Поиск по материалам сайта
Cлово "ANTIKE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь античности. Статьи на букву "К" (часть 7, "КРИ"-"КУХ")
Входимость: 2. Размер: 63кб.
2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИКА
Входимость: 1. Размер: 62кб.
3. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ПРЕКРАСНОЕ
Входимость: 1. Размер: 36кб.
4. Словарь средневековой культуры. МОНАШЕСТВО
Входимость: 1. Размер: 50кб.
5. Словарь средневековой культуры. EXEMPLUM
Входимость: 1. Размер: 16кб.
6. Словарь средневековой культуры. ПАЛОМНИЧЕСТВО
Входимость: 1. Размер: 23кб.
7. Словарь средневековой культуры. ПАПСТВО
Входимость: 1. Размер: 46кб.
8. Словарь средневековой культуры. МОНАРХИЯ
Входимость: 1. Размер: 51кб.
9. Мифы народов мира. ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 52кб.
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 5, "ПОД"-"ПРА")
Входимость: 1. Размер: 44кб.
11. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "К"
Входимость: 1. Размер: 81кб.
12. Словарь средневековой культуры. СОБОР ЦЕРКОВНЫЙ
Входимость: 1. Размер: 18кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь античности. Статьи на букву "К" (часть 7, "КРИ"-"КУХ")
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Часть текста: Несмотря на прочные культурные связи с Ближним Востоком, прежде всего с Египтом, К. - м. к. сохраняла свою самобытность. Политич., экономич. и культурная жизнь крито-микенских государств нашла отражение в дворцовых сооружениях и городских постройках Крита и Микен; наряду с ними существовали, однако, сельские поселения с соответствующим способом производства. С 1900 начались системагич. раскопки Кносского дворца под руководством Артура Эванса, в ходе которых была открыта минойская кулыура. На основании стратиграфия, характеристик Кносса и многочисл. корреляций с хронологией Египта Эвансом была построена периодизация минойской культуры, от которой ученые не отказываются и поныне. В слоях, следовавших за неолитич. и энеолитич., Эванс выделил три периода, между которыми, однако, нет резкой границы - они почти незаметно переходят один в другой: раннеминойский, или преддворцовый, период (2600 - 2000 до н. э.); среднеминойский, или др. дворцовый, период (2000 - 1700 до н. э.); среднеминойский, или новый дворцовый, период (1700 - 1400 до н. э.); позднеминойский, или последворцовый, период (1400 - 1150 до н. э.). К раннему периоду относятся остатки круглых погребальных сооружений (толосов) в Мессаре, шлифованные каменные сосуды, статуэтки культового назначения, золотые украшения и первые образцы печатей. Знамениты керамич. изделия этого периода - сосуды, украш. орнаментом в виде пятен (Василики), или полос (Пиргос). К др. дворцовому периоду восходят дворцовые постройки в Кноссе и Фесте, которые после случившейся на Крите катастрофы в 18 в. до н. э. (возможно, землетрясения) были отстроены заново, так же как и другие резиденции властителей в Агия Триада, Амнисе, Гурнии и т. п.; вплоть до 15 в. до н. э. их облик оставался более или менее постоянным. Для этого периода характерен расцвет минойской керамики стиля «камарес» (19 - 18 в. до н. э.). Изображения на печатях,...
2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИКА
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее - с его духовной Первопричиной, для верующих - с Богом. Термин «Э.» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле - для обозначения эстетической составляющей Культуры (см.: ПОСТ- )и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т. п. Главные категории Э.: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, игра. Эстетический опыт с глубокой древности был присущ человеку и получил свое первоначальное выражение в протоэстетической практике архаического человека - в первых попытках создания тех феноменов, которые сегодня мы относим к сфере искусства, в стремлении украсить свою жизнь, предметы утилитарного употребления и т. п. В дальнейшем эстетический опыт и эстетическое сознание наиболее полно воплощались в искусстве, культовых практиках, обыденной жизни. Однако уже в древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции стали появляться специальные трактаты по искусству и философские...
3. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ПРЕКРАСНОЕ
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Часть текста: В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я ПРЕКРАСНОЕ ПРЕКРАСНОЕ - Одна из главных этно-социо-исторически детерминированных категорий классической эстетики, характеризующая традиционные эстетические ценности, выражающая одну из основных и наиболее распространенных форм неутилитарных субъект-объектных отношений, генерирующих в реципиенте эстетическое наслаждение (см.: Эстетическое ) и комплекс вербально-смысловых образований в семантических полях совершенства, оптимального духовно-материального бытия, идеала и идеализации. Наряду с благом и истиной П. - одно из древнейших сущностных понятий культуры, богословия, философской мысли. В имплицитной эстетике с древнейших времен термины «П.» и «красота» употреблялись в контекстах космологии, метафизики, богословия и практически - как синонимы, хотя, «П.» чаще использовался в качестве широкой оценочной категории, а «красота» - для обозначения совершенства универсума и его отдельных составляющих, т. е. носил праонтологический характер. В средиземноморском ареале представления о красоте и П. восходят к древнеегипетской культуре. Уже во II тысяч. до н. э. мы встречаем множество текстов, в которых П. (нефер) выступает высшей характеристикой богов, фараонов, людей, предметов окружающего мира. При этом в человеке (особенно в женщине)...
4. Словарь средневековой культуры. МОНАШЕСТВО
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Часть текста: Нового Завета отсутствует какая-либо разработанная система христианской аскезы, не упомянуты там и монахи. Однако Иисус учил о тщете всего мирского и призывал следовать за собой, оставив имущество и родных во имя стократного воздаяния (Мат. 19, 10-12, 27-28; Map. 6, 7-9; 10, 17-31; Лук. 12, 22-31). Утверждение бренности «образа мира сего» соседствовало в Писании с предостережением близости конца света (1 Кор. 7,29,31). Отрицая дуализм души и тела, видя в них единое творение Бога, христианство признавало, что человек должен победить не плоть, но свою гордыню и себялюбие во имя любви к Богу. В действительности христианство заимствовало у различных дуалистических учений поздней античности формы неистовой борьбы с плотью, которые впоследствии нередко превалировали в практике М.а, особенно в ситуации обострения эсхатологических ожиданий. Это, в частности, привело к отождествлению аскетов, а затем монахов с мучениками «мирного времени» (когда гонения на христиан уже прекратились) и определило высокий авторитет М.а среди мирян и в церкви. Стремление следовать Христу, понимавшееся прежде всего как выход из системы традиционных социальных связей ради связи (лат. religio) с сакральным (отсюда частое обозначение монахов как religiosi), с ростом христианских общин в III-IV вв. обусловило разрыв аскетов с общиной (в которой неизбежно происходило усреднение христианского идеала) и уход, по примеру Христа, in desertum, в пустыню (Мат. 4), где и конституируется М.о как институт, обособленный от остальной церкви. Еще авторы житий первых монахов подчеркивали своеобразный эгоизм...
5. Словарь средневековой культуры. EXEMPLUM
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: спасительного урока» (Ж.Ле Гофф). E.um, применявшийся в античной литературе (Валерий Максим и др.), представлял собой повествование о герое или выдающемся человеке, жизнь которого могла послужить образцом для подражания. Его функции меняются при переходе в состав средневековой латинской словесности, со времен папы Григория Великого (VI в.) он становится существенным элементом церковной дидактики. В контексте проповеди или сочинения морального свойства E.um был призван иллюстрировать рассуждения общего характера и делать их более наглядными и убедительными. Е.а широко распространены в трудах средневековых философов и писателей (например, у Иоанна Солсберийского). В отличие от античных образцов, средневековые Е.а редко говорят о знаменитых людях и героях; в соответствии с их нравоучительной функцией персонажи церковных Е.а, как правило, анонимны и представляют собой некие человеческие типы. В центре внимания средневековых Е.а - не конкретная личность, но специфическая ситуация. E.um как демонстрация определенного типа поведения играл огромную роль в средневековой культуре; он должен был являть собой либо норму, коей надлежало подражать, либо положение, которого следовало бы избегать. Жизнеописание в средневековой литературе - не столько связная биография, сколько именно серия Е.а. Так, «История моих бедствий» Абеляра по сути дела представляла собой рассказ о критических эпизодах его жизни, поучительных именно в качестве Е.а. Средневековый...
6. Словарь средневековой культуры. ПАЛОМНИЧЕСТВО
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: источник чуда; во время паломнических путешествий паломники часто бывали свидетелями чудес и надеялись на помощь святого - исцеление и пр. Многие паломнические путешествия предпринимались с целью добыть реликвии, а многие центры культа святых стали широко известны благодаря паломникам. В христианской традиции немало святых заслужили почитание в качестве совершенных паломников, а само П.о, добровольное изгнание, воспринималось как путь к святости. Древнее латинское слово peregrinatio употреблялось в двух значениях, о чем, в частности, говорит Данте: в узком смысле пилигрим (паломник) есть тот, кто идет к дому святого; в широком смысле peregrinus - тот, кто находится на чужбине, чужеземец, изгнанник. В этом смысле и Авраам, покинувший страну, в которой он родился, ради земли, обетованной Богом, - peregrinus. Исход ветхозаветных евреев, покинувших Египет, пересекших Красное море и блуждавших в пустыне в поисках земли обетованной, трактовался в христианской культуре символически. Подобно ветхозаветным евреям, христиане ищут небесный Иерусалим, но теперь народ...
7. Словарь средневековой культуры. ПАПСТВО
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: смерть за веру. В Риме, согласно легенде, пал жертвой гонений и другой апостол - св. Павел, почитавшийся одним из крупнейших учителей христианства. То обстоятельство, что в вечном городе действовали сразу два прославленных апостола Христа, представлялось, в глазах ранних христиан, надежной гарантией того, что и преемники апостолов - римские епископы - сохранили правильное вероучение. В ситуации, когда христианское учение еще только складывалось, особенно настоятельно ощущалась потребность в церковном авторитете, способном разрешить спорные вопросы и примирить враждующие стороны. В кон. II-III вв. неримскими богословами Тертуллиа-ном, Иренеем Лионским и Киприаном Карфагенским обосновывается особое положение римской кафедры как «апостольского престола», правда, в ряду других епископств, основанных также апостолами. Доктрина о примате римской кафедры над другими центрами христианства и вытекающих отсюда верховных прерогативах епископа Рима складывается только в IV-V вв. По-видимому, к этому времени и уместно относить рождение П.а как особого института в рамках христианской церкви. Симпатии императора Константина Великого (306-337) к христианству придали мощный импульс развитию еще недавно сравнительно малочисленной и маргинальной христианской общины столицы империи. На Латеранском холме Константин выстроил и богато украсил церковь Спасителя (ныне Сан-Джованни), явившуюся центром общины и остававшуюся вплоть до XV в. главным папским храмом, к которому примыкала и резиденция епископа. При строительстве церкви Константин взял за основу планировку распространенного в то время в Риме здания для общественных нужд - «базилики». Римская базилика Спасителя, вскоре прозванная caput et mater omnium ecclesiarum («главой и матерью всех церквей»), стала, по мере укрепления власти римского папы в VIII-IX вв., образцом для...
8. Словарь средневековой культуры. МОНАРХИЯ
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: отрицательно оцениваемого единоличного правления, т. е. тирании. К IV в. до н. э. μοναρχία может относиться уже к любому виду единоличного правления - у Аристотеля применяется как к «хорошей» царской власти, так и к «плохой» тирании. В латынь monarchia проникает не ранее II в. н. э., поскольку встречается впервые у Тертуллиана (ок. 160 -после 220) и Лактанция (ум. после 317). На протяжении всего средневековья на Западе Европы слова monarchia и monarcha (монарх) употребляются редко - преимущественно в ученых теоретических сочинениях. Наиболее распространенное понимание этих слов опирается на, очевидно, «римское» в своей основе представление о единоличном правлении не в отдельной стране или отдельном полисе, а во всем мире. Именно поэтому уже у Филона Александрийского (ок. 25 до н. э - 50 н. э.) «М.ей» обозначалась власть Бога над миром. Это словоупотребление было перенято христианскими апологетами, отцами церкви и использовалось средневековыми теологами для описания владычества Христа во вселенной - monarchya mundi. Тот же смысл - всемирная власть - вкладывалось в слово «М.я» и применительно к земным державам и государям. Когда Исидор Севильский (ок. 570 - 636) говорит, что монархи - это те, кто обладают «единоличной» властью (monarchae sunt, qui singularem possident principatum), как Александр у греков и Август у римлян, он, судя по выбору примеров, также подразумевает «единоличность» (singularitas) власти в пределах всей ойкумены, а не, скажем, в одном городе или стране. В немецких средневековых глоссариях слово monarcha часто переводилось как «единый государь мира» или «князь всего мира (ein einiger herre der weit, furste aller werlde). Такой традицией словоупотребления объясняется, почему средневековые авторы избегали называть monarchia многие...
9. Мифы народов мира. ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты, исполненной женственности и привлекательности, Афины Пал-лады - воительницы, относятся к определённому периоду развития Г. м. Такими периодами являются: древнейший хтонический (от греч. χθών земля), или дофессалийский, доолимпийский; фессалийский, олимпийский, классический или героический. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родовой формации складываются утончённые формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология - своего рода единственная форма первобытного мышления - гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве. Источники. Сведения о Г. м. дошли до нас в огромном количестве памятников письменной литературы: художественной и научной. Основными источниками изучения Г. м. являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Миф у Гомера излагается как объективное явление, сомнений в реальности которого у автора не возникает. Иное отношение к мифологии у Гесиода, жившего в период становления греческой полисной системы и идеологии. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагает космогоническую систему в связи с историей происхождения богов («Теогония»), обнаруживая большую склонность к хтонической мифологии. В классической лирике (7-5 вв. до н. э.), где мифология служит средством для передачи самоощущений и излияний личности, миф сам по себе в значительной мере...
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 5, "ПОД"-"ПРА")
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Часть текста: отца искусство врачевания. В историческое время почитался как герой-исцелитель главным образом в Фессалии, Карии и Южной Италии (Нот. П. II 729-733, Paus. Ill 26, 10; Strab. VI 284). в. я. ПОКОЛЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ - мифологические, способ организации времени, персонажей пантеона и героев сакральной истории. П. делятся на поколения богов, ведущие начало от первого существа (или пары существ), с которыми связан акт творения, поколения людей и промежуточные поколения (чудовищ, карликов, великанов и т. п., хотя великаны могут входить и в поколения богов; так, в греческой мифологии титаны предшествуют богам актуального пантеона). Иногда устанавливается соответствие между П. богов и П. людей (напр., греческий золотой век называют веком Крона). Сама идея П. характерна для развитых пантеонов и отчасти представляет собой способ упорядочения слишком разросшейся мифологической системы, осложнённой вариантами (вплоть до приурочения вариантов одного мифа к разным поколениям богов - в греческой традиции Афродита Урания и Афродита Пандемос отстоят друг от друга на два поколения). П. богов сменяются в большинстве случаев насильственно. Классическими примерами такого конфликта можно считать греческий и хурритский. В обоих случаях павшее (старшее) поколение богов производит новое чудовище, чтобы отомстить победителям (Рея рождает Тифона, Кумарби - Улликумме), причём это чудовище в сущности является братом предполагаемых жертв. Сходные мотивы можно найти у хеттов, шумеро-аккадцев, финикийцев. Интересный пример мифологической разработки темы П. даёт сказание о героическом детстве культурного героя - трикстера Ворона (Иель) у северо-западных индейцев-тлинкитов. Борьба молодого Иеля со старым Вороном с истоков реки Насс трактуется как месть старику, убивавшему (из страха инцеста} своих племянников и наследников. На глубинном уровне этот сюжет осмысляется как борьба космоса с...