Поиск по материалам сайта
Cлово "FUROR"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь античности. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕН")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "О" (часть 2, "ОЛМ"-"ОРМ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
3. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ВОЗВЫШЕННОЕ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
4. Реальный словарь классических древностей. ДИВИНАЦИЯ
Входимость: 1. Размер: 38кб.
5. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). СЮРРЕАЛИЗМ
Входимость: 1. Размер: 10кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 8, "ФРА"-"ФУЦ")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
7. Словарь античности. Статьи на букву "К" (часть 3, "КВИ"-"КИР")
Входимость: 1. Размер: 51кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь античности. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕН")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: система запретов на совершение определ. действий. В античности Т. распространялось на те обычаи и традиции, которые имели отрицательные последствия для общества в целом и для культа в частности: запрещались кровосмешение и браки между родственниками, запрещалось прикасаться к предметам культа, входить в святая святых храма; жрецы и священнослужители обязаны были носить определ. одежду и соблюдать необходимые требования. Существовали табуирострованные дни (лат. dies nefasti). Тотемисгич. корни Т. периода античности сейчас установить невозможно. ТАБУЛА РАЗА ТАБУЛА РАЗА (лат. tabula rasa гладкая, чистая доска). Для написания нового текста на восковой табличке старый текст стирался (сглаживался воск); в переносном смысле Т р. означает уничтожение старого ради нового. Философы античности ( Платон , Аристотель и другие) и средневековья (Альберт Великий) сравнивали первоначальное состояние сознания человека и его души с чистой доской. ТАБУЛЯРИЙ ТАБУЛЯРИЙ (лат. tabularium архив), одно из важнейших государств, учреждений в пров. Позднее в Т. служили императорские вольноотпущенники, например в управлении дакийскими копями. Рим. городской Т. являлся общегосударств. архивом. ТАВР...
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "О" (часть 2, "ОЛМ"-"ОРМ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: город на горе Афоне, который во времена Фукидида (Thuc. 4, 109) имел смешанное население из пеласгов, фракийцев и греков. Hdt. 7, 22. Strab. 7, 331. ОЛУР ОЛУР - Olŭrus, 'Όλουρος, 1. горная крепость Ахеи, близ теперешнего Ксилокастро. Хеn. Hell. 7, 4, 17; 2. город Менении, называемый также Oluris и Dorion (Ноm. Il. 2, 594), на юг от реки Неды. Strab. 8, 350. ОЛЬВИЯ ОЛЬВИЯ - Olbĭa, Όλβία, 1. сильная крепость при Памфилийском заливе, недалеко от реки Катаракта. Strab. 14, 666; 2. милетская колония и богатый торговый город при слиянии Борисфена с Гипанисом, в 240 стадиях от устья; он называется также Олбиополь и Борисфен; в 56 г. до Р. X. он был разрушен гетами. Hdt. 4, 18; 3. О. или Астак, город в Бифинии, у Олбийского залива, н. залив Исмид; 4. колония Массалии в нарбоннской Галлии, на восток от Telo Martius (Toulon), близ горы Olbianus, н. Eoubes при Hieres. Strab. 4, 180. 184; 5. город на восточном берегу Сардинии с хорошей гаванью, в которую обыкновенно заходили военные корабли. Cic. ad. fam. 2, 6, 8. H. Terranova. ОЛЬПЫ ОЛЬПЫ - Olpae, 'Όλπαι, три раза встречается 'Όλπη (Thuc. 1, 107. 11. 113), крепость на восточном берегу Амбракийского залива, стоящая на возвышении и отдаленная на 25 стадий от амфилохийского Аргоса. Это было место суда для акарнанцев. Thuc. 3, 106 слл. ОЛЬЦИНИЙ ОЛЬЦИНИЙ - Olcinĭum, иллирийский приморский город, который при начале войны против К. Генция объявил себя сторонником Рима, за что римляне даровали ему самостоятельность управления и свободу от податей; н. Дульчиньо. Liv. 45, 26. ОМИНА ОМИНА - Omĭna, см. Divinatio, Дивинация , 13. ОМФАЛ ОМФАЛ - Όμφαλός, 1. umbo, шишка, остроконечное возвышение посередине щита,...
3. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ВОЗВЫШЕННОЕ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: объекту, свое родство с ним, или трансцендентному архетипу, духовным силам, стоящим за ним; ощущает отсутствие угрозы реальной опасности для себя, т. е. свою внутреннюю свободу и духовное равноправие в системе взаимодействия несоизмеримых величин, где он предстает бесконечно малой величиной. В имплицитной эстетике понятие возвышенного в смысле, близком к эстетическому, появилось в греческой античности в связи с понятием энтузиазма (божественного воодушевления, приписывавшегося провидцам, поэтам, живописцам; восхождения к божественной идее прекрасного- у платоников), а также в риториках, где оно означало один из стилей речи - высокий, величественный, строгий. Эти идеи подытожил в сер. 1 в. анонимный автор, вошедший в науку под именем Псевдо-Лонгина, в трактате «О возвышенном». Псевдо-Лонгин, характеризуя возвышенное (to hypsos), как один из главных приемов художественно организованной речи, делает акцент на его внесознательно-эмоциональном воздействии на слушателя, когда речь приводит его в состояние восторга, изумления, «подобно удару грома, ниспровергает все прочие доводы». Автор трактата подчеркивает, что оратор для достижения возвышенного должен не...
4. Реальный словарь классических древностей. ДИВИНАЦИЯ
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Часть текста: к возникновению многих своеобразных обрядов и учреждений, находившихся в самой тесной связи со всем бытом этих народов. Вера эта основывалась на убеждении, что боги, по присущей им непрестанной бдительности и заботливости, желают открывать свою волю людям. Если исключить способ откровения, состоящий в речи бога, непосредственно обращенной к человеку, как это, по преданию, бывало в древнее мифическое время при сношениях богов с людьми, то для того времени, когда мир богов стал в более отдаленные отношения к миру человеческому, оставались два способа божественных откровений: человек мог получать откровение или в душе, без всяких внешних, чувственных знаков, или же - во сне, при посредстве чувственных знамений, требующих толкования. Из этих двух способов откровения произошли те два рода гаданий, на которые разделялась всякая Д.: гадание естественное или безыскусственное (α́τεχνος) и искусственное (ε́ντεχνος). А. Безыскусственное гадание. Характеристическая особенность его состояла в...
5. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). СЮРРЕАЛИЗМ
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с пост- и трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм. Лидер французского С. Андре Бретон в "Манифесте сюрреализма" 1924 г. писал: "Сюрреализм есть чистый физический автоматизм, посредством которого мы стремимся выразить в слове или в живописи истинную функцию мысли. Эта мысль продиктована полным отсутствием всяческого контроля со стороны рассудка и находится за пределами всех эстетических и моральных норм". С. базируется на вере в высшую реальность произвольных ассоциаций (см. ПАРАСЕМАНТИКА ), во всемогущество сновидения и в незаинтересованную игру мысли, что ведет к постоянной деструкции всех физических механизмов и этических кодексов и их решительной замене в принципиальных жизненных проблемах. С. выступил как одно из направлений в живописи, литературе и кино. Применительно к живописи Бретон выделял в С. следующие базовые приемы (или принципы): 1) автоматизм, 2) использование так называемых обманок (trompe-l'oeil) и 3)...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 8, "ФРА"-"ФУЦ")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
Часть текста: вместе с другими во главе флота, командовал в сражении при Аргинусах 15-ю кораблями и после сражения был обвинен вместе с товарищами в неисполнении долга по отношению к убитым и казненным. Thuc. 8, 73 слл. 100 слл. Хеn. Hell. 1, 2. 4. 5. Plut. Alc. 29; 2. греческий астролог, родом из Родоса, жил в Риме, посвящал Тиберия в тайны своего искусства, но потом впал в немилость и с трудом избег смерти. Полагают, что это тот же Ф., который занимался философией Платона и разделил сочинения его на тетралогии. Tac. ann. 6, 26. Suet. Tib. 14. ФРАСИМАХ ФРАСИМАХ - Trasimăchus, Θρασύμαχος, 1. из Халкедона, современник Лисия, пришел в 430 г. до Р. X. в Афины и занимался сначала философией, затем риторикой и обучением ею. Цицерон хвалил его изложение и прекрасный ритм его периодов (Cic. or. 12, 39. 13, 41); Платон причисляет его к софистам и порицает его чрезмерную смелость и упорство в защите безнравственных софистических воззрений. Из сочинений Ф., исключительно риторического содержания, сохранились только отрывки. По преданию, он повесился вследствие пресыщения жизнью. Athen. 10, р. 454. Cic. de or. 3, 32. Quint. 3, 1, 10. Монография К. F. Hermann'a (1848); 2. из Коринфа философ, учитель Стилпона Мегарского. Diod. Laert. 2, 113. ФРАСИМЕД ФРАСИМЕД - Thrasymēdes, Θρασυμήδης, храбрый сын Нестора и Анаксибии, отправился с отцом под Трою и благополучно возвратился домой. Il. 9, 81. 14, 10. 16, 321. Ноm. Od. 3, 39....
7. Словарь античности. Статьи на букву "К" (часть 3, "КВИ"-"КИР")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: с систематич., начиная с элементарных основ, с изложением всей риторич. теории. Образцом оратора и стилиста и воплощением идеала образованности К. считал Цицерона, противопоставляя естественность его слога искусственности стиля совр. азианистов. Труд К., ценный богатством вложенного в него личного опыта, оказал сильное влияние на гуманистов и заложил основы существовавшего и в новое время цицеронианства. 10-я книга «Наставления оратору» представляет собой краткий очерк истории греч. и рим. литры, отмеч. тщательной взвешенностью характеристик и тонкостью критики. Среди дошедших до нас назв. утерянных произведений К. упоминается и сочинение «О причинах упадка красноречия» («De causis corruptae eloquentiae»). Две сохранившиеся под именем К. «Декламации» («Declamationes») принадлежат, по всей видимости, его ученикам. КВИРИН КВИРИН (лат. Quirinus), др.-рим. бог. Был богом сабинов, вместе с мн. другими сабинскими богами пришедшим в Рим. Почитался в др. триаде богов Юпитер - Марс - Квирин, которая позднее была заменена триадой Юпитер - Юнона - Минерва. Рим. холм Квиринал был назван по имени К. В 293 до н. э. в его честь там был возведен храм. Впоследствии под именем К. почитался вошедший в число богов основатель Рима Ромул. КВИРИНАЛ КВИРИНАЛ (лат. collis Quirinalis), один из семи холмов Рима. Располож. в сев. части города и засел, сабинянами, К. был назван по имени местного бога Квирина. КВИРИТЫ КВИРИТЫ (лат. quirites), др. назв. рим. граждан (cives), употреблявшееся на народных собраниях и объедин. одной формулой с собирательным назв. «римский народ» («populus romanus»). Первоначальное значение слова «К», неясно. Античная традиция производит ею, в частности, от сабинского топонима. Кроме того, словом «К», обозначались гражданские лица в противоположность военным. КЕДР КЕДР - в античности высоко ценился и как древесина, и как источник кедрового масла, использовавшеюся для приготовления ароматич....