Поиск по материалам сайта
Cлово "GRATIA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХЕМ")
Входимость: 2. Размер: 38кб.
2. Словарь средневековой культуры. ВЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЯ
Входимость: 1. Размер: 53кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГОР"-"ГУЛ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАР"-"НЕР")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
5. Народы и религии мира. ЛЮТЕРАНСТВО
Входимость: 1. Размер: 14кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 8, "ФРА"-"ФУЦ")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
7. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АГР")
Входимость: 1. Размер: 56кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХЕМ")
Входимость: 2. Размер: 38кб.
Часть текста: страница   Следующая страница Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХЕМ") ХАБРИЙ ХАБРИЙ - Chabrias, Χαβρίας, афинянин, предводительствуя афинянами, с помощью хитрости разбил в 388 г. до Р. X. спартанцев при Эгине и потом очень деятельно и успешно поддерживал Евагора Кипрского, восставшего против персов (Хеn. Hell. 5, 1, 10 слл.) и позднее, в 385 г., Нектанабиса в Египте (Nep. Chabr. 2). Он командовал греческими наемными войсками его, но, по требованию персов отозванный своими согражданами, возвратился в Афины. Diod. Sic. 15, 29. Появление Сфодрия в Элладе со спартанским войском и занятие Кадмеи Фойбидом повели к более тесному соединению спасшихся бегством фивских патриотов для освобождения Фив, а затем последовало сближение между Афинами и Фивами. Когда Агесилай со спартанским войском в 387 г. вторгся в Беотию (Diod. Sic. 15, 30.), X. пришел на помощь фивянам, опустошил земли союзников Спарты и затем ожидал войска Агесилая близ Фив на неприступной возвышенности, так что Агесилай после нескольких неудачных приступов должен был удалиться Nep. Chabr. 1 Diod. Sic. 15, 32. Благоразумный образ действий X. доставил ему великую славу и благодарность соотечественников. После одержанной им морской победы при Наксосе 16 числа месяца Боедромиона 376 г. (Хеn. Hell. 5, 4, 61. Diod. Sic. 15, 34. Plut. Phoc. 6.) афиняне послали его во Фракию, где он избавил Абдеры от нападений варваров. Plut. Phoc. 6. Camill. 19. Xenoph. Hell. 5, 4, 60. В борьбе между Фивами и Спартой (368 г.) он с успехом защищал Коринф против фивян, но не так удачно отстаивал он Истм против Эпаминонда. Хеn. Hell. 7, 1, 5. В 366 г. против него возбуждено было обвинение в передаче Оропа Фивам, но он был оправдан. После сражения при Мантинее он отправился на помощь к царю Египетскому Тахою (Τάχως) и командовал флотом его против персов, Plut. Ages. 27. Diod. Sic. 15, 92. После несчастной кончины Тахоя X. недолго оставался...
2. Словарь средневековой культуры. ВЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЯ
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: ней представляется правомерным видеть прежде всего комплекс разнообразных межчеловеческих отношений, приводящих к наделению отдельных личностей, групп людей, организаций или сообществ способностью навязывать свою волю другим и управлять их действиями, применяя при необходимости те или иные формы принуждения. Отец семейства наделен В.ю над домочадцами, аббат над монахами, городской совет над бюргерами, епископ над паствой, магистр над студентами, сеньор над крестьянами и т.п. Самой высокой реальностью и наибольшей безусловностью для средневекового христианина обладала В. Бога над людьми и всем миром вообще. В каждом из таких отдельных случаев В. вырастала из своего особого варианта отношений между людьми, имела свои источники, формы и пределы реализации. В. государей в средневековой Европе основывалась на весьма различных историко-культурных традициях, материальных, организационных, а также социально-психологических предпосылках и складывалась на основе отношений между общественными группами, все социальные характеристики которых на протяжении средневековья претерпевали существенные изменения. 1. Историко-культурные традиции На характер В.и в средние века оказали сильное воздействие три основные историко-культурные традиции: древнегерманская, римская и тесно связанная с ней церковная. а) У древних германцев, как и во многих других архаических обществах, В. племенного вождя обуславливалась дарованной ему свыше харизмой - особыми качествами сакрального свойства, приносящими удачу в войнах с врагами, мир и материальное довольство внутри племени. Такая харизма считалась достоянием не столько отдельной личности, сколько определенного знатного рода, из которого и избирался германцами «кунинг». Харизма должна постоянно подтверждаться; утративший ее вождь может потерять и свою В. В. вождя распространяется на свободных соплеменников и включает в себя и функцию посредничества между миром людей и миром богов. Последнее видно, помимо прочего, из обычного у древних...
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГОР"-"ГУЛ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: и преподаванием. Наконец, мы встречаем его в фессалийском городе Лариссе, где он и умер после Сократа, может быть, не раньше 375 г., более чем 100 лет от роду. В своем сочинении περὶ του̃ μὴ όντος ή περὶ φύσεως он берет исходной точкой учение элеатов, что истина есть совершенно разное единство без противоречия, и, противопоставляя философским доводам убедительность представлений, образующихся из опыта, хитро пользуясь также различным значением слов (напр., είναι), он приходит к следующим скептическим результатам: 1. ничего не существует; 2. если что и существует, то оно не может быть познаваемо; 3. если что и существует и может быть познаваемо, то оно не может быть сообщаемо другим. От названия учителя добродетели он отказывался, не вникал в существо добродетели, но описывал только, в чем состоит добродетель мужа, женщины и т. д.; в безнравственных основах учения его не упрекают. Учение о том, что нет истины, он перенес на область красноречия; красноречие ему представлялось диалектическим искусством, служащим произвольному утверждению или отрицанию, - искусством убеждать человека...
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАР"-"НЕР")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: 1, 17. Sept. Sev. 14. НАРЦИССА ИСТОЧНИК НАРЦИССА ИСТОЧНИК - Narcissi fons, Ναρκίσσου πηγή, источник у Донакона, близ Феспий в Беотии, вокруг которого и теперь находится множество нарциссов. Ov. met. 3, 407. Paus. 9. 31, 7. НАСАМОНЫ НАСАМОНЫ - Nasamōnes, Νασαμω̃νες, дикий и сильный народ внутри Африки, на юго-восток от Киренаики почти до большого Сирта (Hdt. 2, 32. 4, 172); впоследствии римляне оттеснили их до внутренних областей Мармарики. Их нравы и обычаи подробно описаны Геродотом в указанном выше месте. НАСИДИИ НАСИДИИ - Nasidĭi, 1. Н., римский всадник, сторонник Помпея, который в 49 г. был разбит Брутом при Массилии (Caes. b. c. 2, 3 слл.), а впоследствии был противником Антония. Cic. Phil. 7, 8; 2. Кв. Н., сын предыдущего, верный приверженец Помпея Младшего, по смерти которого (35 г. до Р. X.) он примкнул к Антонию и, начальствуя над его флотом, был разбит Агриппою. Dio Cass. 50, 13. НАСЛЕДСТВА ПРАВО НАСЛЕДСТВА ПРАВО - Hereditas. I. Аттическое. В Афинах право наследства зависело от того, оставил ли умерший завещание или нет. До Солона нельзя было завещать имущество, но оно оставалось во владении рода (γένος). Солоново законодательство устранило это стеснение и на случай, когда не оказывалось законных наследников нисходящего потомства, установило распоряжение имуществом путем завещания; было также предоставлено распорядиться имуществом и в том случае, когда нисходящее потомство было только женское, но таким образом, что наследники должны были жениться на дочерях умершего. Бывало, что наследства передавались посредством усыновления, т. к. дело шло о продолжении рода; усыновление производилось обыкновенно и родственниками, если бездетный не успевал сделать этого ('ίνα μὴ α̉νώνυμος...
5. Народы и религии мира. ЛЮТЕРАНСТВО
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: магистра, М. Лютер, однако, отказывается от преподавательской работы в университете, принимает монашеский постриг и затем становится католическим священником. Будучи священником, он получает степень доктора теологии. Обычно датой основания лютеранства считают 31 октября 1517, когда М. Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге, где он служил священником, доску с 95 тезисами, в которых подверг суровой критике католицизм. Но иногда основание этого течения приурочивают к зиме 1513-14, так как именно в это время М. Лютер пришёл к выводу о решающем значении для спасения Божьей милости. Существует ещё одна точка зрения, согласно которой возникновение лютеранства связывают с 1530, когда было опубликовано написанное сподвижником М. Лютера Филиппом Меланхтоном (1497-1560) Аугсбургское исповедание, содержащее основы лютеранского вероучения. Доктринальные положения лютеранства даны в так называемой Книге согласия. В неё включены три исторических символа веры (Апостольский, Никейский, или Никео-Константинопольский, и Афанасьевский), Аугсбургское исповедание и Апология Аугсбургского исповедания (1531), Малый и Большой (для детей и для взрослых) катехизисы Лютера (1529), Шмалькальденские статьи (содержащий резкую критику католицизма ответ лютеранских лидеров на приглашение папы Павла III на собор в Мантуе, который должен был состояться в 1537) и Формула согласия (принятый в 1577 церковный документ, в котором был разрешён возникший после смерти М. Лютера спор между его сторонниками). Среди этих документов особое значение придаётся Аугсбургскому исповеданию и Малому катехизису Лютера. Лютеране, как и большинство христиан, принимают учения о Святой Троице и о двойной природе Иисуса Христа - божественной и человеческой. Они верят также в...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 8, "ФРА"-"ФУЦ")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
Часть текста: и с трудом избег смерти. Полагают, что это тот же Ф., который занимался философией Платона и разделил сочинения его на тетралогии. Tac. ann. 6, 26. Suet. Tib. 14. ФРАСИМАХ ФРАСИМАХ - Trasimăchus, Θρασύμαχος, 1. из Халкедона, современник Лисия, пришел в 430 г. до Р. X. в Афины и занимался сначала философией, затем риторикой и обучением ею. Цицерон хвалил его изложение и прекрасный ритм его периодов (Cic. or. 12, 39. 13, 41); Платон причисляет его к софистам и порицает его чрезмерную смелость и упорство в защите безнравственных софистических воззрений. Из сочинений Ф., исключительно риторического содержания, сохранились только отрывки. По преданию, он повесился вследствие пресыщения жизнью. Athen. 10, р. 454. Cic. de or. 3, 32. Quint. 3, 1, 10. Монография К. F. Hermann'a (1848); 2. из Коринфа философ, учитель Стилпона Мегарского. Diod. Laert. 2, 113. ФРАСИМЕД ФРАСИМЕД - Thrasymēdes, Θρασυμήδης, храбрый сын Нестора и Анаксибии, отправился с отцом под Трою и благополучно...
7. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АГР")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Часть текста: Первоначально знак изображался в виде бычьей головы («бык» в семитских языках - «aleph», отсюда греческое «alpha»). Различные формы начертания А с др. времен до наших дней использованы Фрицем Кюном при оформлении парадной двери Берлинской государственной библиотеки (1966). АБАК АБАК (лат. abacus - доска) 1. Счетный инструмент (доска, стол ), напоминающий современные счеты. Доска разделялась на полосы или столбцы, по которым передвигались или перекладывались счетные марки, обозначавшие определенные денежные единицы, единицы меры и веса. Отдельные античные экземпляры сохранились до наших дней. Наибольшее распространение абак получил в период средневековья в Европе и Азии. Начиная с 19 в. абак вытесняется методом письменного счета с помощью индо-арабских цифр. 2. В греч. архитектурных ордерах - верхняя плита капители колонны. рис. Римский ручной абак АБАНТ АБАНТ - или Абас (греч. Abas) в греческой мифологии двенадцатый аргосский царь, дед Данаи. Считался героем-эпонимом племени абантов, жителей острова Эвбея. АББРЕВИАТУРА АББРЕВИАТУРА (лат. сокращение) первоначально аббревиатура использовались в античных надписях, позднее получили распространение и в рукописях. С помощью так называемой суспензии, то есть используя начальные буквы слов, римляне сокращали сначала имена собственные (G. - Gaius, Q. - Quintus), а в дальнейшем и другие слова (cos. - consul, v. с. - vir clarissimus, «светлейший муж»)....