Поиск по материалам сайта
Cлово "FIRENZE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. ОТТОКАР Николай Петрович (1884-1957)
Входимость: 4. Размер: 6кб.
2. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "О" (часть 2, "ОРА"-"ОЧЕ")
Входимость: 4. Размер: 38кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Э" (часть 8, "ЭСК"-"ЭЯ")
Входимость: 2. Размер: 79кб.
4. Словарь средневековой культуры. ПУТЕШЕСТВИЕ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
5. Мифы народов мира. РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 29кб.
6. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Г"
Входимость: 1. Размер: 88кб.
7. Большой толковый словарь по культурологии. ФУТУРИЗМ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
8. Словарь средневековой культуры. ИНЫЕ ЗЕМЛИ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
9. Большой толковый словарь по культурологии. СИМВОЛИЗМ
Входимость: 1. Размер: 31кб.
10. ФУТУРИЗМ (от лат. - будущее)
Входимость: 1. Размер: 14кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 6, "КЛИ"-"КОС")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
12. СИМВОЛИЗМ
Входимость: 1. Размер: 28кб.
13. Словарь средневековой культуры. КУПЦЫ
Входимость: 1. Размер: 24кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. ОТТОКАР Николай Петрович (1884-1957)
Входимость: 4. Размер: 6кб.
Часть текста: в городских архивах к-рой он провел немало часов во время своих научных командировок в годы студенчества и работы над магистерской дис., стала для него второй родиной; в течение 30 лет, до конца своих дней, он — проф. медиевистики филол. ф-та Флорентийского ун-та. Неизменной оставалась и гл. тема его исследований — типология зап.-европ. ср.-век. города, происхождение и становление городских коммун во Франции и Италии. Гл. задача его исследования — уяснение в каждом конкр. случае особенностей становления города как “публично-правовой целостности” и формирование в ходе этого процесса “городской ассоциативности” (общности): способности к коллективному действию и солидарности. О. стремился показать, что становление ср.-век. города как города нового (по сравнению с античным) типа не сводимо к формальному факту обретения поселением коммунальной хартии и ее действию. Это был длит. и сложный процесс,в к-ром участвовали разл. силы и элементы, в т.ч. сеньориально-феодальные. Реальные рез-ты и истинный смысл “коммунальных свобод” и “хартий” могут быть адекватно оценены лишь, “если будут поставлены в связь со всей жизненной обстановкой, со всей реальной конъюнктурой” — с историей становления города и его институтов, историей реальных отношений с сеньором и сеньориальными властями;...
2. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "О" (часть 2, "ОРА"-"ОЧЕ")
Входимость: 4. Размер: 38кб.
Часть текста: - ☼ ценностно-нормативный аспект социальной организации сооб-тв и их сегментов, задающий мировоззренч., идейные и нравств. основания для социальной консолидации, регуляции, коммуникации и воспроизводства человеч. коллективов. При этом под социальной организацией понимается форма устойчивого объединения людей, преследующих некие групповые цели и удовлетворяющих связанные с их коллективным существованием интересы и потребности, что обеспечивается относительно стабильным уровнем упорядоченности в структурном построении, разделении функций и согласованности действий субъектов сооб-ва. Такого рода упорядоченность в формах сосуществования и коллективной жизнедеятельности людей детерминируется не только сходством их социально значимых целей, интересов и потребностей прагматич. характера (жизнеобеспечение, оборона, размножение и пр.), но и близостью (или единством) их наиболее важных ценностных установок, элементов социального опыта, миропредставлений, верований, образов самоидентификации, идеологии, нравств. принципов и иных экстраутилитарных скреп социальной консолидированности, представляющих собой идеациональную составляющую их социальной организации. Становление и изменчивость О.с. сооб-в базируется на исторически обретенном и...
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Э" (часть 8, "ЭСК"-"ЭЯ")
Входимость: 2. Размер: 79кб.
Часть текста: ЭСХИЛ - Aeschylus, Αίσχύλος, афинянин из дема Елевсина, сын Евфориона, из благородной аттической фамилии, родился в ол. 63, 4 (525 г.), сражался при Марафоне, Саламине и Платее, 25-ти лет уже ставил драмы, соперничая с Пратиной, и с этих пор в течение почти полустолетия занимался разработкой драматического искусства, которое своими трагедиями и сатирическими драмами возвел на высокую степень совершенства. Около ол. 76 (476 г.) отправился в Сиракузы к царю Гиерону, вероятно, по приглашению последнего; написал здесь по поводу освящения нового города Этны драматическую пьесу на местный сюжет под заглавием «Αίτναται» и поставил в Сиракузах прежде уже игранную пьесу «Персы», может быть переработав ее. В ол. 77, 4 (468 г.) опять был в Афинах и состязался с Софоклом, но должен был уступить честь победы своему юному сопернику (Plut. Cim. 8). К непосредственно следующему времени относят некоторые второе путешествие Э. в Сицилию; побуждений и причин, по которым Э. покидал Афины, нельзя точно определить; по некоторым показаниям и намекам, отчасти, впрочем, очень ненадежным, можно только предполагать, что поэт вошел в столкновение с господствовавшей тогда в Афинах народной партией, с ее мнениями и стремлениями; на это указывает, между прочим, известие, по которому Э. обвиняли даже в том, что он в некоторых драмах разоблачил тайны мистерий (Aristot. eth. Nic. 3, 2. Aelian. v. h. 5, 19), но суд будто бы, ввиду объяснений, представленных Э., и его несомненных заслуг, оправдал его. Однако последнее из дошедших до нас произведений Э. «Орестия» доставило автору блестящую победу (ол. 80, 2=458) в Афинах. По всей вероятности, поэт сам руководил постановкой своего...
4. Словарь средневековой культуры. ПУТЕШЕСТВИЕ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: открылись новые географические пространства Азии. Монгольская экспансия привела к проникновению в Центральную Азию и на Дальний Восток западных миссий, купцов, путешественников. В то же время совершенствовалась картография - появились портоланы; в результате вырисовывается более или менее точная картина морских побережий. Итальянские, французские и каталонские путешественники (Марко Поло, Журден де Северак, Одорикоде Порденоне), миссионеры и купцы осваивают просторы доселе неизвестной Азии. Их восприятие пространства определялось уже не спиритуал ьны-ми ценностями, а нередко прагматическими целями и стремлением к познанию мира. Разумеется, культурные стереотипы продолжали играть важную роль. Сама идея П.я в дальние страны с целью узнать или увидеть нечто новое получает высокую оценку лишь в позднее средневековье, и именно тогда появляется такой мотив П.я, KaKcuriositas, не всегда одобряемый церковью. Это обстоятельство было тонко подмечено Жаком Витрийским: «Некоторые легкомысленные и любопытные особы, -пишет епископ в одном из своих сочинений, - отправляются в паломническое П.е не из благочестия, а исключительно из любопытства и желания узнать что-то новое. Все, чего они желают, - путешествовать по неизведанным странам с тем, чтобы расследовать абсурдные и преувеличенные истории о Востоке, которые они слышали». 2. Тема П.й неразрывно связана с другой - как практически средневековые люди решали проблемы преодоления пространства. Перемещение в пространстве было сопряжено со многими сложностями. Объясняется это не только несовершенством транспортных...
5. Мифы народов мира. РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Часть текста: (1 в. до н. э. - 4 в. н. э.) и часто содержат ложные этимологии имён богов и интерпретации их функций. В науке долгое время господствовало мнение о том, что у римлян первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких определённых, индивидуализированных персонажах - в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина (numina), свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Так, в жреческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д. (Aul. Gell. I 21), имена которых образованы от названий отдельных актов. Утверждению такого мнения способствовали неопределённость пола древних божеств (ср. Палес ), отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них (Фавн - Фавна, Полона - Помон и т. п.), в формуле обращения к божеству - «бог или богиня», «муж или женщина»; использование в...
6. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Г"
Входимость: 1. Размер: 88кб.
Часть текста: Помпея Г. провел закон о преследовании пиратов, согласно которому Г. Помпей получил верховное командование в войне с ними; в 66 г. отправился в качестве легата в Азию, в 65 г. принимал участие в войнах с Митридатом и с Парфией, управлял провинцией Сирия, в 55 г. подавил восстание в Иудее, восстановил на троне египетского царя Птолемея XII Авлета. Поскольку Г. не принимал участия в войне Г. Помпея с Ю. Цезарем, последний разрешил ему возвратиться в Рим и отправил его в качестве легата с войском в Иллирию, где в битве при Солонах Г. потерпел поражение от далматов и там же умер. ГАВГАМЕЛЫ ГАВГАМЕЛЫ - см. Александр Македонский. ГАДЕС (АИД) ГАДЕС (АИД) (лат. Gades , греч. Gadeira ) финикийская колония в Испании (совр. Кадис), основанная, по преданию, в 1100 г. до н.э. После 2-й Пунической войны она добровольно перешла под власть Рима. По числу жителей Г., бывший центром международной торговли со странами Атлантического побережья, уступал только Риму. ГАЛАТЕЯ ГАЛАТЕЯ (греч. Galateia ) в греческой мифологии морская нимфа, дочь бога Нерея, возлюбленная пастуха Акида, убитого из ревности Полифемом. По преданию, скульптор Пигмалион создал прекрасную...
7. Большой толковый словарь по культурологии. ФУТУРИЗМ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: телеграфный стиль или «высвобождение» звукового состава слова («заумь») в поэзии; ведущие русские представители (Маяковский, Хлебников, Каменский; формальные новшества футуристов отразились в конструктивизме. ☼ одно из главных направлений в искусстве Авангард а нач. 20 в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Начался с опубликования в париж. газете "Фигаро" 20 февр. 1909 "Манифеста футуризма" итал. поэтом Ф.Т. Маринетти. Манифест был ориентирован на молодых художников ("Самые старые среди нас - тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора") и, особенно, на итальянцев. Маринетти хотел пробудить дух нац. гордости у своих соотечественников и ввести их на Олимп тогдашней европ. культуры из провинциальной Италии. Национализм и шовинизм, бунтарско-анархич. характер, экзальтированно-эпатажный тон манифеста в сочетании с апологией часто поверхностно понятых новейших научно-технич. достижений и полным отрицанием всех духовно-культурных ценностей прошлого оказали свое действие. Группа молодых талантливых художников из Милана, а затем из др. городов Италии немедленно откликнулась на призыв Маринетти и своим творчеством, и своей манифестарной эстетикой. 11 февр. 1910 появляется "Манифест художников-футуристов", а 11 апр. того же года - "Технический манифест футуристич. живописи", подписанные У. Боччони, Дж. Балла, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Северини - гл. представителями Ф. в живописи. Сам Маринетти до 1943 опубликовал не менее 85 манифестов футуристич. ориентации, касающихся самых разных видов искусства и сторон человеч. жизни вообще, выводя Ф. за пределы собственно худож. практики в сферу самой...
8. Словарь средневековой культуры. ИНЫЕ ЗЕМЛИ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: свои собственные фантазии, люди средневековья представляли И.е З.и миром наоборот, где повсюду сокровища, изобилие и сексуальная распущенность; в этом потерянном рае нагота, инцест и эротика являются вещами естественными. О нехристианских землях существовало мало конкретных сведений, часто отсутствовал непосредственный контакт с ними (например, с Индией). Все это открывало простор для воображения и нагнетания стереотипов. На средневекового человека влиял «груз прошлого» - античные «авторитеты» - библейские (иудео-христианские) и языческие (греко-латинские). Первые были окружены благочестивым ореолом, вторые - ореолом научности. Эмпирические данные о нехристианских странах стремились согласовать с библейскими топосами (такими, как, например, упоминаемые в Библии «народы Гога и Магога» или земной рай ) и античными стереотипами (рассказами о «чудесах Индии» или мифами о гиперборейцах). Подлинные названия городов и стран средневековые авторы соотносили с античными и библейскими. Обычаи и верования других народов становились понятными постольку, поскольку они рассматривались в связи с аналогичными традициями, существовавшими в древности. На известную со времен античности оппозицию «варварство - цивилизация» накладывалась присущая культурному сознанию средневековья оппозиция «язычество - христианство». Чуждость дохристианского прошлого увязывалась с чуждостью внехристи-анского настоящего. Жившие за пределами христианской Европы народы отождествлялись в средние века с теми, которые существовали в античную эпоху. Наиболее известными источниками информации об И.ых З.ях были «Естественная история» Плиния Старшего, сочинения популярного в средневековье автора III в. Гая Юлия Солина, писателей V в. Макробия и Марциана Капеллы и др. Не только раннес-редневековые авторы (такие, как Исидор Се-вильский или Рабан Мавр), но и создатели обширных энциклопедий XIII в.-т.н. «образов мира» (Альберт...
9. Большой толковый словарь по культурологии. СИМВОЛИЗМ
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Часть текста: включившее в себя иные явления культуры - философию, религию, мифологию, конкретнонаучное знание, тем самым претендуя на культурную универсальность и всеохватность. С. осуществил романтич. мечту о синтезе искусств, воплотил идею эстетич. прорыва к высокому, непреходящему содержанию действительности и преодоления ограниченности, рутинности текущей повседневности. Центр. компонентом символич. миросозерцания является Символ - обобщенный и условный Знак , соединяющий в себе свойства абстрактного понятия (характерного для науки или философии) или аллегории как формы иносказания и принципиально многозначного худож. образа, окруженного множеством разветвленных и субъективных ассоциаций. Символич. мышление, обращение к символам и символике - одно из древнейших свойств человеч. культуры вообще; в этом отношении С. присущ всем древнейшим мифологиям и религиям, архаичным формам искусства, начальным проявлениям философии. Черты С. можно усмотреть в культуре Др. Египта и античности, в эпоху зап. средневековья и Ренессанса. Принцип "соответствий" между далекими предметами (напр.,...
10. ФУТУРИЗМ (от лат. - будущее)
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: ценностей прошлого оказали свое действие. Группа молодых талантливых художников из Милана, а затем из др. городов Италии немедленно откликнулась на призыв Маринетти и своим творчеством, и своей манифестарной эстетикой. 11 февр. 1910 появляется “Манифест художников-футуристов”, а 11 апр. того же года — “Технический манифест футуристич. живописи”, подписанные У. Боччони, Дж. Балла, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Северини — гл. представителями Ф. в живописи. Сам Маринетти до 1943 опубликовал не менее 85 манифестов футуристич. ориентации, касающихся самых разных видов искусства и сторон человеч. жизни вообще, выводя Ф. за пределы собственно худож. практики в сферу самой жизни. Именно с Ф. в европ. искусстве начинается тенденция последоват. выхода художника за пределы искусства. Футуристы находились в кипящем котле духовных, худож., полит, исканий начала века, к-рый просто бурлил и готов был взорваться в любую минуту и выплеснуть в мир все что угодно. Особое воздействие на умы футуристов оказали нек-рые идеи Ницше, интуитивизм Бергсона, бунтарские лозунги анархистов. Упоенные новейшими достижениями техники, они стремились вырезать “раковую опухоль” традиц. культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки. Гоночный автомобиль, “несущийся как шрапнель”, представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины. В социально-полит, плане...