Поиск по материалам сайта
Cлово "AMOR"
Входимость: 12. Размер: 35кб.
Входимость: 3. Размер: 68кб.
Входимость: 3. Размер: 28кб.
Входимость: 2. Размер: 27кб.
Входимость: 2. Размер: 43кб.
Входимость: 1. Размер: 134кб.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Входимость: 1. Размер: 70кб.
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Входимость: 1. Размер: 74кб.
Входимость: 1. Размер: 40кб.
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 12. Размер: 35кб.
Часть текста: П Р С Т У Ф Ч Ш ТРУБАДУРЫ ТРУБАДУРЫ - - общее наименование лирических поэтов Окситании (т.е. областей юга Франции, говорящих на окситанском наречии langue d'oc - Прованса, Перигора, Лимузена, Оверни, Гаскони, Тулузена и др.) кон. XI-XIII вв., писавших на народном языке. Слово trobador происходит от романского глагола trobar, означающего «находить», «изобретать новое»; в поэтической практике Т.ов этот глагол (в субстантивированной форме) обладал семантикой, близкой к современному понятию «стиль»: манера, способ создавать поэтические произведения; таким образом, trobador - это стихотворец, поэт. Искусство Т.ов было лирическим в античном смысле, т.е. имело синкретический характер: будучи одновременно поэтами и музыкантами, они писали мелодии к своим стихам, а иногда и сами исполняли их, аккомпанируя себе на инструменте типа виолы или лиры; блестящую формулу подобного синкретизма дал один из поздних Т.ов Фолькет Марсельский: строфа без музыки -все равно что мельница без воды. Т.ы явились родоначальниками европейской лирики на народном языке, иными словами, создателями первого в Европе народного поэтического языка, функционально эквивалентного латыни: благодаря их творчеству langue d'oc, именуемый также «провансальским» или «лимузенским» языком, превратился в язык поэзии par excellence....
Входимость: 3. Размер: 68кб.
Часть текста: ума и чувств. П. состоит из трёх субстанций - гун, которые, постоянно изменяясь, порождают страдание, радость, безразличие. П. характеризуется необусловленностью, вечностью, вездесущностью. Соединившись с пурушей, П. нарушает равновесие и вызывает эволюцию мира. в. т. ПРАКСИФЕЯ ПРАКСИФЕЯ - Пракситея (Πραξιθέα), в греческой мифологии: 1) дочь Теспия, родившая от Геракла Нефа (Apollod. II 7, 8); 2) жена афинского царя Эрехфея, пожертвовавшая своими дочерьми ради победы афинян в войне с Элевсином (Lycurg. 98 след.); 3) наяда, жена афинского царя Эрихтония, мать Пандиона (Apollod. Ill 14, в). а. т.-г. ПРАТЬЕКАБУДДА ПРАТЬЕКАБУДДА (санскр. pratyekabuddha, пали paccekabuddha, «будда для самого себя»), в буддийской мифологии тот, кто достиг нирваны, но не проповедует дхарму. П. появляются в те же самые кальпы, что и будды, но они никогда не встречают будд. Одновременно может существовать неограниченное число П. Лит.: Charpentler J., Studien zur indinchen Erzahlungaliteratur, T. 1 - Paccekabudd-hageachichten, Uppsala, 1908. Л. М. ПРАХ КЕТ МЕАЛЕА ПРАХ КЕТ МЕАЛЕА - в кхмерской мифологии принц, для которого был выстроен ансамбль Ангкора. Сын правителя Индрапасты (здесь как название Кампучии) П. К. М. обладал изумительной красотой и моральными совершенствами. Сам Энтреа (Индра) спустился к нему на землю и забрал его на небо. Но райские существа теводы не могли перенести запаха человека. Тогда Энтреа велел божественному архитектору Пуснуке воздвигнуть на земле дворец, аналогичный небесному. Бык...
Входимость: 3. Размер: 28кб.
Часть текста: могилы и реликвии. Memoria занимает центральное место и в светской сфере правовой и институциональ-ной легитимации с ее зависимостью от consuetudo, обычая, и прецедента. В английских судах, французских enquêtes или немецких Weistümer от присяжных ожидают обоснования фактами прошлого реалий настоящего и будущего. Наконец, memoria находится в центре христианской антропологии Августина, считавшего человеческий разум состоящим из intelligentia (понимания), amor (любви) и memoria - говоря словами Г. Ладнера, «П.и о грехопадении и Боге, вольной или невольной, которая является мостом, связующим вневременное совершенство триединого творца и временную природу несовершенного творения». К этой множественности смыслов понятия memoria возможно подступиться с трех сторон. Социальная П. может быть рассмотрена в качестве процесса, посредством которого общество актуализирует и переформулирует свое восприятие прошлого как неотъемлемой составляющей своей идентичности. Понятая таким образом социальная П. включает литургическую практику memoria, историографию, генеалогию, устную традицию и другие формы культурного производства и воспроизводства, в рамках которых индивиды и группы соприкасаются с прошлым. Кроме того, история П.и - это практики тренировки П.и, т. е. мнемонические техники, помогающие интеллектуалам запоминать и вспоминать информацию. Наконец, существенный аспект истории П.и -теории П.и, в особенности теории Платона и затем Аристотеля, давшие ключевые элементы средневековой антропологии, гносеологии и теологии. Данную проблематику...
Входимость: 2. Размер: 27кб.
Часть текста: процессе переживаний, связанных с его созерцанием и слиянием с ним уже в земной жизни. Путь к высшей цели М.и - соединению души с Богом (unio mystica) - лежит через аскезу и медитацию. Он предполагает даруемые индивиду специфические формы познания - явления, видения, сверхъестественные голоса, обретение стигматов, сладостные ощущения и т.д. Эти формы религиозных переживаний и/или путь к ним являются темами различного рода текстов, отражающих, с одной стороны, практический опыт М.и (например, автобиографические повествования, прежде всего описания видений и откровений, памятники агиографии и т.п.), а с другой - спекулятивные, теоретические рассуждения о смысле и природе мистического опыта (трактаты, комментарии и пр.). Отдельные тексты нередко демонстрируют соединение этих предметов повествования. 1. Сочинения, открывающие историю европейской религиозной М.и, опирались на духовный и интеллектуальный опыт поздней античности и раннего христианства. Труды Августина (354-430) («Исповедь») и Григория Великого (ок. 540-604) (Moralia in lob), стоящие у истоков западноевропейской христианской мистической традиции, в сущности являются продолжением позднеантичной неоплатонической М.и видений, в то время как Иоанн Кассиан (Collationes) находится под влиянием опыта практической созерцательной М.и отцов-пустынников. Традиция религиозной М.и, однако, практически пресекается в эпоху раннего средневековья; этот период характеризуется полным отсутствием свидетельств практической М.и, и лишь единичные примеры спекулятивных теоретических рассуждений о мистическом опыте позволяют говорить о сохранении и эволюции интеллектуального и духовного наследия предшествующей эпохи. В частности, важнейшим свидетельством тому являются переводы сочинений...
Входимость: 2. Размер: 43кб.
Часть текста: название многих греческих рек. см. особенно Argos, Аргос , 3. ЭРАСИНИД ЭРАСИНИД - Erasinĭdes, Έρασινίδης, 1. афинский полководец, который в 406 г. до Р. X. после одержанной победы в морском сражении при Аргинусах, в Афинах был закован вместе с четырьмя своими товарищами по службе в цепи за то, что замедлил предать земле мертвых и спасти потерпевших кораблекрушение, и приговорен был совершенно незаконно к смерти. Демагог Архедам обвинил его сперва за несохранение общественных сумм и за неисполнение своих обязанностей во время своей стратегии. Хеn. Hell. 1, 5, 16. 6, 16. 7, 2, 29; 2. военачальник коринфский, помогавший сиракузянам против афинян во время Пелопоннесской войны. Thuc. 7, 7. ЭРАСИСТРАТ ЭРАСИСТРАТ - Erasistrătos, Έρασίστρατος, 1. афинянин, сын Феакса и, вероятно, тот самый, который упоминается во время владычества «тридцати» в Афинах. Thuc. 5, 4. Хеn. Hell. 2, 3, 2; 2. известный врач из Июлисана Кеосе, ок. 304 г. до Р. X. был...
Входимость: 1. Размер: 134кб.
Часть текста: стреле, полученной в дар от Аполлона; жил около 570 г. до Р. X. АБДЕРЫ Абдеры (Abdera, τά Αβδηρα). Город во Фракии, близ устья реки Неста. Это место рождения Демокрита, Протагора, Анаксарха и других замечательных людей. Несмотря на это, Абдеры считались городом глупцов и "абдерит" было прозвищем нелестным. АБЕЛЛА Абелла или Авелла (Abella = Avella, Άβέλλα). Халкидская колония в Кампании, славившаяся своими яблоками, за что Виргилий назвал ее malifera, т. е. приносящая яблоки. АБИДОС Абидос (Abydus, Αβυδος). 1) Город в Египте, известный храмом Осириса, развалины которого сохранились до настоящего времени, а также оракулом. 2) Город на Геллеспонте, известный любовью Геро и Леандра (см. Леандр ). Отсюда Ксеркс начал строить мост из лодок для перехода персидского войска в Грецию. АБИИ Абии (Abii, Αβιοι). Народ, упоминаемый Гомером, вероятно, живший во Фракии. Они питались молоком, отличались целомудрием и нелюбовью к войне. АБИЛА Абила (Abila) 1) Город в Целе-Сирии, впоследствии Клавдиополь. (Abyla) 2) Гора в Африке против мыса Кальпе в Испании (ныне Гибралтар), отстоящего от нее на три мили; вместе с мысом Кальпе гора Абила составляла Геркулесовы столбы. АБНОБА-МОНС Абноба-Монс (Abnoba-Mons). Древнее название Шварцвальденского хребта в Германии. АБОРИГЕНЫ Аборигены или Автохтоны (Aborigines,...
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Часть текста: термин впервые употреблен Гартманом фон Ауэ ок. 1195 г. и восходит к cлову Minne - средневерхненемецкому обозначению понятия, эквивалентного Fin'Amors трубадуров и проникшего вместе с куртуазным стилем жизни в Германию непосредственно из Прованса или через Северную Францию. Деятельность М.ов, связанная с возвышением светских дворов как центров культуры, обусловлена сознательными усилиями независимой германской аристократии определить свои эстетические идеалы и модели поведения. Экстра- и интралитературные данные свидетельствуют о том, что в XII- нач. XIII в. лирика М.ов развивалась как аристократическое искусство, достояние знати и феодальных дворов. На высокий социальный статус поэта в обществе указывают сохранившие немецкую поэзию рукописи, в которых упоминаются титулы (император, герцог, граф, маркграф); существование жанра королевских панегириков, особенно распространенных в XIII в.; обращение к придворной аудитории в самой поэзии М.ов; язык и образная система любовной лирики, рожденная рыцарской культурой. Сохранились произведения М.ов, принадлежащих к высшей феодальной знати: императора Генриха VI, Фридриха фон Хаузен, барона и советника Фридриха Барбароссы, Рудольфа фон Фе-нис, графа Нойенбургского. Документально засвидетельствовано, что при императорском дворе М.ы (Бернгер фон Горнхайм, Блиггер фон Штайнах, Отто фон Ботенлоу-бен, Буркхард фон Хоэнфельз и Готфрид фон Нейфен) творили и в XIII в. М.ы воспринимались как принадлежащие к феодальной знати и иллюстраторами рукописей. На многочисленных миниатюрах в дошедших до нас рукописях (Краткая Гейдельбергская рукопись, ок. 1300 г.; Вейнгартенская - Штутгартская рукопись, 1310/1340 гг.; Большая Гейдельбергская рукопись, называемая также кодексом Manesse, 1300/1340 гг.), представляющих М.ов на рыцарских турнирах, на охоте, на пиру с чашей вина, с возлюбленной, каждый поэт изображен с гербом - знаком принадлежности к знати. Взгляд...
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: Э. обобщил в фундаментальном труде «Дворец Миноса в Кносе» (Лондон. Т.1-5. 1921 - 1936), где он систематизировал все находки на Крите и дал периодизацию критской культуры, назвав ее по имени легендарного царя Миноса минойской: раннеминойский период (3000 - 2200 до н.э.), среднеминойский период (2200 - 1600 до н.э.) и позднеминойский период (1600 - 1200 до н.э.). Этой периодизацией пользуется и совр. историческая наука. Evans J. Scripta Minoa. V.1-2. Oxf., 1909-1952; Evans J. The palace of Minos. V.1-5. London, 1921-1936; Немировский А.И. Нить Ариадны: Из истории классической археологии. Воронеж, 1989. С. 42-51. ЭВКЛИД (ЕВКЛИД) ЭВКЛИД (ЕВКЛИД) (греч. Ευκλείδης Eukleides ). 1. Афинский архонт 403/402 г. до н.э, при котором афиняне официально приняли ионийский алфавит из 24 букв. 2. Э. из Мегары (450 - 380 до н.э.) - ученик Сократа и его последователь. 3. Э. из Александрии (ок. 365 - 300 до н.э.) - греческий математик, автор первого теоретического трактата по математике «Начала» (лат. «Элементы»), содержащего изложение планиметрии, стереометрии и теории чисел....
Входимость: 1. Размер: 70кб.
Часть текста: Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница Следующая страница Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИВ"-"ДОГ") ДИВ ДИВ - дива, в восточнославянской мифологии персонаж. Упомянут в средневековых «Словах»-поучениях против язычества (в форме «дива») и дважды в «Слове о полку Игореве»: приурочен к верху дерева («Дивъ кличетъ връху древа») и спускается вниз («уже връжеся дивъ на землю»). Демон и женский мифологический персонаж со сходным именем известен у западных славян (чеш. divy muž, diva žena, польск. dzivožona; сербо-лужицк. dziwja žona, dŸiwica, обычно связываемые с лесом), а также у южных славян (болг. самодива, синонимичное самовиле, см. Вилы ). Слово первоначально было связано, с одной стороны, с русским «диво» и родственными славянскими обозначениями чуда, с другой стороны - со славянскими и балтийскими словами в значении «дикий», происходящими из «божий»: ср. укр. дивий - «дикий», старослав. «дивии», болг. «див», польск. dziwy, «дикий» при латыш. dieva zuosis, «дикий гусь» - первоначально в значении «гусь бога»; ср. также родственное хеттское šiu - «бог» в šiunaš huitar, «животные богов», т. е. «дикие звери»; и типологические кетские параллели - Esdδ Sel, «дикий олень», т. е. «олень бога Эся». Развитие в славянском отрицательных значений типа «дикий» иногда связывают с влиянием иранской мифологии, в которой родственное слово из общеиндоевропейского значения «бог» (см. также Дый ) превратилось в обозначение отрицательного мифологического персонажа - дэва (см. Дэвы ). В значении «бог» у иранцев выступило переосмысленное обозначение доли (др.-инд. bhaga): ср....
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: Tiresias), легендарный слепой прорицатель из Фив. Однажды он увидел двух змей, одну из которых убил, превратившись при этом в женщину. Потом он убил вторую змею и превратился опять в мужчину. Зевс и Гера задали Т. вопрос, кому любовь приносит больше наслаждения - мужчине или женщине. Т. ответил, что женщине, и Гера, разгневавшись, ослепила его. Зевс же наделил Т. даром прорицания и даром сохранять после своей смерти разум. По другим версиям, он был ослеплен, т. к. выдавал тайны богов. Есть еще версия: Т. был ослеплен Афиной, которую увидел купающейся. ТИРИБАЗ ТИРИБАЗ (Tiribazos), перс, сатрап в Сардах, вел переговоры о заключении мира со спартанцем Анталкидом, в результате которых в 386 до н. э. был подписан Анталкидов мир. ТИРИДАТ ТИРИДАТ - имя парфянских и армянских царей. Т. II, парфянский узурпатор, выступил в 32 до н. э. против своего сводного брата Фраата IV, но потерпел поражение, после чего уехал в Рим. ТИРИНФ ТИРИНФ - город с крепостью в Арголиде ( Пелопоннес ), южнее Микен. Построен во 2-й пол. 2 тыс. до н. э. Первые постройки...