Поиск по материалам сайта
Cлово "AVE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 2, "САЛ"-"САС")
Входимость: 2. Размер: 49кб.
2. Словарь античности. Статьи на букву "П" (часть 8, "ПРИ"-"ПРО")
Входимость: 2. Размер: 56кб.
3. Мифы народов мира. МАРИЯ
Входимость: 2. Размер: 24кб.
4. Словарь средневековой культуры. КАТОЛИЦИЗМ
Входимость: 2. Размер: 54кб.
5. Большой толковый словарь по культурологии. МАРИЯ
Входимость: 2. Размер: 19кб.
6. Словарь средневековой культуры. ПРИХОД ЦЕРКОВНЫЙ
Входимость: 1. Размер: 8кб.
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАБ"-"ЛАП")
Входимость: 1. Размер: 46кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 2, "САЛ"-"САС")
Входимость: 2. Размер: 49кб.
Часть текста: его был разрушен. Verg. Aen. 6, 585 слл. Apollod. 1, 9, 7. САЛМОНИОН САЛМОНИОН - Salmonĭum, Σαλμώνιον, восточный мыс на Крите, н. мыс Salmon. Strab. 2, 106. 10. 472. 474. САЛОНИИ САЛОНИИ - Salonĭi, 1. P. Salonius, участвовал в 342 г. до Р. X. в качестве военного трибуна в восстании войска, расположенного лагерем при Капуе. Liv. 7, 41; 2. Salonia, дочь писца, вторая жена Катона Старшего и мать Катона Салонийского. САЛОНЫ САЛОНЫ - Salōnae или -na, Σαλω̃ναι, Σάλων, главный город Далмации, при заливе, который и теперь еще называется тем же именем, необыкновенно важный пункт для римлян вследствие своего стратегического положения и своей гавани, своими предместьями простиравшийся до горного прохода Клиссуры, через который был единственный доступ с суши в Далмацию. Этот город - родина императора Диоклетиана; на три римские мили южнее находилась его великолепная вилла, от которой уцелели значительные остатки. После того как готы разрушили С., жители поселились в Спалате. Caes. b. c. 3, 8, 9. Strab. 7, 315. Eutr. 9, 27, 16. САЛТАЦИОН САЛТАЦИОН - Saltatĭo, см. Όρχηστική, Танец . САЛЬВИИ САЛЬВИИ - Salvĭi. К роду Сальвиев...
2. Словарь античности. Статьи на букву "П" (часть 8, "ПРИ"-"ПРО")
Входимость: 2. Размер: 56кб.
Часть текста: (в поздний период эпохи Римской империи) и в Византию с Ближнего Востока. Греки приветствовали друг друга словом «chaire» («рад тебе, приветствую тебя») и рукопожатием. Это П. было обиходным во время трапез и нашло распространение также в культе усопших. Приветствуя, римляне произносили «ave» («добро пожаловать»), «ave domine» или «rex» и пожимали друг другу правую руку. Этот обычай был распространен при утренних П. (salutatio) патрона-патриция его клиентами. Позднее в него вошло целование руки господина, особенно при императорском дворе. «Salve» («будь здоров») произносилось при встрече и прощании. «Vale» («будь сильным, здоровым») употреблялось только при расставании. С приходом христианства распространились нов. формы П., связанные с благословением или богослужением, например «pax vobiscum» («мир с вами»). ПРИВИВКА ПРИВИВКА (лат. propago - побег). Техника П. является старым способом вегетативного размножения плодовых деревьев. В Сирии обычным было скрещивание разных видов плодов для создания «монстров». Греки уже применяли понятие «привой». От сирийских рабов техника П. перешла к римлянам. Рим. авторы сочинений о сельском хозяйстве сообщают о методах П. и о деревьях, которые, будучи привитыми, приносили разные плоды. Технику П. почки называли «окулировкой» (лат. oculi - глаза). Разрез коры на подвое замазывался смесью глины и мякины и обвязывался лыком. ПРИЕНА ПРИЕНА - ионийский город в бухте Милета. Др. город был в кон. 6 в. до н. э. разрушен персами. В 4 в. до н. э. П. была вновь отстроена по единому плану. Раскопки нем. археологов (1895-1899) позволили увидеть этот маленький...
3. Мифы народов мира. МАРИЯ
Входимость: 2. Размер: 24кб.
Часть текста: ср. франц. Notre Dame, англ. Our Lady), в христианских религиозно-мифологических представлениях земная мать Иисуса Христа, иудейская девственница, чудесно родившая без разрушения своей девственности. Этимология имени «М.» неясна (возможно, от корня MRH, «быть тучным», в переосмыслении - «сильная», «прекрасная»; ср. корень MRR, «быть горьким»). О происхождении и детстве М. каноническое евангельское повествование (в котором вообще сведения о М. чрезвычайно скудны) не говорит ничего; источником данных, воспринятых литургической, иконографической и фольклорной традицией, явилось раннехристианское предание, уже около 200 зафиксированное в апокрифе «Книга о рождестве Марии» (позднее получившем название «Перво-евангелие Иакова Младшего»), а затем - во множестве агиографических, гомилетических (проповеди) и гим-нографических текстов, восходящих к этому первоисточнику. Согласно этой традиции, М. происходит из мессианского «колена» Иуды (смешавшегося, как иногда добавлялось, со священническим «коленом» Левия), из царского рода Давида; её родители - праведники Иоаким и Анна, дожившие до ...
4. Словарь средневековой культуры. КАТОЛИЦИЗМ
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Часть текста: культуры КАТОЛИЦИЗМ В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш КАТОЛИЦИЗМ КАТОЛИЦИЗМ - католичество, обозначение христианского вероисповедания, объединенного в организационном плане - всеобщим послушанием римскому епископу (с кон. IV в. называющемуся по александрийскому примеру «папой») и римской курии (подчиненному папе административно-судебному комплексу), а в культурном плане - международной латиноязычной литургической и богословской традицией; после «схизмы» (разделения церквей на православную и католическую), формально завершившейся в 1054 г., и до Реформации и появления протестантизма в XVI в. единственная господствующая религия Западной Европы, дававшая духовное единство западному «христианскому миру» (фр. chré[s]tienté, засвидетельствованное уже в «Песни о Роланде», нем. Christenheit, англ. Christendom, ит. cristianità и т.п., и прежде всего лат. christianitas - слова, ключевые для истории средневекового Запада и знаменательным образом не переводимые на русский язык). Лат. прилагательное catholicus (от греч. кабоДлкос «всеобщий») в смысле вероисповедном и экклезиологическом оставалось до разделения церквей эквивалентом слова «православный» (оно присутствует в принятом на вселенских соборах IV в. и до сих пор сохраняемом и в православном обиходе греческом тексте символа веры как эпитет «святой» и «апостольской», т.е. истинной, церкви; в церковно-славянском переводе оно оказалось - не сразу - передано эпитетом «соборный»; в специальной терминологии русского православного богословия в этом же смысле употребляется термин «кафолический»). Оно выражало со времен внутри-христианских конфликтов II в. идею авторитетного, обязующего церковного и докт-ринального единства в противоположность всем «ересям» и «расколам» («схизмам»), всем частным мнениям, культурным различиям и локально-этническим интересам. В этом смысле «кафоличность», или «католич-ность», и «православие», или «ортодоксия», выступали как...
5. Большой толковый словарь по культурологии. МАРИЯ
Входимость: 2. Размер: 19кб.
Часть текста: в апокрифе «Книга о рождестве Марии» (позднее получившем название «Первоевангелие Иакова Младшего»), а затем - во множестве агиографических, гомилетических (проповеди) и гимнографических текстов, восходящих к этому первоисточнику. Согласно этой традиции, М. происходит из мессианского «колена» Иуды (смешавшегося, как иногда добавлялось, со священническим «коленом» Левия), из царского рода Давида; Ее родители - праведники Иоаким и Анна, дожившие до пожилого возраста бездетными. Нежданное рождение М. как бы повторяет чудо рождения Ее предка Исаака от престарелых Авраама и Сарры. Предание говорит о воспитании М. в обстановке особой ритуальной чистоты, о первых шагах младенца по седьмому месяцу (тема византийской иконографии), наконец, о «введении во храм»; с трех лет М. воспитывается при Иерусалимском храме, служа его святыням, занимаясь рукоделием и получая пищу из рук Ангелов. К 12 годам Она дает обет вечного девства. Однако совершеннолетняя девственница не может оставаться при храме, и для Нее ищут супруга, который охранял бы Ее, не прикасаясь к Ней и уважая Ее обет; по чудесному знамению (голубица, вылетающая из посоха; срв. расцветающий жезл Аарона. Числ. 17:8) из нескольких претендентов выбран престарелый Иосиф Обруч-ник. В его доме М. работает над пурпурной пряжей для храмовой завесы (символ предстоящего «прядения» младенческого тела Иисуса Христа из «пурпура» материнской крови в утробе М.). Работа над пряжей еще продолжается, когда происходит Благовещение (с этого пункта события описываются...
6. Словарь средневековой культуры. ПРИХОД ЦЕРКОВНЫЙ
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: диоцезов, представляли церковь на местах и были основными проводниками ее учения. На их плечи легла главная забота о духовном попечении паствы, ее наставлении в принципах христианской веры. Приходский священник был обязан добиваться того, чтобы вверенная его заботам паства выучила Credo, Pater noster и Ave Maria; это был минимум требований, предъявлявшихся христианину; сплошь и рядом, однако, это был и максимум, которого достигали далеко не все, если верить анекдоту о некоем английском юном пастухе XVI в. На вопрос о том, знает ли он лица Св. Троицы, он якобы отвечал: «Отца и сына я хорошо знаю, ведь это их скот я пасу, а про третьего парня (fellow) не слыхал». Иначе ли обстояло дело с христианскими познаниями многих простолюдинов более раннего периода? Религиозное воспитание христиан в первую очередь зависело от их пастырей. Но приходский священник, зачастую мало отли-чавшийся от прихожан своим образом и уровнем жизни, во многих случаях не получал образования, достаточного для успешного выполнения им функций религиозного наставника. Многие приходские священники были малограмотны и невежественны в делах веры. Во время епископских визитаций (посещений епископами приходов своей епархии) неоднократно отмечалось, что сельские пастыри лишены богослужебных книг и некомпетентны. Церкви не удавалось добиться неукоснительного соблюдения священниками обета безбрачия, вследствие чего их повседневная жизнь еще более уподоблялась жизни их прихожан. По мнению Ж. Де-люмо, успешная христианизация всей массы населения Западной Европы была осуществлена только в эпоху Реформации и Контрреформации,...
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАБ"-"ЛАП")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: . ЛАБЕОН ЛАБЕОН - Labeo, 1. Q. Fabius Labeo, был претором в 189 г. до Р. X., освободил в качестве начальника римского флота 4000 пленных на острове Крит и покорил город Телмис. Liv. 38, 39. 47. В 183 г. после многих тщетных попыток он был наконец консулом; 2. Q. Antistius Lab., знаменитый римский юрист времен Августа и противник последнего, был (Tac. ann. 3, 75) учеником К. Требатия Тесты. Отклонил от себя предложенное ему почетное звание консула. Им основана так называемая Прокулианская школа юристов (см. Iuris consulti ). Это был весьма ученый человек; он, говорят, написал до 400 книг, значительная часть содержания которых была в виде извлечений переработана юристом Павлом и затем вошла в Дигесты; 3. Atius Lab. (см. Atii, Аттии , 5), переводчик Гомера; 4. Pomponius Lab., начальствовал при Тиберии в Мисии, где он притеснял жителей и был доступен подкупу. Чтобы избегнуть наказания, он сам себя лишил жизни. Tac. ann. 4, 47. 6, 29. ЛАБЕРИИ ЛАБЕРИИ - Laberii, род плебейского происхождения: 1. Lab. Hiera, вольноотпущенник, по занятиям - грамматик, учитель Брута и Кассия; прославился своим бескорыстием, безвозмездно обучая сыновей тех лиц, которые подверглись проскрипциям Суллы; 2. Q. Lab. Durus, военный трибун Цезаря, погибший при втором походе на Британнию (54 г. до Р. X.). Caes. b. g. 5, 15; 3. Decimus Laberius, родился ок. 106 г., умер в 43 г. до Р. X., известен как сочинитель мимов. В 45 г., будучи шестидесятилетним стариком, он, хотя и принадлежал к сословию всадников, был принужден Цезарем публично выступить на сцене в состязании с Публием Сиром и исполнить собственный свой мим, что, по римским законам, влекло за собою потерю гражданских прав. Suet. Caes. 39. Macrob. sat. 2, 7, 2. На это насилие Цезаря он жаловался в трогательном, сохраненном у Макробия, прологе, состоящем из 27 ямбических триметров, и отомстил Цезарю смелыми и меткими насмешками. Его мимы, от которых, кроме этого пролога, весьма мало сохранилось, отличались...