Поиск по материалам сайта
Cлово "CHRISTIANITY"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьенн (1884-1978)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
2. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕЛ"-"МЭЛ")
Входимость: 1. Размер: 38кб.
3. Словарь средневековой культуры. АГИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
4. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ КОРОЛИ
Входимость: 1. Размер: 33кб.
5. Мифы народов мира. ИУДАИСТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 52кб.
6. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КАТ")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
7. Мифы народов мира. ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 26кб.
8. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПИГ")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
9. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАЗ"-"БЕЛ")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
10. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Х"
Входимость: 1. Размер: 31кб.
11. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БИБ"-"БЮР")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
12. БАРНС (Barnes) Харри Элмер (1889-1968)
Входимость: 1. Размер: 4кб.
13. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ж"
Входимость: 1. Размер: 19кб.
14. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕФ"-"НЮ")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
15. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАВ"-"БЕР")
Входимость: 1. Размер: 40кб.
16. ИСТОРИЗМ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
17. Большой толковый словарь по культурологии. ИСТОРИЗМ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
18. МАРИТЕН (Maritain) Жак (1882-1973)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
19. НИБУР (Niebuhr) Райнхольд (1892-1971)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
20. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 10, "АРТ"-"АСТ")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
21. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НЕП")
Входимость: 1. Размер: 42кб.
22. Словарь средневековой культуры. МУЧЕНИКИ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
23. НЕОТОМИЗМ
Входимость: 1. Размер: 6кб.
24. Словарь средневековой культуры. РЕЛИКВИИ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
25. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "В" (часть 2, "ВЕС"-"ВСЕ")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
26. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ
Входимость: 1. Размер: 46кб.
27. Мифы народов мира. Статьи на букву "И" (часть 2, "ИЗМ"-"ИНА")
Входимость: 1. Размер: 63кб.
28. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьенн (1884-1978)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: Опираясь на экзистенциальное прочтение “вечной философии”, он считает предназначением индивида продолжение дела божественного творения. В идеале человеку надлежит примирить в своем внутреннем мире совокупность интеллектуальных, нравств. и теологич. добродетелей, но реальная ситуация отнюдь не способствует этому, ибо европ. история отмечена знаком панноэтизма, преувеличенного внимания к познанию, забвения того, что человек призван воплотить в своем культурном творчестве лики божественного бытия — Истину, Красоту и Благо в их единстве. Эта линия обозначилась уже у Платона, к-рый закладывает основания науч. универсума, ориентированного на бесстрастное воспроизведение бытия как оно есть, служение истине. Ж. полагает, что Платон отнюдь не зря хотел изгнать художников из своего идеального государства, т.к. панноэтизм отвергает их творческие устремления. Подобная установка доминирует и у Аристотеля, иных античных мыслителей, передающих ее ср.-вековью. И хотя Аквинат знаменует собою, по Ж., вершину европ. мысли, но и его не миновало пренебрежение к творчеству, сведение такового всецело к познавательной деятельности. Эпоха Нового времени приносит трагич. коллизии в сфере культуры: отныне намечается расхождение между мудростью веры и моралью, политикой, наукой и искусством. Мораль, лишенная религ. основания, ложно ориентирует индивида, становится основой макиавеллизма в политике. Наука, обретая автономию, восстает против религ. метафизики, притязает на первенство в сфере культуры. Сциентистское поклонение науке рождается в трудах Декарта и Канта, продолжается позитивистской традицией и ведет к забвению подлинной мудрости. Антисциентизм 20 в. — закономерная реакция на культ науч. знания. Искусство способно противостоять в своих наивысших проявлениях мертвящему...
2. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕЛ"-"МЭЛ")
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Часть текста: МЕЛЮЗИНА - согласно средневековой легенде, фея водных источников. МЕНЕСТРЕЛИ МЕНЕСТРЕЛИ (от позднелат. minis teriales - состоящий на службе) - придворные певцы и музыканты во Франции и Англии XII-XIII вв. Воспевали рыцарские подвиги, служение Даме. В XIV-XVIII вв. м. называли бродячих музыкантов из простонародья. МЕНЯЛА МЕНЯЛА - лицо, занимавшееся обменом монет, а также торговлей ими. МЕРЛИН МЕРЛИН - поэт и провидец в кельт, мифо-поэтич. традиции и повествованиях артуровского цикла. Возможно, прообразом М. был бард Мирддин Дикий (VI в.), упоминаемый в валлийских поэмах X в. В XII в. образ М. стал популярным благодаря сочинениям Галъфрида Монмутского, который дал жизнеописание М. и привел его пророчества. Традиционный круг сюжетов средневековых повествований о М. начал складываться с XIII в.: рождение М. от инкуба, учреждение М. «Круглого стола», служба Артуру, заточение М. феей Вивианой в воздушную темницу Броселианды и др. Наряду с письменной традицией, образ М. имел место и в устной народной традиции (напр., в бретонской). МЕРОВИНГИ МЕРОВИНГИ - первая королев, династия во Франкском государстве, в период правления которой у франков зародились феод, отношения. Название произошло от имени полулегендарного родоначальника М. - Меровея. В VII в., после раздробления Франкского государства, в его составе обособились самостоятельные области, которые возглавили короли из дома М. Главные представители М. и их годы правления: Хильдерик I (457- 481), Хлодвиг! (481-511), Хильперик I (561-584), Хлотарь II...
3. Словарь средневековой культуры. АГИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: к образу Христа, его матери и первых учеников - апостолов. Подобные тексты -Евангелие Иакова, Евангелие Псевдо-Матвея, Евангелие Фомы, Никодимово Евангелие - делая акцент на человеческой природе Христа, являются первым опытом изображения в нарративном тексте этически образцовой жизни. Эти сочинения, изначально составленные в основном на греческом, в течение краткого времени были переведены на многие языки, включая латынь, и получили широкое распространение в христианских общинах. Первым типом сочинений, бесспорно относимым к агиографическому канону, стали мемориальные записи, повествующие о жертвах римских гонений на христиан I-III вв. Погибшие в результате репрессий члены христианских общин стали исторически первой и наиболее популярной на протяжении всего средневековья категорией святых - мучениками, а отражающие обстоятельства их гибели тексты, составленные, как правило, на основании документальных записей о судебных процессах, положили начало соответствующей категории А.и - страстям (passiones). Страсти раннехристианских мучеников отражают становление главных принципов идеологической и риторической структуры агиографического повествования, равно как и его социальных функций. Повествуя о страдании и гибели героев, авторы...
4. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ КОРОЛИ
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Часть текста: включения культов святых правителей и династических святых в контекст идеологической и политической стратегии правящих династий. Это разнообразие не может быть объяснено только последовательной эволюцией определенного культурного феномена в контексте развития общества в целом. Безусловно, огромное значение имел и фактор региональных различий, обусловленных как своеобразием традиционных духовных и социальных структур, так и спецификой политического и религиозного развития отдельных территорий в эпоху средневековья. Первые образы святых правителей появляются в меровингской Галлии, и по мере расширения границ христианского мира на севере и на востоке обнаруживается тенденция не только их появления в новых регионах, но и доминирования в местной религиозно-культовой практике. Успешное распространение христианства в регионах традиционной варварской культуры определялось адаптацией к местным традиционным верованиям и социальным практикам. Культы святых правителей выполняли те же функции, что и культы святых в целом. Как и любой иной святой, святой...
5. Мифы народов мира. ИУДАИСТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: влияние египетской, шумеро-аккадской и особенно иранской (в частности, зороастрийской) мифологий, а позднее - синкретистско-гностической мистики. Центральный цикл источников для ранней И. м. - библейские тексты (ветхозаветные), возникавшие на протяжении более чем тысячелетия (от 13-12 до 2 вв. до н. э.) и впитавшие в себя тексты самого разного характера (в том числе и фольклорного происхождения): мифы, древние народные предания, фрагменты хроник, исторические документы, законодательные памятники, ритуальные предписания, победные, свадебные и другие ритуальные песнопения, сочинения религиозно-философского характера и т. д., собранные и обработанные в религиозном духе еврейскими компиляторами в довольно поздний период. Сохранив многочисленные реликты разных эпох, Библия отразила наряду с собственно И. м. более ранние религиозно-мифологические представления древних евреев и сопредельных народов. Всё это явилось причиной того, что нередко мифы и исторические предания представлены в Библии не одной, а несколькими (иногда взаимоисключающими и содержащими разные концепции мировосприятия) версиями. Иудейский (ветхозаветный) канон делится, согласно традиции, на три части. 1. Тора («Закон»), или «Пятикнижие Моисея» (позднее было приписано Моисею): книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие; 2. «Пророки», куда входят т. н. исторические книги: Иисуса Навина, Судей, 1-4-я книги Царств (1-2-я книги Самуила и 1-2-я книги Цареи), излагающие историю Палестины по начало 6 в. до н. э., и сборники речей «больших» пророков - Исаии, Иеремии, Иезекииля (в православном и католическом каноне Библии также и книга Даниила) и двенадцати «малых» пророков; 3. «Писания», к которым относятся Псалмы (Псалтирь), Притчи Соломона, книга Иова и т. н. Плач Иеремии, сборник свадебной лирики Песнь песней, 1-2-я книги Хроник (1-2-й Паралипоменон), а также книги Ездры, Неемии, Руфи, Есфири, Даниила, Екклесиаста. Для выявления ...
6. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КАТ")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: о-вами Ньюфаундленд и Кейп-Бретон, названный впоследствии его именем. В апреле 1498 г. (вместе с сыном) К. отправился к берегам Сев. Америки, но в пути умер, и экспедицию возглавил Себастьян. Достигнув материковой части Сев. Америки, он вернулся в Англию. КАБОШЬЕНЫ КАБОШЬЕНЫ - участники парижского восстания 1413 г., вспыхнувшего во время Столетней войны в период правления психически больного Карла VI в условиях междоусобицы арманьяков и бургундцев, сопровождавшейся налоговыми, фин. и адм. злоупотреблениями. Восстанию предшествовали выступления парижан (1411), Парижского ун-та и депутатов Генеральных штатов (1413) с требованием провести реформы. Восстание началось 27 апреля 1413 г. Восставшие захватили оружие в ратуше, осадили дворец короля, потребовали ареста королев, чиновников, прекращения междоусобиц, снижения налогов. Руководили движением владельцы скотобоен (цех мясников), которых тайно подкупил глава бургундцев герцог Бургундский Иоанн Бесстрашный, пытавшийся использовать это движение в своих целях в борьбе с арманьяками. Основной силой восставших стали подмастерья-живодеры, дубильщики кожи, скорняки. Они стали называться по прозвищу их предводителя, живодера Кабоша...
7. Мифы народов мира. ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: характер, - эпиграфики (со 2-й половины 2-го тыс. до н. э.), включающей упоминания богов и их эпитетов, описания жертвоприношений; археологических материалов; данных ономастики (прежде всего теофорные имена). Некоторые сведения о З. м. имеются в письменных памятниках соседних народов - египетских, месопотамских, хеттских; основу для ряда реконструкций даёт Библия (отразившая добиблейские мифологические представления); определённую информацию содержат произведения греческих и римских, а также эллинизированных ближневосточных авторов (указывающие, в частности, на соответствия западносемитских богов божествам других мифологий). Эти источники, однако, представляют тенденциозную интерпретацию- З. м. Более подробно известны мифологические представления населения Угарита (город-государство на территории Финикии) - по сохранившимся спискам богов, записям мифов, ритуальных текстов, сделанных в 14 в. до н. э. (самые ранние из известных материалов) со слов верховного жреца (местная храмовая традиция). У западносемитских народов не сложилась единая для всех этнических групп система мифологических представлений, несмотря на языковую близость, общность важнейших элементов культуры, постоянные контакты. В отдельных обществах складывались свои мифологические циклы, типологически тождественные, а часто и сюжетно близкие; наряду с существованием общих имелись и местные, локальные божества; на первый план могли выдвигаться...
8. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПИГ")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: монастыря в Монтекассино. В 782-786 гг. П.Д. находился при дворе Карла Великого, являлся одним из деятелей «Каролингского возрождения». Здесь им создано много поэтич. произведений - посланий и эпитафий. После возвращения в Монтекассино П.Д. написал свое главное соч. - «Историю лангобардов» - основной источник по истории лангобардов с древних времен до 744 г. (год смерти короля Лиутц. ранда); содержит важные сведения об общественном и полит, строе лангобардов, о завоевании ими Италии и т.д. П.Д. использовал устные предания, письменные источники, свидетельства современников, участников событий. По литературным достоинствам «История лангобардов» выгодно отличается от сочинений историков Раннего Средневековья. Лит.: Вайнштейн ОЛ. Западноевропейская средневековая историография. М.; Л., 1964; Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955. ПАВЛИКИАНЕ ПАВЛИКИАНЕ (предположительно от имени апостола Павла) - участники одного из наиболее значительных по размаху и последствиям еретич. движений. Зародилось в VII в. в Армении, а в VIII-IX вв. получило широкое распространение в Малой Азии и в европ. владениях Визант. империи. Основное ядро движения составляли крестьяне и частично гор. низы, хотя последователи п. были в разных слоях общества. Дуализм учения п. основывался на вере в извечную противоположность добра и зла, царства Бога и царства сатаны, духа и плоти. Земной, материальный мир п. воспринимали как царство Сатаны, выступали против земных правителей, погрязших в пороках, против роскоши и распущенности духовенства, отвергали церк. иерархию, требовали упрощения церк....
9. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАЗ"-"БЕЛ")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: к первому поколению т.н. "женевской школы" социол. направления в языкознании. Получил классич. образование филолога, специализировался по греч. языку. В 1889 защитил в Берлине докт. дисс. о трагедиях Еврипида, вернулся на родину и с тех пор безвыездно жил в Женеве. С 1900 в течение многих лет преподавал греч. язык в Коллеже Кальвина. Одновременно изучал санскрит в Женев. ун-те под руководством де Соссюр а (интерес к санскриту сохранил на всю жизнь, незадолго до кончины предпринял работу над санскритской грамматикой). Сначала учеба, позже - сотрудничество и дружба с де Соссюром способствовали превращению блестящего филолога в не менее блестящего лингвиста. Б. постепенно проникся общелингвистич. идеями своего учителя и освоил его метод исследования языка. С 1906 Б., по поручению де Соссюра, читал вместо него курс санскрита в Женев. ун-те, а с 1913, после смерти учителя, и вплоть до своей отставки в 1939 занимал кафедру сравнит. грамматики и в 1916, совместно с А. Сеше, издал "Курс общей лингвистики" де Соссюра, составленный на материале студенческих конспектов. До конца жизни возглавлял Женев. линг-вистич. об-во, развивавшее идеи де Соссюра. В основе лингвистич. взглядов Б. лежало соссюровское учение о знаковой природе языка, о различении языка и речи, синхронии и диахронии. Приверженность к этой теории, а также собственный...
10. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Х"
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Часть текста: Австралии и Новой Зеландии. Х.к., как правило, отсутствует в системах гражданского права, хотя в ряде случаев и существует аналогичное законодательство . Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривает схожее юрид. оправдание в суде ареста или задержания. Хабермас Юрген Хабермас Юрген (Habermas, Jtirgen) (род. 1929 г.), нем. философ и социолог, ведущий совр. представитель критической теории Франкфуртской школы. Занимается гл.об. теорией познания, в частности поиском рациональной позиции, позволяющей критиковать теорию и практику капитализма. В своей первой значит, работе Знание и человеческие интересы (1968) X. доказывал существование трех базовых форм человеческого познания, соответствующих трем центр , интересам человека: управлению природой, общению и взаимопониманию между людьми и освобождению от внеш. зависимости. При капитализме доминирующим стал первый интерес и родилась соответствующая ему форма познания - эмпирическая наука. X. попытался также определить альтернативную форму рациональности, анализируя, каким образом люди составляют представление друг о друге, если они собираются вступать в контакт. Предпосылки рациональной коммуникации принимаются для определения идеальной речевой ситуации, в к-рой можно использовать лишь доказательные способы убеждения людей в истинности высказываемого. X. полагал, что легитимность социальных норм может быть установлена путем соотношения их с такой идеальной речевой ситуацией. Хаван (хома) Хаван (хома) (havan, санскрит homa - жертва огню), один из элементов поклонения свящ. огню, или пуджи, у индусов. Восходит к ведическому ритуалу приношения. Жрец...