Поиск по материалам сайта
Cлово "DELA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. ДЕРРИДА (Derrida) Жак (р. 1930)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Т"
Входимость: 1. Размер: 15кб.
3. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИКА
Входимость: 1. Размер: 62кб.
4. Библиография
Входимость: 1. Размер: 47кб.
5. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕР"-"ДИС")
Входимость: 1. Размер: 31кб.
6. Словарь средневековой культуры. ЧУДО
Входимость: 1. Размер: 15кб.
7. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ДЕРРИДА
Входимость: 1. Размер: 11кб.
8. Словарь средневековой культуры. ГОРОД
Входимость: 1. Размер: 32кб.
9. Словарь средневековой культуры. ВИДЕНИЯ
Входимость: 1. Размер: 31кб.
10. Словарь средневековой культуры. ПОТУСТОРОННИЙ МИР
Входимость: 1. Размер: 22кб.
11. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 7, "ГИГ"-"ГИП")
Входимость: 1. Размер: 43кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. ДЕРРИДА (Derrida) Жак (р. 1930)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: и эстетик, теоретик культуры, один из интеллектуальных лидеров 80-90-х гг., чьи постструктуралистские идеи стали одним из осн. концептуальных источников постмодернистской эстетики. Автор теории деконструкции, расшатывающей наиболее прочные элементы классич. эстетики. Обновил и во многом переосмыслил в постструктуралистском ключе ту линию в исследованиях культуры и искусства, к-рая связана с именами крупнейших структуралистов — Фуко, Р.Барта, Леви-Стросса и их последователей — Меца, Тодорова. Специфика эстетич. взглядов Д. связана с переносом внимания со структуры как таковой на ее оборотную сторону, “изнанку”. Изучение таких неструктурных внешних элементов структуры, как случайность, аффекты, желание, телесность, власть, свобода и т.д. способствуют размыканию структуралистского текста и его погружению в широкий социокультурный контекст в качестве открытой системы. Трактуя человеч. деятельность в целом как своего рода чтение безграничного текста мира, Д. снимает оппозицию “логическое — риторическое”, заостряя столь актуальную для совр. теории познания проблему неопределенности значений. Взгляды Д. оказали глубокое влияние не только на континентальную, но и на англо-амер. эстетику, вызвав к жизни йельскую школу критики, а также многочисл. исследоват. группы в др. ун-тах. Филос. взгляды Д., чья эволюция отмечена смещением интереса от феноменолого-структуралистских исследований (60-е гг.) к проблемам постструктуралистской эстетики (70-е гг.), а затем — философии лит-ры (80-90-е гг.), отличаются концептуальной целостностью. ...
2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Т"
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: (от франц. tache - пятно) Европейская разновидность абстрактного экспрессионизма. Термин был введен в 1950 г. бельгийско-французским художественным критиком М.Сёфором (Seuphor) для обозначения живописной техники группы художников, среди которых главное место занимали немец Вольс (Wols - Вольфганг Шульце), француз Жорж Матьё (Mathieu), испанец Антонио Саура и некоторые др. Впервые работы ташистов были выставлены в Париже в 1947 г. Метод их работы сводился к импульсивному спонтанному нанесению красок на холст и приближался к тому, что в США в это же время называлось живописью действия (action painting). Изобретатель этого метода Вольс отрицал, однако, абсолютную случайность в своей работе. Он, как и его последователи, считал, что, отталкиваясь от неких визуально воспринимаемых «следов»-форм реальной действительности, интуиция художника ведет его к выражению каких-то глубинных процессов бытия. В результате из-под кисти (хотя не все из ташистов пользовались кистью в прямом смысле слова) ташистов выходили резкие, остро напряженные по цвету и по форме, часто бьющие по психике, драматические абстрактные полотна, выражающие в целом трагико-пессимистический взгляд на универсум и вершащиеся в нем процессы. В 50-е - нач. 60-х гг. Т. имел много приверженцев среди художественной интеллигенции Европы. Лит.: Tapie M. Un art autre ou il s'agit de nouveaux devidages du reel. P., 1952; Mathieu G. Au-dela Tachisme. P., 1963. Л.Б. ТЕКСТ ТЕКСТ - см.: Барт ТЕЛЕСНОСТЬ Статья большая, находится на отдельной странице . ТЕРМЕН ТЕРМЕН - Лев Сергеевич (1896-1993) Выдающийся изобретатель, музыкант, пионер электронного искусства. В 1920 г. изобрел уникальный электромузыкальный инструмент «терменвокс», экспериментировал в области синтеза музыки и света (затем осязания, вкуса и даже гравитационного ощущения). В зги же годы разрабатывал системы «дальновидения», ...
3. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИКА
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее - с его духовной Первопричиной, для верующих - с Богом. Термин «Э.» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле - для обозначения эстетической составляющей Культуры (см.: ПОСТ- )и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т. п. Главные категории Э.: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, игра. Эстетический опыт с глубокой древности был присущ человеку и получил свое первоначальное выражение в протоэстетической практике архаического человека - в первых попытках создания тех феноменов, которые сегодня мы относим к сфере искусства, в стремлении украсить свою жизнь, предметы утилитарного употребления и т. п. В дальнейшем эстетический опыт и эстетическое сознание наиболее полно воплощались в искусстве, культовых практиках, обыденной жизни. Однако уже в древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции стали появляться специальные трактаты по искусству и философские тексты, где эстетические проблемы поднимались до уровня теоретического осмысления. Концепции возникновения космоса (по-древнегреч. kosmos означает помимо мироздания украшение, красоту, упорядоченность) из хаоса, попытки осмысления и описания красоты, гармонии,...
4. Библиография
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: Рассудок, разум, рациональность.— М., 1980.— 287с. 3. Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. — М., 1977. — 271 с. 4. Автономова Н. С. Фуко М. // Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В. С., Филатов В. П., — М., 1991. — С. 361 —363. 5. Анастасьев Н. А. В поисках формы// Литература США в 70-е годы XX века. М., 1983. — С. 111 —140. 6. Андреев Л. Г. Актуальные проблемы зарубежной литературыXX века: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Андреев Л. Г. — М., 1989. — 175с. 7. Андреев Л. Г. Порывы и поиски двадцатого века // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров западноевроп. лит. XX в. / Сост., предис., общ. ред. Андреева Л. Г. — М., 1986. — С. 3-18. 8. Андреев Л. Г. Французская литература и "конец века". // Вопр. лит. — М., 1986. — № 6. — С. 81 — 101. 9. Балашова Т. В. Методология "новой критики" // Теории, школы, концепции. — М., 1975. — С. 64-108. 10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г. К. — М.. 1989. — 616 с. 11. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — 502 с. 12. Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 6-71. 13. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — 4-е изд. — М., 1979. — 320 с. 14. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.,1979. — 424 с. 14а. Вайнштейн О. Б. Сопротивление теории или эстетика чтения. // Вопр. лит. —М.,1990.— № 5. — С. 88-93. 15. Гайденко П. П. Экзистенциализм и проблема культуры: (Критика философии М....
5. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕР"-"ДИС")
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Часть текста: внимания со структуры как таковой на ее оборотную сторону, "изнанку". Изучение таких неструктурных внешних элементов структуры, как случайность, аффекты, желание, телесность, власть, свобода и т.д. способствуют размыканию структуралистского текста и его погружению в широкий социокультурный контекст в качестве открытой системы. Трактуя человеч. деятельность в целом как своего рода чтение безграничного текста мира, Д. снимает оппозицию "логическое - риторическое", заостряя столь актуальную для совр. теории познания проблему неопределенности значений. Взгляды Д. оказали глубокое влияние не только на континентальную, но и на англо-амер. эстетику, вызвав к жизни йельскую школу критики, а также многочисл. исследоват. группы в др. ун-тах. Филос. взгляды Д., чья эволюция отмечена смещением интереса от феноменолого-структуралистских исследований (60-е гг.) к проблемам постструктуралистской эстетики (70-е гг.), а затем - философии лит-ры (80-90-е гг.), отличаются концептуальной целостностью. Философия остается для него тем центром-магнитом, к-рый притягивает к себе гуманитарные науки и искусство, образующие в совокупности единую систему. Философско-эстетич. акцент Д. на проблемах дискурсивности, дистинктивности вызывает к жизни ряд оригинальных понятий, таких, как след, рассеивание, царапина, анаграмма, вуаль, приложение, прививка, гибрид, контрабанда, различение и др. Принцип. смысл приобретает обращение к анаграммам, черновикам, конспектам, подписям и шрифту, маргиналиям, сноскам. Исследование нерешаемого посредством амальгамы филос., истор. и худож. текстов, научных данных и вымысла,...
6. Словарь средневековой культуры. ЧУДО
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: («удивляться») образованы все обозначающие Ч.о средневековые термины. В сущности, в средние века не было такого понятия, которое бы точно соответствовало тому, что мы сейчас называем Ч.ом. Под Ч.есами нередко подразумевали систематизированное собрание чудесных вещей (одно из популярных в средневековье произведений о Ч.есах, Юлия Солина, так и называлось - «Собрание чудесных вещей», Collectanea rerum mirabiliiim). В средние века существовало целое семантическое поле для обозначения чудесного: от благочестивых miracula и курьезных mirabilia до зловредной магии. Miracula рассматривались как необычные события, в которых проявлялась власть Бога над природой, приостанавливающая ее естественную причинность; mirabilia - как явления естественные, но недоступные человеческому разумению. Онтологическое различие между miracula и mirabilia было предметом напряженной рефлексии в период классического средневековья. То и другое роднило вызываемое ими удивление (admiratio), но mirabilia, происходившие от скрытых причин, пробуждали еще и любопытство (curiositas), т.е. желание узнавать нечто новое. Последние, очевидно, ближе нашему пониманию чудесного. Еще один вид чудесного, связанный с магией, не вписывался в систему христианского вероучения. Магия и вера противопоставлялись уже в Ветхом Завете (Исх. 7,12), а в христианское средневековье т.н. «магические искусства» подвергались запрету. Теология не отрицала способность дьявола и его приспешников - магов, лжепророков - преступать в своих...
7. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ДЕРРИДА
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: источников постмодернистской эстетики (см.: Постмодернизм ). Автор теории деконструкции, расшатывающей наиболее прочные элементы классической эстетики. Обновил и во многом переосмыслил в постструктуралистском ключе ту линию в исследованиях культуры и искусства, которая связана с именами крупнейших структуралистов - М.Фуко, Р.Барта, К.Леви-Строса и их последователей - К.Метца, Ц. Тодорова. Специфика эстетических взглядов Д. связана с переносом внимания со структуры как таковой на ее оборотную сторону, «изнанку». Изучение таких неструктурных внешних элементов структуры, как случайность, аффекты, желание, телесность, власть, свобода и т. д., способствует размыканию структуралистского текста и его погружению в широкий социокультурный контекст в качестве открытой системы. Трактуя человеческую деятельность в целом как своего рода чтение безграничного текста мира, Д. снимает оппозицию «логическое-риторическое», заостряя столь актуальную для современной теории познания проблему неопределенности значений. Взгляды Д. оказали глубокое влияние не только на континентальную, но и на англоамериканскую эстетику, вызвав к жизни Йельскую школу критики, а также многочисленные исследовательские группы в Балтиморском, Карнельском и др. университетах. Философские взгляды Д., чья эволюция отмечена смещением интереса от феноменолого-структуралистских исследований (60-е гг.) к проблемам постструктуралистской эстетики (70-е гг.), а затем - к философии литературы (80 - 90-е гг.), отличаются концептуальной целостностью. Философия остается для него тем центром-магнитом, который притягивает к себе гуманитарные науки и искусство, образующие в совокупности единую систему. Не приемля традиций вытеснения и поглощения философии другими гуманитарными науками, ее превращения в частную дисциплину, Д. способствует укреплению ее институционального статуса, являясь учредителем Международного философского колледжа...
8. Словарь средневековой культуры. ГОРОД
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: функции Г.а определялись тем, что он был местом преимущественного сосредоточения неаграрного, ремесленного производства и хозяйственной деятельности, связанной с товарообменом и денежным обращением. Г. представлял собой и особый тип социальной организации; городское сообщество конституируется как корпорация, внутренняя структура которой, равно как и взаимоотношения с внешним миром регулировались особой системой правовых норм, городским правом. Разработанность правовых оснований городской жизни обусловливала.автономное положение Г.а как самостоятельной административной и политической единицы. Наконец, городская среда характеризовалась специфическим стилем жизни, миросозерцанием, культурой, типом социального поведения ее обитателей. Понятие средневекового Г.а и городской жизни сформировалось в науке Нового времени как антитеза аграрному миру средневековья - миру крестьян и феодальной аристократии, иногда отождествляемому с понятием «феодальное общество». В настоящее время радикальное противопоставление Г.а и «феодального общества» не признается оправданным: специфические структурные особенности городской жизни не исключают ее органической включенности в единую социальную и культурную систему средневековья. Происхождение, периодизация и типология Период раннего средневековья в большинстве регионов латинской Европы отмечен аграризацией хозяйства, угасанием Г.ов и перемещением центра социальной жизни в сельскую округу. Даже в Южной Галлии и Италии римские Г.а приходят в упадок. Тем не менее в ряде случаев можно говорить о тенденции непрерывного развития городских поселений от античности к средневековью; в частности, жизнь некоторых римских муниципиев не пресекалась не только в Средиземноморье, но и к северу от Альп, прежде всего в бассейне Рейна, хотя примеры Кельна или Трира выглядят исключением. Эта эпоха знала несколько периодов возрождения городской жизни, а в некоторых областях...
9. Словарь средневековой культуры. ВИДЕНИЯ
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Часть текста: A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш ВИДЕНИЯ ВИДЕНИЯ - В.я и пророчества относятся к тому типу литературных текстов, который получил самое широкое распространение в эпоху средневековья, а именно литературе откровений. К ней может быть причислено любое сочинение, созданное с намерением обнародовать прямое послание Господа (либо его святых или ангелов). В силу этого содержание текстов такого рода может быть весьма разнообразным: описание образов скрытой реальности (сведения о потустороннем мире и его обитателях); предупреждение о грядущем наказании или обещание благ; повеления, относящиеся к конкретным ситуациям (например, об основании монастыря). Если первоначально В.я были преимущественно прямым отражением непосредственного религиозного опыта, то в последующей традиции все более значительной становится роль осознанного вымысла или целенаправленных фальсификаций. В.я и пророчества дошли до нас в виде литературных текстов разного рода: эпически структурированных повествований, проповедей, автобиографий, памятников...
10. Словарь средневековой культуры. ПОТУСТОРОННИЙ МИР
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Часть текста: представлений об Аиде Или Тартаре. Не менее существенно расходились они и с древ-негерманскими и скандинавскими верованиями о загробном мире (Хель - мрачная обитель умерших, и Вальхалла - чертоги Одина, в которые он собирал павших в бою героев, готовых в будущем принять участие под его водительством в битве против сил зла). В христианской религии (воспринявшей элементы древнеиудейского ветхозаветного учения) утверждается идея П.его М.а как места, где души умерших получат награды или наказания за прожитую жизнь. Переход душ и человека после смерти в П.ий М. связан со Страшным судом над ней. В П.ем М.е христианства царит вечность, а не время, и тем не менее у него есть своя история. Сдвиги в представлениях средневековых людей о П.ем М.е были обусловлены переменами в религиозной жизни и культуре. О средневековом восприятии П.его М.а принято судить преимущественно по «Божественной комедии». Данте рисует грандиозную картину тройственно устроенного мира иного, замкнутые и пропорциональные части которого - ад, чистилище и рай - четко очерчены и внутренне расчленены. Древнеримский поэт Вергилий проводит флорентийца по аду и чистилищу, а на пороге рая Данте встречает его рано умершая возлюбленная Беатриче - воплощение небесной чистоты и любви. Поэт развертывает впечатляющие сцены мучений грешников и блаженства божьих избранников; эти фигуры жизненно правдивы и убедительны. Однако построение Данте - плод фантазии ученого и поэта, вольно распоряжающегося своими богословскими ...