Поиск по материалам сайта
Cлово "LIEGE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. УНИВЕРСИТЕТ
Входимость: 1. Размер: 36кб.
2. Словарь средневековой культуры. CHANSONS DE GESTE
Входимость: 1. Размер: 24кб.
3. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФА"-"ФИЛ")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
4. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЯ"-"ГЕР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
5. Словарь средневековой культуры. ТРУБАДУРЫ
Входимость: 1. Размер: 35кб.
6. Словарь средневековой культуры. КАНОНИЗАЦИЯ
Входимость: 1. Размер: 15кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. УНИВЕРСИТЕТ
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Часть текста: были учебными корпорациями. Они обладали властью присваивать ученые степени, главной из которых была licentia ubique docendi - право «преподавать повсюду». Именно это и отличало «всеобщую» школу от школ «местных» (studia particularia). Степень, присужденная У.ом, по идее в обязательном порядке признавалась во всем христианском мире. Гарантом этого выступала власть, выдавшая У.у документ об основании и правах. Не признать полноценность университетской ученой степени значило бросить вызов этой власти. Такой властью было прежде всего папство . Привилегии У.ам могли выдавать и императоры и короли (в особенности те из них, кто считал себя «императором в своем королевстве», - французские), но У. становился полноправным Studium generale лишь после обретения им папской грамоты. Встречались, однако, и нарушения принципа универсальности степеней, на страже которого стояла университетская власть. Поэтому европейские У.ы выступали неизменными сторонниками сохранения европейского единства. Средневековые У.ы обладали значительной независимостью от церковных и светских властей. Сами университетские деятели оценивали себя необычайно высоко. У. называли «рекой, питающей мир», «хранителем ключей от христианства», «стражем на башне христианского мира», «старшей дочерью короля». И неважно, насколько заслуженны были эти эпитеты. Раз произнесенные, метафоры делали свое дело, повышая значение У.ов в средневековой культуре и системе образования. Сами У.ы желали происходить от легендарных королей. Говорили, что Парижский У. основал Карл Великий, Кембриджский...
2. Словарь средневековой культуры. CHANSONS DE GESTE
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: списков. Характеристики сохранившегося корпуса письменных памятников свидетельствуют об ориентации текста не на чтение (в близком нам понимании этого слова), но на устное воспроизведение («перформацию», в терминологии П. Зюмтора); подтверждением тому служит и само обозначение «песни», ставящее данный жанр, при всей его специфике, в один историко-типологический ряд с «ткацкими песнями», «песнями о несчастливом замужестве» и пр. В подавляющем большинстве «песни о деяниях» анонимны; достоверно авторскими являются лишь несколько поэм, созданных преимущественно на рубеже XII-XIII вв. известными труверами: Бернаромде Бар-сюр-Об («Жирар де Вьенн», «Эмери Нарбоннский»), Грендором из Бри («Битва с Локвифером», «Монашество Ренуара»), Грендором из Дуэ («Песнь об Анти-охии», «Песнь об Иерусалиме», «Пленники»), Жаном Боделем («Саксы»), или, во второй половине XIII в., Адене-ле-Руа («Берта Большеногая», «Бёв де Коммарши», «Отрочество Ожье»). Стиль жест строится на устойчивых формулах и клише, с характерными для устного текста повторами и подхватами отдельных строк и оборотов, перебивающими линеарность повествования. Исполнителями жест были, как правило, жонглеры. Корпус сохранившихся целиком поэм насчитывает более 100 текстов; еще ок....
3. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФА"-"ФИЛ")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: и неба, Маву послала сыновей ф. - Дуво, Кити и Зосе, чтобы они обучили людей на земле языку Маву (т. е. системе гадания Фа). После их возвращения Маву отправила на землю всех детей Ф., которых повёл Легба. Ф. дала Зосе имя Фалувоно («владеющий тайной Фа»). По мифам фон, культ Ф. и система гадания Фа пришли к фон от йоруба, из священного города Ифе. Согласно мифу, введение культа ф. приписывается царской династии: Тегбезу, царь Дагомеи (правил в 1728-75), сын царя Агаджа, был отправлен в Ойо как часть дани, ежегодно взыскиваемой йоруба с фон. По возвращении на родину он принёс в Дагомею систему гадания Фа. Другая версия связывает появление в Дагомее культа Ф. и некоторых других божеств с женой Агаджа и матерью Тегбезу. Ф. аналогичен Ифа в мифологии йоруба. Е. С. Котляр. ФАВН ФАВН (Faunus, от favere, «помогать», также Fatuus, Fatulcus, от fatuor, «быть одержимым», fando, «пророчествовать», Serv. Verg. Aen. VII 47), в римской мифологии бог полей, лесов, пастбищ, животных. Существовали представления как о множественности Ф., так и об одном Ф., женским соответствием которому была Фавна, Фатуя, впоследствии считавшаяся его дочерью и известная как Бона деа (Serv. Verg. Aen. VII 47; VIII 314). При шуме леса или во сне Ф. давал предсказания, сложенные сатурнийским стихом (Dion. Halic. V 16). Хитростью пойманный Нумой вместе с Пиком, Ф. вынужден был открыть ему, как следует отвращать молнию Юпитера (Ovid. Fast. Ill 291 след.; Plut. Numa 15). Ф. считался лукавым духом, воровавшим детей, посылавшим болезни и кошмары (Serv. Verg. Aen. VI 775). Как Инуй или Инкуб вступал в связь со всеми животными и соблазнял женщин. Учреждение культа Ф., отождествлявшегося с аркадским Паном, приписывалось Эвандру (Serv. Verg. Georg. I 10). Он отправлялся в гроте на склоне Палатина, называвшемся Луперкалий (от lupus, ...
4. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЯ"-"ГЕР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: посылает зигзаги молний, его голос - громовые раскаты; от них раскрываются яйца ящериц, питонов и крокодилов. Всюду за ним следует его мать, вслед. за громом слышен её укоряющий голос: «Не убивай, успокойся». Г. приходит на землю, чтобы наказать людей, делающих зло. Когда вдали собираются облака и слышны отдалённые раскаты грома, это означает, что Г. навещает другие страны. Согласно некоторым мифам, Г. от отца получил радугу-змею Айдо-Хведо, которая переносит его на землю. е. к. ГВЕЛИСПЕРИ ГВЕЛИСПЕРИ («змееподобный»), в грузинской мифологии помощник божества, выступающий в образе змея или дракона, сидящего на цепи. Г. наносит поражение врагам божества и помогает его преданным слугам в несчастье. Вместе с тем спускаемый с цепи, Г. несёт наказание непокорным почитателям божества. а. ч. ГЕБ ГЕБ (gb), в египетской мифологии бог земли. Хтоническое божество. Сын Шу и Тефнут, один из гелиопольской экнеады богов. Обычно изображался в виде человека с короной Нижнего Египта или Верхнего Египта на голове. Согласно мифу, Г. поссорился со своей сестрой и женой Ну т (небом) из-за того, что она ежедневно поедала своих детей - небесные светила, а затем вновь рождала их, и Шу разъединил супругов. Г. он оставил в горизонтальном положении внизу, а Нун поднял вверх. (В египетской паре «небо-земля» половое олицетворение обратно привычному: небо - женщина, земля - мужчина.) Детьми Г. были также Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душой (ба) Т. представлялся Хнум. Считалось, что Г. - добрый бог; он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нём растут все необходимые людям растения, из него выходит вода (Нил). Г. был связан с царством мёртвых. В мифе о споре Гора с Сетом о праве на престол Осириса Г. возглавляет судей. В 125-й главе «Книги мёртвых» Г. принимает участие в суде Осириса над...
5. Словарь средневековой культуры. ТРУБАДУРЫ
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Часть текста: юга Франции, говорящих на окситанском наречии langue d'oc - Прованса, Перигора, Лимузена, Оверни, Гаскони, Тулузена и др.) кон. XI-XIII вв., писавших на народном языке. Слово trobador происходит от романского глагола trobar, означающего «находить», «изобретать новое»; в поэтической практике Т.ов этот глагол (в субстантивированной форме) обладал семантикой, близкой к современному понятию «стиль»: манера, способ создавать поэтические произведения; таким образом, trobador - это стихотворец, поэт. Искусство Т.ов было лирическим в античном смысле, т.е. имело синкретический характер: будучи одновременно поэтами и музыкантами, они писали мелодии к своим стихам, а иногда и сами исполняли их, аккомпанируя себе на инструменте типа виолы или лиры; блестящую формулу подобного синкретизма дал один из поздних Т.ов Фолькет Марсельский: строфа без музыки -все равно что мельница без воды. Т.ы явились родоначальниками европейской лирики на народном языке, иными словами, создателями первого в Европе народного поэтического языка, функционально эквивалентного латыни: благодаря их творчеству langue d'oc, именуемый также «провансальским» или «лимузенским» языком, превратился в язык поэзии par excellence. Именно в этом качестве он был воспринят как уроженцами собственно Прованса, так и поэтами всего обширного ареала, на который распространялось влияние Т.ов, в том числе Каталонии и Северной Италии. В грамматическом трактате нач. XIII в. «Пояснения к стихотворству» (Razos di trobar) его автор, Раймон Видаль, утверждал, что «лимузенский» язык более любого другого пригоден для поэзии, т. е. для сочинения кансон и сирвент. В творчестве...
6. Словарь средневековой культуры. КАНОНИЗАЦИЯ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: поминали ее наиболее достойных членов, подтвердивших истинность своей веры перед лицом мучений и смерти. Со временем такие поминовения стали сопровождаться ритуалом евхаристии. Как в эмоциональном плане, так и с точки зрения этической поучительности их примера отношение к мученикам вырастало из недр самой общины и не было обусловлено усилиями ее лидеров. Завершению эпохи преследований сопутствовали не только стремительный рост почитания мучеников и появление новых фигур - святых аскетов и подвижников - в качестве объектов массового поклонения, но и формирование механизмов церковного контроля над культом святых. Уже в начальный период существования последнего обозначилась его тесная связь с официальной церковной жизнью. Епископы городов, главным образом в западной части империи, являясь основными носителями церковных административных и правовых полномочий, стали той институцией, которая осуществляла надзор и попечение за культами святых. По их инициативе осуществлялось перенесение мощей и иных реликвий святых, превращение их погребений в места регулярного религиозного почитания, контроль за включением этих и подобных церемоний в систему церковной ритуальной и литургической практики. Именно усилиями епископов культ христианских святых стал неотъемлемым элементом церковной религиозной жизни и организации. Вместе с тем культы святых играли роль эффективного инструмента упрочения церковного авторитета и влияния в среде верующих, а идея патроната со стороны святых способствовала упрочению функций епископского патроната над подчиненным ему населением. Несмотря на возникновение механизмов епископского...