Поиск по материалам сайта
Cлово "DIVINA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. ВЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЯ
Входимость: 1. Размер: 53кб.
2. Большой толковый словарь по культурологии. ТЕОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
3. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИЛ"-"ГУФ")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ПРЕКРАСНОЕ
Входимость: 1. Размер: 36кб.
5. Словарь средневековой культуры. МОНАШЕСТВО
Входимость: 1. Размер: 50кб.
6. Словарь средневековой культуры. ЧТЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХЕМ")
Входимость: 1. Размер: 38кб.
8. Большой толковый словарь по культурологии. СХОЛАСТИКА
Входимость: 1. Размер: 18кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. ВЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЯ
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: над бюргерами, епископ над паствой, магистр над студентами, сеньор над крестьянами и т.п. Самой высокой реальностью и наибольшей безусловностью для средневекового христианина обладала В. Бога над людьми и всем миром вообще. В каждом из таких отдельных случаев В. вырастала из своего особого варианта отношений между людьми, имела свои источники, формы и пределы реализации. В. государей в средневековой Европе основывалась на весьма различных историко-культурных традициях, материальных, организационных, а также социально-психологических предпосылках и складывалась на основе отношений между общественными группами, все социальные характеристики которых на протяжении средневековья претерпевали существенные изменения. 1. Историко-культурные традиции На характер В.и в средние века оказали сильное воздействие три основные историко-культурные традиции: древнегерманская, римская и тесно связанная с ней церковная. а) У древних германцев, как и во многих других архаических обществах, В. племенного вождя обуславливалась дарованной ему свыше харизмой - особыми качествами сакрального свойства, приносящими удачу в войнах с врагами, мир и материальное довольство внутри племени. Такая харизма считалась достоянием не столько отдельной личности, сколько определенного знатного рода, из которого и избирался германцами «кунинг». Харизма должна постоянно подтверждаться; утративший ее вождь может потерять и свою В. В. вождя распространяется на свободных соплеменников и включает в себя и функцию посредничества между миром людей и миром богов. Последнее видно, помимо прочего, из обычного у древних германцев (но не у кельтов, например)...
2. Большой толковый словарь по культурологии. ТЕОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: theos - бог + logos - учение, слово), или богословие - систематизация вероучения данной религии. ☼ учение о Боге, построенное в логических формах идеалистической спекуляции на основе текстов, принимаемых как свидетельство Бога о Самом Себе, или Откровение. Т. предполагает концепцию личного абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о Себе через Собственное «слово», а потому возможна только в рамках теизма. В наиболее строгом смысле слова о Т. можно говорить применительно к вероучениям трех чисто теистических религий - иудаизма, христианства и ислама; что касается таких религий, как индуизм и буддизм, то Т. как форма мышления возможна внутри них лишь поскольку они содержат элементы теизма. Мистические учения нетеистических религиозных систем (конфуцианство, даосизм, дзэн-буддизм и т. п.) не могут быть причислены к феномену Т. История термина. Термин «Т.» впервые вошел в оборот в античной Греции, где он прилагался к систематизированному изложению мифов и особенно генеалогий языческих богов (по типу «Теогонии» Гесиода). Подобное изложение чаще всего осуществлялось в поэтической форме; так, Платон говорит о людях, разрабатывающих Т. «в эпосе или в трагедии» (Rep. II, 379 А). Такая «Т.» не только не имела характера обязательного вероучения, но могла быть и вообще иррелигиозной: Цицерон называет «теологами» вольнодумных последователей Эвге-мера, учивших, что боги...
3. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИЛ"-"ГУФ")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: на переговоры со своими противниками. Он явился на встречу, не потребовав заложников, был схвачен и после мучительных пыток казнен. Лишенные своего руководителя, «жаки» были разгромлены. ГИРАЛЬД КАМБРЙЙСКИЙ ГИРАЛЬД КАМБРЙЙСКИЙ (собств. Джеральд Барри) (ок.1146 - ок.1220) - англ. писатель. Родился в знатной нормандской семье в Юж. Уэльсе. Учился в Парижском ун-те. Автор сочинений «Топография Ирландии» и «Завоевание Ирландии». В 1185 г. был участником англ. воен. экспедиции в Ирландию. ГИРЛАНДАЙО ДОМЕНИКО ГИРЛАНДАЙО ДОМЕНИКО (собств. Доменико ди Томмазо Бигорди) (1449- 1493/1494) - ит. живописец Раннего Возрождения, жил во Флоренции. Фрески и картины Г., написанные главным образом на религ. сюжеты, отображали современную ему жизнь. Г. стал портретистом семейств Медичи, Спассетти, Торнабуони, писал портреты многих флорентийских гуманистов, писателей и поэтов. Его произведения производили хорошее впечатление на современников, хотя Г. оставался в стороне от новых творч. исканий ит. художников последней трети XV в. и работал в манере его предшественников. Ок. 1485 г. для алтаря капеллы Сассетти церкви Санта-Тринита Г. написал «Поклонение пастухов». Между 1486 и 1490 гг. создал самый обширный цикл своих фресок в капелле...
4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ПРЕКРАСНОЕ
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Часть текста: Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я ПРЕКРАСНОЕ ПРЕКРАСНОЕ - Одна из главных этно-социо-исторически детерминированных категорий классической эстетики, характеризующая традиционные эстетические ценности, выражающая одну из основных и наиболее распространенных форм неутилитарных субъект-объектных отношений, генерирующих в реципиенте эстетическое наслаждение (см.: Эстетическое ) и комплекс вербально-смысловых образований в семантических полях совершенства, оптимального духовно-материального бытия, идеала и идеализации. Наряду с благом и истиной П. - одно из древнейших сущностных понятий культуры, богословия, философской мысли. В имплицитной эстетике с древнейших времен термины «П.» и «красота» употреблялись в контекстах космологии, метафизики, богословия и практически - как синонимы, хотя, «П.» чаще использовался в качестве широкой оценочной категории, а «красота» - для обозначения совершенства универсума и его отдельных составляющих, т. е. носил праонтологический характер. В средиземноморском ареале представления о красоте и П. восходят к древнеегипетской культуре. Уже во II тысяч. до н. э. мы встречаем множество текстов, в которых П. (нефер) выступает высшей характеристикой богов, фараонов, людей, предметов окружающего мира. При этом в человеке (особенно в женщине) выше всего ценится физическая гедонистическая красота, связывавшаяся египтянами с чувственными наслаждениями. Само слово «нефер» нередко входило в официальный титул фараонов: перед именем царицы Нефертити добавлялось «Нефер-нефру-Атон» (прекрасен красотами Атон). Египетская поэзия...
5. Словарь средневековой культуры. МОНАШЕСТВО
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Часть текста: Иисус учил о тщете всего мирского и призывал следовать за собой, оставив имущество и родных во имя стократного воздаяния (Мат. 19, 10-12, 27-28; Map. 6, 7-9; 10, 17-31; Лук. 12, 22-31). Утверждение бренности «образа мира сего» соседствовало в Писании с предостережением близости конца света (1 Кор. 7,29,31). Отрицая дуализм души и тела, видя в них единое творение Бога, христианство признавало, что человек должен победить не плоть, но свою гордыню и себялюбие во имя любви к Богу. В действительности христианство заимствовало у различных дуалистических учений поздней античности формы неистовой борьбы с плотью, которые впоследствии нередко превалировали в практике М.а, особенно в ситуации обострения эсхатологических ожиданий. Это, в частности, привело к отождествлению аскетов, а затем монахов с мучениками «мирного времени» (когда гонения на христиан уже прекратились) и определило высокий авторитет М.а среди мирян и в церкви. Стремление следовать Христу, понимавшееся прежде всего как выход из системы традиционных социальных связей ради связи (лат. religio) с сакральным (отсюда частое обозначение монахов как religiosi), с ростом христианских общин в III-IV вв. обусловило разрыв аскетов с общиной (в которой неизбежно происходило усреднение христианского идеала) и уход, по примеру Христа, in desertum, в пустыню (Мат. 4), где и конституируется М.о как институт, обособленный от остальной церкви. Еще авторы житий первых монахов подчеркивали своеобразный эгоизм аскетов, стремившихся, покинув общину, обрести личное спасение, «лишь на себя одного...
6. Словарь средневековой культуры. ЧТЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: которые привели к современной функции и динамике текстов в культуре. Для большинства специальных работ отправным пунктом служит положение, что феномен Ч.я и письменности претерпел радикальные изменения на длительном пути от первоначального состояния письменной культуры к современному. В самом средневековье процесс Ч.я редко становился предметом рассмотрения и описания, и ввиду неоднозначности описывающих Ч.е терминов это оставляет простор для самых разнообразных толкований вопроса о моменте и форме переключения с засвидетельствованного для античности Ч.я вслух на современный стандарт индивидуального, строго визуального и интимного чтения про себя. Громкое чтение вслух с несомненностью отражено в средневековых источниках. Помимо раннехристианских и средневековых описаний и изображений «горячо читающих» отшельников (еще и в XVII в. одного такого увидел Симплициссимус), секретарей или школяров, показательно само словоупотребление: глагол legere («читать») может быть полностью синонимичен, например, cantare («петь»), a scribere - равняться dictare («писать» - «диктовать»). Устав Бенедикта (VI в.) предписывает монахам читать, не мешая друг другу, Петрарка проводит дни или в Ч.и, или в молчании, а Фома Кемпий-ский понимает Ч.е как совместную работу глаз и губ. Миниатюры изображают групповые Ч.я и декламации, тексты пестрят упоминаниями писцов, чтецов, секретарей и т.д., а сама работа читающего считалась тяжелой и требующей неплохого здоровья. Немногочисленные теоретические отступления различных авторов только усиливают эту картину: так, Небридий, современник и корреспондент Августина, указывает, что для восприятия необходимо услышать написанное. Наиболее общая формулировка самого Августина звучит следующим образом: записанное слово вообще не является словом (т.е. понятием, смысловой единицей), оно лишь...
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХЕМ")
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Часть текста: древностей Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХЕМ") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХЕМ") ХАБРИЙ ХАБРИЙ - Chabrias, Χαβρίας, афинянин, предводительствуя афинянами, с помощью хитрости разбил в 388 г. до Р. X. спартанцев при Эгине и потом очень деятельно и успешно поддерживал Евагора Кипрского, восставшего против персов (Хеn. Hell. 5, 1, 10 слл.) и позднее, в 385 г., Нектанабиса в Египте (Nep. Chabr. 2). Он командовал греческими наемными войсками его, но, по требованию персов отозванный своими согражданами, возвратился в Афины. Diod. Sic. 15, 29. Появление Сфодрия в Элладе со спартанским войском и занятие Кадмеи Фойбидом повели к более тесному соединению спасшихся бегством фивских патриотов для освобождения Фив, а затем последовало сближение между Афинами и Фивами. Когда Агесилай со спартанским войском в 387 г. вторгся в Беотию (Diod. Sic. 15, 30.), X. пришел на помощь фивянам, опустошил земли союзников Спарты и затем ожидал войска Агесилая близ Фив на неприступной возвышенности, так что Агесилай после нескольких неудачных приступов должен был удалиться Nep. Chabr. 1 Diod. Sic. 15, 32. Благоразумный образ действий X. доставил ему великую славу и благодарность соотечественников. После одержанной им морской победы при Наксосе 16 числа месяца Боедромиона 376 г. (Хеn. Hell. 5, 4, 61. Diod. Sic. 15, 34. Plut. Phoc. 6.) афиняне послали его во Фракию, где он избавил Абдеры от нападений варваров. Plut. Phoc. 6. Camill. 19. Xenoph. Hell. 5, 4, 60. В борьбе между Фивами и Спартой (368 г.) он с успехом защищал Коринф против фивян, но не так удачно отстаивал он Истм против Эпаминонда. Хеn. Hell. 7, 1, 5. В 366 г. против него возбуждено было обвинение в передаче Оропа Фивам, но он был оправдан. После сражения при Мантинее он отправился на помощь к царю...
8. Большой толковый словарь по культурологии. СХОЛАСТИКА
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я СХОЛАСТИКА СХОЛАСТИКА (лат. scholastica от греч. - школьный) (от лат. scholastikos - ученый, школьный, от гр. schole - школа) 1) средневековая религиозная философия, характеризующаяся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; 2) бесплодное умствование; формальное знание, оторванное от жизни. ............ ☼ тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным, подчинением примату теологического вероучения, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к логической проблематике; получил наиболее полное развитие в Западной Европе в эпоху зрелого и позднего Средневековья. Генезис С. и периодизация ее развития. Истоки С. восходят к позднеантичной философии, прежде всего к неоплатонику V в. Проклу (установка на вычитывание ответов на все вопросы из авторитетных текстов, каковыми были для Прокла сочинения Платона, а также сакральные тексты античного язычества; энциклопедическое...