Поиск по материалам сайта
Cлово "ARTE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. ИСТОРИОГРАФИЯ
Входимость: 4. Размер: 38кб.
2. Словарь средневековой культуры. ТРУД
Входимость: 4. Размер: 19кб.
3. Словарь средневековой культуры. ЛИТЕРАТУРА
Входимость: 4. Размер: 22кб.
4. Словарь античности. Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭНЕ"-"ЭРГ")
Входимость: 4. Размер: 53кб.
5. Словарь средневековой культуры. ПРОПОВЕДЬ
Входимость: 3. Размер: 14кб.
6. Словарь античности. Статьи на буквы "A-Z"
Входимость: 3. Размер: 47кб.
7. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ИСКУССТВО
Входимость: 3. Размер: 49кб.
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ")
Входимость: 2. Размер: 35кб.
9. Словарь средневековой культуры. СВОБОДНЫЕ ИСКУССТВА
Входимость: 2. Размер: 28кб.
10. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "А"
Входимость: 2. Размер: 83кб.
11. Словарь средневековой культуры. ВОЗРОЖДЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ
Входимость: 2. Размер: 25кб.
12. Реальный словарь классических древностей. ГРАММАТИКИ
Входимость: 2. Размер: 14кб.
13. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "И" (часть 4, "ИРИ"-"ИЦИ")
Входимость: 1. Размер: 66кб.
14. ЭКО (Есо) Умберто (р. 1932)
Входимость: 1. Размер: 4кб.
15. Словарь античности. Статьи на букву "М" (часть 2, "МАР"-"МЕЛ")
Входимость: 1. Размер: 66кб.
16. Реальный словарь классических древностей. ТЕРЕНЦИИ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
17. Словарь античности. Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТРЕ"-"ТЯЖ")
Входимость: 1. Размер: 38кб.
18. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭБН"-"ЭКО")
Входимость: 1. Размер: 40кб.
19. Словарь античности
Входимость: 1. Размер: 261кб.
20. Словарь средневековой культуры. МЕССА
Входимость: 1. Размер: 23кб.
21. Мифы народов мира. ПАСТУХ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
22. Большой толковый словарь по культурологии. ФИЛОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 31кб.
23. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "А" (часть 5, "АПО"-"АРХ")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
24. Словарь античности. РИМ ДРЕВНИЙ
Входимость: 1. Размер: 44кб.
25. Этнопсихологический словарь. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 37кб.
26. Словарь античности. Статьи на букву "Ш"
Входимость: 1. Размер: 35кб.
27. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Ц"
Входимость: 1. Размер: 16кб.
28. Словарь античности. Статьи на букву "Ц"
Входимость: 1. Размер: 54кб.
29. Реальный словарь классических древностей. ВОСПИТАНИЕ
Входимость: 1. Размер: 30кб.
30. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КАЛ")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
31. Большой толковый словарь по культурологии. ЛОТМАН
Входимость: 1. Размер: 29кб.
32. Мифы народов мира. ДРЕВО МИРОВОЕ
Входимость: 1. Размер: 26кб.
33. Словарь античности. Статьи на букву "У"
Входимость: 1. Размер: 27кб.
34. ЛОТМАН Юрий Михайлович (1922-1993)
Входимость: 1. Размер: 27кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. ИСТОРИОГРАФИЯ
Входимость: 4. Размер: 38кб.
Часть текста: и фактор культурной истории средневекового Запада. Понятие истории «Каждую сагу надобно рассказывать так, как она случилась», - говорили в древней Скандинавии. В сознании ученых историографов латинского средневековья события прошлого столь же естественно отождествлялись с рассказом о них: «История есть рассказ о событии, посредством которого известно то, что было в прошлом... Ведь истории суть истинные вещи, которые были» (Исидор Севильский, ок.570-636). Сходным образом слова res gestae, gesta («деяния», «события») с успехом обозначали исторические описания данных деяний и событий - как назвали свои «истории» Видукинд Корвейский (ок.925-980) или Саксон Грамматик (ок. 1140-1220). Имя указанному тождеству- истина. Рассказ о прошлом равен прошлому в той мере, в какой правдив. История и есть чистая правда и тем отлична от «аргумента», неистинного, но правдоподобного, и «басни», неистинного и неправдоподобного. История есть голая правда, незамысловатый рассказ, все в котором следует понимать буквально. Слова, понятия и вещи предстают в ней в своем непосредственном значении и не предназначены для дальнейшего истолкования. Даже в средневековом юридическом акте, где, казалось бы, совсем не место двусмысленности, столь многозначное в средние века слово «Иерусалим» может обозначать самые разные предметы. Иерусалим исторического повествования - всегда город в Палестине. Незамысловатый правдивый рассказ о минувшем - подобное понимание истории сложилось под влиянием ряда традиций и отражает ту роль, какая отводилась истории в системе средневековых наук. Для истории не нашлось места в ряду artes liberales, «семи свободных искусств», устойчивого образовательного канона средневековья. Сама по себе история «тривиальна», т.е. связана с тривием, первой триадой наук, с которой начиналось образование. Из грамматики И.я заимствует идею выбора достойного памяти, из риторики - требование истинности сообщаемого и...
2. Словарь средневековой культуры. ТРУД
Входимость: 4. Размер: 19кб.
Часть текста: первую очередь описание сотворения мира с указанием на отдых Бога вдень седьмой. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2, 2-3). В данном тексте присутствуют такие слова, как opus, «дело», facere, «делать», которые входят в семантическое поле Т.а. Отдых Господень является одной из существенных проблем, связанных с осмыслением Т.а в средневековую эпоху. Семидневная периодичность станет одним из величайших новшеств иудео-христианского, а впоследствии христианского календаря, особенно в сопоставлении с античным греко-римским. Ритм 6+1 в результате оказывается полностью соотнесенным с практикой Т.а, соответствуя определенному психологическому ритму, внешним условиям созидательного Т.а и, разумеется, общим рамкам жизни. Второе место из Книги Бытия: «И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (2, 15-16). Т. е., согласно Книге Бытия, до грехопадения человека Господь предусмотрел для него Т. в раю. Третий текст - проклятие после впадения в первородный грех и изгнание из рая: «В поте лица твоего будешь есть хлеб»; и по отношению к женщине: «В болезни будешь рождать детей» (3, 16-19). В связи с этим последним следует указать на лингвистический курьез: во Франции помещения, где происходят роды, традиционно именуются salles de travail - средневековое осмысление дополнительного наказания женщины под именем Т.а. В средние века широко комментировался лишь третий текст, где говорится о проклятии и наказании Т.ом. Образы Господа-труженика из истории сотворения мира и человека-труженика в раю до первородного греха практически никак не обсуждались. Во всяком случае, эти тексты не наводили на размышления о том, что мы ...
3. Словарь средневековой культуры. ЛИТЕРАТУРА
Входимость: 4. Размер: 22кб.
Часть текста: такого рода разных стадий - скажем, устной и письменной культуры - не является специфической чертой средневековья; специфичен для него массовый переход отустности к письменности (на фоне и при поддержке давней письменной традиции). Римская культура в силу своего универсализма и самодостаточности попросту не замечала фольклор кельтско-германских народностей; кризис, поразивший высокую культуру в период переселения народов и падения Западной империи и ослабивший ее самососредоточенность, привел - как к одному из своих отдаленных последствий - к письменной фиксации фольклорных сказаний, в том числе мифологических (в Исландии, например). Ближе к концу первого тысячелетия с опорой на устную традицию происходит новое самопорождение базовых литературных родов и видов: романский и германский героический эпос , в котором историческая тематика оттесняет сказочно-мифологическую, характерную для более ранних этапов, и поэзия малых форм, представленная на севере Европы таким раннестадиальным явлением, как творчество исландских скальдов, а в романском регионе стоящая у истоков куртуазной лирики. Сходные процессы происходят и в латинской традиции, которая, завершив адаптирование классики к потребностям христианского мировоззрения, переходит к выработке нового литературного языка: рядом с метрической поэзией (основанной на противопоставлении долгих и кратких слогов) возникает ритмическая (основанная на счете слогов, воспринимаемых как качественно однородные), в поэзию из прозы проникает рифма, в рамках культовой деятельности заново формируется драма, активно обрабатываются фольклорные сюжеты («Вальтарий», «Руод-либ» и др.). Высшего своего расцвета и наибольшей полноты латинская Л.а достигает в XII в. Ее...
4. Словарь античности. Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭНЕ"-"ЭРГ")
Входимость: 4. Размер: 53кб.
Часть текста: в грунтовую основу (например, в дерево). В античности Э. применялась в числе прочего для изготовления портретов мумий. ЭНКЛИТИКА ЭНКЛИТИКА (греч. примыкающее слово), слабоударное слово, фонетически примыкающее к предыдущему полноударному; образует с ним единое ударение; в греч. яз. обычно теряет собств. акцент. ЭНКОМИЙ ЭНКОМИЙ (греч. хвалебные стихи, хвалебная речь), хвалебная песнь в честь богов или людей (лат. laudatio), исполняется во время праздничных шествий (komos), близка застольным песням (сколиям). Пиндар в качестве инструментов, сопровождающих его победные песни, называет формингу, лиру и флейту ( авлос ). Э. в честь князей, победителей соревнований и т. д. писали Симонид, Пиндар, Вакхилид, Феокрит, Овидий, Варий. Э. в прозе - это панегирики или риторич. упражнения, в которых освещались преим. мифич. образы и их добродетели, но нередко затрагивается другая тематика. Э. оказали влияние на написание биографий. ЭННЕАДЫ ЭННЕАДЫ (от греч. еnnеа - девять), произведения Плотина, систематизированные и изданные его учеником Порфирием в шести Э. (разделы по 9 статей). ЭННИЙ ЭННИЙ - Квинт (лат. Ennius), род. в 239 до н. э. в Рудии ( Калабрия ), ум. в 169 до н. э. в Риме. Выдающийся рим. поэт архаич. времени; в 204 был принят в Риме М. Порцием Кат оном, вел здесь довольно скромный образ жизни. Э. проявил себя как учитель и писатель. Гражданские права ему обеспечили его высокопоставл. покровители (Сципион Африканский, Сципион Назика, М. Фульвий Нобилиор, последнего ...
5. Словарь средневековой культуры. ПРОПОВЕДЬ
Входимость: 3. Размер: 14кб.
Часть текста: века. Христианская П. восходит к поучениям Христа. П. составляла неотъемлемую часть богослужения ( Месса ); она широко применялась и вне его. В начале средних веков одной из важнейших целей проповеднической деятельности миссионеров было обращение язычников в христианскую веру ( Миссия ). На протяжении всего средневековья в центре внимания проповедников оставалось внушение верующим основных религиозных начал и моральных заповедей христианства. В условиях преобладания устной культуры П. выполняла функцию коммуникации между церковью и основной массой верующих, а слово проповедника было наиболее эффективным средством воздействия на них. Как правило, П. представляла собой истолкование какого-либо высказывания, взятого из Библии (с этого отрывка она и начиналась), смысл которого духовному пастырю надлежало раскрыть посредством использования назидательных «примеров» ( Exemplum ) и случаев из повседневной жизни или из агиографии. Обращаясь к слушателям, проповедник стремился наглядно разъяснить им принципы христианства, которые противопоставляли греховное поведение, влекущее за собой погибель души, нормам и требованиям, кои должны были способствовать ее спасению (Грехи и добродетели). П. -тот аспект христианской дидактики, в котором теология непосредственно соприкасалась с жизненной практикой народа. Поэтому в ней неизбежно затрагивались все без...
6. Словарь античности. Статьи на буквы "A-Z"
Входимость: 3. Размер: 47кб.
Часть текста: всадников. AGENS IN REBUS AGENS IN REBUS (лат.), агент императорской секретной службы. Ее сотрудники выходили из службы обеспечения армии (фрументарии), носили особую униформу и составляли полицейскую стражу. Надел, полнотой власти, они вызывали страх у населения. При Диоклетиане получили новое должностное обозначение. AGER CAPTIVUS AGER CAPTIVUS (лат.), завоеванные рим. земли, которые становились частью рим. государств, терр. AGER COLONICUS AGER COLONICUS (лат.), часть рим. государств, земли, которая предоставлялась рим. гражданам или союзникам при основании колоний. AGER COMPASCUUS AGER COMPASCUUS (лат.), часть рим. государств, терр., которая не использовалась для земледелия (например, леса, пастбища, каменоломни). AGER DESERTUS AGER DESERTUS (лат.), земли, покинутые владельцами; пусгошные земли, площадь которых в Римской империи стала особенно расти начиная со 2 в. н. э. AGER OCCUPATORIUS AGER OCCUPATORIUS (лат.). 1. Возделанные рим. государств, земли, которые не являлись чьей-либо собственностью и мот ли передаваться к.-л. в безвозмездное пользование. ...
7. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ИСКУССТВО
Входимость: 3. Размер: 49кб.
Часть текста: (древних Китае, Индии, Египте, Греции, Риме) предпринимаются попытки и теоретического осмысления этого феномена, его значения в жизни людей. Здесь мы ограничиваемся только европейским ареалом, хотя много типологических параллелей можно усмотреть и в древневосточных концепциях искусств, их классификации, понимании их функций и т. п. В античном мире термином «И.» обозначали всю широкую сферу искусной практической и теоретической деятельности людей, которая требовала определенных практических навыков, обучения, умения и т. п. Поэтому в разряд И. попадали и чисто практические ремесла (плотницкое дело, гончарное производство, кораблестроение, ткачество и т. п.), и многие науки (арифметика, астрология, диалектика) и собственно то, что новоевропейская эстетика отнесла к И., то есть «изящные искусства» (поэзия, драматургия, исполняемая музыка, живопись, архитектура), И. как концентрированное выражение эстетического опыта. Античность была более-менее едина в суждениях о происхождении И., именно - энтузиастическом, божественном. Уже греческий поэт Эпихарм (550-460 до н. э.) писал, что все искусства происходят от богов, а не от человека. Ему вторили и многие другие писатели и мыслители, усматривавшие источник И. на Олимпе. Достаточно распространенной была легенда, развитая Эсхилом, о том, что секрет искусств принес людям Прометей, выкравший его у богов. Среди людей наиболее последовательными и...
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ")
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Часть текста: Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ") АБАДДИР АБАДДИР - Abaddir, см. Βαίτυλος, Байтилы . АБАК АБАК - Abăcus, ά̉βαξ, αβάκιον, всякий для особенного употребления предназначаемый стол; так, у римлян, в особенности стол о трех ногах, на котором во время обеда или только напоказ выставлялась золотая и серебряная посуда - поставец для посуды (Cic. Verr. 2, 4, 16. 25. Plin. 37, 2, 6). Доска такого стола была по большей части мраморная, иногда серебряная, реже из дерева citrus, из кленового или кедрового дерева; форма ее обыкновенно была четырехугольная, реже круглая, иногда с возвышенными вокруг краями; ножка делалась из слоновой кости или дорогой делосской бронзы. Словом abaci обозначаются также гладкие поля в искусственной мраморной облицовке стен (Plin. 33, 56. Vitr. 7, 3, 10), иногда и пестрые поля мозаичных полов (αβάχιοχος,); затем - доски (Suet. Nero. 22), на которых играли камешками или костями (alea), кроме того - так называемые пифагоровы столы, усыпавшиеся песком или мукою, для математических вычислений и чертежей (Pers. 1....
9. Словарь средневековой культуры. СВОБОДНЫЕ ИСКУССТВА
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Часть текста: оформления их в том виде, который отвечал требованиям христианской морали, изменению отношения к миру и знаниям, произошедшему в V-VI вв., в школах Запада учителя следовали в основном тем дидактическим правилам, которые были сформулированы в отношении образования в Древней Греции и Риме. Начиная со времен античности канон учебных дисциплин находился в состоянии постоянной эволюции. Уже Платон впервые разделил все образовательные предметы на две группы - низшую, состоявшую из гимнастики, музыкальных упражнений и обучения письму, и высшую, куда входили арифметика, геометрия, музыкальная теория и астрономия. Эта четверка «свободных» предметов в последние дни существования независимой Греции и Римской республики объединилась с т. н. «практическими» штудиями софистов. Варрон, писавший о программах эллинистических школ, включал туда все семь предметов, прибавляя к ним медицину и архитектуру. Педагоги поздней Римской империи не имели единой устоявшейся точки зрения на концепцию «С.ых И.» и в своих высказываниях опускали то один, то другой предмет, и л ишь к кон. IV в. канон греческих школ стал достаточно строго фиксированным. В таком виде он переходит в...
10. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "А"
Входимость: 2. Размер: 83кб.
Часть текста: с прежде устойчивым (у Руссо, Канта, в теории музыкальных аффектов Дидро и др.) признанием рангового превосходства вокальных жанров. Термин «А. м.» впервые введен Р. Вагнером в 1846 г. (в его «Программе» к Девятой симфонии Бетховена) в значении высших выразительных возможностей самостоятельного искусства звуков. Согласно Вагнеру, А. м. непосредственно выражает «бесконечное». В понятийное поле А. м. у Вагнера входят такие выражения, как «абсолютный язык звуков», «абсолютная мелодия», «абсолютная гармония». Под влиянием Фейербаха, полемизировавшего с «абсолютной философией» Гегеля, а также - собственных идей о «художественном произведении будущего» в 1850-е годы оценочная окраска термина «А. м.» у Вагнера меняется: теперь он означает «частичное искусство», отделившееся от своих корней (слова и танца в древнегреческой трагедии) и потому опустившееся до уровня «пустой абстракции». Однако музыкальная эстетика наследует от Вагнера первый смысл, вводящий в понятие об А. м. представление об исчерпывающем проявлении музыкальной специфики, ее собственно эстетической сущности. Об инструментальной музыке как «чистом», «абсолютном искусстве звуков» писали Ф. Лист, Ш. Гуно, В. С. Калинников, Г. Ларош и др. Начиная с поел, трети XIX в. термин «А. м.»...