Поиск по материалам сайта
Cлово "ARBOR"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. ЛИЧНОСТЬ
Входимость: 3. Размер: 42кб.
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 3, "LIB"-"REN")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
3. Словарь средневековой культуры. АВТОБИОГРАФИЯ
Входимость: 2. Размер: 17кб.
4. Мифы народов мира. ДРЕВО МИРОВОЕ
Входимость: 2. Размер: 26кб.
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕР"-"НИС")
Входимость: 2. Размер: 58кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. ЛЕНИН
Входимость: 1. Размер: 30кб.
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Р" (часть 1, "РА"-"РЕТ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 12, "АФР"-"АЯМ")
Входимость: 1. Размер: 73кб.
9. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Е"
Входимость: 1. Размер: 31кб.
10. Часть вторая
Входимость: 1. Размер: 29кб.
11. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "В" (часть 3, "ВИБ"-"ВОД")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
12. Большой толковый словарь по культурологии. ЛОТМАН
Входимость: 1. Размер: 29кб.
13. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Входимость: 1. Размер: 11кб.
14. Мифы народов мира. ИТАЛИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 27кб.
15. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. СЮРРЕАЛИЗМ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
16. ЕВРЕИНОВ Николай Николаевич (1879-1953)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
17. Большой толковый словарь по культурологии. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
18. ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) Владимир Ильич (1870-1924)
Входимость: 1. Размер: 27кб.
19. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШКЛ"-"ШЮЦ")
Входимость: 1. Размер: 72кб.
20. ЛОТМАН Юрий Михайлович (1922-1993)
Входимость: 1. Размер: 27кб.
21. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 6, "КИК"-"КЛА")
Входимость: 1. Размер: 67кб.
22. ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович (1893-1984)
Входимость: 1. Размер: 8кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. ЛИЧНОСТЬ
Входимость: 3. Размер: 42кб.
Часть текста: отношений, ее прорыв к всемирно-историческому «горизонту» сделались возможными благодаря развитию культуры индивидуалистического типа и в свою очередь способствовали ее утверждению. Успехи современной исторической науки в исследовании ментальностей подводят к более целенаправленной постановке вопроса о Л .и - фокусе, в который стягиваются все социально-психологические представления, системы ценностей и картины мира, - они суть не что иное, как аспекты Л.и. Важно разграничить понятия «Л.» и «индивидуальность». «Л.» - индивид как член группы, социализация которого происходит в процессе его приобщения к культуре (в антропологическом смысле). Л. может быть условно определена как terminus médius, связующий социум и культуру. Л. существует в любом обществе, на любом этапе истории, и ее изменчивость соотнесена с типом культуры, религии, социальных связей. Допустимо говорить об основном типе Л.и в средневековой Европе; в рамках этого предельно общего типа необходимо вычленять разные конкретные подтипы, в зависимости от социального и половозрастного статуса индивидов, их образования, от стадии эволюции общества. При изучении средневековой Л.и возникают вопросы об ее самосознании, осмыслении природы человека, его места в универсуме, отношениях с Богом, проблемы его спасения, непосредственно связанные с идеей биографии как жизненного пути. Понятие же «индивидуальности» указывает на специфический аспект Л.и - на самобытность отдельного индивида, осознание им самоценности собственного ego, на признание его своеобразия социальной средой. Позитивное утверждение суверенной индивидуальности присуще отнюдь не всем культурам; во многих культурах оно отсутствует. В наибольшей мере индивидуальность признана на Западе, где она стала центральной ценностью культуры Нового времени. Ключ к объяснению конституирования Л.и нужно искать, по-видимому, в происходившей на протяжении средневековья перестройке социальных групп и в особенностях европейской...
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 3, "LIB"-"REN")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Часть текста: "A-Z" (часть 3, "LIB"-"REN") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на буквы "A-Z" (часть 3, "LIB"-"REN") LIBATIO LIBATIO - Libatio, см. Sacra, Священнодействия , 10. LITIS AESTIMATIO LITIS AESTIMATIO - Litis aestimatio (юр.), 1. в римском гражданском процессе оценка судьей спорного предмета в том случае, когда денежная стоимость не была определена формулами или преторскими эдиктами; 2. в уголовном процессе определение судом денежной суммы, которую должен был платить осужденный в том случае, когда он, кроме уголовного наказания, присуждался еще к возмещению имущественных убытков, как, напр., в процессе о взятках и о хищении общественного имущества (repetundarum et de peculatu). LITIS CONTESTATIO LITIS CONTESTATIO - Litis contestatio (юр.), обряд, которым начинался процесс по закону (in iure), состоявший в том, что обе стороны торжественно приглашали присутствующих быть свидетелями. Cic. Rosc. cоm. 11. Cic. ad Att. 16, 15. Позже осталось одно только название, между тем как сам обряд торжественного приглашения давно вышел из употребления. LITIS DENUNTIATIO LITIS DENUNTIATIO -...
3. Словарь средневековой культуры. АВТОБИОГРАФИЯ
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Часть текста: из исповедального диалога» Ратхера Веронского (890-974), «Книги своих и чужих видений» и «Книга искушений» Отлоха Санкт-Эммерамского (ок. 1010-после 1070); хроники - «О делах в период его управления» аббата Сен-Дени Сугерия (1088-1151) и «О своей жизни» Гвибера Ножанского (1053- 1121); эпистолы - «История моих бедствий» Петра Абеляра (1079-1142). ( Литература , Видения , Историография ). Своим появлением эти рассказы во многом обязаны становлению в европейской культуре христианского персонализма - тому великому повороту к человеку, которым сопровождался переход от античности к средневековью. Индивид оказался теперь в новой ситуации: памятуя о достижении вечного блаженства, он должен был постоянно обращаться к собственному «Я», соизмеряя свои дела и никому, кроме него самого, не ведомые помыслы с евангельскими заповедями и вечным примером всеблагой жизни, явленным миру Христом. Дополнительный импульс этому небывалому по своим масштабам и силе процессу углубления человека в самого себя давала практика церковной исповеди, получившая особое развитие после IV Латеранского собора (1215 г.), обязавшего каждого христианина исповедоваться не реже одного раза в год. ( Покаяние ). Автобиографический рассказ в средние века, однако, не был широко распространен и не являл собой устойчивую литературную традицию. Автобиографические сочинения в это время рождались спорадически, порой с вековыми промежутками, были малочисленны и в своем большинстве известны лишь узкому кругу читателей, т. е. существовали не как норма, а как проявление маргинального и не вполне ясного по своей природе «обычая разговора о самом себе» (Данте). Несомненно, исключительное влияние на этот «обычай» ...
4. Мифы народов мира. ДРЕВО МИРОВОЕ
Входимость: 2. Размер: 26кб.
Часть текста: редкие варианты: «древо смерти», «древо зла», «древо подземного царства (нижнего мира)», «древо нисхождения». С помощью Д. м. во всём многообразии его культурно-исторических вариантов [включая и такие его трансформации или изофункциональные ему образы, как «ось мира» (axis mundi), «мировой столп», «мировая гора», «мировой человек» («первочеловек»), храм, триумфальная арка, колонна, обелиск, трон, лестница, крест, цепь и т. п.] воедино сводятся общие бинарные смысловые противопоставления, служащие для описания основных параметров мира. Образ Д. м. выявлен или реконструируется на основе мифологических, в частности космологических представлений, зафиксированных в словесных текстах разных жанров, памятниках изобразительного искусства (живопись, орнамент, скульптура, глиптика, вышивка и т. п), архитектурных сооружениях (прежде всего культовых), утвари в широком смысле слова, ритуальных действиях и т. д. Прямо или косвенно образ Д. м. восстанавливается для разных традиций в диапазоне от эпохи бронзы (в Европе и на Ближнем Востоке) до настоящего времени [ср. автохтонные сибирские, американские (индейские), африканские, австралийские традиции]. Образ Д. м. играл особую организующую роль по отношению к конкретным мифологическим системам, определяя их внутреннюю структуру и все их основные параметры. Эта роль наглядно выступает при сравнении с тем, что предшествовало «эпохе Д. м.» в том виде, как эту стадию представляли себе люди последующей эпохи. Речь идёт о довольно стандартных описаниях беззнакового и беспризнакового хаоса, противостоящего знаково организованному космосу. Космогонические мифы описывают становление мира как результат...
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕР"-"НИС")
Входимость: 2. Размер: 58кб.
Часть текста: Испании, между Эмеритой и Цезаравгустой, н. Каляторао. Plin. 3, 1, 3. Flor. 2, 17. НЕРУЛ НЕРУЛ - Nerŭlum, город луканов в теперешней Калабрии на Попилийской дороге, вероятно, н. Ротонда. Liv. 9, 20. НЕСАКТИЙ НЕСАКТИЙ - Nesactium или Nesartium, город истриев, на реке Арсии, которым римляне овладели после отчаянного штурма. Liv. 41, 11. НЕСИОТ НЕСИОТ - Nesiōtes, Νησιώτης, афинский ваятель, живший между 70 и 80 ол., следовательно, старший современник Фидия. Он вместе с Критием сделал новые статуи Гармодия и Аристогитона, после того как Ксеркс увез из Афин прежние их статуи. ср. Sculptores, Скульпторы , 3. НЕСИС НЕСИС - Nēsis, маленький остров на восточном берегу Путеоланского залива, напротив Мизена, отличавшийся плодородием и прекрасным местоположением, н. Nisida. Cic. ad Att. 1, 2, 16. НЕСС НЕСС - Nessus, см. Hercules, Геркулес , 11, сл. НЕССОНИДА НЕССОНИДА - Nessōnis, см. Thessalia, Фессалия . НЕСТ НЕСТ - Nestus, Νέστος или Νέσσος, река во Фракии, вытекающая из Родопских гор, со времени Филиппа составлявшая юго-восточную границу Македонии, напротив острова Фасоса впадает в море: н. Места, у турок Карасу. Hdt. 7, 109. Strab. 7, 323. 331. НЕСТОР НЕСТОР - Nestor,...
6. Большой толковый словарь по культурологии. ЛЕНИН
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Часть текста: теориями, входившими как частный случай в целостную политико-идеол. доктрину, получившую после смерти Л. название ленинизма, непосредственно повлиял на теорию и практику тоталитарной культуры в России, Германии, Италии и др. странах мира, а также на культурологич. разделы и аспекты всех социалистич. и коммунистич. учений 20 в., многих демократич. и либеральных концепций, а косвенно - на всю культурологию 20 в. Род. в семье средней интеллигенции ( отец - видный губернский чиновник министерства просвещения, мать - дочь известного врача), литературно-худож., филос. и полит. вкусы к-рой были достаточно типичны: демократич. публицистика 60-70-х гг., Некрасов и поэты-искровцы, классич. рус. романисты, материалистич. зап.-европ. и рус. философия, просветит. и революционно-демократич. идеи 18-19 вв., живопись рус. передвижников и т.п. Получил образование в классич. гимназии (1887) и на юрид. ф-те сначала Казанского (исключен за участие в студенч. волнениях, в дек. 1887 арестован и выслан в дер. Кокушкино Казан. губ.), затем Петербург. ун-та (окончил в 1891, экстерном), однако в области юриспруденции...
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Р" (часть 1, "РА"-"РЕТ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: и по соединении обоих рукавов (н. Волга и Кама) впадает в Каспийское море, несколько раз переменяя направление своего течения; н. Волга. РАБИРИИ РАБИРИИ - Rabirĭi, 1. С. Rab., римский сенатор, обесславленный за безбожные насилия над апулийскими земледельцами, в 63 г. был защищаем Цицероном и Гортензием вследствие поднятого против него Лабианом по наущению Цезаря обвинения (perduellionis) в утайке государственных денег, осквернения священных мест, принятии участия в убиении трибуна Сатурнина и в других преступлениях (Cic. Rab. 3. Aur. Vict. vir. ill. 73). В то же время его спасла знать (nobilitas) под предводительством Метелла Целера тем, что прервала комиции, так обвинение не было вновь поднято; 2. С. Rabirius Postumus, приемный сын вышеназванного, собственный сын К. Курия (Cic. Rab. Post. 17), во время процесса Габиния также был обвиняем в подкупе; его защищал Цицерон за то, что он способствовал возвращению его из изгнания. Рабирий позволял себе такие насилия над царем египетским Птолемеем Авлетом, и такие угнетения народа, что был принужден бежать от ярости александрийцев. Cic. Rab. Post. 14. Поэтому он должен был отчасти исправить причиненный им вред. Защита Цицерона, как кажется, не имела успеха. ...
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 12, "АФР"-"АЯМ")
Входимость: 1. Размер: 73кб.
Часть текста: В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "А" (часть 12, "АФР"-"АЯМ") АФРАСИАБ АФРАСИАБ - 1) в иранской мифологии (на фарси) предводитель туранцев, злейших врагов веры Заратуштры, ведших непрерывные войны с иранцами. В «Авесте» А., именуемый Франграсйаном, вознамерился похитить царственный нимб (хварно, фарн), опустившийся на дно озера Ворукаша, и просит Ардвисуру Анахиту помочь ему. Но та отказывает в его просьбе («Яшт» V). Сняв одежды, он трижды ныряет в озеро, чтобы поймать хварно, но безуспешно (XIX). По более поздним преданиям (особенно в «Шахнаме»), А„ сын Пашанга, происходит из рода Тура, который коварно убил родоначальника оседлых иранцев Эраджа и был за это убит внуком Эраджа Манучехром. Это послужило поводом к началу войны туранцев против иранцев. С воцарением в Иране легендарной династии Кейянчдов борьбу кочевников-туранцев возглавляет А.- злой царь-колдун, выступающий как мститель за погибшего Тура. Устроив разбойный налёт на Иран, А. убивает одного из царей (предшественников династии Кейянидов) Навзара (в «Авесте» - Наотар) и пленит иранских богатырей. Их спасают из плена с помощью добродетельного брата А.- Агрераса (в «Авесте» - Агрэрата), за что А. казнит его. Иранцам удаётся изгнать войска А. и установить временный мир, но борьба продолжается и далее из-за коварства А. Со стороны иранцев эту борьбу возглавляет Рустам, сам ставший жертвой коварства А. Охотясь во владениях вассала А.- саманганского царя, Рустам влюбляется в его дочь, у которой от Рустама после его отъезда рождается прекрасный богатырь Сухраб. После достижения совершеннолетия Сухраб начинает служить А. Скрыв от Сухраба имя его отца, А. посылает его на единоборство с Рустамом, и Сухраб гибнет от руки отца, опознавшего его слишком поздно. Подобная ...
9. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Е"
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Часть текста: ЕВГЕНИКА ЕВГЕНИКА (греч. eugenes - породистый) - в работах некоторых авторов этот термин используется для обозначения теории, близкой к расизму и неомальтузианству, которая, извращая учение Дарвина, объясняет наличие социального неравенства психической и физиологической неравноценностью людей и ставит задачу выведения «новой породы» людей. ЕВРАЗИЙСТВО Статья большая, находится на отдельной странице . ЕВРЕИНОВ ЕВРЕИНОВ - Николай Николаевич Еврéинов (1879-1953) теоретик театра, драматург, режиссер. Окончил Училище правоведения в Петербурге. Гос. чиновник, затем режиссер в театре Комиссаржевской. Создатель Старинного театра (сезоны 1907-1908, 1910-1911), руководитель театра "Кривое зеркало". С 1905 в эмиграции продолжал театральную деятельность, поставил в Париже неск. русских опер. Издал три тома драмат. сочинений, книгу "История телесных наказаний в России" и др. Автор неск. теор. работ, получивших широкую известность ("Театр как таковой" 1912, "Театр для себя" 1915-1917 и др.) Е. первым (во всяком случае в рус. культурной традиции) выстраивает самостоят. ряд культурных явлений, связанных с присущим отд. человеку и целым...
10. Часть вторая
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Часть текста: трех томах. Т 3. Таллинн, 201-212. 4. Wolff, Larry. 1994. Inventing Eastern Europe: the Map of Civilization on the Mind of the Enlightenment. Stanford, Calif 5. Музиль, Роберт. 1994. Человек без свойств. Роман. Книга первая. Москва, 410-411. 6. Там же. 7. Там же. 8. Исследование истории и исследование памяти - не одно и то же. История как дисциплина с собственной традицией записи оказывается неспособной на сохранение прошлого, поскольку сама имеет начало и конец, сама пишется как произведение. Эту неспособность компенсирует память, удерживая в себе то, что отвергает история. Однако память, в свою очередь, оказывается в зависимости от „медиализации" - все возрастающего воздействия средств техники коммуникации и техники хранения памяти на ее содержание. Технически сохранение прошлого сейчас обеспечено так, как никогда раньше - это и архивные техники, и музейные практики, и гигабайты памяти компьютеров, и Интернет. Однако идеологически сохранение прошлого в памяти оказывается зависимым от технологии хранения, которая накладывает свои цензурные ограничения. Память - не только хранитель текста коллективной идентичности, но прежде всего редактор этого текста. См. обсуждение этой проблемы в Budick, Sanford and Wolfgang Iser. 1996. The Translatability of Cultures. Figurations of the Space Between. Stanford, Calif.; в частности работу из этого сборника Motzkin, Gabriel....