большой толковый словарь по культурологии. АССМАН
Входимость: 3. Размер: 22кб.
Часть текста: У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я АССМАН АССМАН - Ян Ассман (Assmann) (р. 1938) нем. египтолог и культуролог, проф. Гейдельберг. ун-та. Его работы, представляя самостоят. и глубокие исследования источников, в то же время подводят итог достижениям послевоенных немецкоязычных египтологов, по-новому поставивших вопросы о ранних формах мифа (3. Шотт), о сути егип. политеизма (Э. Хорнунг), о значении появления представлений о трансцендентном боге (3. Моренц), о "личном благочестии" (Моренц, X. Бруннер, Г. Фехт, Э. Отто), о егип. понимании политики и истории (Хорнунг, Отто). Помимо религии А. интересуют многие другие ключевые аспекты др.-егип. культуры, и его статьи воспринимаются как весьма оригинальные по подходу наброски возможных исследований в тех областях, к-рые только в самое последнее время начинают привлекать внимание специалистов ("Сокрытость мифа в Египте", "Понятие личности и личностное самосознание", "Письменность, смерть и самоидентичность. Гробница как начальная школа лит-ры в Др. Египте", "Война и мир в Др. Египте. Рамсес II и битва при Кадеше", "Hierotaxis. Построение текста и композиция изображения в егип. искусстве и лит-ре", "Египет: теология и благочестие ранней цивилизации"). С 80-х гг. А. активно участвует в работе междисциплинарного семинара "Археология лит. коммуникации" и является составителем ряда тематич. сб. ("Письменность и память", 1983; "Канон и цензура", 1987; "Культура и память", 1988; "Праздник и сакральное. Религ. контрапункты к миру повседневности", 1991). В книге "Маат: Праведность и бессмертие в Древнем Египте" (1990) исследуется центральная для др.-егип. культуры идея Маат (буквально "Правда", "Справедливость") - так звали богиню, воплощавшую единый принцип, от соблюдения к-рого зависело, по представлениям египтян, гармоничное функционирование об-ва и космоса. А....
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 3. Размер: 52кб.
Часть текста: Э. Гартмана. Профессор политехнического института в Карлсруэ (с 1898 г.). В основе бытия, по Д., лежит иррациональная и божественная стихия, обретающая самосознание в религиозно-философском творчестве человека. С позиции этого «конкретного», или «динамического», пантеизма Д. выступил против христианства, утверждая веру в бессознательный божественный дух. Д. приобрел известность как плодовитый популяризатор т. н. мифологической школы в религиеведении. Его интерпретация образов Христа и других новозаветных персонажен как безличных астральных символов основана на гипотезах Дж. Фрейзера, Дж. Робертсона и других историков религии. В конце жизни разрабатывал расовую «германскую религию» (книга о Р. Вагнере «R. Wagner», 1934, толкование свастики и т. п.), смыкаясь с идеологией нацизма. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь ДУССЕЛЬ ДУССЕЛЬ - Энрике Дуссель (Dussel) (р. 1934) аргент. философ и теолог, в наст. время живет в Мексике. Д. - своеобразный продолжатель "философии лат.-амер. сущности" Л.Сеа. Основываясь на теор. вопросах, разработанных предшественниками (проблема взаимосвязанности аутентичности и универсальности, необходимость культурной самоидентификации народов Лат. Америки и др.), Д. предложил способ их практич. разрешения в концепции "инаковости" Лат. Америки, вырастающей в "философию освобождения". Д. отказывает зап.-европ. культуре в прерогативе на истор. субъектность, справедливо полагая, что подлинным субъектом собственного бытия может быть лишь тот, кто увидит в другом "Другого", т.е. такой же автономный и аутентичный субъект бытия ("Лат.-амер. этич. философия", 1977). Признаком аутентичности субъекта мировой культуры служит его маргинальность (что парадоксальным образом все же предполагает наличие ценностного "Центра"). Следовательно...