Поиск по материалам сайта
Cлово "DIR"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. ФИЛИДЫ И БАРДЫ ИРЛАНДИИ И УЭЛЬСА
Входимость: 2. Размер: 22кб.
2. Словарь средневековой культуры. РИТУАЛ
Входимость: 2. Размер: 20кб.
3. Словарь средневековой культуры. ИНСИГНИИ
Входимость: 1. Размер: 27кб.
4. Словарь средневековой культуры. ДЕРЕВНЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
5. Словарь средневековой культуры. БИБЛИЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
6. Словарь средневековой культуры. ЛИЧНОСТЬ
Входимость: 1. Размер: 42кб.
7. Словарь средневековой культуры. ДОМ
Входимость: 1. Размер: 26кб.
8. Библиография
Входимость: 1. Размер: 47кб.
9. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Б"
Входимость: 1. Размер: 34кб.
10. Словарь средневековой культуры. ПАМЯТЬ
Входимость: 1. Размер: 28кб.
11. Словарь средневековой культуры. КОРОНАЦИИ ИМПЕРАТОРОВ И КОРОЛЕЙ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
12. Словарь средневековой культуры. МЕССА
Входимость: 1. Размер: 23кб.
13. Словарь средневековой культуры. ПРАЗДНИК
Входимость: 1. Размер: 31кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. ФИЛИДЫ И БАРДЫ ИРЛАНДИИ И УЭЛЬСА
Входимость: 2. Размер: 22кб.
Часть текста: историко-мифо-логической традиции - составление текстов саг. Расцветом деятельности Ф.ов принято считать период с VI по VIII вв., когда ими оформляется эпическая традиция (см. Героический эпос ), кодифицируется право и создается особая поэтическая система, для которой характерен «затемненный язык» и специфическое стихосложение (nua-chrotai). Источниками, на основании которых мы можем сделать вывод о том, что представляли собой Ф.ы как социо-культурная корпорация и каковы были их основные функции в обществе, служат, с одной стороны, сами эпические и поэтические тексты и, с другой - тексты древних трактатов, в которых Ф.ы также упоминаются достаточно широко: «Трактат о привилегиях и ответственности поэтов», «Суждения о почитаемых», «Руководство учености», «Великая старина», «Ветвь дрожащая» и др. Однако как те, так и другие составлены были самими Ф.ами, что отчасти лишает эти источники должной степени надежности. Многие из первых Ф.ов - скорее полумифические фигуры из пантеона легендарных первопредков ирландцев, чем реальные исторические личности. Среди них следует назвать в первую очередь Моргена Белоколен-ного,...
2. Словарь средневековой культуры. РИТУАЛ
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Часть текста: чуждо средневековым авторам. На рубеже XIИ в. Иоанн Белет выделял четыре элемента богослужения: Ioca, tempora, personae, res («время», «место», «лица», «вещи»). В самом деле, Р. предполагает или, лучше сказать, создает присущие ему пространство (церковь, городская площадь, пиршественная зала, турнирное ристалище и т. д.) и время (общая продолжительность, ритм, перерывы и кульминационные моменты). Ритуальны бывают жесты и слова, одежда и эмблематика; Р. включает манипуляцию символическими объектами инсигныи в ходе коронации, кольцо при венчании, вино и хлеб в обряде евхаристии и т. д.). «Эксплуатируя» общественные символы, содержание и символические функции Р.а, тем не менее, не существуют помимо самого ритуального действа. Иными словами, король предстает королем в полном смысле слова только тогда, когда публично являет свое королевское величество, верша правый суд либо торжественно въезжая в город. Если возможно классифицировать общества по степени важности, какую они придают Р.ам, позволительно задаться вопросом, не развило ли средневековое общество ритуал изацию повседневной жизни в большей мере, чем наше? По крайней мере верно то, что оно сообщало ей другие формы, приспособленные к его собственным иерархиям (не только сословным, но и половозрастным) и способам социальной коммуникации (относительная редкость письма увеличивала значение ритуальных форм договора, а кроме того, можно вспомнить подчеркнутую ритуализирован-ность приветствия, клятвы, вызова, формы чего оказывались тем более существенны, что ими публично затрагивался вопрос чести). По всей вероятности, Р.ы не всегда связаны априорной нормой. В зависимости от участников и обстоятельств происходящего, обыденное и мало ритуализированное действие может превратиться в насыщенный символическими значениями Р. Лепта, поданная нищему простым христианином, - заурядный жест личного благочестия, тогда как милостыня короля, на кого обращены взоры всех,...
3. Словарь средневековой культуры. ИНСИГНИИ
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Часть текста: значение, так как в эту эпоху «государство, - говоря словами П.Э. Шрамма, - гораздо более глубоко, нежели современное, было укоренено в сфере религиозного, и на правителя падал истинный свет, перед которым блекнет театральная мишура эпохи барокко». История, значимость И.й и порядок наделения ими могут и должны быть рассмотрены только в этом ментальном контексте. С точки зрения формальной систематизации, И.й могут быть разделены по их происхождению (зачастую легендарному), формам и функциям. Ряд И.й, таких, в частности, как посох или меч, ведут свою историю из языческого прошлого, когда сформировалось их восприятие в качестве знаков «должностного отличия». Некоторые имеют античное происхождение, например, лавровый венок, копье, пурпурное одеяние. Отдельные И.и стали функционировать в качестве таковых в подражание библейско-христианским прообразам, как например, помазание или трон. Зачастую, однако, бывает трудно четко разделить И.и в соответствии с их происхождением. Взаимоналожение и переплетение исходных традиций хорошо видно на примере происхождения практики использования трона в качестве знака власти: средневековому восприятию, с одной стороны, предшествовала...
4. Словарь средневековой культуры. ДЕРЕВНЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: в ее истории, так или иначе существовавших и прежде и получивших лишь частичное воплощение впоследствии. Совершавшийся в ряде регионов Запада переход от, очевидно, несколько более дисперсного и подвижного расселения раннего средневековья к более концентрированному и стабильному в последующие столетия даже в зонах преобладания новых кучевых Д.ень не приводил к полному исчезновению хуторов и однодворных поселений. Развитие Д.ни от менее формальных норм общежития к более консолидированным, в направлении общины-корпорации с собственным юридическим лицом, особой сферы мира и права совместно живущих и хозяйствующих крестьян, не увенчалось ее полным превращением, подобно городам, в замкнутую сферу особого права. Отражение социальной и хозяйственной динамики средневековья, история единения крестьянства в рамках поселения и корпорации знала подчас и обратные тенденции, в частности в ситуации т. н. кризиса XIV в. Неразведенность в языке и понятийном инструментарии многих средневековых обществ таких концептов, как «однодворное поселение (хутор)» и «Д.ня», «Д.ня» и «город», характерна не только для столетий раннего средневековья, но сохраняется и в те времена, когда в существовании настоящих деревенских поселений сомневаться не приходится. Ничуть не более самобытны обозначения деревенской общины. К сказанному стоит добавить, что средневековая Д.ня развивается с большими...
5. Словарь средневековой культуры. БИБЛИЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: - выбор, сделанный королевствами средневековой Европы в пользу христианства. Вместе со св. Писанием христиан они принимали идею превосходства написанного, гарантии против забвения. Однако культуры раннего средневековья предпочитали устное слово в актах повседневной жизни, например, влитургии, основанной на текстах, тщательно кодифицированных и многократно повторяемых. Нет ли здесь противоречия? Каким образом магия письма может действовать в мире, отдающем еще столь явное предпочтение устному? Как письменное слово проходит через испытания диглоссией и многоязычием? Таковы основные проблемы, показывающие, что история Б.и - это не только история ее восприятия, ее чтения и ее читателей, это даже не история ее назначения и ее использования, но также это история проникновения ее духа и содержания в социальный мир. Историк средневековых культур увидит здесь в первую очередь тайну символической власти тех, кто ею обладает. В самом деле, эта книга вдохновила, без сомнения, лучшую часть интеллектуальных творений средневековья. Однако этот факт тщательно обходился стороной или замалчивался историками, старавшимися избегать религиозных тем и оставляющими вопрос на суд богословов, которых мало заботит история обществ прошлого. К счастью, прекрасные исторические труды последних двадцати лет изменили ситуацию. В нашем изложении мы не коснемся вопросов истории еврейских общин: читатели Торы с самого конца античности сталкиваются с определенными проблемами, связанными с талмудическими традициями, но...
6. Словарь средневековой культуры. ЛИЧНОСТЬ
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Часть текста: - они суть не что иное, как аспекты Л.и. Важно разграничить понятия «Л.» и «индивидуальность». «Л.» - индивид как член группы, социализация которого происходит в процессе его приобщения к культуре (в антропологическом смысле). Л. может быть условно определена как terminus médius, связующий социум и культуру. Л. существует в любом обществе, на любом этапе истории, и ее изменчивость соотнесена с типом культуры, религии, социальных связей. Допустимо говорить об основном типе Л.и в средневековой Европе; в рамках этого предельно общего типа необходимо вычленять разные конкретные подтипы, в зависимости от социального и половозрастного статуса индивидов, их образования, от стадии эволюции общества. При изучении средневековой Л.и возникают вопросы об ее самосознании, осмыслении природы человека, его места в универсуме, отношениях с Богом, проблемы его спасения, непосредственно связанные с идеей биографии как жизненного пути. Понятие же «индивидуальности» указывает на специфический аспект Л.и - на...
7. Словарь средневековой культуры. ДОМ
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: в общество, обретение им полноты прав и обязанностей его члена. ( Право ). Об этом прямо говорится во множестве разного рода коммунальных статутов. Особенно живописны архаические ритуалы отчуждения того, что представляется такими неотъемлемыми правами и обязанностями. Так, у салических франков убийца, которому оказалось не под силу уплатить положенный вергельд, должен, войдя в свой Д., собрать горсть земли из четырех углов, затем встать на пороге лицом внутрь Д.а и из такого положения левой рукой через плечи бросать той землей на ближайшего родственника. По совершении этого, босой и неподпоя-санный, с колом в руке он прыгает через изгородь покидаемой им усадьбы, а означенный родственник приобретает права на нее и обязанность уплаты вергельда. Аналогичная норвежская процедура предписывает «взять прах из четырех углов очага, из-под почетного сиденья [домохозяина] и с того места, где пахотная земля встречается с лугом и где лесистый холм соприкасается с выгоном». Собранную таким способом землю кидают в полу одежды того, к кому переходит усадьба. Олицетворяя дееспособность Лица, Д. подчас становится местом совершения разного рода правовых актов. Интерьер, а особенно экстерьер Д.а призваны зримо представить миру и обществу семейную группу и ее главу - идет ли речь о соревнующихся между собой и достигающих при этом высоты едва ли не в сто метров городских башнях итальянских магнатов или всего лишь втором этаже крестьянского жилища, который ...
8. Библиография
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: —363. 5. Анастасьев Н. А. В поисках формы// Литература США в 70-е годы XX века. М., 1983. — С. 111 —140. 6. Андреев Л. Г. Актуальные проблемы зарубежной литературыXX века: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Андреев Л. Г. — М., 1989. — 175с. 7. Андреев Л. Г. Порывы и поиски двадцатого века // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров западноевроп. лит. XX в. / Сост., предис., общ. ред. Андреева Л. Г. — М., 1986. — С. 3-18. 8. Андреев Л. Г. Французская литература и "конец века". // Вопр. лит. — М., 1986. — № 6. — С. 81 — 101. 9. Балашова Т. В. Методология "новой критики" // Теории, школы, концепции. — М., 1975. — С. 64-108. 10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г. К. — М.. 1989. — 616 с. 11. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — 502 с. 12. Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 6-71. 13. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — 4-е изд. — М., 1979. — 320 с. 14. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.,1979. — 424 с. 14а. Вайнштейн О. Б. Сопротивление теории или эстетика чтения. // Вопр. лит. —М.,1990.— № 5. — С. 88-93. 15. Гайденко П. П. Экзистенциализм и проблема культуры: (Критика философии М. Хайдеггера). — М., 1963. —121 с. 16. Гараджа А. В. Критика метафизики в неоструктурализме (по работам Ж. Дерриды 80-х годов). — М., 1989. — 50 с. 17. Гульельми А. Группа 63. // Называть вещи своими именами. — М.,1986. — С. 185-194. 18. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. —...
9. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Б"
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Часть текста: БАГАУДЫ БАГАУДЫ (от кельт. baga - борьба) участники народно-освободительного движения против римского господства в Галлии и Сев. Испании в III - V вв. н.э., в основном разоренное население, колоны и рабы. В 70-80-х гг. III в. движение вылилось в открытую войну. Объединяясь в отряды, б. нападали преимущественно на виллы крупных землевладельцев. Их предводители Аманд и Элиан, провозглашенные императорами, создали армию, включавшую пехоту (из земледельцев) и конницу (из пастухов). Подавленное римлянами восстание возобновилось в 408 г., в 435-447 гг. оно охватило северо-зап. Галлию, однако было подавлено вторично. Дмитриев А.Д. Движение багаудов // ВДИ. 1940. № 3-4; Корсунский А.Р. Движение багаудов // ВДИ. 1957. № 4. БАЗИЛИКА БАЗИЛИКА (греч. basilike - царский дом) здание прямоугольной формы, разделенное рядами колонн на несколько нефов. Получила название от места заседания архонта-басилея в Афинах. В Древнем Риме предназначалась для судебных заседаний и других публичных собраний, здесь же заключались торговые сделки. В глубине б. находилась трибуна для выступающих. По типу б. стали строить христианские храмы. Б. получила свое дальнейшее развитие в византийской, романской и готической архитектуре. Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1983. С. ...
10. Словарь средневековой культуры. ПАМЯТЬ
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Часть текста: некогда усопших присутствовать в настоящем. Такими предметами являлись в первую очередь могилы и могильные памятники, но также вещи, особенным образом связанные с важными личностями и событиями, -реликвии всякого рода. В расширительном смысле memoria были храмы и алтари, заключающие в себе эти памятные могилы и реликвии. Memoria занимает центральное место и в светской сфере правовой и институциональ-ной легитимации с ее зависимостью от consuetudo, обычая, и прецедента. В английских судах, французских enquêtes или немецких Weistümer от присяжных ожидают обоснования фактами прошлого реалий настоящего и будущего. Наконец, memoria находится в центре христианской антропологии Августина, считавшего человеческий разум состоящим из intelligentia (понимания), amor (любви) и memoria - говоря словами Г. Ладнера, «П.и о грехопадении и Боге, вольной или невольной, которая является мостом, связующим вневременное совершенство триединого творца и временную природу несовершенного творения». К этой множественности смыслов понятия memoria возможно подступиться с трех сторон. Социальная П. может быть рассмотрена в качестве процесса, посредством которого общество актуализирует и переформулирует свое восприятие прошлого как неотъемлемой составляющей своей идентичности. Понятая таким образом социальная П. включает литургическую практику memoria, историографию, генеалогию, устную традицию и другие формы культурного производства и воспроизводства, в рамках которых индивиды и группы соприкасаются с прошлым. Кроме того, история П.и - это практики тренировки П.и, т. е. мнемонические техники, помогающие интеллектуалам запоминать и вспоминать информацию. Наконец, существенный аспект истории П.и -теории П.и, в особенности теории Платона и затем...