Поиск по материалам сайта
Cлово "DANTE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. ЧИСЛА
Входимость: 3. Размер: 19кб.
2. ГЕНОН (Guenon) Рене-Жан-Мари-Жозеф (1886-1951)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕН"-"ГИС")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
4. Словарь античности. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕР")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
5. Словарь средневековой культуры. ЛИТЕРАТУРА
Входимость: 1. Размер: 22кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. ЧИСЛА
Входимость: 3. Размер: 19кб.
Часть текста: числового кода, с помощью которого описываются мир, человек и сама система метаописания. Мифопоэтические основы Ч., счёта и числовых моделей, более полно обнаруживаются в тех архаичных культурах, в которых: 1) Ч. выступает уже самостоятельно, вне непременной связи с объектами; 2) сама система не является дефектной; 3) Ч. же ещё не полностью десемантизированы (как в культурах современного типа, утративших понимание неоднородности членов числового ряда). В архаичных традициях Ч. могли использоваться в ситуациях, которым придавалось сакральное, «космизирующее» значение. Тем самым Ч. становились образом мира и отсюда - средством для его периодического восстановления в циклической схеме развития для преодоления деструктивных хаотических тенденций. Мифопоэтическая роль Ч. в явном или неявном виде показательнее всего выступает в тех культурах, которые знают тексты с сильным развитием классификационного принципа. Согласно ему, все объекты (особенно сакрально значимые) связаны друг с другом определённой системой иерархических отношений, которая обычно легко переформулируется и в плане творения («как это возникло») [ср. «Великую девятку богов» в древнеегипетском гелиопольском варианте: Атум-Ра (один) порождает Шу и Тер-нут (двоих), они - Геба и Нут (двоих), те - Осириса, Исиду, Сета, Нефтиду (четверых); всего - девятеро]. Особенно чётко классификационная функция Ч. выступает в древнекитайской мифопоэтической традиции, хотя исходная картина была в значительной степени затемнена целым периодом усиленных нумерологических спекуляций, не связанных непосредственно с архаичной семантикой Ч. Возникла особая философия Ч., нашедшая своё крайнее выражение у Чжай-Шеня (1187-1230), утверждавшего, что следование Ч. (шу) даёт знание вещей и их начал, что Ч. и вещи неотделимы друг от друга и образуют...
2. ГЕНОН (Guenon) Рене-Жан-Мари-Жозеф (1886-1951)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: период увлечения теософией и оккультизмом, Г. в 1912 принял ислам, а в 1930 переехал в Каир, связав свою жизнь и лит. деятельность с исламским миром. Его творчество оказало значит, влияние на сторонников идей традиционализма (Т. Буркхардт, Ф. Шуон, А. Кумарасвами, М. Лингс, К. Мутти, Ч.А.Дж. Эвола), а также на франц. “новых правых” философов. Свою цель Г. видел в воссоздании универсального миросозерцания, в реконструкции духовных основ человеч. бытия. Истина синтетична по своей природе: она лежит по ту сторону всех мыслимых оппозиций, и для ее понимания непригоден методол. арсенал зап. философии Нового времени с ее культом разума и страстью к анализу. Подлинная мудрость сверхразумна и постигается посредством интеллектуальной интуиции, к-рой обладает лишь тот, кто достиг “метафизич. реализации”. Г. резко выступает против “философии ценностей”, отражающей присущее совр. миру тяготение к материальному и колич. аспектам бытия, он отказывается от детального анализа феноменов культуры и стремится к обобщенному видению ее сущности, пользуясь масштабом цивилизационных космич. циклов. Метафизика культуры Г. исходит из представления об изначальной “гиперборейской” традиции, имеющей трансцендентное происхождение. Из этого источника возникает все многообразие традиц. культур, в основу к-рых положены одни и те же исходные принципы. В совр. Европе живая связь с традицией утеряна: в католицизме лишь формально присутствуют истины эзотерич. доктрины. Только на Востоке, в мире ислама, традиция сохранила первозданную чистоту и духовность. По Г., человечество — лишь одна из преходящих манифестаций подлинного бытия, не...
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕН"-"ГИС")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Часть текста: на букву "Г" (часть 2, "ГЕН"-"ГИС") ГЕНЕЗИС ГЕНЕЗИС (греч. genesis - происхождение) происхождение, возникновение; процесс образования и становление развивающегося явления. ГЕНЕТИКА ГЕНЕТИКА (греч. genetikos - относящийся к происхождению) наука о законах наследственности и изменчивости организмов. Генетика занимает одно из центральных мест в комплексе биологических дисциплин; ее объектом является генотип, выполняющий функцию управления живой системой. ГЕНИЙ Статья большая, находится на отдельной странице . ГЕНОН ГЕНОН - Рене-Жан-Мари-Жозеф Генóн (Guenon) (1886-1951) франц. мыслитель и мистик. Пройдя период увлечения теософией и оккультизмом, Г. в 1912 принял ислам, а в 1930 переехал в Каир, связав свою жизнь и лит. деятельность с исламским миром. Его творчество оказало значит. влияние на сторонников идей традиционализма (Т. Буркхардт, Ф. Шуон, А. Кумарасвами, М. Лингс, К. Мутти, Ч.А.Дж. Эвола ), а также на франц. "новых правых" философов. Свою цель Г. видел в воссоздании универсального миросозерцания, в реконструкции духовных основ человеч. бытия. Истина синтетична по своей природе: она лежит по ту сторону всех мыслимых оппозиций, и для ее понимания непригоден методол. арсенал зап. философии Нового времени с ее культом разума и страстью к анализу. Подлинная мудрость сверхразумна и постигается посредством интеллектуальной интуиции, к-рой обладает лишь тот, кто достиг "метафизич. реализации". Г. резко выступает против "философии ценностей", отражающей присущее совр. миру тяготение к материальному и колич. аспектам бытия, он отказывается от детального анализа феноменов культуры и стремится к обобщенному видению ее сущности, пользуясь масштабом цивилизационных космич. циклов. Метафизика культуры Г. исходит из представления об изначальной "гиперборейской" традиции, имеющей трансцендентное происхождение. Из этого источника возникает все многообразие традиц. культур, в основу к-рых положены одни и те же исходные принципы. В совр. Европе живая связь с...
4. Словарь античности. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕР")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: Позже был придворным живописцем Наполеона I, написал неск. его портретов. Участвуя в делах при дворе (коронация, выдача дворянских грамот, оформление придворных празднеств империи). Д. достиг высокого положения. Будучи модным живописцем, создал многочисл. портреты. Портрет мадам Рекамье в античной драпировке (1800, Лувр) принадлежит к наиболее значительным произведениям живописи эпохи классицизма. ДАЙМОНИЙ ДАЙМОНИЙ (греч. daimonion - божественное), философское понятие, встречавшееся прежде всего у Сократа и Платона. Означало способность отдельных людей, выступающих в качестве советчиков, предлагать рациональные решения в общих интересах. Это качество воспринималось как нечто божественное. Ксенофонт причислял сократовский Д. к искусству предсказания, Платон толковал его как совесть. ДАКИ ДАКИ - фракийский народ, родств. гетам. С 7 по 4 в. до н. э. Д. находились под влиянием кочевников-скифов, а с 3 по 2в. до н. э. - кельтов. В 1 в. до н. э. при Буребисте Д. были объединены, их влияние распространилось и на другие страны (например, победа над бойями). ДАКИЯ ДАКИЯ (лат. Dacia), страна даков, располагавшаяся между Дунаем, Тисой, Карпатами и Днестром (приблизительно соответствует терр. совр. Румынии). После завоевания Траяном Д. стала рим. пров., охватывавшей в осн. совр. Банат, Валахию и Трансильванию. Первый завоевательный поход против дакского царя Децебала осуществил в 85 - 88 Домициан, однако покорить Д. и сделать ее рим. пров. удалось лишь Траяну в 101 - 106 (рельефные изображения этих событий имеются на триумфальной колонне Траяна и обелиске победы у Адамклиси). В 118 - 119 Д. была разделена на Верхнюю и Нижнюю (Dacia Superior и Inferior), в 158 - 159 - на три пров., однако уже к началу войны с маркоманами (166) была вновь воссоединена под назв. «провинции трех Дакий». Со времени Марка Аврелия Д. подвергалась неоднократным вторжениям чужих народов ( бастарны , роксоланы и другие). Под давлением готов (с 236) и карпов (с 248) Д. была оставлена...
5. Словарь средневековой культуры. ЛИТЕРАТУРА
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Часть текста: специфичен для него массовый переход отустности к письменности (на фоне и при поддержке давней письменной традиции). Римская культура в силу своего универсализма и самодостаточности попросту не замечала фольклор кельтско-германских народностей; кризис, поразивший высокую культуру в период переселения народов и падения Западной империи и ослабивший ее самососредоточенность, привел - как к одному из своих отдаленных последствий - к письменной фиксации фольклорных сказаний, в том числе мифологических (в Исландии, например). Ближе к концу первого тысячелетия с опорой на устную традицию происходит новое самопорождение базовых литературных родов и видов: романский и германский героический эпос , в котором историческая тематика оттесняет сказочно-мифологическую, характерную для более ранних этапов, и поэзия малых форм, представленная на севере Европы таким раннестадиальным явлением, как творчество исландских скальдов, а в романском регионе стоящая у истоков куртуазной лирики. Сходные процессы происходят и в латинской традиции, которая, завершив адаптирование классики к...