Поиск по материалам сайта
Cлово "BECK"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФАР"-"ФЕМ")
Входимость: 2. Размер: 42кб.
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАТ"-"ЛЕР")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
3. Мифы народов мира. АДАМ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
4. Мифы народов мира. ПЧЕЛА
Входимость: 1. Размер: 15кб.
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 7, "ФЛИ"-"ФРА")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗOС"-"ЗАК")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
7. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "К"
Входимость: 1. Размер: 66кб.
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 3, "ВАС"-"ВЕР")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 6, "КЛИ"-"КОС")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "О" (часть 3, "ОРМ"-"ОЧИ")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
11. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 14, "АРИ"-"АРТ")
Входимость: 1. Размер: 65кб.
12. Реальный словарь классических древностей. ЕВРИПИД
Входимость: 1. Размер: 18кб.
13. Словарь средневековой культуры. КУПЦЫ
Входимость: 1. Размер: 24кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФАР"-"ФЕМ")
Входимость: 2. Размер: 42кб.
Часть текста: словарь классических древностей Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФАР"-"ФЕМ") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФАР"-"ФЕМ") ФАРЕТРА ФАРЕТРА - Pharĕtra, φαρέτρα, колчан, который греки носили не так, как восточные народы, сбоку на кушаке, а на спине на портупее; он содержал 15-20 стрел. Народы, употреблявшие преимущественно этот вид оружия, называются у поэтов pharetrati, как, напр., Geloni в Скифии. Horat. Od. 3, 4, 35. ФАРМАКУССЫ ФАРМАКУССЫ - Φαρμακου̃σσαι, 1. 2 небольших острова у Саламина, н. Kyrades (см. Attica, Аттика , 19). Strab. 9, 395; 2. остров на расстоянии 120 стадий от Милета (н. Pharmakonisi), где Цезарь был взят в плен морскими разбойниками. Plut. Caes. 1. Suet. Caes. 4. ФАРМОКОПОЛА ФАРМОКОПОЛА - Pharmacopōla, см. Medici,...
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАТ"-"ЛЕР")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАТ"-"ЛЕР") ЛАТИН ЛАТИН (Latinus), в римской мифологии сын Фавна и Марики, царь Лаврента (Liv. I 1), или, по греческой версии, сын Одиссея (или Телемаха) и Кирки (Serv. Verg. Aen. VII 47), муж Аматы, отец Лавинии; эпоним латинян, якобы образовавшихся из слияния аборигенов и троянцев (Liv. I, 2). После исчезновения или гибели в бою Л. был обожествлён под именем Юпитера Латиариса; его святилище, общее для всех латинян, построенное римскими царями после разрушения Альбы, находилось на Альбанской горе (Plin. Nat. hist. Ill 68). Там ежегодно в т. н. латинский праздник сперва царями, затем консулами совершалось жертвоприношение (Dion. Halic. IV 49; VI 95). С Л. связан народный обычай качаться в праздник Либера на перекрёстках на качелях, якобы отыскивая на земле и на небе исчезнувшего Л. (Serv. Verg. Georg. II 383-389). е. ш. ЛАТУРЕ ДАНЕ ЛАТУРЕ ДАНЕ - в мифологии ниасцев (Западная Индонезия) бог нижнего мира, источник болезней, смерти, непогоды и землетрясений. Его цвета - красный и чёрный, символы - змея, луна и тьма. Л. Д.- близнец-антагонист Ловаланги. Он появился из мирового древа Тороа, по другим мифам, рождён...
3. Мифы народов мира. АДАМ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навёл бог Яхве на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию. И создал бог Яхве из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть» (Быт. 2,5, ... 7..., 18-24). Другое сказание, жреческое, принадлежит к более позднему пласту библейских текстов, носит богословский характер и исходит из сложившегося у израильтян в первом вавилонском плену представления о боге как творце вселенной; в нём сотворением людей завершается шестидневное творение мира богом: «И сказал бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их. И благословил их бог, и сказал бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (1, 26-28). Содержание сказаний расходится по ряду мотивов. По одному сказанию, создатель человека - бог, именуемый Яхве; согласно другому, творец - тоже бог, но именуется он иначе. По одному, бог не представляется всесильным творцом вселенной, а скорее добрым садовником и умелым гончаром, по другому, ...
4. Мифы народов мира. ПЧЕЛА
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: орудие бога, способствующего пробуждению (вызыванию) божества плодородия. В хеттском мифе божество плодородия Телепинус исчезает и погибают растения, животные, люди и боги, всё застилает облако (пчелиного) роя. Мать богов Хан-наханна посылает на поиски Телепинуса П., которая находит и жалит его. Бог приходит в неистовство. Его гнев умеряет особыми обрядами богиня Камрусепа (букв. «дух пчелиного роя», соответствует хатти Каттах-цифури, «царица богиня»). Когда гнев Телепинуса стихает, облако (пчелиного) роя исчезает. Свидетельство о связи П. с образом мирового дерева сохранилось и в русской обрядовой традиции [«Вырастало деревце да кипарисовое. Как в этом деревце да три угодьица: по вершине деревца да соловей песни поёт, посередь-то деревца да пчёлы яры (ср. ярость Телепинуса и связь с П. Ярилы) гнезда вьют»]. Согласно скандинавскому мифу, живительным священным мёдом пропитано древо Иггдрасиль. В ряде традиций существует связь П. с дубом, выступающим и как мировое дерево, и как дерево громовержца. Ср. басню Федра (II 13) о пчелиных сотах на высоком дубу или гимн Каллимаха к Артемиде, связанной с П., где говорится о выстреле в улей и затем в дуб (выстрел или громкий звук связывается с...
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 7, "ФЛИ"-"ФРА")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: страница   Следующая страница Статьи на букву "Ф" (часть 7, "ФЛИ"-"ФРА") ФЛИУНТ ФЛИУНТ - Philiūs (g. -untis), Φλιου̃ς, первоначально Φλειου̃ς, независимый город на северо-востоке Пелопоннеса, область которого, Флиасия, Φλιασία, в мифические времена была известна также под именем Άραιθυρέα, Άραντία, граничила на запад с Аркадией, на север с Сикионией, на восток и юг с Арголидой и занимала площадь в 2 1/2 кв. мили. Земельку эту составляла главнейшим образом равнина, окруженная со всех сторон высокими горами и имевшая форму треугольника с вершиною, обращенною на север, и окаймленного на юге Келоссою и Карнеатом (н. Мегаловуно), на востоке Трикараном (сохранившим и теперь то же название). У подошвы Карнеата вытекает единственная в стране река Асон (ныне река Св. Георгия). Из продуктов страны особенно славилось вино. Население, состоявшее первоначально из ионян и потом из дорян, было относительно многочисленно. Государственное устройство, за короткими перерывами, было аристократическое; поэтому Ф. вплоть до конца Пелопоннесской войны был на стороне спартанцев; 200 флиасийцев сражались вместе с Леонидом (Hdt. 7, 202), 1000 - при Платеях (Hdt. 9, 28); в Пелопоннесской войне на площади собралось 6000 граждан против Аргоса. Thuc. 5, 57. 6, 105. Изгнанным в 394 г. олигархам лишь в позднейшее время была возвращена спартанцами власть. Хеn. Hell. 5, 2, 8. 3, 10. Славные примеры храбрости и приверженности флиасийцев к Спарте рассказывает Ксенофонт (Hell. 7, 2). Позже Ф. принимал участие в Ахейском союзе. Polib. 2, 14. Город Ф., родина поэта Пратина и философа Тимона, был построен наподобие театра вплоть у восточной стороны равнины; н. развалины при Стафилике. Strab. 8, 382. У местечка Келей (Κελεαί), в 15 милях...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗOС"-"ЗАК")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: см. Lycus, Лик , В. 4. ЗАВЕЩАНИЕ ЗАВЕЩАНИЕ - Testamentum, торжественное заявление последней воли. Составлять З. мог только тот, кто пользовался правом commercii, и на основании этого testamenti factionis; сыновья при жизни отца, рабы, иностранцы и несовершеннолетние не могли составлять законного З. Наследниками по З. не могли быть иностранцы и женщины, а со времен lex Iulia et Papia Poppaea, Законы Юлия , - также холостяки и бездетные (по крайней мере, отчасти); рабы же могли получать наследство, т. к. они приобретали его или для своего господина, или же для себя, если отпускались на свободу. Древнейшая форма З. была: t. calatum или calatis comitiis factum, которое составлялось патрициями в comitia curiata. Немного новее, но также очень древнее было test. in procinctu, которое могли составлять только военные, и притом устно in procinctu, т. е. перед вооруженным войском, после ауспиции полководца (Cic. de n. d. 2, 3 ). Обе эти формы были вытеснены test. per aes et libram, которое первоначально состояло в передаче имущества завещателя familiae emptori посредством mancipatio (см. Mancipatio ). По смерти завещателя familiae emptor должен был приводить в исполнение все распоряжения его, означенные в З. Мало-помалу это перешло в прямое назначение наследника и familiae emptor, и другие лица присутствовали лишь в качестве свидетелей, исполнение же условий З. переходило тотчас к настоящему наследнику. Изъявление последней воли называлось heredis nuncupatio; если она излагалась письменно, что впоследствии почти всегда делалось, то для этого брались деревянные таблицы, употреблявшиеся обыкновенно для писания, складывались потом свидетелями и запечатывались ими. Документ этот сохранялся у какого-нибудь друга завещателя или в каком-либо храме,...
7. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "К"
Входимость: 1. Размер: 66кб.
Часть текста: изложены в книгах «О духовном в искусстве» (1911), «Ступени» (в первом немецком издании под названием «Ruckblicke», 1913), «Точка и линия на плоскости» (1926) и в многочисленных статьях. Художник, по К., - пророк и деятель, тянущий вперед и вверх «застрявшую повозку человечества». Его цель - выразить в художественной форме объективно существующее Духовное. В художнике живет непреодолимое «желание самовыражения объективного», которое К. называет «внутренней необходимостью». Она основывается на внесознательном стремлении художника выразить то, что свойственно: 1. личности самого художника, 2. его эпохе, 3. искусству вообще - «элемент чисто и вечно художественного». Только этот «элемент» не утрачивает своего значения в процессе исторического бытия произведения искусства, его значимость постоянно возрастает. Он и составляет главное содержание искусства. Прекрасным в искусстве К. считал все то, что «вызвано внутренней необходимостью», что «совершенствует и обогащает душу», возбуждает ее «вибрации». Художник свободен в выборе форм и средств выражения. Единственный его руководитель и судья - «принцип внутренней необходимости», или художественное чувство. Современное искусство, полагал К., предоставляет художнику неограниченные возможности выражения - от «чистого реализма» до «чистой абстракции». Сам он, обладая обостренным художественным чувством цвета и формы, был увлечен открывшимися перед ним перспективами гармонизации цветов, создания цвето-ритмических колористических симфоний, выражавших движение космических сил. Опираясь на «Учение о цвете» Гёте, его идею «генерал-баса» в живописи, а также на опыты с цветомузыкой Скрябина, К. разрабатывает свою, во многом субъективную, теорию эстетической значимости цвета, формы, линии в живописи; особое внимание уделяет...
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 3, "ВАС"-"ВЕР")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: все три группы богов выступают вместе. Но уже в брахманах В. связываются с землёй, тогда как рудры - с воздухом, а адитьи - с небом (Шат.-бр. I 3, 4, 12; IV 3, 5, 1). В «Чхандогья-упанишаде» (III 6-10) В. входят в состав пяти объединений, причём они связаны с А гни, рудры - с Индрой, адитьи - с Варуной и т. д. Агни как предводитель В. появляется только в поздних ведийских текстах, но уже в «Ригведе» он сопутствует В. (X 3, 2; 110, 3; 150, 1). В более ранний период руководитель В. - Индра (именуемый в эпосе Васава), хотя он и не может преступить их закон (X 48, 11); в позднем индуизме это место начинает занимать Вишну. Божества, составляющие группу В., представляют собой персонификацию природных явлений, стихий и объектов, ср. в «Вишну-пуране»: вода (Апа), полярная звезда (Дхрува), луна (Сома), земля (Дхара или Дхава), ветер (Анила), огонь (Анала или Павака), утренняя заря (Прабхаса), свет (Пратьюша); в «Брихадараньяка-упанишаде» (III 9, 3) В.: огонь, ветер, воздушное пространство, солнце, небо, луна, звёзды; позже как В. рассматриваются Ашвины. адитьи, рудры, Вишну, Шива и Кубера (в «Вишну-пуране»: Агни, Сома, Ваю, Дхрува и др.). В «Рамаяне» В. - дети Адити. Об отдельных В. см. в статьях, посвящённых конкретным богам этой группы; там же литература о В. в. н. Топоров. ВАСУДЕВА ВАСУДЕВА - в индуистской мифологии: 1) (др.-инд. Vasudeva) отец Кришны и брат Кунти, матери пандавов, героев «Махабхараты»; 2) (др.-инд. Vasudeva) имя Кришны и Вишну (поскольку Кришна его воплощение). Трактуется как патронимическое образование: «сын Васудевы», отца Кришны. По-видимому, в древности В. считался неким отдельным божеством, но постепенно слился с образом Вишну - Кришны, причём два варианта его имени были закреплены за двумя персонажами мифа о Кришне. с. с. ВАТА ВАТА (др.-инд. Vâta, собств. «ветер»), в ведийской мифологии божество ветра. В. тесно связано с Ваю, на...
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 6, "КЛИ"-"КОС")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Часть текста: за солнцем (Ovid. Met. IV 256-270); 2) дочь Пандарея (Paus. X 30, 2), наложница беотийского царя Аминтора, из-за которой тот стал пренебрегать своей женой. По просьбе последней их сын Феникс соблазнил К. Ревнивый отец проклял сына, призвав эриний и сделав так, чтобы у того никогда не было сына (Hom. Il. IX 440-484; Schol. Hom. II. IX 448) (вариант: ослепил сына). м. б. КОАТЛИКУЭ КОАТЛИКУЭ («она в платье из змей»), Коатлантонан («наша змеиная мать»), в мифологии ацтеков богиня земли и смерти, мать бога солнца Уицилопочтли. По мифу, К. была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями - Сенцон Уицнауа («400 южан-звёзд») и дочерью Койольшауки - богиней луны. Каждый день К. поднималась на гору Коатепек («змеиная гора»), чтобы принести жертву. Однажды на вершине горы к ней упал с неба шар из перьев, который она спрятала за пояс; этот шар мгновенно исчез. Вскоре К. почувствовала, что она беременна. Узнав об этом, дети пришли в ярость, и дочь посоветовала братьям убить опозорившую...
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "О" (часть 3, "ОРМ"-"ОЧИ")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Часть текста: органической жизни и источник всего доброго и чистого: он - основное начало вечного света, которым он и освещает этот материальный мир тел. Он создал постепенно, в 6 периодов времени, свет и звезды, воду, землю, растения, животных и человека. Во время этого творения враждебная ему деятельность Ахримана вызывала разделение в созданном О. единстве и произвела многообразие индивидуумов. Фервы, духи света, составляют связь в этой еще и теперь продолжающейся борьбе двух противоположных начал, связь, которая объединяет между собою все добрые существа. ср.: Duncker, Geschichte des Alterthums, т. 4. ОРНЕАТЫ ОРНЕАТЫ - Ορνεα̃ται, т. е. жители Орней; Фукидид (5, 67) называет их σύμμαχοι, Геродот (8, 73) упоминает их наряду с периэками аргивян (Όρνεα̃τες καὶ περίοικοι); вероятно, это имя служило общим названием для союзников аргивян. ОРНЕИ ОРНЕИ - Orněae, Όρνεαί, 1. город в северо-западной Арголиде на границе Флиасии, лежащий у подножия Лиркеонских гор, вблизи нынешнего Палео-Леонти. Остатки стен носят название Сампирго (ср. Forchhammer, Halkyonia, стр. 8). Жители его были кипурийского происхождения. Hdt. 8, 73. Во время Пелопоннесской войны О. был в союзе с Аргосом (Thuc. 5, 67), а позднее, в 352 г., на стороне мегалополитанцев против Спарты. Потом орнфаты были переселены в Аргос. ср. Thuc. 5, 72. 74. 6, 7; 2. по Страбону (8, 376. 382. 13, 587), другой город этого же имени находился между Коринфом и Сикионом, на реке Орнфате. ОРНЕЙ ОРНЕЙ - I. Orněus, α̃́Ορνεος, кентавр. Ov. met. 12, 302. ...