Поиск по материалам сайта
Cлово "LETTRES"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Г"
Входимость: 2. Размер: 48кб.
2. 4. ЗАЛОГ И ЦЕНА
Входимость: 1. Размер: 28кб.
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "И" (часть 3, "ИНТ"-"ИОС")
Входимость: 1. Размер: 73кб.
4. Словарь средневековой культуры. ДРАМА ГОРОДСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ
Входимость: 1. Размер: 37кб.
5. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "И"
Входимость: 1. Размер: 36кб.
6. Словарь средневековой культуры. РЫЦАРСТВО
Входимость: 1. Размер: 27кб.
7. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Б"
Входимость: 1. Размер: 34кб.
8. Словарь средневековой культуры. МОНАШЕСТВО
Входимость: 1. Размер: 50кб.
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 6, "КЛИ"-"КОС")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
10. ИНТУИТИВИЗМ
Входимость: 1. Размер: 6кб.
11. Мифы народов мира. ИСТОРИЯ И МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
12. Мифы народов мира. МАНЬЧЖУРСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
13. 3. МЕРКАНТИЛИЗМ
Входимость: 1. Размер: 20кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Г"
Входимость: 2. Размер: 48кб.
Часть текста: на отдельной странице . ГАРСИЯ МАРКЕС ГАРСИЯ МАРКЕС (Garcia Marquez) Габриэль (р. 1928) Всемирно известный колумбийский писатель, сыгравший ведущую роль в становлении метода магического реализма. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1982). Фольклорные традиции латиноамериканской культуры сочетаются в его творчестве с авангардистским поиском новых средств художественной выразительности. Кумирами его молодости были Ф.Кафка и Э.По, чья стилистика вызывала у него ассоциации с художественным языком карибской культуры. В эстетике Г.М. сочетаются идеи интуитивизма и психоанализа (см.: Фрейд ), сюрреализма и потока сознания. Ее оригинальность связана с нерасторжимым сочетанием естественного и сверхъестественного, бытового и волшебного. Печатью такого синтеза отмечено воображаемое место действия многих произведений писателя - Макондо. Причудливое переплетение юмора и фатализма, карнавальности и политической сатиры, мифологии и магии, рационального и иррационального, реального и галлюцинаторного, инте-риорного и экстериорного, физиологического и химерического создает неповторимый колорит главной книги Г.М. - «Сто лет одиночества» (1967). История Макондо обретает здесь эпический размах. Классический жанр историко-семейной хроники трансформируется изнутри путем его интертекстуального скрещивания с народными латиноамериканскими верованиями и магическими практиками. Метаповествование ведется в жанре палимпсеста, являющегося основой культурных трансгрессий и деконструкций. В этом контексте самые невероятные, фантастические события трактуются автором как абсолютно нормальные; такой подход и составляет концептуальное ядро магического реализма. Прихотливый ассоциативный ряд создает аллюзивную связь между семейным крахом, спровоцированным инцестуальным желанием, и национально-государственным статусом стран Латинской Америки в постколониальную эпоху. Многослойность, многоуровневая архитектоника романа позволяют трактовать его и как сатиру на западную...
2. 4. ЗАЛОГ И ЦЕНА
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Часть текста: в ходе самой исторической практики. Это прежде всего великий кризис денежных знаков, который достаточно рано разразился в Европе в XVII веке. Нужно ли усматривать первое его осознание, еще замаскированное и неакцентированное, в том утверждении Кольбера, что в Европе масса металла постоянна и что американскими пополнениями можно пренебречь? Во всяком случае, к концу столетия на опыте убеждаются, что драгоценный металл для чеканки монет встречается очень редко: упадок торговли, падение цен, трудности при выплате долгов, рент, налогов, обесценение земли. Вот чем объясняется и длинная череда девальваций, имевших место во Франции в течение первых пятнадцати лет XVIII столетия и увеличивших количество обращающихся денег; это и все одиннадцать «сокращений» (ревальвации), проведенных между 1 декабря 1713 года и 1 сентября 1715 года и предназначенных — эти надежды не сбылись — вернуть в обращение спрятанный металл; и целый ряд мер, понизивших процентную ставку рент и урезавших их номинальный капитал; и появление в 1701 году ассигнаций, вскоре замещенных государственными облигациями. Наряду с многими другими последствиями...
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "И" (часть 3, "ИНТ"-"ИОС")
Входимость: 1. Размер: 73кб.
Часть текста: культурного текста. Вопрос об И. продолжает проблематику диалогического понимания, рассматриваемую в работах Бахтин а и предлагает рассматривать любой текст как открытую структуру. В тексте, особенно художественном, всегда присутствуют отсылки, аллюзии, цитаты. Т.о., текст существует за счет многих других предшествующих текстов. Проблему И. условно можно рассматривать в двух аспектах: И. как принципиальный худож. прием и И. как метод прочтения любого текста; в первом аспекте необходимо сознавать, что в нек-рых случаях попытка автором "вобрать" в себя или, наоборот, "преодолеть" к.-л. предшествующее произведение, часто носит чисто бессознат. характер. В культуре Постмодернизм а И. стала обязат. частью культурного дискурса и одним из осн. худож. приемов, поскольку принципиальная эклектичность и цитирование являются доминирующими чертами совр. культурной ситуации. Произведение постмодернизма "вбирает" в себя любые элементы всего накопленного опыта, прочитывая его удобным для себя способом и соотнося с любыми другими текстами, что происходит, напр., в произведениях Д. Фаулза, X. Кортасара, еще раньше этот худож. прием часто применялся В.В. Набоковым, Д. Джойсом. Иногда...
4. Словарь средневековой культуры. ДРАМА ГОРОДСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Часть текста: или иного ремесленного цеха. Во Франции миракли процветали вт. н. «пюи» (ст.-фр. pui или риу - «возвышение») - объединениях горожан для совместной благочестивой деятельности, музицирования и поэтических состязаний. По образу и подобию этих объединений возникли впоследствии разнообразные «братства» и «сообщества», посвятившие себя исключительно постановке пьес. Первые «пюи» возникли в XI в. с целью прославления Богоматери: члены корпорации выступали с проповедями и стихами в ее честь. Миракль - это преимущественно «авторская» драма, хотя имена многих сочинителей до нас не дошли. Первые миракли на народном языке появились в XIII в. - это «Игра о св. Николае» Жана Боделя и «Миракль о Теофиле» Рютбё-фа. Бодель назвал свою пьесу латинским словом «Indus» (фр. jeu) и посвятил ее деяниям чрезвычайно популярного в средние века святого. Возможно, она была написана по заказу к празднику: Николай считался покровителем молодежи, а торжества в его честь происходили 6 декабря - именно с этого дня начинался месячник самых буйных увеселений года. Этот миракль предвосхищает масштабность, свойственную более позднему этапу развития средневековой драмы: действие происходит во многих местах (королевский дворец, поле битвы, лагерь язычников, лагерь христиан, таверна, дорога, тюрьма, царства четырех эмиров), на сцене появляются самые разнообразные персонажи (ангел, святой, король, четыре эмира, две армии, кабатчик со своим слугой, воришки и палач). Характерно также обилие неканонических сцен (линия рыцарей-крестоносцев и линия мошенников,...
5. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "И"
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Часть текста: А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "И" ИГРА Статья большая, находится на отдельной странице . ИГРА В БИСЕР Статья большая, находится на отдельной странице . ИКОНА И АВАНГАРД Статья большая, находится на отдельной странице . ИМАЖИНИЗМ ИМАЖИНИЗМ (от англ. image- образ) Камерное направление в русской поэзии перв. трети XX в., претендовавшее на конструирование образной системы литературного языка. Изначальное стремление к системному конструированию образа спонтанно вылилось в искусственное моделирование слов от единой корневой структуры глубоко архаичного русского языка; слова, полученные путем прикорневых и посткорневых образований, носили характер неточных номинативных неологизмов, но не вмешали в себя искомую символику неординарно богатого образа. Ассоциативность мышления позволяла импровизировать рифмованные лексические ряды, отличающиеся порой весьма изысканным совпадением слова и понятия, что дает возможность считать подобное единство образом. Формально И. существовал в России с 1919 ...
6. Словарь средневековой культуры. РЫЦАРСТВО
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Часть текста: времени высокого средневековья, его предысторию следует искать в глубине столетий. Согласно одной из точек зрения - в римских административных структурах (К.-Ф.Вернер). Термин militare (букв, «служить солдатом») в античном Риме применялся не только к военной, но ко всяким видам государственной службы. Римские магистраты (milites) при вступлении в должность в знак передаваемой им публичной власти опоясывались мечом (cingulum militiae). С распадом империи их функции и статус перешли к лицам, представлявшим публичную власть в варварских обществах. Они и осуществляли militia на манер римских магистратов. Как и в поздней империи, в средние века государственная служба была связана с передачей оружия тем, кто правил от имени власти. Р.о, далее, возводят и к некоему германскому военному институту. У германцев война была окружена ореолом особого почитания, а престиж воина был чрезвычайно высок. Вручение оружия молодому германцу означало признание его совершеннолетним, а право носить оружие было своеобразным символом свободы. Раннесредневековое общество существует ради войны, и война является важнейшей ценностью; сама структура общества была подчинена ее потребностям. В варварских государствах существовал слой профессиональных воинов, составляющих свиту (comités) предводителей, которым они служили. С эпохи Меровингов для обозначения вооруженных слуг правителей применялись термины «верный» (fidelis), «вассал» (vassus, vassalus, первоначальное значение - раб); такие слуги были не только у франков, но и у вестготов (букцел-лярии), а также лангобардов (газинды) и т.д. Это могли быть простые воины, скромного происхождения и не обладавшие публичной властью. Но их роль в обществе, где войне были подчинены многие сферы жизни, являлась значительной. Война занимала важное место в политике Каролингов, стремившихся к расширению территории государства. В каролингскую эпоху военная служба требовалась уже не от всех свободных, но от тех, кто имел...
7. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Б"
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Часть текста: басни Эзопа. Сохранилось свыше 140 басен Б. в стихах и около 50 в прозе. Для большинства из них характерна живость изложения, однако ослаблен морально-дидактический акцент. Б. рано стал хрестоматийным автором, о чем свидетельствуют восковые таблички III в. из Пальмиры. Федр. Бабрий. Басни. М., 1962; Гаспаров М.Л. Античная литературная басня. М., 1971. БАГАУДЫ БАГАУДЫ (от кельт. baga - борьба) участники народно-освободительного движения против римского господства в Галлии и Сев. Испании в III - V вв. н.э., в основном разоренное население, колоны и рабы. В 70-80-х гг. III в. движение вылилось в открытую войну. Объединяясь в отряды, б. нападали преимущественно на виллы крупных землевладельцев. Их предводители Аманд и Элиан, провозглашенные императорами, создали армию, включавшую пехоту (из земледельцев) и конницу (из пастухов). Подавленное римлянами восстание возобновилось в 408 г., в 435-447 гг. оно охватило северо-зап. Галлию, однако было подавлено вторично. Дмитриев А.Д. Движение багаудов // ВДИ. 1940. № 3-4; Корсунский А.Р. Движение багаудов // ВДИ. 1957. № 4. БАЗИЛИКА БАЗИЛИКА (греч. basilike - царский дом) здание прямоугольной формы, разделенное рядами колонн на несколько нефов. Получила название от места заседания архонта-басилея в Афинах. В Древнем Риме предназначалась для судебных заседаний и других публичных собраний, здесь же заключались торговые сделки. В глубине б. находилась трибуна для выступающих. По типу б. стали строить христианские храмы. Б. получила свое дальнейшее развитие в византийской, романской и готической архитектуре. Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1983. С. 107-110. БАЛЕАРСКИЕ ОСТРОВА БАЛЕАРСКИЕ ОСТРОВА - группа островов (два крупных и несколько мелких) к западу от Испании. Первоначально они принадлежали...
8. Словарь средневековой культуры. МОНАШЕСТВО
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Часть текста: всего мирского и призывал следовать за собой, оставив имущество и родных во имя стократного воздаяния (Мат. 19, 10-12, 27-28; Map. 6, 7-9; 10, 17-31; Лук. 12, 22-31). Утверждение бренности «образа мира сего» соседствовало в Писании с предостережением близости конца света (1 Кор. 7,29,31). Отрицая дуализм души и тела, видя в них единое творение Бога, христианство признавало, что человек должен победить не плоть, но свою гордыню и себялюбие во имя любви к Богу. В действительности христианство заимствовало у различных дуалистических учений поздней античности формы неистовой борьбы с плотью, которые впоследствии нередко превалировали в практике М.а, особенно в ситуации обострения эсхатологических ожиданий. Это, в частности, привело к отождествлению аскетов, а затем монахов с мучениками «мирного времени» (когда гонения на христиан уже прекратились) и определило высокий авторитет М.а среди мирян и в церкви. Стремление следовать Христу, понимавшееся прежде всего как выход из системы традиционных социальных связей ради связи (лат....
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 6, "КЛИ"-"КОС")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Часть текста: которой тот стал пренебрегать своей женой. По просьбе последней их сын Феникс соблазнил К. Ревнивый отец проклял сына, призвав эриний и сделав так, чтобы у того никогда не было сына (Hom. Il. IX 440-484; Schol. Hom. II. IX 448) (вариант: ослепил сына). м. б. КОАТЛИКУЭ КОАТЛИКУЭ («она в платье из змей»), Коатлантонан («наша змеиная мать»), в мифологии ацтеков богиня земли и смерти, мать бога солнца Уицилопочтли. По мифу, К. была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями - Сенцон Уицнауа («400 южан-звёзд») и дочерью Койольшауки - богиней луны. Каждый день К. поднималась на гору Коатепек («змеиная гора»), чтобы принести жертву. Однажды на вершине горы к ней упал с неба шар из перьев, который она спрятала за пояс; этот шар мгновенно исчез. Вскоре К. почувствовала, что она беременна. Узнав об этом, дети пришли в ярость, и дочь посоветовала братьям убить опозорившую себя мать. Но дитя в чреве К. обещало защитить её. Когда убийцы приблизились, Уицилопочтли, родившись, напал на них и обратил в бегство, а Койольшауки отрезал голову. К. - олицетворение земли, из которой каждый день появляется солнце (Уицилопочтли), прогоняя луну и звёзды. Одновременно К. - богиня смерти, т. к. земля пожирает всё живущее. Р. к. Коатликуэ. Коатликуэ. Базальт. Ацтеки. Мехико. Национальный музей антропологии. Статуя Коатиклуэ. КОДЕШ КОДЕШ - Кордеш, в мифологии причерноморских адыгов (шапсугов) божество моря. Согласно мифологическим представлениям, К. - большая рыба, удерживающая море в своих берегах. К К. обращались рыбаки с мольбой о...
10. ИНТУИТИВИЗМ
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: интуицию как единственно достоверное средство филос. познания рассудочному мышлению. И. формируется в качестве особого направления в к. 19—нач. 20 в., хотя отд. интуитивистские идеи встречаются у многих философов предшествующих эпох. Становление И. связано с критикой ошибок и противоречий позитивизма, механицизма, сциентизма, осуществляемой с позиций иррационализма, мистицизма. Интуитивное видение мира и человека противопоставляется рациональному истолкованию природы, истории, об-ва и личности, этики и эстетики. Стремление нек-рых сторонников И. сохранить элементы интеллектуализма в своих концепциях ( Жильсон, Маритен, Лосский, Франк, Е.Н. Трубецкой, Н. Гартман и др.) не снимает принципиальной ориентации этого течения на критику разума и понятийного мышления. И., упраздняя границы между субъектом и объектом, познанием и действительностью, толкует последнюю как знание-бытие (Лосский). И. в эстетике абсолютизирует интуицию как момент непосредств. осознания в эстетич. восприятии и эстетич. оценке, в творч. фантазии художника. Интуитивистская эстетика Бергсона, направленная против классич. эстетики Гегеля и позитивистской философии искусства И. Тэна, последовательно оспаривает значение интеллекта, дискурсивного мышления в качестве инструментов познания и творчества. В этом плане она является предтечей совр. неклассич. видения эстетич. поля. Вслед за Шопенгауэром бергсонизм трактует интуицию как высшую форму познания, как бескорыстное мистич. созерцание, полное совпадение, слияние субъекта со специфич. объектом — динамической, духовной сущностью мира, жизненным порывом (elan vital). Интуиция, по Бергсону, — единств. способ постижения текучей,...