Поиск по материалам сайта
Cлово "FACTO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. КАТОЛИЦИЗМ
Входимость: 2. Размер: 54кб.
2. Большой толковый словарь по культурологии. ИУДАИЗМ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 8, "ПИН"-"ПИТ")
Входимость: 1. Размер: 69кб.
4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. БЕЗОБРАЗНОЕ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
5. Словарь античности. Статьи на букву "К" (часть 5, "КОЖ"-"КОП")
Входимость: 1. Размер: 67кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. ЭСХАТОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
7. Этнопсихологический словарь. Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КОМ")
Входимость: 1. Размер: 37кб.
8. Словарь средневековой культуры. МОНАРХИЯ
Входимость: 1. Размер: 51кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. КАТОЛИЦИЗМ
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Часть текста: ключевые для истории средневекового Запада и знаменательным образом не переводимые на русский язык). Лат. прилагательное catholicus (от греч. кабоДлкос «всеобщий») в смысле вероисповедном и экклезиологическом оставалось до разделения церквей эквивалентом слова «православный» (оно присутствует в принятом на вселенских соборах IV в. и до сих пор сохраняемом и в православном обиходе греческом тексте символа веры как эпитет «святой» и «апостольской», т.е. истинной, церкви; в церковно-славянском переводе оно оказалось - не сразу - передано эпитетом «соборный»; в специальной терминологии русского православного богословия в этом же смысле употребляется термин «кафолический»). Оно выражало со времен внутри-христианских конфликтов II в. идею авторитетного, обязующего церковного и докт-ринального единства в противоположность всем «ересям» и «расколам» («схизмам»), всем частным мнениям, культурным различиям и локально-этническим интересам. В этом смысле «кафоличность», или «католич-ность», и «православие», или «ортодоксия», выступали как взаимодополняющие атрибуты идеала церкви. Однако уже в эпоху церковного единства между греческим Востоком и латинским Западом проявлялись и становились все более отчетливыми культурные различия греческой и латинской традиций, а также последствия несхожих политических контекстов, в которых приходилось развиваться церковным институциям....
2. Большой толковый словарь по культурологии. ИУДАИЗМ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: Характерные особенности: вера в единого бога Яхве и мессию (спасителя), догмат о богоизбранности евреев, множество ритуальных предписаний, охватывающих практически все области быта верующих. Источники вероучения - Ветхий завет (признается также христианами) и Талмуд (сложная система комментариев к ветхозаветным книгам). Иудейская церковь - синагога. Иудаизм - государственная религия Израиля. ............ ☼ религия, исповедуемая евреями (и прозелитами из других народов, см. ниже). Сам термин образован от этнонима «иудеи» (ср. альтернативное к термину «И.» обозначение «израильское вероисповедание», принятое в XIX - первой пол. XX в. в странах Европы). Известны (сравнительно немногочисленные) случаи, когда другие народы принимали И.: в VIII в. это сделала правящая элита хазаров, после падения своего государства растворившаяся в крымско-украинском еврействе; абиссинское племя фаллаша существует до сих пор (массовое переселение в Израиль). Однако в целом религиозное самосознание в пределах И. неотличимо от этнич. самосознания (ср. ниже). Это дает И. особое место в феноменологии религий между этнич. религиями типа индуизма и универсалистскими религиями-учениями (буддизм, христианство, ислам): в И. есть весьма важная доктринальная основа, И., в отличие от индуистских каст, оставляет некоторые возможности войти в него извне через принятие учения и инициационный обряд (обрезание), однако известное изречение Тертуллиана, согласно которому «христианами не рождаются, а становятся», было бы совершенно бессмысленным в приложении к...
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 8, "ПИН"-"ПИТ")
Входимость: 1. Размер: 69кб.
Часть текста: Картины были нарисованы большею частью на дереве, tabulae, реже на полотне, in textili; они висели на стене или были в нее вделаны. ПИНАРИИ ПИНАРИИ - Pinarĭi, древний италийский род, на обязанности которого вместе с нотациями лежало служение Геркулесу (см. Hercules, Геркулес , 17) на aramaxima (Liv. 1, 7. ср. Cic. div. 2, 21, 46): 1. L. Pin. Mamertinus Rufus, был в 472 г. до Р. X. консулом и издал lex de iudiciis; 2. L. Pin. Natta, в 363 г. до Р. X. получил, как кажется, поручение охранять берега от морских разбойников. Liv. 7, 3. 25; 3. L. Pin., имея начальствование в Енне в Сицилии, в 214 г. приказал избить часть жителей. Liv. 24, 37 сл.; 4. M. Pin. Posca, будучи претором в 181 г., счастливо воевал против восставших жителей Корсики и Сардинии. Liv. 40, 18. 34; 5. L. Pin. Natta, пасынок Мурены, через своего шурина Клодия устроил свое назначение понтифексом для освящения дома Цицерона, как места служения богам. Cic. pro. dom. 45. 52; 6. T. Pin., друг Цицерона, часто им упоминаемый. Cic. ad Att. 6, 1. 23. Cic. ad. fam. 12, 24, 3; 7....
4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. БЕЗОБРАЗНОЕ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: и т.п. В отличие от главных категорий эстетики: эстетического, прекрасного, возвышенного, трагического, - имеет сложный опосредованный характер, ибо дефинируется обычно только в отношении к другим категориям как их диалектическое отрицание или как интегральная антиномическая составляющая (прекрасного, возвышенного, комического). Наиболее активно разрабатывалась в сфере имплицитной эстетики (см.: Эстетика ) с древнейших времен, где осмысливалась в двух аспектах: безобразное в действительности и безобразное в искусстве. Уже в греко-римской античности было замечено, что безобразное как антипод прекрасного проявляется практически во всех сферах бытия: в природе (разрушающиеся и разлагающиеся объекты и существа), в человеке (болезни, ранения, смерть), в морали (безнравственные поступки), в политике и государственном управлении (обман, коррупция, несправедливые суды и т.п.). Как правило, безобразное в действительности оценивалось негативно, как противоречащее главному идеалу античного мира - упорядоченному космосу и ориентированному на него рационально организованному социуму; хотя античные источники фиксируют и существование любителей безобразного, дурного, которые получили презрительное именование «сапрофилы» (от греч. saprov» - гнилой, дурной, испорченный). В неоплатонической эманационной иерархии красоты безобразными считались ее низшие материальные, телесные, «бесформенные» ступени, на которых была предельно ослаблена формирующая сила Единого, почти угасал луч эманации; фактически безобразное - это ничто, небытие в платоновско-неоплатонической традиции. Линия этой традиции сохранилась до XX в., особенно в богословской эстетике, в частности в софиологии С.Булгакова. Более сложный характер имеет историческое осмысление безобразного в искусстве. Уже Аристотель легитимирует его место в различных искусствах. В контексте своей теории мимесиса он признавал, что изображение ...
5. Словарь античности. Статьи на букву "К" (часть 5, "КОЖ"-"КОП")
Входимость: 1. Размер: 67кб.
Часть текста: из кожи также иногда изготовляли перчатки, но в осн. меха для перевозки масел и вина. Места стыка кожаных полотен в мехах склеивали смолой и дегтем, а концы связывали петлями. С целью сохранения специфич. вкуса в Греции до сих пор «смолят» вина. К. предназначалась также для изготовления воздуходувных мехов, сумок, вьюков, ремней, стремян, седел (скаковые седла изготовлялись из шкур животных или войлочных покрывал), бичей (для истязаний рабов и стегания лошадей), упряжи для лошадей, запрягаемых в колесницу, полотен для накрывания колесниц, мячей. Из К. изготовляли военное снаряжение (обшивка щитов, прокладка для шлемов, поножи , которые с 5 в. до н. э. обивались металлич. пластинками, и даже паруса). Некоторое количество К. шло на производство писчего материала, а после появления пергамента также и переплетов. Из-за рубежа ввозили выкраш. в различные цвета К. экзотич. животных, считавшуюся предметом роскоши. КОЗА КОЗА (греч. aix, лат. сарга). Вероятно, К. была первым одомашн. жвачным животным (находки в Иерихоне в 7-м тыс. до н. э.). В эпоху античности в засушливых областях К. использовалась главным образом для производства молока, т. к. там было невозможно разведение крупного рогатого скота и овец. Находки на терр. Греции позволяют предположить, что в раннее время разводились породы с различными формами рогов. К. использовались также как вьючные животные. Козлы, мясо которых очень ценилось, нередко использовались в качестве жертв, животных. Шкуры К. с древнейших времен служили в качестве бурдюков для воды. Шерсть К. обрабатывалась так же, как и овечья. На дельфийских монетах изображался Посейдон с К. Римляне находили К. разнообразное применение. КОЗЬМА ИНДИКОПЛОВ КОЗЬМА ИНДИКОПЛОВ -...
6. Большой толковый словарь по культурологии. ЭСХАТОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: света и страшном суде. В основе эсхатологии лежат древние представления о наличии в природе скрытых действующих сил, борьбе доброго и злого начал, о загробном наказании грешников и награде праведникам. религ. учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе к-рого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом (богами) и последующей расплате за это: гибели Вселенной (наступлении мирового хаоса), отделении грешников от праведников, наказании первых в потустороннем мире, воскрешении (спасении) вторых и т.д. Развитую Э. имели религии др.-вавилон., др.-егип., др.-греч., др.-рим., германо-скандинавская, индуизм, зороастризм, иудаизм, элементы к-рых прослеживаются в наиболее разработанной Э. христианства. Начиная с апокалиптич. "Откровения Иоанна" (I в.) богословская мысль на протяжении всей истории христианства развивала разл. мотивы, сюжеты, образы Э. в многочисл. сочинениях, "видениях", апокрифах и т.д., все более детализируя картину конца света и загробного мира. Особый упор на Э. в ср. века делали идеологи утопий, в Новое время ее носителем являлись сектанты (иеговисты, адвентисты и др.), в наши дни - нек-рые спонтанно возникающие на Западе религ. группы (напр., "народный храм" Дж. Джонса в США с его массовыми самоубийствами). Эсхатологич. сюжеты имеются в буддизме (война Шамбалы) и в исламе (конец света, Страшный Суд, ад и рай, во многом схожие с христ. Э.). Лит. : Старшая Эдда. М.; Л., 1963; Невелева С.Л. Мифология др.-инд. эпоса. М., 1975; Nicholson R.A. Studies in Islamic Mysticism. Camb., 1921; Dowson J. A Classical Dictionary of Hindu Mythology and Religion, Geography, History ...
7. Этнопсихологический словарь. Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КОМ")
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Часть текста: выглядят более динамичными и менее устойчивыми. У балкарцев они более консервативны в силу того, что их сознание постоянно настроено главным образом на восприятие и осмысливание окружающего мира в соответствии со своими национальными установками. У кабардинцев в меньшей степени, чем у балкарцев, проявляется внутренняя готовность и предрасположенность к национально своеобразному проявлению чувств, динамики и характера поведения, взаимодействия, общения. Зачастую они отходят от национальных стандартов. Вот почему им свойственна преимущественная ориентация на интернациональные ценности, они легче ассимилируются среди других народов. Балкарцы же, по сравнению с кабардинцами, в большей мере сохраняют свое национальное своеобразие. Кабардинцы склонны проявлять независимость в своих действиях и поступках. Балкарцам же, наоборот, свойственно конформное поведение, подчинение групповому давлению. Потребность в общении у кабардинцев реализуется свободнее и конкретнее. У балкарцев же прослеживается более высокая потребность в достижениях, что можно связать с такими их психологическими качествами, как упорство, отчетливое стремление к успеху,...
8. Словарь средневековой культуры. МОНАРХИЯ
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: в. до н. э. как обозначение отрицательно оцениваемого единоличного правления, т. е. тирании. К IV в. до н. э. μοναρχία может относиться уже к любому виду единоличного правления - у Аристотеля применяется как к «хорошей» царской власти, так и к «плохой» тирании. В латынь monarchia проникает не ранее II в. н. э., поскольку встречается впервые у Тертуллиана (ок. 160 -после 220) и Лактанция (ум. после 317). На протяжении всего средневековья на Западе Европы слова monarchia и monarcha (монарх) употребляются редко - преимущественно в ученых теоретических сочинениях. Наиболее распространенное понимание этих слов опирается на, очевидно, «римское» в своей основе представление о единоличном правлении не в отдельной стране или отдельном полисе, а во всем мире. Именно поэтому уже у Филона Александрийского (ок. 25 до н. э - 50 н. э.) «М.ей» обозначалась власть Бога над миром. Это словоупотребление было перенято христианскими апологетами, отцами церкви и использовалось средневековыми теологами для описания владычества Христа во вселенной - monarchya mundi....