Поиск по материалам сайта
Cлово "KAISER"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДИА"-"ДИО")
Входимость: 2. Размер: 63кб.
2. Словарь средневековой культуры. ПОГРЕБЕНИЕ
Входимость: 2. Размер: 37кб.
3. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ КОРОЛИ
Входимость: 2. Размер: 33кб.
4. Словарь средневековой культуры. ПАПСТВО
Входимость: 1. Размер: 46кб.
5. Словарь античности. Статьи на букву "Ц"
Входимость: 1. Размер: 54кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 3, "АГЛ"-"АДР")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
7. Словарь средневековой культуры. КОРОНАЦИИ ИМПЕРАТОРОВ И КОРОЛЕЙ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
8. Реальный словарь классических древностей. ЛИВИИ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
9. Реальный словарь классических древностей. НАБОР ВОЙСКА
Входимость: 1. Размер: 17кб.
10. Мифы народов мира. ИОСИФ
Входимость: 1. Размер: 24кб.
11. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФЕМ"-"ФЕР")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
12. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "И"
Входимость: 1. Размер: 31кб.
13. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 10, "АНН"-"АНФ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
14. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 9, "КОН"-"КОР")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
15. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ю"
Входимость: 1. Размер: 36кб.
16. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 3, "САС"-"СЕВ")
Входимость: 1. Размер: 67кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДИА"-"ДИО")
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Часть текста: Thuc. 1, 126. ДИАСКЕВАСИС ДИАСКЕВАСИС - Διασκεύασις, Διασκευασταί, см. Homerus, Гомер , 7. ДИАТРЕТА ДИАТРЕТА - Diatrēta, sc. pocula или vasa, сосуды прорезной работы, особенно стеклянные вазы с выточенными фигурами. Подобные вазы часто находят в могилах, и красота их заставляет удивляться искусству древних. ДИВИНАЦИЯ Статья большая, находится на отдельной странице . ДИВИЦИАК ДИВИЦИАК - Divitiăcus, глава одной партии между эдуями в начале Галльской войны, некоторое время должен был уступать брату своему Думноригу, стоявшему во главе национальной партии и соединившемуся с гельветами и с Ариовистом, но затем вновь возвысился, благодаря тесному союзу с Цезарем и римлянами. Победив гельветов, он от имени многих народов просил о поддержке против Ариовиста и участвовал в войне против него, равным образом и в борьбе против бельгов в следующем году. Затем он, кажется, опять потерял свое значение. Caes. b. g. 1, 16 сл. 2, 4. 5. 6, 12. Во время своего пребывания в Риме Д. познакомился с Цицероном, который называет его друидом. Cic. div. 1, 41, 90. Цезарь (Caes. b. g. 2, 4) упоминает о могущественном царе свессиопов того же имени. ДИВОДУРУМ ДИВОДУРУМ - Divodūrum, впоследствии Mediomatrici, главный город медиоматриков в бельгийской Галлии на р. Мозеле, в средние века Metis или Mettis, н. Metz. Tac. hist. 1, 63. ДИГЕНЦИЯ ДИГЕНЦИЯ - Digentia, ручей в Лации, вытекающий из горы Lucretilis и впадающий в реку Апио; н. Licenza. По словам Горация (ер. 1, 16, 12 и 1, 18, 104), в поместье которого он брал свое начало, вода его чрезвычайно холодна. ДИГИЦИЙ ДИГИЦИЙ - Digitĭus, Sextus, служил под начальством П. Сципиона Старшего и за оказанную им при взятии Нового Карфагена (в 210 г. до Р. Х.) храбрость был награжден стенным венком (corona muralis). Liv. 26, 48. Вероятно, он (а по другим - его сын) в 200 г. был ...
2. Словарь средневековой культуры. ПОГРЕБЕНИЕ
Входимость: 2. Размер: 37кб.
Часть текста: епископов и местных священников, направленные на унификацию разнообразных региональных погребальных обрядов и очищение их от элементов язычества, имели мало успеха и на деле выглядели лишь как попытка приспособления христианской обрядности к реликтам язычества. Поразительная живучесть языческой погребальной практики является, по-видимому, следствием народных архаических представлений о «живом покойнике», о том, что смерть не являет собой конец человеческого существования, а лишь знаменует переход в другую жизнь. В этой новой жизни умерший еще нуждается в помощи близких и друзей, поэтому похоронные обряды следует рассматривать как необходимую дань умершему, который имеет на нее полное право, и, следовательно, принципиальные обрядовые новшества могут нарушить баланс отношений мира живых с миром мертвых и привести к неблагоприятным для всего коллектива последствиям. Официальный христианский погребальный обряд (ordo defunetorum), согласно которому обмытого и одетого покойника полагалось сразу же под пение псалмов нести в церковь, где он и пребывал до момента П.я, назначаемого обычно на тот же день или на следующий, долго практиковался преимущественно среди духовенства и высокопоставленной знати. Миряне же, ignobile vulgus, простой народ в первые столетия средневековья, вероятно, предпочитали провожать своих покойников в мир иной в соответствии с древними традициями. Заботясь о спасении души верующих и облегчении им перехода в «вечную жизнь», церковь предписывала священникам обязательное соборование умирающих. После исповеди, покаяния и последнего причастия умирающего перекладывали на голый пол или на расстеленную на полу солому. Монахов - на покрывало, посыпанное благословленным пеплом. Вокруг собирались близкие и соседи: смерть в одиночестве считалась тяжелой, и ее всячески старались избежать. В XIV-XV вв., когда оформляется «специализация» святых, некоторых из них (св. Христофора, св. Варвару) призывали в молитвах уберечь...
3. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ КОРОЛИ
Входимость: 2. Размер: 33кб.
Часть текста: развития общества в целом. Безусловно, огромное значение имел и фактор региональных различий, обусловленных как своеобразием традиционных духовных и социальных структур, так и спецификой политического и религиозного развития отдельных территорий в эпоху средневековья. Первые образы святых правителей появляются в меровингской Галлии, и по мере расширения границ христианского мира на севере и на востоке обнаруживается тенденция не только их появления в новых регионах, но и доминирования в местной религиозно-культовой практике. Успешное распространение христианства в регионах традиционной варварской культуры определялось адаптацией к местным традиционным верованиям и социальным практикам. Культы святых правителей выполняли те же функции, что и культы святых в целом. Как и любой иной святой, святой правитель становился центром интегрированного сообщества, в котором люди были объединены почитанием своего святого патрона. В рамках культового почитания С.ых К.ей рождалось как ощущение политического единства, так и формальная идея государственности. Они нередко становились важным элементом политической практики и системы политико-идеологических представлений. Западная Европа Появление этого типа святых вписывается в...
4. Словарь средневековой культуры. ПАПСТВО
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: датируют возникновение П.а 30-ми гг. I в., когда, согласно преданию, «князь апостолов» Петр организовал в Риме христианскую общину и стал первым епископом вечного города. Правда, сведения о пребывании Петра в Риме относятся к кон. I в., а представление о тесной связи апостола с епископской кафедрой Рима прослеживается в источниках самое раннее с сер. III в. Вместе с тем еще прежде среди христиан Средиземноморья распространилось убеждение в том, что именно в Риме на Ватиканском холме апостол Петр претерпел мученическую смерть за веру. В Риме, согласно легенде, пал жертвой гонений и другой апостол - св. Павел, почитавшийся одним из крупнейших учителей христианства. То обстоятельство, что в вечном городе действовали сразу два прославленных апостола Христа, представлялось, в глазах ранних христиан, надежной гарантией того, что и преемники апостолов - римские епископы - сохранили правильное вероучение. В ситуации, когда христианское учение еще только складывалось, особенно настоятельно ощущалась потребность в церковном авторитете, способном разрешить спорные вопросы и примирить враждующие стороны. В кон. II-III вв. неримскими богословами Тертуллиа-ном, Иренеем Лионским и Киприаном Карфагенским обосновывается особое положение римской кафедры как «апостольского престола», правда, в ряду других епископств, основанных также апостолами. Доктрина о примате римской кафедры над другими центрами христианства и вытекающих отсюда верховных прерогативах епископа Рима складывается только в IV-V вв. По-видимому, к этому времени и уместно относить рождение П.а как особого института в рамках христианской церкви. Симпатии императора Константина Великого (306-337) к христианству придали мощный импульс развитию еще недавно ...
5. Словарь античности. Статьи на букву "Ц"
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: форму правления с огранич. сроком. В Афинах наследств, царская власть трансформировалась в ежегодно замещавшуюся должность архонта-басилевса, который выполнял жреч. функции и председательствовал на судебных заседаниях, где решались дела об убийствах. Царская власть в Спарте передавалась по наследству в обоих царских родах - Агиадов и Эврипонтидов. Эта двойная царская власть в результате борьбы с эфоратом была сведена к командованию войском. В отсталых областях, какой была, например, Фессалия, пожизненно избирались тагосы, наделявшиеся исключительными полномочиями. По той же причине монархич. правление существовало и в Македонии. Покорив персов, Александр Македонский основал эллинистич. царство, в котором правил единовластно. Держава Александра вобрала в себя македонскую традицию царской власти как власти военной и перс, традицию власти великого Ц. 2. Рим. Согласно сложившейся в рим. историографии традиции, в истории Рима выделяется царский период: считается, что в течение 240 лет, приблизительно до 510 до н. э., Римом правили Ц. Их было семь: первый - Ромул, последний - Тарквиний Гордый. Ц. в Риме (rex) осуществлял верховное командование войском, был законодателем и жрецом; ему помогал сенат. В период Республики жреч. функции перешли к «царю священнодействий» (rex sacrorum). ЦАРЬ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЙ ЦАРЬ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЙ (лат. rex sacrorurn), рим . жрец, на которого после изгнания царей были возложены их сакральные функции. Ц. с. избирался из среды патрициев на пожизн. срок и лишался тем самым права занимать государств, должности. Его жена, царица священнодействий (regina sacrorum), также исполняла сакральные функции. ЦВЕТНОЕ СТЕКЛО ЦВЕТНОЕ СТЕКЛО (от итал. millefiori - тысяча цветов), назв. стеклянных прокладок, состоявших из сплавл. в пучок стеклянных палочек разных цветов. После ...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 3, "АГЛ"-"АДР")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: μονοφαλαγγία, διφαλαγγία и т. д.), обыкновенно отделениями, идущими одно за другим (επαγωγή), а иногда так, что все войско шло в одной линии, один отряд бок о бок с другим (παραγωγή). Различные роды оружия располагались в том или другом порядке, сообразно условиям местности. Хеn. Anab. 7, 3, 37. Суrор. 5, 3, 36. При отступлении самым обыкновенным расположением был четырехугольник, со всех сторон прикрытый гоплитами. Римляне совершали походное движение так, что во всякое время могли построиться к бою; для этого каждый солдат должен был оставаться при своем отряде, в сомкнутом строю, чтобы не оказывалось ни пробелов, ни скучивания. Но т. к. слишком растянутое построение (agmen longissimum) легко может быть прорвано и отдельные, далеко один от другого отстоящие отряды не могут скоро являться на помощь друг другу, то шли широкими колоннами, устраняя тем возможность обхода флангов и нечаянных нападений сбоку и с тылу. В то же время отряды всадников и легковооруженных рассылались во все стороны для наблюдения и прикрытия. Багаж (impedimenta) шел обыкновенно непосредственно за каждым отрядом (Caes. b. g. 2, 17), но его удаляли в средину, если ожидали неприятельского нападения...
7. Словарь средневековой культуры. КОРОНАЦИИ ИМПЕРАТОРОВ И КОРОЛЕЙ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: По первой букве A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш КОРОНАЦИИ ИМПЕРАТОРОВ И КОРОЛЕЙ КОРОНАЦИИ ИМПЕРАТОРОВ И КОРОЛЕЙ - Термином «К.я» по традиции обозначают совокупность взаимосвязанных церемоний, лля которой как в латыни, так и в ряде новых европейских языков могут употребляться и иные синонимичные наименования, прежде всего «помазание». Так, в латыни используются в качестве равноправных понятия consecratio, inauguratio, coronatio, в немецком - Weihe и Krönung; во французском - consécration, couronnement или sacre. Предпочтения, оказываемые в разных текстах одному из двух слов, «К.я» или «помазание», или же сочетанию их обоих («К.я и помазание»), вовсе не означают особого акцента на той или иной стороне обряда - во всех случаях одинаково подразумевается вся строго формализованная процедура утверждения государя в его сане. Западноевропейская традиция королевской (императорской) К.и (короновались также римские папы ( Папство ), некоторые герцоги и графы, даже римские «сенаторы» при Отгоне III) исторически сложилась из соединения воедино четырех основных элементов (некоторые из которых в ряде национальных коронационных традиций существовали лишь в рудиментарном виде): а) избрание, б) одобрение и аккламация (приветствие), в) помазание, г) коронование. Впервые все эти четыре элемента встречаются вместе, вероятно, только в 800 г. при короновании Карла Великого в Риме в ходе рождественской литургии (впрочем, не все исследователи согласны с тем, что Карл Великий был тогда помазан). Ритуал возложения короны («К.я» в узком смысле слова) в Европе древнее ритуала помазания. На Западе коронование укоренилось в результате заимствования из византийской практики (в свою очередь продолжившей позднеримскую традицию), с одной стороны, и воспроизведения некоторых библейских моделей - с другой. Помазание, в свою очередь, практиковалось уже в...
8. Реальный словарь классических древностей. ЛИВИИ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: к нему по разным юридическим вопросам. Cic. Brut. 28, 109. Cic. tusс. 5, 38, 112; 2. и 3. M. Liv. Drusus, см. Drusi, Друзы , 1. 2; 4. сестра последнего, Livea, супруга M. Порция Катона и мать Катона Утического. Plut. Cat. min. 1 сл. После смерти своего мужа вышла замуж за Сервилия Цениона. Plut. Brut. 2 слл. Дочь ее от последнего брака, Сервилия, была матерью М. Брута; 5. M. Liv. Macatus, защищал город Тарент, а потом одну только крепость Тарентскую против Ганнибала, начиная с 214 до 212 г. (Liv. 24, 20. 25, 9 сл. 26, 37), затем разбил атаковавших его тарентинцев и удержал за собой крепость, пока наконец Кв. Фабий Максим опять не овладел городом, в 209 г. Liv. 27, 25; 6. M. Liv. Salinator, будучи консулом, покорил иллирийцев вместе с товарищем своим Эмилием в 219 г. до Р. X.; оба они после своего возвращения были осуждены, как кажется, за присвоение себе казенных денег. Liv. 22, 35. 27, 34. 29, 37. После того Ливий, негодуя за свое осуждение, провел несколько лет в совершенном уединении. Но с 207 г. он опять был выбран в консулы вместе с К. Клавдием Нероном. После того как сенат помирил их обоих, давно уже враждовавших друг с другом, решено было, чтобы Нерон отправился против Ганнибала, а Ливий против Гасдрубала, наступавшего из Галлии. Но когда Гасдрубал явился в Верхнюю Италию, оба консула, соединившись, выступили против него и победили его в битве на реке Метавре в Умбрии. Liv. 21, 35-50. Polib. 11, 1-3. Оба победителя праздновали победу свою блестящим триумфом. В 205 г. он воевал с Магоном в Лигурии, в 204 г. сделался цензором и в этой должности получил прозвище Салинатора за свой налог на соль. Товарищем его по должности цензора был Клавдий Нерон. Т. к. они при переписи самым неблаговидным образом выказали друг другу свою старую...
9. Реальный словарь классических древностей. НАБОР ВОЙСКА
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я НАБОР ВОЙСКА НАБОР ВОЙСКА - Dilectus militum, О наборе войска в древние времена Римской республики, когда основанием ему служило еще разделение граждан по имуществу, у древних писателей, а в особенности у Полибия (lib. 6), находятся следующие данные. Ежегодно набирались два консульских войска, в два легиона каждое, из первых пяти классов граждан; впоследствии при этом брали за основание разделение народа на трибы и составленные по этому разделению именные списки. Liv. 4, 46. Если никакая опасность не требовала поспешности (а в случае опасности и пролетарии должны были временно поступать в военную службу и получали оружие от казны, militia tumultuaria, Gell. 16, 10), то набор продолжался 30 дней. Fest. s. v. iusti знач. dies. Сперва назначалось необходимое число военных трибунов, т. е. 24 (по 6-ти на каждый легион), а именно 10 таких, которые служили уже в 10-ти походах, и 14 таких, которые участвовали в 5-ти походах. Избирались они, первоначально, консулами; но в 361 г. до Р. X. народ предоставил себе право избрания 6-ти (Liv. 7, 5), а с 311 г. до Р. X., по предложению Атилия (lex Atilia Marcia), 16-ти военных трибунов (Liv. 9, 30; однако ср. Huschke,...
10. Мифы народов мира. ИОСИФ
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: сын Иакова и Рахили (младший из одиннадцати сыновей Иакова, рождённых в Месопотамии); через своих сыновей Ефрема и Манассию («дом Иосифа») прародитель двух колен Израилевых (см. Двенадцать сыновей Иакова ). Согласно библейскому повествованию об И. (в начале повествования его возраст - 17 лет), в юности он был предметом особой привязанности отца, как «сын старости его» (Быт. 37, 3); на правах любимчика он получил разноцветную кетонет (род рубахи, название родственно греч. «хитон») - редкость в пастушеском быту рода. Особое положение И. в семье навлекает на него зависть братьев (37, 4), которая обостряется как оттого, что И. передавал отцу какие-то порочащие их сведения (37, 2), так и под впечатлением от двух сновидений И. [во всей истории И. особую роль играют вещие сны, при этом И. выступает то как «сновидец» (37, 19), то как толкователь снов]. В обоих сновидениях то в растительных образах (снопы, связанные братьями, кланяются снопу, связанному И.), то в астральных (солнце, луна и 11 звёзд - символ отца, матери и братьев - поклоняются И.) прозрачно рисуется первенство И. в роду. Когда отец посылает И. проведать братьев, кочующих со стадами близ Дофана, братья решают, что час их мести настал, и только заступничество Рувима (старшего из братьев 37, 22) спасает И. от немедленного умерщвления; с него срывают кетонет (обнажение магико-символически соотнесено с идеей смерти, ср. шумерское...