Поиск по материалам сайта
Cлово "1985"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Библиография
Входимость: 22. Размер: 47кб.
2. Этнопсихологический словарь. Список использованной литературы
Входимость: 5. Размер: 13кб.
3. Античная культура. Словарь-справочник. Статьи на букву "А"
Входимость: 4. Размер: 78кб.
4. Большой толковый словарь по культурологии. ЛИХАЧЕВ
Входимость: 4. Размер: 21кб.
5. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А"
Входимость: 4. Размер: 128кб.
6. Культурология XX век энциклопедия
Входимость: 4. Размер: 48кб.
7. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БИБ"-"БЮР")
Входимость: 4. Размер: 51кб.
8. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Г"
Входимость: 4. Размер: 88кб.
9. ЛИХАЧЕВ Дмитрий Сергеевич (р. 1906)
Входимость: 4. Размер: 19кб.
10. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА (от франц. - отборное, выбранное, лучшее)
Входимость: 3. Размер: 21кб.
11. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "К" (часть 2, "КАТ"-"КОН")
Входимость: 3. Размер: 58кб.
12. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "М"
Входимость: 3. Размер: 54кб.
13. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАЗ"-"ЛЕМ")
Входимость: 3. Размер: 65кб.
14. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Л"
Входимость: 3. Размер: 47кб.
15. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "В"
Входимость: 3. Размер: 40кб.
16. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ШАГАЛ
Входимость: 3. Размер: 10кб.
17. Большой толковый словарь по культурологии. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
Входимость: 3. Размер: 24кб.
18. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Ц"
Входимость: 3. Размер: 16кб.
19. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "И"
Входимость: 3. Размер: 31кб.
20. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "О"
Входимость: 3. Размер: 29кб.
21. Часть первая
Входимость: 3. Размер: 28кб.
22. Большой толковый словарь по культурологии. ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ
Входимость: 2. Размер: 14кб.
23. Древний мир. Энциклопедический словарь. Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАА"-"ВАН")
Входимость: 2. Размер: 59кб.
24. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИКА
Входимость: 2. Размер: 62кб.
25. Словарь средневековой культуры. АГИОГРАФИЯ
Входимость: 2. Размер: 32кб.
26. КУЛЬТУРА 20 века
Входимость: 2. Размер: 44кб.
27. Словарь средневековой культуры. ВРЕМЯ
Входимость: 2. Размер: 21кб.
28. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "С" (часть 2, "СИР"-"СЮР")
Входимость: 2. Размер: 44кб.
29. Словарь средневековой культуры. КРЕСТЬЯНЕ
Входимость: 2. Размер: 39кб.
30. КРИСТЕВА (Kristeva) Юлия (р. 1941)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
31. Большой толковый словарь по культурологии. КУЛЬТУРА 20 ВЕКА
Входимость: 2. Размер: 47кб.
32. Немировский А.И.: Мифы древности - Индия. Мифы древней Индии во времени и пространстве. От ведизма к индуизму
Входимость: 2. Размер: 10кб.
33. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А" (часть 1, "ААХ"-"АЛЬ")
Входимость: 2. Размер: 50кб.
34. Древний мир. Энциклопедический словарь. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКБ"-"ЭНЕ")
Входимость: 2. Размер: 66кб.
35. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "М"
Входимость: 2. Размер: 64кб.
36. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 4, "СОЛ"-"СРА")
Входимость: 2. Размер: 88кб.
37. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "К" (часть 3, "КОН"-"КЭД")
Входимость: 2. Размер: 50кб.
38. Россия. Страноведческий словарь. ПЕРЕСТРОЙКА
Входимость: 2. Размер: 7кб.
39. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИЛ"-"ГУФ")
Входимость: 2. Размер: 62кб.
40. Альтернативная культура. Энциклопедия. САМИЗДАТ
Входимость: 2. Размер: 12кб.
41. ЯКОБСОН Роман Осипович (1896-1982)
Входимость: 2. Размер: 4кб.
42. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "К"
Входимость: 2. Размер: 66кб.
43. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАБ"-"ШИИ")
Входимость: 2. Размер: 28кб.
44. ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (1875-1965)
Входимость: 2. Размер: 9кб.
45. ЛЕВИ-СТРОСС (Levi - Strauss) Клод (р. 1908)
Входимость: 2. Размер: 12кб.
46. Большой толковый словарь по культурологии. ВИТГЕНШТЕЙН
Входимость: 2. Размер: 14кб.
47. Большой толковый словарь по культурологии. ЗНАНИЕ НЕЯВНОЕ
Входимость: 2. Размер: 26кб.
48. Большой толковый словарь по культурологии. ВЕРИФИКАЦИЯ
Входимость: 2. Размер: 25кб.
49. ЗНАНИЕ НЕЯВНОЕ
Входимость: 2. Размер: 24кб.
50. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАЗ"-"ГОР")
Входимость: 2. Размер: 51кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Библиография
Входимость: 22. Размер: 47кб.
Часть текста: М., 1980.— 287с. 3. Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. — М., 1977. — 271 с. 4. Автономова Н. С. Фуко М. // Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В. С., Филатов В. П., — М., 1991. — С. 361 —363. 5. Анастасьев Н. А. В поисках формы// Литература США в 70-е годы XX века. М., 1983. — С. 111 —140. 6. Андреев Л. Г. Актуальные проблемы зарубежной литературыXX века: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Андреев Л. Г. — М., 1989. — 175с. 7. Андреев Л. Г. Порывы и поиски двадцатого века // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров западноевроп. лит. XX в. / Сост., предис., общ. ред. Андреева Л. Г. — М., 1986. — С. 3-18. 8. Андреев Л. Г. Французская литература и "конец века". // Вопр. лит. — М., 1986. — № 6. — С. 81 — 101. 9. Балашова Т. В. Методология "новой критики" // Теории, школы, концепции. — М., 1975. — С. 64-108. 10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г. К. — М.. 1989. — 616 с. 11. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — 502 с. 12. Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 6-71. 13. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — 4-е изд. — М., 1979. — 320 с. 14. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.,1979. — 424 с. 14а. Вайнштейн О. Б....
2. Этнопсихологический словарь. Список использованной литературы
Входимость: 5. Размер: 13кб.
Часть текста: В. С., Сусоко-лов А. А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. - М., 1984. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск, 1979. Бадмаев П. А. Мудрость в русском народе. - Петроград, 1917. Бороноев А. О. Нравственно-психологическое единство образа жизни советского народа. - Л., 1978. Бороноев А. О., Павленко В. Н. Этническая психология. - Л., 1994. Бороноев А. О., Смирнов П. И. Россия и русские: характер и судьбы страны. - Л., 1992. Бромлей Ю. В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. - 1989. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М., 1981. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. - М., 1987. Бурмистрова Т. Ю., Дмитриев С. А. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения в СССР. - М., 1986. В лабиринтах самоопределения. Этнополитический облик Молдовы.-М., 1993. Ватутин М. К. К возрождению славяно-русского самосознания.- Петроград, 1911. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. - Чебоксары, 1970. Вопросы национальной психологии. - Черкесск, 1972. Воронов Н. Г. Старые и молодые народы и наследственность. -М., 1888. Гаджиев А. X. Методологические и прикладные проблемы этнической психологии. - Махачкала, 1977. Гаджиев А. X. Проблемы марксистской этнической психологии.- Ростов-на-Дону, 1982. Гнатенко П. И. Национальный характер: мифы и...
3. Античная культура. Словарь-справочник. Статьи на букву "А"
Входимость: 4. Размер: 78кб.
Часть текста: теолог, крупнейший представитель раннехрист. философии. Происх. из Сев. Африки. Учился в ритор, школах Мадавра и Карфагена. В Карфагене основал свою собств. школу, в к-рой преподавал ок. 10 лет. В 384 переехал в Рим, где изучал философию. В том же году А. возглавил придвор. школу риторики в Медиолане (Милан). В 387 принял крещение и через год возвратился в Тагаст (Сев. Африка). В 396 избирается епископом Гиппона. К этому периоду относятся наиболее знач. соч. А.: «Исповедь» и «О Граде Божием». Для филос. взглядов А. характерна последовательная эволюция от антич. миросозерцания в сторону ортодокс, христианства. Критика эпикуреизма с позиций стоиков сменяется у А. критикой стоицизма с позиций неоплатоников и христ. критикой неоплатонизма. Концепция А. предполагает всестороннее оправдание веры разумом («Верю, чтобы понимать»). Бол. место у А. занимает объяснение разумного пути к вере в результате духовного развития личности. А. придает огромное знач. самопознанию: «Исповедь» (автобиогр.) А. раскрывает подсознательное бездны личностного становления, тонко рисует психол. свойства челов. разума. Божественная истина недоступна челов. уму, ограниченность к-рого делает веру необходимой. Только Бог обладает свойствами субстанционального и совершенного бытия и наивысшего блага. Изменяемые предметы 16 располагаются между небытием (зло) и бытием (добро). Время у А. имеет причинное начало, т. к. сотворено Богом вместе с миром. А. считал, что не существует прошлого и будущего, есть лишь настоящее, по-разному отражаемое в челов. разуме. А. разделял субъективное (протяжение) и объективное (соотношение вещей) понятие времени. Бог творит мир не произвольно, а сообразуясь с разумом и благом, но поскольку он создал его из ничего, совершенство мира наталкивается на ограниченность челов....
4. Большой толковый словарь по культурологии. ЛИХАЧЕВ
Входимость: 4. Размер: 21кб.
Часть текста: искажение прежней одухотворенности и эстетич. гармонии в искусстве и в жизни. Среди школьных преподавателей Л. были будущий известный востоковед А. Ю.Якубовский (история), брат Л. Андреева П.Н. Андреев (рисование), друг А. Блока Е.П. Иванов (лит. кружок) и др., но филол. путь Л. определил Л.В. Георг (словесность), одаренный, по словам его благодарного ученика, "всеми качествами идеального педагога". В занятиях кружков по лит-ре и философии принимали участие многие педагоги; приходили и "посторонние" лит-веды и философы - А.А. Гизетти, С.А. Алексеев (Аскольдов). От Алексеева Л. усвоил идею идеосферы или концептосферы, образующей смысловое пространство человеч. существования и духовного развития. Немаловажную роль в становлении ученого-гуманитария сыграли избрание его отца заведующим электростанцией Первой гос. типографии (впоследствии Печатного Двора) и переезд на казенную квартиру при типографии, что обусловило раннее знакомство Л. с издат. и типогр. делом; в театральном зале типографии состоялся знаменитый диспут наркома Луначарского (см. Луначарский ) с обновленческим митрополитом А.И. Введенским (см. Введенский ) на тему, "есть Бог или нет" (на к-ром присутствовал и Л.). Большое значение для будущего филолога имело то обстоятельство, что на протяжении неск. лет на квартире отца Л. хранилась уникальная библиотека тогдашнего директора ОГИЗа И.И. Ионова, содержавшая раритеты 18 в., редкие издания 19 в., рукописи, книги с автографами Есенина, А. Ремизова, А. Толстого и др. Здесь Л. впервые ощутил себя читателем и исследователем книжных и рукописных древностей, впервые приобщился к высокой духовности, запечатленной в слове, почувствовал себя библиофилом, хранителем культуры. В 1923 Л. поступил на ф-т обществ. наук в Петроград. (позднее Ленинград.) ун-т, где обучался на этнолого-лингвистич. отделении сразу в двух секциях - романо-герм. и славяно-русской. ...
5. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А"
Входимость: 4. Размер: 128кб.
Часть текста: Гераклом на месте гибели сына Гермеса Абдера: отняв у фракийского царя Диомеда коней-людоедов, Геракл отдал их охранять Абдеру, и тот стал их жертвой. В А. родились философы Демокрит и Протагор. В классической Элладе эпитетом «абдерит» называли простака, наивного, недалекого человека. АБОРИГЕНЫ, АБОРИГИНЫ АБОРИГЕНЫ, АБОРИГИНЫ (от лат. ab origine - с начала) коренные жители страны или области. Первоначально древнейшее население Средн. Италии, осевшее в устье р. Тибр, называлось латинами - по имени царя Латина. Маяк И.Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. М., 1983. С. 54-63, 68-72, 83-86. АВГИЙ АВГИЙ (греч. Augeas , Augeias ) в греческой мифологии царь Элиды, сын бога солнца Гелиоса (или Посейдона, Форбаса, Элея) и дочери царя Нелея Гирмины; владел неисчислимыми стадами скота, стойла которого не чистились 30 лет. Геракл их вычистил за один день: выгнал табун на пастбище, провел ров от р. Алфей и пустил в конюшни воду, которая смыла все нечистоты. В переносном смысле выражение «авгиевы конюшни» означает запущенное, захламленное помещение. АВГУРЫ АВГУРЫ (лат. augures ) - члены римской коллегии жрецов (авгурата), которые предсказывали будущее по полету птиц и их поведению. Согласно преданию, коллегия а. была учреждена Ромулом и вначале состояла из патрициев; в 300 г. до н.э. на основании Огульниева закона в нее получили доступ и плебеи; пополнялись путем кооптации, а с 154 г. до н.э. на основании Домициева закона - путем избрания 17 трибами, выбранными по жребию. Авгурат был пожизненным; авгур носил богатую одежду и изогнутый посох. С помощью специальных ритуалов (ауспиций) а. истолковывали волю богов - их согласие или несогласие с действиями людей. А. могли даже отложить проведение народного собрания, произнеся формулу «Alio die!» («В другой день!»). Принадлежность к а. высоко ценилась...
6. Культурология XX век энциклопедия
Входимость: 4. Размер: 48кб.
Часть текста: ШКОЛА АНТРОПОЛОГИЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ АНЦИФЕРОВ Николай Павлович (1889-1958) АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977) АРТЕФАКТ (от лат. - искусственно сделанный) АРТЕФАКТ КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕОЛОГИЯ АРХЕТИП (греч.) АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ АССИМИЛЯЦИЯ АССМАН (Assmann) Ян (р. 1938) АТТАЛИ (Attali) Жак (р. 1943) АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АУЭРБАХ (Auerbach) Эрих (1892-1957) АФРОЦЕНТРИЗМ Б   БАЛЛИ (Bally) Шарль (1865-1947) БАРНС (Barnes) Харри Элмер (1889-1968) БАРТ (Barthes) Ролан (1915-1980) БАРТ (Barth) Томас Фредерик Вейбю (р. 1928) БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) БАШЛЯР (Bachelard) Гастон (1884-1962) БЕЙТСОН (Bateson) Грегори (1904-1980) БЕЛЛ (Bell) Дэниел (р. 1919) БЕЛЫЙ Андрей (БУГАЕВ Борис Николаевич) (1880-1934) БЕНВЕНИСТ (Benveniste) Эмиль (р. 1902-1976) БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) БЕНН (Benn) Готфрид (1886-1956) БЕНУА (Benoist) Ален де (р. 1947) БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (1892-1940) БЕРГЕР (Berger) Питер Людвиг (р. 1929) БЕРГСОН (Bergson) Анри (1859-1941) БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) БИДНИ (Bidney) Дэвид (1908-1987) БИЛЗ (Beals) Ральф Леон (1901-85) БИОГРАФИЯ БИХЕВИОРИЗМ БИЦИЛЛИ Петр Михайлович (1879-1953) БЛАНШО (Blanchot) Морис (р. 1907) БЛОК Александр Александрович (1880-1921) БЛОК (BIoch) Марк (1886-1944) БОАС (Boas) Франц (1858-1942) БОГАТЫРЕВ Петр Григорьевич (1893-1971) БОДИ-АРТ (body art - англ.: телесное искусство) БОДРИЙЯР (Baudrillard) Жан (p. 1929) БОЙМЛЕР (Baeumler, Baumler)...
7. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БИБ"-"БЮР")
Входимость: 4. Размер: 51кб.
Часть текста: страница Статьи на букву "Б" (часть 2, "БИБ"-"БЮР") БИБЛИЯ БИБЛИЯ (греч. biblia - книги) - свод священных книг христиан. Состоит из книг Ветхого завета (считаются священными у иудеев) и Нового завета. Книги Ветхого завета создавались на протяжении XIII-II вв. до н.э. По преданию, их перевод с древнееврейского и арамейского на древнегреч. язык был сделан в эллинистич. Египте при царе Птолемее II Филадельфе (282-246 до н.э.). Это т.наз. Септуагинта (лат. septuaginta - семьдесят), выполненная 70 переводчиками. Книги Нового завета были созданы на протяжении I - нач. II в. н.э. и написаны на древнегреч. языке. 27 книг Нового завета были окончательно и повсеместно признаны христиан, церквами в качестве канонических в IV-V вв. н.э. Древнейший перевод Б. на латынь (Itala) был сделан во II-III вв. н.э., и им пользовались христиане Рим. империи. В конце IV - нач. V в. Иеронимом был сделан новый перевод библ. книг на лат. язык (Вульгата). В отличие от Италы в Вульгате дается перевод книг Ветхого завета не с Септуагинты, а с древнеевр. текста. В последующие века перевод Иеронима был завершен (поначалу там не было посланий апостолов и Откровения Иоанна) и во многих местах исправлен. Именно Вульгата в средние века стала в католич. церкви официальным и обязательным переводом, что, в частности, зафиксировал в своих решениях Тридентский собор в 1546 г. В Зап. Европе переводы Б. на нац. языки появились еще в античности. Так, епископ Ульфила перевел Б. на готский язык. Но в дальнейшем, начиная с папы Григория VII (1080), использование нац. языков при чтении Б. и в богослужении было строго запрещено. Единственным языком Б. и богослужений в римско-католич. церкви...
8. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Г"
Входимость: 4. Размер: 88кб.
Часть текста: поражение от далматов и там же умер. ГАВГАМЕЛЫ ГАВГАМЕЛЫ - см. Александр Македонский. ГАДЕС (АИД) ГАДЕС (АИД) (лат. Gades , греч. Gadeira ) финикийская колония в Испании (совр. Кадис), основанная, по преданию, в 1100 г. до н.э. После 2-й Пунической войны она добровольно перешла под власть Рима. По числу жителей Г., бывший центром международной торговли со странами Атлантического побережья, уступал только Риму. ГАЛАТЕЯ ГАЛАТЕЯ (греч. Galateia ) в греческой мифологии морская нимфа, дочь бога Нерея, возлюбленная пастуха Акида, убитого из ревности Полифемом. По преданию, скульптор Пигмалион создал прекрасную статую Г., которая ожила и стала его возлюбленной. ГАЛАТИЯ ГАЛАТИЯ (лат. Galatia ) область в центре Малой Азии, часть Большой Фригии, которую заняли кельты ( галаты ), перекочевав из Иллирии и Паннонии. Жители Г. служили наемниками в армиях эллинистических царей, занимались скотоводством и земледелием, производили высококачественную овечью шерсть. В 25 г. до н.э. Г., находившаяся до того в зависимости от Рима, стала римской провинцией. ГАЛАТЫ ГАЛАТЫ - см. Галатия , Кельты . ГАЛЕН, КЛАВДИЙ ГАЛЕН, КЛАВДИЙ (лат. Claudius Galenus ) (129 - 199 н.э.) выдающийся врач античности, последователь медицинской школы Гиппократа,...
9. ЛИХАЧЕВ Дмитрий Сергеевич (р. 1906)
Входимость: 4. Размер: 19кб.
Часть текста: искажение прежней одухотворенности и эстетич. гармонии в искусстве и в жизни. Среди школьных преподавателей Л. были будущий известный востоковед А. Ю.Якубовский (история), брат Л.Андреева П.Н.Андреев (рисование), друг А.Блока Е.П.Иванов (лит. кружок) и др., но филол. путь Л. определил Л.В.Георг (словесность), одаренный, по словам его благодарного ученика, “всеми качествами идеального педагога”. В занятиях кружков по лит-ре и философии принимали участие многие педагоги; приходили и “посторонние” лит-веды и философы — А.А.Гизетти, С.А.Алексеев (Аскольдов). От Алексеева Л. усвоил идею идеосферы или концептосферы, образующей смысловое пространство человеч. существования и духовного развития. Немаловажную роль в становлении ученого-гуманитария сыграли избрание его отца заведующим электростанцией Первой гос. типографии (впоследствии Печатного Двора) и переезд на казенную квартиру при типографии, что обусловило раннее знакомство Л. с издат. и типогр. делом; в театральном зале типографии состоялся знаменитый диспут наркома Луначарского с обновленческим митрополитом А.И.Введенским на тему, “есть Бог или нет” (на к-ром присутствовал и Л.). Большое значение для будущего филолога имело то обстоятельство, что на протяжении неск. лет на квартире отца Л. хранилась уникальная библиотека тогдашнего директора ОГИЗа И.И.Ионова, содержавшая раритеты 18 в., редкие издания 19 в., рукописи, книги с автографами Есенина, А.Ремизова, А.Толстого и др. Здесь Л. впервые ощутил себя читателем и исследователем книжных и рукописных древностей, впервые приобщился к высокой духовности, запечатленной в слове, почувствовал себя библиофилом, хранителем культуры. В 1923 Л. поступил на ф-т обществ, наук в Петроград. (позднее Ленинград.) ун-т, где обучался на этнолого-лингвистич. отделении сразу в двух секциях — романо-герм. и славяно-русской. Однокурсниками Л. были И.И.Соллертинский (музыковед, театровед и критик), И.А.Лихачев (будущий...
10. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА (от франц. - отборное, выбранное, лучшее)
Входимость: 3. Размер: 21кб.
Часть текста: или массовой культуре в широком смысле (во всех ее истор. и типологич. разновидностях — фольклору, народной культуре, офиц. культуре того или иного сословия или класса, гос-ва в целом, культурной индустрии технократич. об-ва 20 в. и т.п.). Более того, Э.к. нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта (включая их пародирование, осмеяние, иронию, гротеск, полемику, критику, опровержение), на демонстративной самоизоляции в целом нац. культуры. В этом отношении Э.к. — характерно маргинальный феномен в рамках любого истор. или нац. типа культуры и всегда — вторична, производна по отношению к культуре большинства. Особенно остро стоит проблема Э.к. в об-вах, где антиномия массовой культуры и Э.к. практически исчерпывает все многообразие проявлений нац. культуры как целого и где не сложилась медиативная (“срединная”) область общенац. культуры, составляющая ее осн. корпус и в равной мере противостоящая поляризованным массовой и Э. культурам как ценностно-смысловым крайностям. Это характерно, в частности, для культур, обладающих бинарной структурой и склонных к инверсионным формам истор. развития (рус. и типологически ей близкие культуры). Различаются полит, и культурные элиты; первые, называемые также “правящими”, “властными”, сегодня, благодаря трудам В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса, Ч.Р. Миллса, Р. Милибанда, Дж. Скотта, Дж. Перри, Д. Белла и др. социологов и политологов,...