Поиск по материалам сайта
Cлово "INDEX"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "В" (часть 4, "ВОД"-"ВЫП")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
2. Реальный словарь классических древностей. КОМЕДИЯ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
3. Словарь античности. Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТИР"-"ТРЕ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
4. Народы и религии мира. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК
Входимость: 1. Размер: 28кб.
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "И" (часть 2, "ИИН"-"ИНД")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 7, "АЛЬ"-"АМИ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
7. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИНД")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
8. Реальный словарь классических древностей. БИБЛИОТЕКА
Входимость: 1. Размер: 15кб.
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 5, "ТИТ"-"ТРА")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 3, "LIB"-"REN")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
11. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "А" (часть 5, "АПО"-"АРХ")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
12. Мифы народов мира. ПОЛИНЕЗИЙСКАЯ И МИКРОНЕЗИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
13. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Ф"
Входимость: 1. Размер: 45кб.
14. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 1, "КА"-"КАЛ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
15. АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
16. Мифы народов мира. КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ
Входимость: 1. Размер: 20кб.
17. Мифы народов мира. ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
18. Реальный словарь классических древностей. ПЛАТОН
Входимость: 1. Размер: 20кб.
19. Мифы народов мира. СКАЗКИ И МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 20кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "В" (часть 4, "ВОД"-"ВЫП")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: все принадлежащее неприятелю, особенно все вооружение, делалось собственностью победителя; при этом различали - σκυ̃λα - взятое с убитого неприятеля и λάφυρα - с живого; на этом основании у Гомера часто говориться о «кровавом» оружии. В позднейшее время сам полководец разделял добычу, причем никогда не забывали приносить часть добычи богам, вешать в храмы или же украшать ею общественные здания, а иногда строить и новые. (О разделении добычи, взятой в сражениях при Пл*геях, см. Hdt. 9, 80 сл.) Римляне одну часть добычи отдавали в государственную казну, другую полководцу, остальное распределялось между солдатами; доспехи, снятые с неприятеля, назывались spolia. ВОЕННЫЕ ЗНАКИ ВОЕННЫЕ ЗНАКИ - см. Военные приказания . ВОЕННЫЕ ПРИКАЗАНИЯ ВОЕННЫЕ ПРИКАЗАНИЯ - Signa, 1. сигналы, т. е. военные приказания, которые давались как в походе, так и в сражении и лагере. Они разделялись на signa vocalia, semivocalia и muta. Сигналы гласные и полугласные были слышимые ухом, немые же исключительно глазом. К гласным сигналам относился лозунг (signum), который в сражении устно дается полководцем трибунам и ими передается из уст в уста далее. Пароль (tessera) же, напротив, написанный трибунами на дощечке, объявлялся в лагере указанным в статье Disciplina militaris, Дисциплина военная , 8 способом. Сигналы полугласными давались военными духовыми инструментами (tuba, cornu, bucma). К немым сигналам принадлежало vexillum, знамя, которое прикреплялось на палатке полководца для объявления начала сражения, а также все предварительные уговоры во время сражения, напр., движение руки, снимание...
2. Реальный словарь классических древностей. КОМЕДИЯ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: и точных сведений. В праздники Диониса, особенно при сборе винограда, соединялись виноградари и поселяне для чествования Диониса. Это собрание было добровольное (так сказать неофициальное) и стояло лишь в отдаленном отношении к самому культу. Может быть, очень рано из такого собрания выделялся хор в 24 человека; он действовал как бы от лица празднующей, одушевленной действием вина общины, которая в силу свободы, подобающей празднующим, пользуется правом на всякого рода шутки и насмешки. Веселые, вольные песни, исполненные острот и насмешек, составляли главную часть этого празднования; причем позволяли себе и другого рода забавы, и особенно дразнили мимо проходивших. Наградой за песни служил мех, наполненный вином. Из этих праздничных обычаев и этих шуток произошла, говорят, в Греции К. и развилась мало-помалу в особенный вид драматической поэзии. Основателем К. в Аттике называют некоего Сусариона, жившего будто бы ок. 580 г. до Р. X. Впрочем, говорят, К. раньше уже существовала у мегарян, славившихся своей необузданной веселостью и насмешливостью. Развитию К. в Мегарах могло способствовать и существовавшее там одно время очень свободное государственное устройство. Но если она и достигла у мегарян некоторой степени развития, по всей вероятности, не далеко ушла там от характера...
3. Словарь античности. Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТИР"-"ТРЕ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: после своей смерти разум. По другим версиям, он был ослеплен, т. к. выдавал тайны богов. Есть еще версия: Т. был ослеплен Афиной, которую увидел купающейся. ТИРИБАЗ ТИРИБАЗ (Tiribazos), перс, сатрап в Сардах, вел переговоры о заключении мира со спартанцем Анталкидом, в результате которых в 386 до н. э. был подписан Анталкидов мир. ТИРИДАТ ТИРИДАТ - имя парфянских и армянских царей. Т. II, парфянский узурпатор, выступил в 32 до н. э. против своего сводного брата Фраата IV, но потерпел поражение, после чего уехал в Рим. ТИРИНФ ТИРИНФ - город с крепостью в Арголиде ( Пелопоннес ), южнее Микен. Построен во 2-й пол. 2 тыс. до н. э. Первые постройки относятся к 3-му тыс. до н. э. (строения круглой формы), последние-к 13 в. до н. э. В центре крепости находится хорошо сохранившийся великолепный мегарон (с троном и очагом), куда можно было попасть, пройдя по наклонному въезду, через внешний, внутр. и главный дворы. В архитектурном плане очень интересны ходы или галереи с ложным сводом из огромных блоков, которые ведут к казематам или складам в юж. и югостровост. части крепости. Раскопки...
4. Народы и религии мира. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Часть текста: У исторической реконструкции, как у своеобразного метода исследований, есть как свои сторонники, считающие, что в ряде случаев обращение к тому или иному эксперименту просто необходимо, так и противники, обвиняющие исследователей-экспериментаторов в «искажении истории», «профанации» и т.д. В данном случае уместно отметить, что довольно часто, например, при явной нехватке письменных данных, выводы, сделанные в результате различных экспериментов, безусловно важны, но ни в коем случае не должны идеализироваться и могут быть использованы лишь в качестве необходимых дополнений к основной работе. Значение данного метода возрастает, когда исследователь обращается к дописьменной истории человечества и часто располагает лишь отдельными предметами материальной культуры или же в случае, если информация письменных источников противоречит здравому смыслу и нуждается в немедленной проверке. При этом возникает целый ряд объективных проблем, встающих перед экспериментатором. Например, никогда нельзя быть точно уверенным, что наши далекие предки поступали в точности так, как ведет себя участник эксперимента, или же различные реплики (копии) древних орудий труда, одежды, оружия абсолютно соответствуют своим прототипам. Эти, а также ряд других причин, значительно осложняют работу экспериментатора и ставят под вопрос результаты опытов. Тем не менее данный метод исследования не раз приходил на помощь исследователям, часто оказываясь единственным путем разрешения наиболее сложных и спорных вопросов, возникающих в процессе работы. Так, например, при экспериментальной транспортировке макета базальтовой...
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "И" (часть 2, "ИИН"-"ИНД")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "И" (часть 2, "ИИН"-"ИНД") ИИНГА ИИНГА - Iynx, 'Ίυγξ, слово означает птицу, вертишейку, которая вследствие своей странной и беспокойной подвижности сделалась символом страстной любви; ей приписывали магическую силу возбуждать любовь. Мифологически ее делали дочерью Πειθώ, Эхо, или Пана и говорили, что она пыталась волшебными средствами приворожить Зевса к себе и к Ионе и за то была превращена Герою в птицу того же имени. Язона, говорят, первого научила Афродита запрячь птицу 'Ίυγξ в кубарь с четырьмя спицами и вертеть его среди завораживающих заклинаний, чтобы таким образом пробудить любовь Медеи. Pind. pyth. 4, 213 и слл. Это был самый обыкновенный способ употреблять птицу, как чародейное средство в любви. В силу такого обычая слово получило также вообще значение магической приманки, и особенно называется так волшебный шар о 3 или 4 спицах, обвитый шерстяными пурпурными нитями. Theocr. id. 2....
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 7, "АЛЬ"-"АМИ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: выставлялись в каком-нибудь месте, доступном для публики. Доска такого устройства и назначения называлась А. Особенно известны: 1. album pontificis, доски, на которых написаны были annales maximi, см. Annales, Анналы ; 2. album praetoris для преторского эдикта, см. Edictum, Эдикт ; 3. album senatorium, список сенаторов; 4. album iudicum, списки присяжных, см. Index, Индекс . Название А. усвоялось и другим спискам, напр. спискам лиц, получавших от казны хлеб, спискам проскриптов и т. п., и вообще всяким публичным объявлениям, напр. уведомлениям об аукционе. АЛЬБУНЕЯ АЛЬБУНЕЯ - Albŭnĕa, (Horat. Od. 1, 7, 12. Tib. 2, 5, 69), прорицательница Сивилла, жившая будто бы в темных пещерах в одной роще близ Тибура, на реке Апио, течение которой тут очень бурливо и шумно; вблизи находились серные источники (Albulae aquae, водой которых издавна пользовались для купанья и питья, как целебным средством) и озеро с ядовитыми испарениями (Verg. Aen. 7, 82), а также оракул Фавна Фатидика. Может быть, А. то же, что mater matuta (Liv. 7, 27), богиня...
7. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИНД")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: И ц. приведены восемь триграмм (знаков, состоящих их трех параллельных черточек), разл. комбинации к-рых образуют 64 гексаграммы. Первые две триграммы обозначают Небо и Землю, к-рым соответствуют ян и инь; от них происходят все др. триграммы и, значит, всё сущее. Великое первоначало порождает все явления мироздания. Поэтому 8 триграмм и 64 гексаграммы символизируют все множество возможных в мире ситуаций или перемен. Изучая гексаграммы и их толкование, мудрецы могут постичь все происходящие в нем процессы. Т.о., всеобщие принципы перемен могут быть приложены к конкретным жизненным ситуациям, что позволяет прогнозировать вероятный исход тех или иных событий. И ц. до сих пор используется для практич. решения повседневных проблем как в Китае, так и на Западе. Ибо Ибо (Ibo), одна из наиб, многочисл. народностей на Ю.-В. Нигерии, говорящая на яз. ибо, или игбо (нигеро-конголезские языки). Несмотря на многочисленность, И. исторически не имели ни единого вождя, ни ярко выраженного нац. самосознания. Однако это не помешало им совместно выступить против англ, колон, господства и сыграть важную роль в борьбе за независимость Нигерии. В 1967-70 гг. И. предприняли попытку отделиться, что привело к войне в Биафре (так они называли гос-во, к-рое должно было образоваться в рез-те отделения), но потерпели поражение. Полит, орг-ция И. носит эгалитарный характер: и мужчины, и женщины делятся на опред. возрастные группы, при этом старшие отвечают за порядок в обществ, и эконом, жизни деревни, в т.ч. за разрешение споров . Земля наследуется мужчинами, однако существует известное различие между наследниками по отцовской и боковой линиям. Мужчины традиционно выращивают ямс, женщины возделывают др. культуры, напр.,...
8. Реальный словарь классических древностей. БИБЛИОТЕКА
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: БИБЛИОТЕКА - Βιβλία, Bibliopōla, Bībliothēca. Величайшим собранием книг (βιβλιθήκη, αποθήκη βιβλίων) в древности была Б. в Александрии, основанная Птолемеем Лаговым, Птолемеем Филадельфом значительно расширенная и имевшая Б. (Зенодота Эфесского). Она состояла из двух отделений; первоначальное и большее (ή μεγάλη βιβλιοθήκη) в Брухее, части царского дворца, и близ Музея, погибло 400 000 (Sen. tranqu. an. 9), а по словам Геллия (4, 17), 700 000 томов от пожара, когда Цезарь поджег находившийся в гавани египетский флот (Dio Cass. 42, 38); меньшее и позднейшее отделение Б. (η́τις και θυγάτηρ ωνομάσθη αυτη̃ς) помещалось в Серапее. Потеря первого отделения была заменена Антонием Пергамской Б. (см. ниже) в 200 000 свитков, (Plut. Ant. 58), которую он подарил Клеопатре; при Домициане древние рукописи были заменены вновь переписанными (Suet. Dom. 20); но все эти сокровища с течением времени пропали. Менее известна, но по своему научному значению ничуть не менее важна была Б., находившаяся в Пергаме, об обогащении которой заботились со страстным рвением и с блестящим успехом аттальские цари, особенно Евмен II, несмотря на ...
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 5, "ТИТ"-"ТРА")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: 66. Цицерон (Cic. Brut. 62, 225) признает его ораторские способности, но порицает его за изнеженные жестикуляции, получившие от него свое название; 2. С. Tit., сочинял трагедии и был хороший оратор. Cic. Brut. 45, 167; 3. С. Tit. возбудил в 89 г. в войске Л. Порция Катона возмущение и не был за это наказан; 4. Q. Tit., известил Суллу в 86 г. после сражения при Херонее о новой победе. Plut. Sulla, 17; 5. Q. Tit., легат Цезаря, отправился в 48 г. с поручением от него в Эпир. Caes. b. c. 3, 42; 6. L. Tit., служил в 47 г. в одном из испанских легионов и был назначен Цезарем в сенат. Caes. b. Afr. 28; 7. Р. Tit., народный трибун в 43 г., был в числе противников Цицерона, когда тот желал доставить Мунацию Планку несколько отличий (Cic. ad. fam. 10, 12), действовал за утверждение власти триумвиров и вскоре потом умер. App. b. с. 4, 7; 8. M. Tit. племянник Мунация Планка, попался в 40 г. в плен к младшему Помпею, но был им освобожден. Потом (36 г.) он сопровождал Антония во время похода против парфян и получил в следующем году главное начальство против убежавшего в Азию С. Помпея, которого взял в плен и казнил. App. b. с. 1, 134 слл. Такая неблагодарность к человеку, которому он был обязан жизнью, навлекла на него всеобщее презрение. Vell. Pat. 2, 79. После 32 г. он примкнул к Октавиану, получил от него в 31 г. консульство, сражался под его начальством, против Антония, конницу которого разбил еще до сражения при Акции....
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 3, "LIB"-"REN")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: процесс по закону (in iure), состоявший в том, что обе стороны торжественно приглашали присутствующих быть свидетелями. Cic. Rosc. cоm. 11. Cic. ad Att. 16, 15. Позже осталось одно только название, между тем как сам обряд торжественного приглашения давно вышел из употребления. LITIS DENUNTIATIO LITIS DENUNTIATIO - Litis denuntiatio, способ начинания процесса, введенный императором М. Аврелием вместо прежнего in ius vocatio, состоявший в том, что процесс начинался посредством письменной подачи жалобы. LITTERARUM OBLIGATIO LITTERARUM OBLIGATIO - Litterarum obligatio (юр.), долговое обязательство , состоявшее в записи долга в главную приходо-расходную книгу (tabulae или codex accepti et expensi). Разные долговые счета вносились в книгу, подобно простым ссудам, хотя бы долг был и иного происхождения. Записанный таким способом на ком-либо долг можно было передать третьему лицу ( delegatio , legare). То и другое обозначали техническим выражением nomina facere или transcribere. Главная книга была похожа на книгу банкиров или менял, с той только разницей, что она была проще. Она состояла из 2 рубрик: expensum и acceptum, расхода и прихода; отсюда занесение в расход называлось expensi latio, a в приход accepti latio. Referre acceptum значило «погасить свой долг в книге» (tabulae). Эти долговые книги (сodices или tabulae) имели официальное значение, т. к. при цензе или переписи было обязательно представлять их; впрочем, в случае спора между двумя сторонами принимались как доказательство также codeces или tabulae противника. Cic. Verr. 1, 49. MALUGINENSIS MALUGINENSIS - Maluginensis, см. Cornelii, Корнелии , 1, и Cossi, Коссы , 1. 2. MANCIPATIO MANCIPATIO - Mancipatio (собственно взятие рукою), в древнеримской жизни весьма важный акт, который заключался между передающим (qui mancipio dat) и приобретающим во владение (qui mancipio accipit) в присутствии 5 свидетелей (из признанных...