Поиск по материалам сайта
Cлово "INS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Е" (часть 2, "ЕВР"-"Е")
Входимость: 2. Размер: 35кб.
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 3, "LIB"-"REN")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
3. Реальный словарь классических древностей. ДИСЦИПЛИНА ВОЕННАЯ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
4. Словарь средневековой культуры. ВЕДЬМА
Входимость: 1. Размер: 20кб.
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "DIF"-"LEX")
Входимость: 1. Размер: 75кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 2, "КАЛ"-"КАП")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "У" (часть 2, "УМУ"-"У")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
8. Словарь средневековой культуры. СОБОР ЦЕРКОВНЫЙ
Входимость: 1. Размер: 18кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Е" (часть 2, "ЕВР"-"Е")
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Часть текста: Атланта, и царем в киренской области; кроме того, он имел отношение к культу Диониса, имевшего прозвище Aesymnetes. Гефест передал сделанное им и уложенное в ящике изображение Диониса Дардану, который и хранил его как святыню. При разделе троянской добычи ящик этот пришелся на долю Е.; Еврипил, открыв его, впал в сумасшествие. Дельфийский оракул приказал ему ради излечения посвятить ящик на том месте, где он встретил людей, приносящих жертву по иноземному, варварскому обычаю. Он пришел в Арою в Ахае, где ежегодно Артемиде Трикларии приносили в жертву красивейшего юношу и красивейшую девицу. Кровавое действие было отменено, и вместо него была установлена служба Дионису - Эсимнету. Paus. 7, 19. 20. 21, 2; 2. сын Посейдона и Астипалеи, царь Коса, умерщвленный Гераклом во время возвращения на родину из-под Трои. От его дочери Халкионы Геракл имел сына Фессала. Ноm. Il. 2, 677. Apollod. 2, 7, 1; 3. сын Телефа и Астиохи, сестры Приама, царь в Мисии, пришел на помощь Приаму и, совершив много славных деяний, был убит Неоптолемом. Ноm. Od. 11, 520. Мать его дала дозволение сыну принять участие в войне, будучи побуждена к тому полученным ею от Приама подарком, заключавшимся в сделанной Гефестом золотой виноградной лозе, которую Зевс дал Трою взамен Ганимеда. Е. после смерти Мемнона и Пентесилеи был последним союзником троянцев. ЕВРИСАК ЕВРИСАК -...
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 3, "LIB"-"REN")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: напр., в процессе о взятках и о хищении общественного имущества (repetundarum et de peculatu). LITIS CONTESTATIO LITIS CONTESTATIO - Litis contestatio (юр.), обряд, которым начинался процесс по закону (in iure), состоявший в том, что обе стороны торжественно приглашали присутствующих быть свидетелями. Cic. Rosc. cоm. 11. Cic. ad Att. 16, 15. Позже осталось одно только название, между тем как сам обряд торжественного приглашения давно вышел из употребления. LITIS DENUNTIATIO LITIS DENUNTIATIO - Litis denuntiatio, способ начинания процесса, введенный императором М. Аврелием вместо прежнего in ius vocatio, состоявший в том, что процесс начинался посредством письменной подачи жалобы. LITTERARUM OBLIGATIO LITTERARUM OBLIGATIO - Litterarum obligatio (юр.), долговое обязательство , состоявшее в записи долга в главную приходо-расходную книгу (tabulae или codex accepti et expensi). Разные долговые счета вносились в книгу, подобно простым ссудам, хотя бы долг был и иного происхождения. Записанный таким способом на ком-либо долг можно было передать третьему лицу ( delegatio , legare). То и другое обозначали техническим выражением nomina facere или transcribere. Главная книга была похожа на книгу банкиров или менял, с той только разницей, что она была проще. Она состояла из 2 рубрик: expensum и acceptum, расхода и прихода; отсюда занесение в расход называлось expensi latio, a в приход accepti latio. Referre acceptum значило «погасить свой долг в книге» (tabulae). Эти долговые книги (сodices или tabulae) имели официальное значение, т. к. при цензе...
3. Реальный словарь классических древностей. ДИСЦИПЛИНА ВОЕННАЯ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я ДИСЦИПЛИНА ВОЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА ВОЕННАЯ - Disciplina militāris. I. Военная Д. греков была в тесной связи с государственной их жизнью вообще и с различными характерами греческих племен. Спартанец у себя дома был образцом порядка законности, а потому для военной службы не нуждался в особенной дисциплине. Природными военачальниками, облеченными неограниченной властью, употребление которой, однако, вскоре стало контролироваться присутствующими эфорами (Хеn. Laced. 1 13. Nep. Paus. 3), были оба царя (Aristot. polit. 3, 9, 2) или за малолетством их - их опекун, а с того времени, когда Демарат в походе против Афин незадолго до Персидских войн из зависти к своему соправителю Клеомену возбудил распри, обыкновенно только один из царей предводительствовал войском. Война для спартанцев была проверкой их воспитания и лишь дополнением, остальной их государственной жизни, битва и смерть на поле брани - честью и радостью, а потому к началу битвы наряжались точно к празднику и принимали победу как дело само собой разумеющееся. Прямую противоположность всему этому представляла живость ионийского характера у афинян. Если афиняне с проворной легкостью умели пользоваться благоприятной минутой и всеми изменяющимися обстоятельствами битвы и одерживали победу смелыми нападениями, то спартанский характер, связанный правилами неизменного порядка, не допускал отступлений от этих правил; так, напр., полководец Исад эфорами был присужден к уплате пени в тысячу драхм за то, что, хотя и одержал победу, но сделал нападение на неприятеля не в полном вооружении, как того требовали правила военной дисциплины. Plut. Ages. 30. Хеn. Laced. 9, 5. И афиняне смотрели на смерть за отечество как на славный подвиг, но они превозносили...
4. Словарь средневековой культуры. ВЕДЬМА
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Часть текста: «Я не хочу, чтобы будущая сага обо мне была испорчена». Тем не менее, если верить памятникам древнескандинавской литературы, к магии прибегали и знатные люди, и скальды , и простолюдины. Христианское духовенство учило, что единственный источник сверхъестественных явлений - Бог, и лишь на его милость и вмешательство могут рассчитывать верующие. Чудо было оправдано лишь в той мере, в какой его творили святые , ибо они действовали, повинуясь воле божьей. Веру же в В. и эффективность их колдовства церковь раннего средневековья истолковывала как дьявольское внушение (Canon episcopi, X в., в XII в. включенный в «Декрет Грациана»). Тем не менее поверья, связанные с В.ами (striga, Holda, Diana), упорно сохранялись в народе. Люди верили в то, что В.ы способны принимать облик животных и других существ, летать по ночам и собираться в определенных местах на свои колдовские сборища. К. Гинзбург полагает, что в основе рассказов о В.ах, их ночных полетах и шабашах лежала древняя мифология, в которой культ мертвых объединялся с культом плодородия; ученый находит указания на пережитки этих поверий по всей Европе и связывает их с палеоазиатскими истоками, в частности с шаманизмом. Эти мифы владели сознанием части сельского населения. Напротив, М.Меррей (вслед за Дж. Фрезером), доверяя призна ниям, исторгнутым судьями у обвиненных в колдовстве женщин, отстаивала тезис о реальности тайных союзов, в которые якобы объединялись В.ы, поклонявшиеся «рогатому богу»; эта точка зрения отвергнута современной наукой. Не...
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "DIF"-"LEX")
Входимость: 1. Размер: 75кб.
Часть текста: Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "DIF"-"LEX") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "DIF"-"LEX") DIFFARREATIO DIFFARREATIO - Diffarreatio, торжественное расторжение брака, заключенного через confarreatio (см. Confarreatio ). Присутствие жреца было необходимо, потому что приносились жертвы, как и при confarreatio только с противоположной целью (см. Divortium, Расторжение брака). DII MAGNI DII MAGNI - Dii magni, minores, indigĕtes, selecti, semōnes peregrini, см. Consentes dii . DIRIBITOR DIRIBITOR - Diribĭtor. Должность Д., состоявших при комициях была - вынимать после голосования таблички из ящика (cista), сортировать (diribere - dishibere) и считать их, чтобы определить большинство голосов по центуриям или трибам. Cic. Planc. 6, 14. 20. Cic. Pis. 15, 36. На выборных комициях Д. под именем каждого кандидата обозначал число полученных им голосов точками (punctum); отсюда произошло выражению puncta ferre, т. е. получать избирательные голоса. Cic. Саес. 22. Cic. Mur. 34. Ноr. а. р. 343. В правление Августа для этих счетчиков было устроено на Марсовом поле особое здание, diribitorium. ср.: Wunder, Var. lect. praef., p. 126. DISCESSIO DISCESSIO - Discessio, особый способ подачи голосов, бывший в употреблении в римском сенате и состоявший в том, что сенаторы переходили на ту иди на другую сторону, где помещались податели различных предложений (discedere in sententiam, pedibus ire in sent., transire). см. Senatus, Сенат , 3. DISCIPLINA PUBLICA DISCIPLINA PUBLICA - Disciplīna publĭca. I. В Афинах высшим полицейским учреждением был ареопаг. Относительно α̉στυνόμοι см. Астиномы . Важное значение имели также ε̉πιστάται τω̃ν...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 2, "КАЛ"-"КАП")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: равно как его суровый образ жизни, все более и более не нравились царю, то Александр умертвил товарища своей юности, обвинив его в участии в одном заговоре, 327. Plut. Alex. 52 сл. Его исторические сочинения суть: ελληνικά в 10 книгах, охватывавшее 387-357 гг.; περι του̃ ίερου̃ πολέμου, Μακεδόνικα и Θρακικά и, может быть, περίπλους, если только последний не написан одним сибаритом, тезкой К. О делах Александра он писал в Περσικά. Его увлекали также занятия естественной историей, любовь к которым сообщил ему Феофраст, познакомившийся с Каллисфеном в бытность его в Афинах. Его историческими трудами часто пользовались позднейшие историки Александра. ср.: Westermann, de Callisthene Olynth. comm. quattuor. (1838-1842). Отрывки помещены у Geier'a, Alexandrihistor. scriptor., p. 232-272. Сохранившееся под его именем сочинение об Александре, главный источник для средневековых обработок саги об Александре (напр., лат. Александрида Гвальтера de Castillione и средневерхненемецкая. Песнь об Александре попа Лампрехта), есть позднейшая работа, появившаяся в Египте, может быть, в 4 в. от Р. X. Изд. Мюллером (в...
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "У" (часть 2, "УМУ"-"У")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: и родив ребёнка на земле (ср. мифы о Мелюзине). У средневековых алхимиков У. - духи, управляющие водной стихией, подобно тому как саламандры - духи огня, сильфы - воздуха, гномы - подземного мира. м. ю. УНИ УНИ - в этрусской мифологии богиня-покровительница царской власти. Почиталась во многих городах этрусков (Пиргах, Кортоне, Волатеррах, Капуе, Вейях и др.). Отождествлялась с греческой Герой и римской Юноной. Вместе с Тином и Менрвой составляла триаду этрусских богов, которая соответствовала римской триаде (Юпитер, Юнона, Минерва). УНКУЛУНКУЛУ УНКУЛУНКУЛУ («очень, очень старый», от кулу, «старый»), в мифологии бантуязычного народа зулу первопредок, культурный герой. Согласно мифу, выйдя из тростника, У. как двуполое существо порождает первых людей. По другому мифу, тростник породил первых людей: У. и его жену. В некоторых вариантах У. вызывает первых людей из тростника. У. научил людей добывать огонь, пользоваться орудиями, возделывать поля. Люди получили от У. скот, стали есть мясо и пить молоко. У. дал названия всему сущему (солнцу, луне, огню и др.). Он определил занятия мужчин и женщин; установил обычаи и порядки; ввёл обрезание, обряд жертвоприношения. С У. также связывают происхождение смерти. У. отправил к людям хамелеона с. вестью о том, что они не будут умирать, а вслед за ним ящерицу с противоположным сообщением. Так как хамелеон задержался в пути, ящерица пришла первой. е. к. УОРСАР УОРСАР - в адыгской мифологии старуха-провидица, покровительница домашнего очага; мать Тхагаледжа, Амыша и Мамыша. В адыгских нартских сказаниях У. помогает нартам; так, она даёт им мудрый совет, как вызволить Сатаней, похищенную испами. Но порой она недружелюбна по отношению к нартам: отказывается научить их изготовлению серпа. Согласно одному варианту, У. выступила в роли ведьмы, это она раскрыла врагам Сосруко тайну уязвимых мест и его, и коня Тхожея. УПЕС ...
8. Словарь средневековой культуры. СОБОР ЦЕРКОВНЫЙ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: (ок. 160- после 220). Область значений, охватываемая этими терминами в раннем христианстве, достаточно широка: они обозначали не только разного рода церковные собрания и совещания, но порой и место собрания как таковое, а позднее храмы, где собирались верующие на богослужения; кроме того, могилы мучеников также иногда назывались concilia sanctorum, martyrum conciliabula. Исидор Севильский в «Этимологиях» толкует слово synodus как происходящее от «объединения», «собрания», a concilium - от совместного обсуждения, заседания в одном месте; где нет согласия, там нет и Ca. В средневековье понятие concilium приобрело новые смысловые оттенки через установление тесной связи между понятиями «С», с одной стороны, и «совет» (consilium) как светский институт, являвшийся одним из главных элементов политической культуры и организации общества, построенного на основе сеньориальных отношений, с другой стороны. Подобная связь проявилась в схожести институциональных функций и механизма принятия решений. Первые С.ы епископов прослеживаются по источникам с сер. II в. в Малой Азии. Ок. 220 г. первое определение церковных Сов как органа, «представляющего» всю церковь, а также как собрания глав церкви, епископов - преемников апостолов и учителей церкви, основывалось на словах Христа (Мат. 18, 19-20, Map. 16,15-20, Иоан. 14,26,16-17, Иоан. 16, 12-14). Согласно представлениям церкви о Сах, среди собравшихся присутствует Св. Дух, который наставляет их, определяет их решения и предохраняет от ошибок и...