Поиск по материалам сайта
Cлово "CLEM"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 12, "ПОР"-"ПРА")
Входимость: 2. Размер: 63кб.
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 5, "АКИ"-"АЛЕ")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАА"-"ВЕН")
Входимость: 1. Размер: 66кб.
4. Мифы народов мира. Статьи на букву "О" (часть 3, "ОПЬ"-"ОЯМ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЯ"-"ГЕР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
6. Мифы народов мира. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАР"-"БЕР")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕС"-"ЛИН")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕМ"-"ТИБ")
Входимость: 1. Размер: 67кб.
9. Мифы народов мира. ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 52кб.
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 9, "АНА"-"АНН")
Входимость: 1. Размер: 44кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 4, "ПЕЩ"-"ПОД")
Входимость: 1. Размер: 43кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 12, "ПОР"-"ПРА")
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Часть текста: словарь классических древностей Статьи на букву "П" (часть 12, "ПОР"-"ПРА") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "П" (часть 12, "ПОР"-"ПРА") ПОРСЕНА ПОРСЕНА - Porsēna, Πορσήνας, у поэтов также Porsena, царь (Lar) Клузия в Этрурии, по Ливию (2, 9 слл.), ходил на Рим во 2 году Республики, как друг изгнанных Тарквинием, но, побужденный подвигами Горация Коклеса и Муция Сцеволы, заключил с римлянами почетный мир, выдав им даже заложников. ср.: Plut. Popl. 16 слл. По свидетельству Ливия, римляне должны были возвратить отнятую у веентов область. Но из других свидетельств с большею вероятностью явствует (Tac. hist. 3, 72. Plin. 34, 39), что этот мир для римлян был не так снисходителен: они должны были передать город, уступить треть своей области и употреблять железо только для обработки полей. Это подчинение П. могло прекратиться только тогда, когда Арунт, сын П., потерпел поражение при Ариции от Аристодема, тирана Кум; тогда, вероятно, и Рим изгнал этрусский гарнизон и снова завладел отнятою областью. Flor. 1, 10. Dion. Hal. 5, 21 слл. Sil. It. 8, 389. Oros. 2, 2 слл. ПОРТАОН ПОРТАОН - Porthāon, см. Oeneus, Эней , II. ПОРТИК ПОРТИК - Portĭcus, (ср. Στοά, Стоя ), галерея, просторные сводчатые ходы, частью пристроенные к другим общественным и частным зданиям; обыкновенно...
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 5, "АКИ"-"АЛЕ")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: sat. 2, 12. Athen. 7, p. 297. f), но в позднейшие времена она совершенно вышла из моды. Horat. Sat. 2, 2, 47. Plin. n. h. 9, 26. АККА ЛАРЕНЦИЯ АККА ЛАРЕНЦИЯ - Асса Larentia (неправильно Laurentia), по одному сказанию, жена пастуха Фавстула и кормилица Ромула и Рема. Liv. 1, 4. Ov. fast. 3, 55 (nutrix romanae gentis). У нее было 12 сыновей, с которыми она ежегодно приносила жертву за плодородие полей, почему сыновья назывались будто бы fratres arvales (от arva). Когда один из них умер, Ромул заступил его место и учредил жреческую коллегию Арвальских братьев. По другому сказанию, А. была женщина вольного поведения во времена Анка Марция, вышла замуж за богатого этрусского землевладельца Тарутия или Таррунтия и в своем завещании назначила своим наследником римский народ. Поэтому ее почитали как благодетельницу римского народа и 23 декабря, в праздник Larentalia или Larentinalia (Gell. 7, .7), фламин Квирина приносил в честь ее поминальную жертву. Почитание ее находилось в связи с почитанием Лар. Асса L. значит: Ларова мать; первоначально это была благодетельная богиня земли, покровительству которой поручались посевы и прах умерших, а в тесном смысле - богиня, покровительница полей города Рима. Она...
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАА"-"ВЕН")
Входимость: 1. Размер: 66кб.
Часть текста: находился храм Бела - Вавилонская башня Ветхого Завета, - остатки которой и теперь еще называются Бирс-Нимруд, и большой дворец Семирамиды со знаменитыми висячими садами. В В. во дворце Навуходоносора умер Александр Великий. О городе см. Hdt. 1, 178 слл. и 3, 158 слл. ВАВИЛОНИЯ ВАВИЛОНИЯ - Babylonia. I. География. Ή Βαβυλωνία, в обширном смысле - вся Ассирия и Месопотамия, а в тесном - южная часть равнины, простирающейся между Тигром и Евфратом, начиная с того места, где эти реки наиболее сближаются (где находится так называемая Мидийская стена, или το Σεμφμιδος διατείχισμα, н. развалины Сидд-Нимруд), до соединения обеих рек. Эта равнина, называемая н. Ирак-Араби, пересекалась множеством каналов, значительнейшим из которых был Царский канал, ó βασίλειος ποταμός, и ныне еще называемый Награл-Мальк, - вдоль Мидийской стены. Из городов этой весьма плодородной страны, кроме Вавилона, замечательны: Апамея , при соединении Евфрата с Тигром, Тередон и Кунакса (при н. Фелуях) близ Евфрата и Вавилона, известная по сражению между Киром и Артаксерксом в 400 г. до Р. X. II. История. Древнейшая вавилонская история в общем короче и беднее ассирийской, хотя она восходит сравнительно до более глубокой древности, потому что Вавилонское царство основано, надо думать, раньше Ассирийского. По Моисеевой таблице народов, вавилоняне - семитское племя; по воззрению греков, это творение Бела, а Ассирия основана сыном его Нином, тогда как Ктесий утверждает наоборот, что Ассирия дала начало Вавилонии. По туземному сказанию,...
4. Мифы народов мира. Статьи на букву "О" (часть 3, "ОПЬ"-"ОЯМ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: народов мира Статьи на букву "О" (часть 3, "ОПЬ"-"ОЯМ") В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "О" (часть 3, "ОПЬ"-"ОЯМ") ОПЬЯНЯЮЩИЙ НАПИТОК Статья большая, находится на отдельной странице . ОРЕЛ Статья большая, находится на отдельной странице . ОРЕНДА ОРЕНДА - в мифологии индейцев-ирокезов (Сев. Америка) сверхъестественная магическая сила, то же, что вакан у племён сиу-дакотов. ОРЕСТ ОРЕСТ ('Ορέστης), в греческой мифологии сын Агамемнона и Клитеместры. После того как Агамемнон был убит Клитеместрой и Эгисфом, сестра О. Электра (или его кормилица) спасла его из рокового дома. Он вырос в Фокиде у царя Строфия, женатого на тётке О.- Анаксибии. Здесь возникла дружба между О. и его сверстником Пиладом, сыном Строфия. Когда О. стал совершеннолетним, он получил от дельфийского оракула приказ отомстить за смерть отца. Согласно «Орестее» Эсхила, преследуемый за пролитие им крови матери богинями мести эриниями, О....
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЯ"-"ГЕР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: Он посылает зигзаги молний, его голос - громовые раскаты; от них раскрываются яйца ящериц, питонов и крокодилов. Всюду за ним следует его мать, вслед. за громом слышен её укоряющий голос: «Не убивай, успокойся». Г. приходит на землю, чтобы наказать людей, делающих зло. Когда вдали собираются облака и слышны отдалённые раскаты грома, это означает, что Г. навещает другие страны. Согласно некоторым мифам, Г. от отца получил радугу-змею Айдо-Хведо, которая переносит его на землю. е. к. ГВЕЛИСПЕРИ ГВЕЛИСПЕРИ («змееподобный»), в грузинской мифологии помощник божества, выступающий в образе змея или дракона, сидящего на цепи. Г. наносит поражение врагам божества и помогает его преданным слугам в несчастье. Вместе с тем спускаемый с цепи, Г. несёт наказание непокорным почитателям божества. а. ч. ГЕБ ГЕБ (gb), в египетской мифологии бог земли. Хтоническое божество. Сын Шу и Тефнут, один из гелиопольской экнеады богов. Обычно изображался в виде человека с короной Нижнего Египта или Верхнего Египта на голове. Согласно мифу, Г. поссорился со своей сестрой и женой Ну т (небом) из-за того, что она ежедневно поедала своих детей - небесные светила, а затем вновь рождала их, и Шу разъединил супругов. Г. он оставил в горизонтальном положении внизу, а Нун поднял вверх. (В египетской паре...
6. Мифы народов мира. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАР"-"БЕР")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Часть текста: тот, воспользовавшись неведением Б., одаривает его золотом и натравливает против деда. Вопреки советам матери Шахруй, Б. выступает против Ирана, пленяет богатырей Тусу и Фарибурза. Рустам освобождает пленных, но не может осилить Б. В поединок с ним вступает сын Рустама Фаромарз и пленяет Б. Мать Б. устраивает побег сыну, но Рустам настигает беглецов и после двух поединков побеждает Б. Шахруй открывает Рустаму, что побеждённый - его внук, и спасает Б. Тот переходит на сторону иранцев и вместе с дедом наносит поражение Афрасиабу. Царь Кай Хусроу жалует Б. земли Гура и Герата, наставляя его на праведное правление и покровительство земледельцам. и. б. БАРСИСА БАРСИСА (Barsîsâ), в мусульманской мифологии имя человека, поддавшегося искушениям шайтана, но обманутого Комментаторы ассоциируют Б. с соответствующим безымянным персонажем Корана (59:16). В предании Б.-отшельник, по наущению шайтана совративший и убивший доверенную его заботам больную девушку. Б. отрёкся от аллаха за обещание шайтана помочь ему, но последний обманул Б. и выдал его братьям девушки. Лит.: Abel A., Barsisa, Ie moine qui defia le Diable, Brux., 1959. М. П. БАРХУТ БАРХУТ - или Барахут (Barghûth), в мусульманской мифологии колодец, связанный с преисподней и населённый душами неверных. В фольклоре народов, исповедующих ислам, существует множество легенд и сказаний, посвящённых Б. Обычно Б. идентифицируется с большой известняковой пещерой, находящейся в Хадрамауте, около места, почитаемого как могила пророка Худа. м. п. БАРШАМИН БАРШАМИН - Баршимниа, Баршам, в армянской...
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕС"-"ЛИН")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: поросший кедровым  Л. Образ непроходимого девственного Л. , окружающего входы в аид — подземное царство мёртвых, характерен также для греческой и римской традиций (Ovid. Met. IV 431; VII 402) и Вергилий (Verg. Aen. VI 237—238). Представление о Л. как добром начале отразилось в относительно небольшом числе мифологий (например, у пигмеев бамбути, которые воплощают Л. , в частности, в ночных криках, издаваемых священным деревянным цилиндром, представляющим таинственное лесное животное молимо). Часто Л. выступает как местонахождение особого высшего божества (джок у африканских племён луо) или же специфических духов Л. (у славян Л.  — обиталище бабы-яги). Нередко в тех случаях, когда (как у древних тюрков и ряда тюркских народов) Л. (чаще всего горный) выступает в качестве объекта поклонения, персонифицируется хребет, поросший  Л. Среди трёх основных миров Л. обычно относится к среднему миру (в некоторых языках название Л. образуется от слова со значением «средний»). Близость значений «лес» и «гора» (во многих языках они обозначаются одним словом) приводит к образованию тройной системы миров «небо — гора (поросший Л. горный хребет) — вода» (в частности, у негидальцев и другие.гих сибирских народов>>), где гора, связанная с удачей во время охоты, как и Л. , играет роль среднего мира. В мифологиях многих народов Западной Африки каждому человеку присущ лесной дух (часто наследуемый из поколения в поколение). У нанайцев считалось, что к каждому охотнику его лесной дух приходит из года в год в образе женщины. У ряда сибирских народов и другие.вних исландцев считалось, что эти духи осуществляют роль посредников (медиаторов) между мирами богов (высших демонов) и людей. Но чаще наряду с отдельными духами Л. в мифологии выступает основной дух или хозяин Л. и зверей, обитающий в долинах, богатых зверьем, или в земле возле основания стволов (баргузинские эвенки...
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕМ"-"ТИБ")
Входимость: 1. Размер: 67кб.
Часть текста: или Τέμψα, город в Бруттии, лежавший у Теринейского залива (Sinus Terinaeus), один из древнейших авсонских городов в Южной Италии, сделавшийся потом римской колонией. Liv. 34, 45. Ныне развалины у Torre di Lupi. Окрестности его давали хорошее вино. Strab. 6, 251, 255 сл. Cic. Verr. 5, 16. Этот город смешивается иногда с городом Ταμασός на основании одного места у Гомера. Od. 1, 184. ТЕМЕН ТЕМЕН - Temĕnus, Τήμενος, сын Аристомаха, отец Кейса, Фалка, Агрея и Гирнефо (Ύρνηθώ), один из ираклидов. При вторжении дорян в Пелопоннес ему достался в удел Аргос, где поэтому царствовали потомки его, Темениды. Темениды считались также мифическими основателями Македонского царства. Hdt. 8, 137 сл. Thuc. 2, 99. Могила Темена была в Темене, недалеко от Лерны. ср. Hercules, Геркулес , 16. ТЕМЕНИЙСКИЕ ВОРОТА ТЕМЕНИЙСКИЕ ВОРОТА - Temenītis, Τεμενι̃τις, в Сиракузах на юге города, названные от близлежащей рощи. Liv. 25, 9. ТЕМНОНСКАЯ ГОРА ТЕМНОНСКАЯ ГОРА - Τη̃μνον 'όρος, гора в Мисии, шедшая по направлению к Фригии и делившая Мисию на две части; н. Демирджи-Даг. В ней находились источники рек Макеста, Мисия, Каика и Эвена. Strab. 13, 616. ТЕМНОС ТЕМНОС - Temnus, Τη̃μνος, город Мисии в Малой Азии, на западном берегу реки Герма (не у устья его), разрушенный землетрясением во времена Тиберия. Tac. ann. 2, 47. ср. Hdt. 1, 149. Хеn. Hell. 4, 8, ...
9. Мифы народов мира. ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: родовой общины и в мифе обобщавших всё многообразие человеческих отношений и природных явлений. Г. м. следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину (хотя и прекрасную), но в постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты, исполненной женственности и привлекательности, Афины Пал-лады - воительницы, относятся к определённому периоду развития Г. м. Такими периодами являются: древнейший хтонический (от греч. χθών земля), или дофессалийский, доолимпийский; фессалийский, олимпийский, классический или героический. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родовой формации складываются утончённые формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология - своего рода единственная форма первобытного мышления - гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве. Источники. Сведения о Г. м. дошли до нас в огромном количестве памятников письменной литературы: художественной и научной. Основными источниками изучения Г. м. являются...
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 9, "АНА"-"АНН")
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Часть текста: АНАКСАНДРИД - Anaxandrĭdes, Άναξανδρίδης ( дор . -ας), 1. спартанский царь, сын Леонта из рода Агиадов, отец Леонида. Hdt. 5, 39 слл. 7, 204; 2. спартанский царь, сын Феопомпа, отец Архидама, Проклид. Hdt. 8, 131; 3. А. из Камира (на Родосе), писатель средней комедии, жил в Афинах ок. 375 г. до Р. X.; это был веселый, умный и тонкий наблюдатель; он первый стал избирать сюжетами комедий любовные приключения; написал 65 пьес. Сохранилось несколько отрывков и около 30 заглавий. см.: Метеке, fragm. сот. Gr., III, 161 слл. А. приписывались и дифирамбы. АНАКСАРХ АНАКСАРХ - Anaxarchus, Άνάξαρχος, из Абдеры, ученик Демокрита, сопровождал Александра Великого в его походах, получил прозвище εύδαιμονιός. Рассказывали, что кипрский тиран Никокреонт, мстя за нанесенное ему Анаксархом оскорбление, велел истолочь философа в ступе. Cic. tusс. 2, 21. de n. d. 3, 33. АНАКСИБИЙ АНАКСИБИЙ - Άναξίβιος, командовал спартанским флотом в Византии, когда Ксенофонт привел туда остатки 10 тысяч....