Поиск по материалам сайта
Cлово "DAEDALUS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. ПЫТКА
Входимость: 1. Размер: 21кб.
2. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "Д"
Входимость: 1. Размер: 26кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕВ"-"ДЕМ")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТАР")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 8, "МИМ"-"МИТ")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 8, "КОГ"-"КОН")
Входимость: 1. Размер: 71кб.
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "И" (часть 2, "ИИН"-"ИНД")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
8. МАМФОРД (Mumford) Льюис (1895-1976)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
9. Словарь античности. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕР")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. ПЫТКА
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: и «неблагородных», «низких» (humiliores). П.ам могли быть подвергнуты «незначительные люди», включая рабов и простолюдинов, но honestiores, как правило, от нее были свободны. Исключения составляли преступления против императора. Ордалия - «божий суд» В варварских королевствах, созданных на территории завоеванной германцами империи, свободные люди П.ам не подвергались, и личное достоинство германца было несовместимо с применением подобных мер. Лицо свободного происхождения очищалось от обвинения при содействии соприсяжников из числа сородичей и друзей, которые свидетельствовали о его невиновности и добропорядочности. Телесные наказания были уделом несвободных. Свобода и несвобода). Тем не менее такая специфическая разновидность П.и, как ордалия («божий суд»), получила распространение в правовой практике. Ордалия не была средством насильственного исторжения признания вины, в ней П.а играла иную роль. Божий суд представлял собой средство установления юридической истины путем обращения к воле Творца. Тяжущиеся лица добровольно соглашались подвергнуться испытанию, сопряженному с П.ой, для того чтобы обнаружить, на чьей стороне правда. В основе ордалии лежало убеждение в том, что Бог постоянно вмешивается в людские дела и поэтому его можно побудить к участию в судебной тяжбе. Ритуальный характер ордалии как нельзя лучше соответствовал культурным представлениям и верованиям того...
2. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "Д"
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: город Целе-Сирии. Римский император Диоклетиан устроил здесь оружейный завод; до сих пор еще славятся дамасские сабли. ДАМОКЛ Дамокл (Damocles, Δαμοχλης). Любимец сиракузского тирана Дионисия Старшего. Он восхвалял счастье царей вообще и Дионисия в частности; Дионисий предложил ему самому испробовать это счастье. Он посадил Дамокла на роскошное сидение и во время пира приказал повесить над головой его меч на одном конском волосе, чтобы показать ему непрочность всего земного. ДАМОН Дамон (Damon, Δαμων) и Финтий (Phintias, Φιντίας). Два друга, последователи учения Пифагора, жившие в Сиракузах при Дионисии Младшем. Финтий был обвинен в измене тирану и был приговорен к смерти, но получил, разрешение устроить свои дела с тем условием, что он вернется к известному сроку, оставив заложником своего друга. Дамон согласился быть казненным в случае неявки Финтия; но Финтий вернулся вовремя, и Дионисий был так поражен таким доказательством их дружбы, что простил обоих (Баллада Шиллера "Die Bürgschaft"). ДАНАИ Данаи (Danai, Δαναόι). Древнее название греков. См. Данай . ДАНАИДЫ Данаиды (Danaides, Δαναί̃δες). Пятьдесят дочерей царя Даная. См. Данай . ДАНАЙ Данай (Danaus, Δαναός). Сын египетского царя Бела, брат Эгипта (см. Эгипт ). Со своими 50-ю дочерьми Данай бежал в Аргос. По его наущению дочери его, вышедшие замуж за сыновей Эгипта, убили своих мужей; только Гипермнестра пощадила мужа своего Линкея. За это преступление Данаиды были наказаны в преисподней тем, что должны были вечно наливать воду в дырявую бочку. Данай был убит Линкеем. По имени Даная, который считался одним из родоначальников греков, они назывались в глубокой древности данаями....
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕВ"-"ДЕМ")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
Часть текста: местность во Фракии, где после был основал Амфиполь. Hdt. 7. 114. Thuc. 1, 100. 4, 102. ДЕДАЛ ДЕДАЛ - Daedălus, Δαίδαλος, (собственно художник), сын Метиона или Паламаона, внук Евналама, правнук царя афинского Ерехфея, современник Тесея и Миноя . Он считался изобретателем статуй, представляющих тело в движении и с открытыми глазами, и различных орудий, напр. топора, пилы, бурава, ватерпаса и др. Он был также искусным зодчим. Племянника и вместе с тем ученика своего, Тала, который изобрел гончарный станок, токарное долото и другие полезные орудия, он убил из зависти к его искусству, вследствие чего должен был бежать из Афин. Он отправился на остров Крит к царю Миною, которому выстроил близ города Кносса лабиринт, подземное здание со многими извилистыми проходами, в которых легко можно было заблудиться, для помещения Минотавра. Кроме многих других художественных произведений он устроил здесь также дочери Миноевой Ариадне место для хороводов, которое затем изображено было Гефестом на щите Ахиллея. Il. 18, 590. Когда Д. дал Ариадне нить, при помощи которой Тесей выбрался из извилин лабиринта, то Миной заключил его в лабиринте вместе с сыном его Икаром; но Д. подкупил стражей и улетел через море на крыльях, искусно сделанных им из перьев. Во время полета Икар слишком высоко поднялся на воздух, так что от жара близкого солнца расплавился воск, которым слеплены были перья: Икар упал в море (Икарское) и утонул. Ov. met. 8, 183 слл. Труп его был унесен волнами на остров близ Самоса (Икарию), где был погребен. Д. прибыл в Нижнюю Италию, в город Кумы и здесь построил храм Аполлону (A. Cumaeus). Verg. Aen. 6, 14 слл. Толкователи, желая объяснить суть мифа, рассказывают, что Д. (или же Икар) изобрел паруса и при помощи их спасся через море от власти и от преследований Миноя. Из Кум Д. прибыл в Сицилию, в город...
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТАР")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: нотариальные и другого рода форменные записи для всякого, нуждавшегося в этом; находился он обыкновенно на форуме. ТАБЕРНАКУЛУМ ТАБЕРНАКУЛУМ - Tabernacŭlum, 1. см. Castra, Кастра , 6; 2. иногда слово это означает вместе с templum наблюдательный пункт авгуров, их седалище. ТАБУЛА ТАБУЛА - Tabŭla, деревянная доска, покрытая воском или гипсом и употреблявшаяся для письма, в более обширном смысле также каменная или металлическая доска, даже папирус (бумага). Поэтому все общественные документы назывались tabulae publicae, а объявления о продаже tabulae, то же, что libellus или titulus; известны tabulae proscriptionum и tabulae или письменные доски школьников у Горация (Horat. Sat. 1, 6, 72 слл.). В общем смысле tabulae называются вообще все письменные доказательства, представляемые суду, как-то письменные свидетельские показания (testimonia), письменные документы (ипотечные записи, домовые книги, письма и т. п.). Они были одинаково важны как в гражданском, так и в уголовном процессе и часто упоминаются в речах Цицерона (Verr., Cic. Rosc. cоm. 2 слл., Cic. Cluent. и др.). ТАБУЛАРИУМ ТАБУЛАРИУМ - Tabularĭum. Первоначально в Риме законы,...
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 8, "МИМ"-"МИТ")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: и Мелена (н. Кара-Бурун). Перешеек этого полуострова, имеющий 7 римских миль в ширину, был прорыт по приказанию Александра Македонского. Ноm. Od. 3, 172. Thuc. 8, 34. Ov. met. 2, 222. Strab. 14, 645. МИМИЯБМЫ МИМИЯБМЫ - Mimiambi, Μιμίαμβοι, см. Iambographi, Ямбографы . МИМНЕРМ МИМНЕРМ - Mimnermus, Μίμνερμος, греческий элегик из Колофона, процветавший между 630-600 гг. до Р. X., современник Солона, но старше его. Он жил в то время, когда его родина, лишенная свободы медийскими царями, предавалась изнеженной и пышной жизни. Это повлияло на характер его элегий; не подражая предшественникам, он оставляет в стороне политику и воспевает лишь личные интересы и свое душевное настроение в сентиментальном тоне, не зная ничего более возвышенного, чем чувственные удовольствия. Он первый сочинял эротические элегии. Он был влюблен в флейтистку Нанно, но вследствие преклонных лет своих не был, кажется, счастлив в любви, поэтому в нежных, прочувствованных стихах он грустил о краткости юности и о несчастной, отталкивающей и отверженной старости. Именем своей возлюбленной он назвал собрание своих любовных элегий в 2 книгах. Однако он иногда вдохновлялся и воинственным духом, сколько можно судить по элегии, написанной им по случаю битвы жителей Смирны с Гигесом, царем лидийским. Страбон (14, 643) называет его αυ̉λητὴς 'άμα καὶ ποιητὴς...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 8, "КОГ"-"КОН")
Входимость: 1. Размер: 71кб.
Часть текста: нескольких пехотных войск в одно целое. Polib. 11, 23: τρει̃ς σπείρας του̃το δε καλει̃ται το σύνταγμα τω̃ν πεζω̃ν παρά 'Ρωμαίοις κόορτις. В разделенном на манипулы легионе Полибия 3 манипулы: hastati, principes и triarii - составляли одну К.; таких К. в легионе, следовательно, 10. Когда во 2-ю Пуническую войну (Liv. 29, 24) признано было необходимым усилить консульское войско, то к нему присоединили не легион, а, смотря по надобности, увеличивали число principes и hastati (triarii постоянно оставались в том же числе), отсюда различаются cohortes trecenariae (120 princ., 120 hast., 60 triar.), quadringenariae (170 princ., 170 ...
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "И" (часть 2, "ИИН"-"ИНД")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "И" (часть 2, "ИИН"-"ИНД") ИИНГА ИИНГА - Iynx, 'Ίυγξ, слово означает птицу, вертишейку, которая вследствие своей странной и беспокойной подвижности сделалась символом страстной любви; ей приписывали магическую силу возбуждать любовь. Мифологически ее делали дочерью Πειθώ, Эхо, или Пана и говорили, что она пыталась волшебными средствами приворожить Зевса к себе и к Ионе и за то была превращена Герою в птицу того же имени. Язона, говорят, первого научила Афродита запрячь птицу 'Ίυγξ в кубарь с четырьмя спицами и вертеть его среди завораживающих заклинаний, чтобы таким образом пробудить любовь Медеи. Pind. pyth. 4, 213 и слл. Это был самый обыкновенный способ употреблять птицу, как чародейное средство в любви. В силу такого обычая слово получило также вообще значение магической приманки, и особенно называется так волшебный шар о 3 или 4 спицах,...
8. МАМФОРД (Mumford) Льюис (1895-1976)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: философ, культуролог и писатель. Почетный член Амер. ин-та архитектуры, почетный доктор архитектуры в Риме, член Амер. филос. об-ва, Амер. академии искусств и наук. Окончил Колумбийский и Нью-йоркский ун-ты, школу социальных исследований. Преподавал в Дартмут, колледже, Стенфорд. и Пенсильван. ун-тах, в 70-е гг. в Массачусет. технологич. ин-те. Его перу принадлежит около 30 крупных произведений, не считая статей и публикаций. Начал писать как специалист по архитектуре и городскому планированию. Как литератор стал публиковаться с 1919. Затем круг его интересов значительно расширяется, он рассматривает три группы проблем: социол. анализ амер. культуры и искусства; социология урбанизации; теоретико-филос. анализ фундаментальных проблем развития культуры и об-ва. С сер. 30-х гг. М. занялся проблемой взаимоотношений между техникой и цивилизацией, между миром техники и миром человека. Первая его книга “История утопии” (1922) посвящена исследованию лит-ры. Он предлагает классификацию утопий. Демаркационным принципом выступают у него два вида функций: одна — избавление или компенсация — выражает стремление к немедленному освобождению от трудностей и крушений, выпавших на долю человека. Другая пытается обеспечить условия освобождения в будущем (утопии...
9. Словарь античности. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕР")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: рококо тематически (призыв к освобождению) и формально (подчеркнутые линии, сдержанные тона, детали антиквариата). Картина была восторженно принята в Париже. Во время революции Д. стал на ее сторону. Позже был придворным живописцем Наполеона I, написал неск. его портретов. Участвуя в делах при дворе (коронация, выдача дворянских грамот, оформление придворных празднеств империи). Д. достиг высокого положения. Будучи модным живописцем, создал многочисл. портреты. Портрет мадам Рекамье в античной драпировке (1800, Лувр) принадлежит к наиболее значительным произведениям живописи эпохи классицизма. ДАЙМОНИЙ ДАЙМОНИЙ (греч. daimonion - божественное), философское понятие, встречавшееся прежде всего у Сократа и Платона. Означало способность отдельных людей, выступающих в качестве советчиков, предлагать рациональные решения в общих интересах. Это качество воспринималось как нечто божественное. Ксенофонт причислял сократовский Д. к искусству предсказания, Платон толковал его как совесть. ДАКИ ДАКИ -...
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: "МАВ"-"МАР") В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАР") МАВЗОЛЕЙ МАВЗОЛЕЙ - первоначально - гробница правителя Карии Мавсола в Галикарнасе (IV в. до н.э.) - монументальное погребальное сооружение. Современные мавзолеи могут служить одновременно усыпальницей и трибуной. МАГИЧЕСКИЙ РЕЛИЗМ МАГИЧЕСКИЙ РЕЛИЗМ - термин, функционирующий в лат.-амер. критике и культурологии на разл. смысловых уровнях. В узком смысле понимается как течение в лат.-амер. лит-ре 20 в.; иногда трактуется в онтологич. ключе - как имманентная константа лат.-амер. худож. мышления. Сама история термина отражает существенное свойство лат.-амер. культуры - поиск "своего" в "чужом", т.е. заимствование, переиначение зап.-европ. моделей и категорий и приспособление их для выражения собственной самобытности. Формулу "М.р." впервые применил нем. искусствовед Ф. Ро в 1925 по отношению к авангардистской живописи. Она активно использовалась европ. критикой в 30-е гг., но позже исчезла из научного обихода. В Лат. Америке ее возродил в 1948 венесуэл. писатель и критик А. Услар-Пьетри для характеристики своеобразия креольской лит-ры. Наибольшее распространение термин получил в 60-70-е гг., в период т.н. "бума" лат.-амер. романа. Понятие М.р. обретает целесообразность только в том случае, если применяется по отношению к конкр. кругу произв. лат.-амер. лит-ры 20 в., к-рые имеют ряд специфич. черт, принципиально отличающих их от европ. мифологизма и фантастики. Эти черты, ясно воплотившиеся в первых произв. М.р. - повести А. Карпентьера "Царство земное" и романе М.А. Астуриаса "Маисовые люди" (оба 1949), таковы: героями произв. М.р., как правило, являются индейцы либо негры; в качестве выразителей лат.-амер. самобытности они рассматриваются как существа, отличающиеся от европейца иным типом мышления и мировосприятия. Их дорациональное сознание и...