Поиск по материалам сайта
Cлово "LAUSANNE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. МЕССИЯ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
2. Большой толковый словарь по культурологии. ЛИХАЧЕВ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
3. Словарь средневековой культуры. РЫЦАРСТВО
Входимость: 1. Размер: 27кб.
4. Мифы народов мира. АХИЛЛ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
5. Словарь средневековой культуры. БИБЛИЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
6. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Б"
Входимость: 1. Размер: 60кб.
7. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Ф"
Входимость: 1. Размер: 21кб.
8. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. БЕЛЫЙ
Входимость: 1. Размер: 27кб.
9. СЮРРЕАЛИЗМ (франц. “сверх-реализм”, “над-реализм”)
Входимость: 1. Размер: 17кб.
10. ЛИХАЧЕВ Дмитрий Сергеевич (р. 1906)
Входимость: 1. Размер: 19кб.
11. Большой толковый словарь по культурологии. СЮРРЕАЛИЗМ
Входимость: 1. Размер: 20кб.
12. Словарь средневековой культуры. СУДЕБНЫЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ЖИВОТНЫХ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
13. Словарь средневековой культуры. ГЕРАЛЬДИКА
Входимость: 1. Размер: 30кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. МЕССИЯ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: греч. транскрипция Μεσσίας; греч. перевод Χριστος, Христос), в религиозно-мифологических представлениях иудаизма идеальный царь эсхатологических времён, провиденциальный устроитель вечных судеб «народа божьего», посредник между богом и людьми и носитель высшего авторитета на земле, спаситель, приносящий с собой новое, исправленное состояние всего мирового бытия; в христианской религиозно-мифологической системе переосмысленный и преобразованный образ М. (М. = Иисус Христос) - её смысловой центр. В Ветхом завете нет разработанной, более или менее однозначно интерпретируемой и обязательной в такой интерпретации доктрины о М. (положение меняется только на грани библейской и послебиблейской эпох). Употребление слова «М.» далеко от эсхатологической концепции М. (даже если иметь в виду, что мессианские образы обозначаются в библейских текстах различными терминами - «сын человеческий», Дан. 7, 13; отчасти «отрок Яхве» - Ис. 42). Слово «М.» имеет в Ветхом завете хотя и сакральный, но совершенно бытовой смысл, будучи прилагаемо к царям Израиля и Иудеи (напр., 1 Царств 12, 3 и 5; 16, 6; 2 Царств 19, 21; 2 Парал. 6, 42; Пс. 17, 51; 19, 7 и др.) или к первосвященникам (напр.. Лев. 4, 3 - «священник помазанный» и др.), или даже к языческому царю Киру II как провиденциальному орудию Яхве, пользующемуся его помощью (Ис. 45, 1). Сама идея М. кажется стоящей в противоречии с пафосом ветхозаветного монотеизма, не допускающего никаких «спасителей» рядом с Яхве и не благоприятствующего представлению о каком-либо посреднике между Яхве и его народом. Исходя из этого, в образе М. пришлось бы увидеть наносное...
2. Большой толковый словарь по культурологии. ЛИХАЧЕВ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: Ц Ч Ш Э Ю Я ЛИХАЧЕВ ЛИХАЧЕВ - Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) литературовед, историк, искусствовед, культуролог, обществ. деятель. Родился в интеллигентной петербургской семье. Увлечение родителей Л. мариинским балетом сблизило семью с молодежно-артистич. средой; на формирование будущего ученого повлияло и живое общение со знаменитыми актерами, художниками, писателями (летом в Куоккала). Многое в своих энциклопедических гуманитарных интересах Л. объяснял творч. ролью школ, в к-рых он обучался. Будущий историк среди ярких воспоминаний детства и отрочества не сохранил впечатлений ни о Февр. революции, ни тем более об Октябрьской: эти события не произвели впечатления совершающейся на глазах современников Истории. Бросались в глаза лишь взаимная жестокость и грубость противоборствующих сторон, вольное или невольное разрушение культурных ценностей, искажение прежней одухотворенности и эстетич. гармонии в искусстве и в жизни. Среди школьных преподавателей Л. были будущий известный востоковед А. Ю.Якубовский (история), брат Л. Андреева П.Н. Андреев (рисование), друг А. Блока Е.П. Иванов (лит. кружок) и др., но филол. путь Л. определил Л.В. Георг (словесность), одаренный, по словам его благодарного ученика, "всеми качествами идеального педагога". В занятиях кружков по лит-ре и философии принимали участие многие педагоги; приходили и "посторонние" лит-веды и философы - А.А. Гизетти, С.А. Алексеев (Аскольдов). От Алексеева Л. усвоил идею идеосферы или концептосферы, образующей смысловое пространство человеч. существования и духовного развития. Немаловажную роль в становлении ученого-гуманитария сыграли избрание его отца заведующим электростанцией Первой гос. типографии (впоследствии Печатного Двора) и переезд на казенную квартиру при типографии, что обусловило раннее знакомство Л. с издат. и типогр. делом; в театральном зале типографии состоялся знаменитый диспут наркома Луначарского (см. Луначарский ) ...
3. Словарь средневековой культуры. РЫЦАРСТВО
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Часть текста: Рыцарство и сеньориальный строй Хотя подобный феномен Р.а возникает в источниках не ранее времени высокого средневековья, его предысторию следует искать в глубине столетий. Согласно одной из точек зрения - в римских административных структурах (К.-Ф.Вернер). Термин militare (букв, «служить солдатом») в античном Риме применялся не только к военной, но ко всяким видам государственной службы. Римские магистраты (milites) при вступлении в должность в знак передаваемой им публичной власти опоясывались мечом (cingulum militiae). С распадом империи их функции и статус перешли к лицам, представлявшим публичную власть в варварских обществах. Они и осуществляли militia на манер римских магистратов. Как и в поздней империи, в средние века государственная служба была связана с передачей оружия тем, кто правил от имени власти. Р.о, далее, возводят и к некоему германскому военному институту. У германцев война была окружена ореолом особого почитания, а престиж воина был чрезвычайно высок. Вручение оружия молодому германцу означало признание его совершеннолетним, а право носить оружие было своеобразным символом свободы. Раннесредневековое общество существует ради войны, и война является важнейшей ценностью; сама структура общества была подчинена ее потребностям. В варварских государствах существовал слой профессиональных воинов, составляющих свиту (comités) предводителей, которым они служили. С ...
4. Мифы народов мира. АХИЛЛ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: которую она его держала, осталась уязвимой (отсюда выражение «ахиллесова пята»). Оскорблённая вмешательством Пелея, Фетида покинула мужа, и тот отдал А. на воспитание мудрому кентавру Хирону, который выкормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей, обучил игре на сладкозвучной кифаре и пению (Apollod. Ill 13, 6). Как самый юный из поколения героев - будущих участников Троянской войны - А. не входил в число женихов Елены (по другим версиям мифа, его удержал от сватовства Хирон, обладавший даром предвидения) и не должен был принимать участие в походе. Фетида, зная, что её сыну всё же предопределено судьбой погибнуть под Троей, стремилась спасти его и с этой целью спрятала А. во дворце царя Ликомеда на острове Скирос. Там А. жил одетый в женские одежды среди дочерей Ликомеда. Здесь от тайного брака А. с дочерью Ликомеда - Деидамией родился сын Пирр, прозванный позднее Неоптолемом. Когда ахейские вожди узнали предсказание жреца Калханта, что без участия А. поход под Трою обречён на неудачу, они отправили на Скирос посольство во главе с Одиссеем. Под видом купцов Одиссей и его спутники разложили перед собравшимися женские украшения вперемежку с оружием (мечом, щитом и др.). По версии, восходящей, вероятно, к Еврипиду. Одиссей велел своим воинам ...
5. Словарь средневековой культуры. БИБЛИЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: По первой букве A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш БИБЛИЯ БИБЛИЯ - Традиционное общество может обойтись без письменной культуры, но общества средневекового Запада решили для себя этот вопрос иначе. Причиной является то, что они были наследниками греко-римского мира, так много давшего истории письменности, и, может быть, в большей степени - выбор, сделанный королевствами средневековой Европы в пользу христианства. Вместе со св. Писанием христиан они принимали идею превосходства написанного, гарантии против забвения. Однако культуры раннего средневековья предпочитали устное слово в актах повседневной жизни, например, влитургии, основанной на текстах, тщательно кодифицированных и многократно повторяемых. Нет ли здесь противоречия? Каким образом магия письма может действовать в мире, отдающем еще столь явное предпочтение устному? Как письменное слово проходит через испытания диглоссией и многоязычием? Таковы основные проблемы, показывающие, что история Б.и - это не только история ее восприятия, ее чтения и ее читателей, это даже не история ее назначения и ее использования, но также это история проникновения ее духа и содержания в социальный мир. Историк средневековых культур увидит здесь в первую очередь тайну символической власти тех, кто ею ...
6. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Б"
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Часть текста: по Б., получившая наименование «онтологического реализма», опиралась на опыт феноменологии и философию Бергсона. Ключевые теоретические положения Б. выделяют фотографию и кино в качестве особых, кардинально новых средств выразительности. Б. пытается подойти к фотографическому изображению через то, что он назвал «комплексом мумии», извечным стремлением человека победить время, закрепив телесную видимость существа, обреченного на смерть и исчезновение. Историческое стремление к этому виду пластических искусств находит свое завершение в фотографии. Б. отмечал, что с возникновением фотографии происходят кардинальные изменения в самом понимании взаимосвязи искусства с действительностью. Фотография воздействует как феномен самой реальности, в ней запечатленной, а потому обладает иррациональной силой достоверности; она изменяет статус авторства (влияние личности художника оказывается крайне ослаблено); заставляет искать новые способы интерпретации художественного образа. Б. полагал, что фотография связана с процессом «естественного» творчества, в отличие от традиционно доминировавшего творчества художественного. В частности, именно поэтому она становится излюбленной техникой сюрреалистов (см.: Сюрреализм ). В то время как фотография совершает радикальный переворот в пластических искусствах, одерживая своеобразную победу над смертью, кино, благодаря технологии воспроизведения движения, способно зафиксировать «самое жизнь», не механическое время, но бергсоновское «дление» самого жизненного процесса. Именно на эти теоретические предпосылки опирается Б., когда анализирует пространство...
7. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Ф"
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: реальности, придающей ей ирреальный, сновидческий ракурс. При этом возможно как смешение воображаемого и реального, так и осознанное манипулирование Ф. как средством эстетического остранения. Психоанализ трактует Ф. не просто как продукт творческого воображения, но как неосознаваемый результат психической деятельности, в художественной форме концентрирующий эффекты вытесненных влечений, комплексов, либидозных пульсаций, эдипова кольца и т. д. Н.M. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА Статья большая, находится на отдельной странице . ФЕХНЕР Статья большая, находится на отдельной странице . ФИЛОНОВ Статья большая, находится на отдельной странице . ФЛОРЕНСКИЙ Статья большая, находится на отдельной странице . ФЛУКТУАЦИЯ ФЛУКТУАЦИЯ (англ. fluctuation) Феномен виртуализации психологии эстетического восприятия. В восприятии виртуальной реальности участвует ряд органов чувств. Колеблющееся, мерцающее, зыбкое, текучее «флуктуационное» восприятие, спровоцированное парадоксальностью виртуальных объектов, напоминает «схватывание» в интуитивизме Бергсона: воздействуя на подсознание, художественная виртуальная реальность обеспечивает мгновенное осознание целостности пакета эстетических воздействий, способствуя расширению сферы эстетического сознания и видения картины мира. Н. М. ФОВИЗМ ФОВИЗМ (от фр. les fauves - дикие (звери)) Локальное направление в живописи нач. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э.-О. Фриез, Ж. Брак, А.-Ш. Манген, К. ван Донген), совместно участвовавших в ряде выставок 1905-1907 гг., после их первой выставки 1905 г. Название было принято самой группой и прочно утвердилось за ней. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго, оставив, однако, заметный след в истории искусства. Его участников объединяло в те годы...
8. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. БЕЛЫЙ
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Часть текста: Ф Х Ц Ш Э Ю Я БЕЛЫЙ БЕЛЫЙ - Андрей (Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934) Русский поэт, писатель, мыслитель, один из главных теоретиков и представителей символизма. Сын профессора математики, декана физико-математического ф-та Моск. ун-та Н.В.Бугаева. Детство Б. прошло в ситуации острых конфликтов между отцом и матерью, одной из причин которых был сын. Его буквально «разрывали» (как он образно описывает в автобиографических повестях «Котик Летаев» и «Крещеный китаец») на две части педант материалист-естественник отец и музыкально одаренная поэтически настроенная мать. Атмосфера семьи и детства существенно сказалась на всем творчестве Б. С 1899 по 1903 г. он учился на естественном отделении отцовского фак-та. Гуманитарное образование получил самостоятельно - путем бессистемного чтения и общения с художественной и философско-религиозной интеллигенцией. Первая литературная публикация под псевдонимом Б. появилась в 1902 г. - «2-ая драматическая симфония». На становление духовно-мировоззренческого и эстетического сознания Б. существенное влияние оказали философия Канта и неокантианцев, идеи Шопенгауэра, французские символисты, Гоголь, Достоевский, Тютчев, Блок, теория языка и речи Потебни, но особенно сильно: на раннем этапе - творчество Ф.Ницше, Вл.Соловьева и Г.Ибсена, а на позднем - антропософия Р.Штайнера, с которым он познакомился лично в 1912 г., но уже раньше был знаком с некоторыми из его концепций, а в целом (с 1912 по 1923 г.) прослушал около 600 его лекций в различных городах Европы. Существенным фундаментом его творчества, как на практике, так и в теории, служило знакомство с русским фольклором. Б....
9. СЮРРЕАЛИЗМ (франц. “сверх-реализм”, “над-реализм”)
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: разочарования, характерного для франц. об-ва после Первой мир. войны, С. принимает форму всеобъемлющего протеста против культурных, социальных и полит, ценностей. В сюрреалистской борьбе за “освобождение” эстетич. и этич. начала слиты воедино. Сюрреалистский канон формулируется в тройственном лозунге: “Любовь, красота, бунт”. “Переделать мир”, как говорил Маркс, “изменить жизнь”, как говорил Рембо: для нас эти два приказа сливаются в один”, — провозглашал Бретон (1935). С т. зр. философии для С. характерен антирационализм и субъективизм, в своей теории он опирается на труды Беркли, Канта, Ницше, Бергсона и др., и особенно на Гегеля, воспринятого в 20-е гг. через призму толкования Кроче. Сюрреалисты проявляли также большой интерес к алхимии и оккультным наукам. Решающее влияние на С. оказал психоанализ Фрейда, к-рый парадоксальным образом соединяется с творчеством де Сада, рассматриваемого сюрреалистами как предтеча фрейдизма. Используя концепты, темы и примеры из фрейдовского психоанализа, сюрреалисты создают свой поэтико-терапевтический или анти-терапевтический метод, своего рода “альтернативный психоанализ”. В “Манифесте Сюрреализма” Бретон дает каноническое определение С.: “Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля ...
10. ЛИХАЧЕВ Дмитрий Сергеевич (р. 1906)
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: невольное разрушение культурных ценностей, искажение прежней одухотворенности и эстетич. гармонии в искусстве и в жизни. Среди школьных преподавателей Л. были будущий известный востоковед А. Ю.Якубовский (история), брат Л.Андреева П.Н.Андреев (рисование), друг А.Блока Е.П.Иванов (лит. кружок) и др., но филол. путь Л. определил Л.В.Георг (словесность), одаренный, по словам его благодарного ученика, “всеми качествами идеального педагога”. В занятиях кружков по лит-ре и философии принимали участие многие педагоги; приходили и “посторонние” лит-веды и философы — А.А.Гизетти, С.А.Алексеев (Аскольдов). От Алексеева Л. усвоил идею идеосферы или концептосферы, образующей смысловое пространство человеч. существования и духовного развития. Немаловажную роль в становлении ученого-гуманитария сыграли избрание его отца заведующим электростанцией Первой гос. типографии (впоследствии Печатного Двора) и переезд на казенную квартиру при типографии, что обусловило раннее знакомство Л. с издат. и типогр. делом; в театральном зале типографии состоялся знаменитый диспут наркома Луначарского с обновленческим митрополитом А.И.Введенским на тему, “есть Бог или нет” (на к-ром присутствовал и Л.). Большое...