Поиск по материалам сайта
Cлово "GENIUS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Большой толковый словарь по культурологии. ГЕНИЙ
Входимость: 5. Размер: 13кб.
2. ГЕНИЙ
Входимость: 4. Размер: 11кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТАР")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕВ"-"СЕН")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
5. Мифы народов мира. СУДЬБА
Входимость: 1. Размер: 22кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 7, "КЛА"-"КОВ")
Входимость: 1. Размер: 72кб.
7. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ФОТОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
8. Поэтическое / Политическое: внутренняя форма языка и борьба за „первоначалие"
Входимость: 1. Размер: 42кб.
9. Словарь античности. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕГ"-"ГЕП")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЯ"-"ГЕР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
11. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "Г"
Входимость: 1. Размер: 45кб.
12. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГЕЛ"-"ГЕР")
Входимость: 1. Размер: 76кб.
13. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 1, "ABS"-"DET")
Входимость: 1. Размер: 48кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Большой толковый словарь по культурологии. ГЕНИЙ
Входимость: 5. Размер: 13кб.
Часть текста: с genius слова ingenio (вошедшего в европ. риторич. теорию), означающего врожденные (собств., полученные при рождении от духа) способности, дарования, изобретательность, остроту ума. По учению Диотимы в "Пире" Платона (202 е), духи-"даймоны" суть "среднее между богом и смертным" и имеют силу "быть истолкователями и передатчиками человеч. дел богам, а божеских - людям, просьб и жертвоприношений одним, наказов и вознаграждений за жертвы - другим", благодаря чему целое бытие связывается воедино. Платон подчеркивает связь с "даймоном" творч. функции - всего относящегося к "жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, прорицанию, волхованию". В "Федре" (242 с) Сократ рассказывает о своем "даймонионе", подающем ему знамения. Действия "даймона" сказываются прежде всего в прорицаниях, а способность прорицания сопрягается также и с душой так, что подаваемые извне божеств. знаки оказываются одновр. и "внутр. голосом" личности. Т.о., представления о "даймоне" и соотв. римском "гении" (сами по себе крайне разнообразные в народных верованиях и лит. свидетельствах на протяжении веков) в своем филос. истолковании, в качестве своих осн. импликаций предполагают: творч. природу Г. как силы вдохновения, озарения; осуществление взаимосвязи целого, обеспечивачивающей его бытие; не просто закрепленность Г. за индивидом, но сопряженность Г. с "душой" как внутр. началом...
2. ГЕНИЙ
Входимость: 4. Размер: 11кб.
Часть текста: — филос.-эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16-18 вв.) на основе древних представлении о “гении” — “духе” (греч. , букв. “наделяющий”; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества, божеств. двойника, хранителя, а также однокоренного с genius слова ingenio (вошедшего в европ. риторич. теорию), означающего врожденные (собств., полученные при рождении отдуха) способности, дарования, изобретательность, остроту ума. По учению Диотимы в “Пире” Платона (202 е), духи-“даймоны” суть “среднее между богом и смертным” и имеют силу “быть истолкователями и передатчиками человеч. дел богам, а божеских — людям, просьб и жертвоприношений одним, наказов и вознаграждений за жертвы — другим”, благодаря чему целое бытие связывается воедино. Платон подчеркивает связь с “даймоном” творч. функции — всего относящегося к “жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, прорицанию, волхованию”. В “Федре” (242 с) Сократ рассказывает о своем “даймонионе”, подающем ему знамения. Действия “даймона” сказываются прежде всего в прорицаниях, а способность...
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТАР")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Часть текста: "ТАБ"-"ТАР") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТАР") ТАБЕЛЛА ТАБЕЛЛА - Tabella, 1. дощечка для письма, натертая воском; смотря по цели употребления, может означать записную книжку (Quint. 10, 3), письмо (см. Epistula, Письмо ), долговую расписку, завещание , протокол; 2. дощечка для подачи голоса, баллотировочная (см. Leges tabellariae ); 3. игорная дощечка, шахматная, шашечная и т. п. (см. Ludus, Игры , 8); такая дощечка употребляется у древних даже при игре в кости. ТАБЕЛЛАРИУС ТАБЕЛЛАРИУС - Tabellarĭus, письмоносец из рабов, разносивший письма своего господина. Cic. Phil. 2, 31. Во времена Империи было много также публичных письмоносцев или курьеров от правительства, tabellarii publici. ТАБЕЛЛИОН ТАБЕЛЛИОН - Tabellĭo, писец, составлявший нотариальные и другого рода форменные записи для всякого, нуждавшегося в этом; находился он обыкновенно на форуме. ТАБЕРНАКУЛУМ ТАБЕРНАКУЛУМ - Tabernacŭlum, 1. см. Castra, Кастра , 6; 2. иногда слово это означает вместе с templum наблюдательный пункт авгуров, их седалище. ТАБУЛА ТАБУЛА - Tabŭla, деревянная доска, покрытая воском или гипсом и употреблявшаяся для письма, в более обширном смысле также каменная или металлическая доска, даже папирус (бумага). Поэтому все общественные документы назывались tabulae publicae, а объявления о продаже tabulae, то же, что libellus или titulus; известны tabulae proscriptionum и tabulae или письменные доски школьников у Горация (Horat. Sat. 1, 6, 72 слл.). В общем смысле tabulae...
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕВ"-"СЕН")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: страница Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕВ"-"СЕН") СЕВСКАЯ ГОРА СЕВСКАЯ ГОРА - Sevo mons, см. Scandia, Скандия . СЕВТ СЕВТ - Seuthes, Σεύθης, имя двух одризийских царей во Фракии. Старший наследовал своему дяде Ситалку в 424 г. (Thuc. 2, 97); младший вел переговоры с Ксенофонтом при его возвращении с 10.000. Хеn. Anab. 7, 1, 5. СЕГЕСТ СЕГЕСТ - I. Segestes, знаменитый херуск, отец Туснельды, которую похитил у него Арминий; желая отомстить ему, он перешел на сторону римлян и выдал им намерение зятя. Tac. ann. 1, 55 слл. Flor. 4, 12. По смерти Вара он продолжал войну против Арминия и призвал наконец на помощь Германика, который освободил его, когда он был окружен войсками Арминия. Tac. ann. 1, 57. II. Segestus, Άκέστες, см. Акест . СЕГЕСТА СЕГЕСТА - Segesta или Egesta, Σεγέστα, 'Έγ. или Α'ίγεστα, город, находившийся недалеко от северного берега Сицилии, между Панормом и Дренаном, основанный, по обыкновенному преданию, троянцами, почему и 2 реки поблизости получили названия Симоента и Скамандра. Римляне приписывали основание его Энею (Verg. Aen. 5, 718. 755 слл. Acesta. Cic. Verg. 4, 33). Только Страбон рассказывает об основании его греками, товарищами Филоктета. Негреческая С. (Thuc, 7, 57) находилась постоянно в борьбе с соседними городами, особенно с Селинутом, чем и подала повод к несчастному предприятию афинян. Thuc. 6, 6. Некоторое время этот город назывался Дикеополем (Δικαιόπολις), после того как был завоеван Агафоклом. Римляне считали С. одного со своим городом происхождения. Благодаря своему порту (н. Castellamare), С. вела оживленную...
5. Мифы народов мира. СУДЬБА
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Часть текста: различных народов представление о непостижимой силе, действием которой обусловлены как отдельные события, так и вся жизнь человека (и, в более широком смысле, - социального коллектива); оформляется на достаточно поздней стадии развития мифологии, по мере распада родовых отношений с присущей им неотделённостыо индивидуальной сущности человека от коллективного (родового) бытия. Вера в С. диктовалась объективной несвободой индивида от коллектива и природы, невозможностью помыслить, а тем более реализовать формы индивидуального бытия, отличные от тех, которые установлены от рождения. Психобиологические и социологические аспекты представлений о С. в значительной степени объясняются их сопряжённостью с фундаментальными оппозициями мифологического сознания «жизнь - смерть» («рождение - смерть») и «добро - зло». Стремление материализовать, «во-плотить» представления о С. и тем самым снять её обезличенность и принципиальную непознаваемость реализуется в различных типах персонификаций С. Первоначально представления о С. не отчленяются от восходящих к тотемизму и культу предков представлений о добрых и злых духах - спутниках человека, рождающихся и живущих вместе с ним. В числе таких персонификаций греческие демоны [даймоны - δαίμων; Пиндар, в частности, упоминает «демона рождения» (01. XIII 105)], римские гении (genius, от gigno, «рождать») и юноны; ср. скандинавский термин hamingja как обозначение духов-покровителей и личной удачи. Представления о демонах и гениях как воплощении некой жизненной силы, определяющей характер человека и его С., согласуется с понятиями «шеду» и «алад» в шумеро-аккадской традиции (при том, что...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 7, "КЛА"-"КОВ")
Входимость: 1. Размер: 72кб.
Часть текста: н. Келисман. Hdt. 1, 142. 2, 178. Thuc. 8, 14. Strab. 14, 645. КЛАНИС КЛАНИС - Clanis, также Glanis или Clanius, 1. река в Кампании, н. Xegi Lagni; образует в своем нижнем течении литернское болото и при устье называется Литерном; ср. Campania, Кампания ; 2. правый приток Тибра в Этрурии; берет начало близ Кортоны, протекает мимо Клузия и впадает в Тибр неподалеку от Вользиний; н. Chiana Plin. 3, 5. КЛАРОС КЛАРОС - Claros, ή Κλάρος, см. Colophon, Колофон . КЛАРОТЫ КЛАРОТЫ - Κλαρω̃ται или αφαμιω̃ται (αφαμία=αγρός), крепостные люди критских землевладельцев, см. Helotes, Илоты; и Creta, Крит , 6. КЛАССИАРИИ КЛАССИАРИИ - Classiarii, составляли экипаж корабля, куда набирались только беднейшие граждане ( capite censi ) и вольноотпущенники. В первые времена, вероятно, союзники ставили флотских солдат; потому-то socii navales, classici и стояли по службе ниже легионных солдат (milites), и были иначе вооружаемы. Liv. 27, 17. Вскоре (во время 2-й Пунической войны, ср. Liv. 22, 57) потребовались особые морские солдаты, которые, как К., ...
7. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ФОТОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: Возникновение Ф. связывают с именами француза Жозефа Нисефора Ньепса (1765-1833) и парижского диорамиста Луи-Жак-Манде Дагера (1787-1851). Если первому удалось прежде всех других зафиксировать фотографическое изображение, нареченное гелиографией (это был вид, запечатленный в 1826 г. из чердачного окна фотографа в городке Шалон - результат восьмичасовой экспозиции), то второй под именем дагерротипии в 1839 г. обнародовал свой метод. Речь шла о «спонтанном воспроизведении образов природы, полученных в камере-обскуре», или о таком «химическом и физическом процессе», который позволял природе «воспроизводить самое себя». Однако основы современной Ф. были заложены английским ученым и художником Генри Фоксом Тэлботом (1800-1877): благодаря изобретению им негатива, позволявшего делать потенциально бесконечное число отпечатков, Ф. и стала массово воспроизводимым изображением, обретя наконец то отличительное свойство, которого не знали за ней ни Ньепс, ни Дагерр. Это правда, что Ф. является сочетанием физических и химических процессов, по отдельности давно известных человечеству, однако потребовался такой момент общественного развития, когда эти процессы могли быть сведены воедино, чтобы получилась фотография как «светопись» (такова ее этимология), а эта последняя, в свою очередь,...
8. Поэтическое / Политическое: внутренняя форма языка и борьба за „первоначалие"
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Часть текста: в этом отношении значительными правами - значительными, но не равными для всех. Ведь „наивная писательница" Евгения Григорьевна Киселева, письмо которой мы анализировали в главе 2, тоже субъект говорения о Родине. Права на такое говорение, однако, у нее совсем иные. Легко сравнить в этом отношении сановного Шишкова с совершенно бесправной по отношению к символическому порядку пенсионеркой Киселевой. Оба от души, с любовью и преданностью говорят о Родине, однако как разительно их неравноправие в отношении собственного языка! Тогда как один пользуется неограниченными философскими, текстуальными, литературными и прочими ресурсами, из которых черпает мудрость своего Учения, другая „ухватывает" символический материал для построения собственной патриотической позиции и собственной идентичности из всяческого подручного, причем уже прошедшего идеологическую обработку, материала - песен, фильмов, газетных передовиц (мы уже говорили, что киселевская риторическая техника напоминает нам пригородный бидонвилль). Тогда как один пользуется полной свободой в...
9. Словарь античности. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕГ"-"ГЕП")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕГ"-"ГЕП") ГЕГЕМОНИЯ ГЕГЕМОНИЯ (греч. руководство), верховное руководство, господствующее положение. В Греции Г. одного полиса вследствие его военно-политич. могущества признавалась внутри союза городов или в неск. полисах, однако в правовом отношении она не обеспечивалась. Г. предполагала военно-политич. инициативу, верховное командование в войне, руководство в проведении мирных переговоров. В соответствии с Г. того или иного полиса обозначались историч. периоды, например: Г. Спарты и Афин 480 - 431 до н. э.; Г. Спарты 404 - 371; Г. Фив 371 - 362, 338; Г. Македонии 338 - 323 до н. э. ГЕГЕСИЙ ГЕГЕСИЙ (греч. Hegesias) (320 - 280 до н. э.), греч. философ из числа киренаиков, имел прозвище Peisithanatos («ходатай смерти»), т. к. он рисовал жизнь в столь мрачных красках, что некоторые из его слушателей решались на самоубийство. Согласно его учению, мудрость безразлична к жизни и высшая цель мудрости состоит не в позитивном стремлении к удовольствиям, но в отвращении к печали и нечувствительности к смерти. ГЕДОНИЗМ ГЕДОНИЗМ (греч. hedone - веселье, наслаждение, удовольствие), направление евдамонизма, в рамках которого веселье становится мотивом и целью поступков. Согласно этому этич. учению, наслаждение, которое может быть как чувственным, так и духовным, есть высшее благо. Основоположником Г. был Аристипп. ГЕДРОСИЯ...
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЯ"-"ГЕР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: зигзаги молний, его голос - громовые раскаты; от них раскрываются яйца ящериц, питонов и крокодилов. Всюду за ним следует его мать, вслед. за громом слышен её укоряющий голос: «Не убивай, успокойся». Г. приходит на землю, чтобы наказать людей, делающих зло. Когда вдали собираются облака и слышны отдалённые раскаты грома, это означает, что Г. навещает другие страны. Согласно некоторым мифам, Г. от отца получил радугу-змею Айдо-Хведо, которая переносит его на землю. е. к. ГВЕЛИСПЕРИ ГВЕЛИСПЕРИ («змееподобный»), в грузинской мифологии помощник божества, выступающий в образе змея или дракона, сидящего на цепи. Г. наносит поражение врагам божества и помогает его преданным слугам в несчастье. Вместе с тем спускаемый с цепи, Г. несёт наказание непокорным почитателям божества. а. ч. ГЕБ ГЕБ (gb), в египетской мифологии бог земли. Хтоническое божество. Сын Шу и Тефнут, один из гелиопольской экнеады богов. Обычно изображался в виде человека с короной Нижнего Египта или Верхнего Египта на голове. Согласно мифу, Г. поссорился со своей сестрой и женой Ну т (небом) из-за того, что она ежедневно поедала своих детей - небесные светила, а затем вновь рождала их, и Шу разъединил супругов. Г. он оставил в горизонтальном положении внизу, а Нун поднял вверх. (В египетской паре «небо-земля» половое олицетворение обратно привычному: небо - женщина, земля - мужчина.) Детьми Г. были также Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душой (ба) Т. представлялся Хнум. Считалось, что Г. - добрый бог; он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нём растут все необходимые людям растения, из него выходит вода (Нил). Г. был связан с царством мёртвых. В мифе о споре Гора с Сетом о праве на престол Осириса Г. возглавляет судей. В 125-й главе «Книги мёртвых» Г. принимает участие в суде Осириса...