Поиск по материалам сайта
Cлово "LORD"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. 5. ИДЕОЛОГИЯ И КРИТИКА
Входимость: 1. Размер: 18кб.
2. Мифы народов мира. МАЗДА
Входимость: 1. Размер: 13кб.
3. Словарь средневековой культуры. СВОБОДА И НЕСВОБОДА
Входимость: 1. Размер: 45кб.
4. Мифы народов мира. ПОЭТ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
5. Мифы народов мира. МИТРА
Входимость: 1. Размер: 27кб.
6. СТАЛИН (ДЖУГАШВИЛИ) Иосиф Виссарионович (1879 - 1953)
Входимость: 1. Размер: 21кб.
7. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПЕР")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАА"-"ТАО")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
9. Немировский А.И.: Мифы древности - Индия. Мифы древней Индии во времени и пространстве. От ведизма к индуизму
Входимость: 1. Размер: 10кб.
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕР"-"НИО")
Входимость: 1. Размер: 67кб.
11. Большой толковый словарь по культурологии. СТАЛИН
Входимость: 1. Размер: 24кб.
12. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 2, "ВАЛ"-"ВАС")
Входимость: 1. Размер: 53кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. 5. ИДЕОЛОГИЯ И КРИТИКА
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: — все это уже не могло более основываться лишь на самоудвоении представления. Начиная с этого события, ценность объектов желания определяется уже не только 1 Hеlwag. De formatione loguelae, 1781. 2 Lord Monboddo. Ancient metaphysics, vol. IV, p. 326. другими объектами, которые желание может себе представить, но областью, не сводимой к этому представлению, — трудом; отныне живое существо можно характеризовать уже не посредством элементов, которые доступны анализу на основе представлений о нем и о других существах, но посредством некоей внутренней соотнесенности этого существа, называемой его органической структурой; определить язык позволяет не тот способ, посредством которого он представляет представления, но какая-то внутренняя его архитектоника, какой-то способ изменения самих слов вследствие их взаимозависимого грамматического положения, т. е. система его флексий. Во всех этих случаях отношение представления к себе самому и порядковые связи, которые это отношение позволяет определить вне всякой количественной меры, зависят теперь от условий, внешних самому представлению в его действительном бытии. Чтобы установить связь между представлением смысла и представлением слова, теперь приходится прибегать к чисто грамматическим законам языка, который независимо от своей способности представлять представление подчинен строгой системе фонетических изменений и...
2. Мифы народов мира. МАЗДА
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: и полное название, и спор шёл в основном лишь о том, как понимать слово «М.» - как эпитет к Ахура (т. е. «Мудрый Ахура», «Мудрый господин») или как просто существительное («мудрость», откуда Ахура Мазда, «господин мудрость»), которое, собственно, и является именем божества. В начале 20 в. была выдвинута точка зрения (Э. Леман), которую поддержали Э. Бенвенист, М. У. Смит, С. Конов, К. Барр, П. Тиме, Б. Шлерат, В. В. Маландра и др., что М. - это персонифицированное абстрактное понятие, означающее мудрость (ср. Boxy Мана, собств. «благая мысль», Армайти, «благонамеренность» и др.). Однако в результате ряда исследований последнего времени (прежде всего ф. Б. Дж. Кейпера) было показано, что слово mazda- нужно понимать не как абстрактное существительное женского рода, к которому позднее и вторично присоединилось h в качестве показателя именительного падежа мужского рода, а как архаичное прилагательное, восходящее к форме *mazdâH-s, «мудрый». Более того, очень вероятно, что ни М., ни Ахура М., строго говоря, не были именами главного бога, но лишь нетабуированными вариантами его обозначения. Во всяком случае, ...
3. Словарь средневековой культуры. СВОБОДА И НЕСВОБОДА
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Часть текста: Содержание и актуальность понятия С.ы варьируются от страны к стране и от века к веку в широком спектре значений, от социально-бытовых до морально-теологических, филиации которых угадываются с трудом. В этой связи примечательно отсутствие в средние века специальных сочинений о Се (за исключением теологических, о Се воли) до Аламанно Ри-нуччини («Диалог о Се», 1479 г.) и Мартина Лютера («О Се христианина», 1520 г.), а также - темы С.ы в иконографии и аллегорической литературе. Античные истоки средневекового понятия Понятие С.ы, плод мыслей, речей и восприятий людей, их социального прошлого и настоящего, возникает исторически. Универсальное общеевропейское понятие смогло развиться в результате масштабной сино-нимизации гетерогенных культурных представлений - через взаимоуподобление заведомо разных вещей в разных культурах. Понятие С.ы не отражает непосредственно современную ей действительность, но неизбежно несет в себе груз былых пониманий предмета, представления,...
4. Мифы народов мира. ПОЭТ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: Творчество, делание объединяет П. с жрецом. Воспроизводя мир. П., как и жрец, расчленяет, разъединяет первоначальное единство вселенной, устанавливает природу разъятых частей через определение системы отождествлений и синтезирует новое единство, оба они борются с хаосом и укрепляют космическую организацию, её закон. И П., и жрец воспроизводят то, что некогда сделал демиург (культурный герой), с их помощью преодолеваются энтропические тенденции, элементы хаоса изгоняются и перерабатываются, мир космизируется вновь и вновь, обеспечивая процветание, богатство, продолжение в потомстве (при этом П. выступает одновременно как субъект и объект текста, как жертвующий и жертва). Тождество П. и жреца влечёт за собой представление о магической силе П. [ср. П.-шаманов, библейского Давида, игрой на гуслях успокаивавшего Саула, когда того тревожил злой дух, легенды об Орфее, завораживающем животных, деревья и скалы, Вяйнямёйнене, П. - шамане и чародее, слагающем заговорные руны, гусляре Садко, Франциске...
5. Мифы народов мира. МИТРА
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Часть текста: корню *mi-: *mei-, имеющему отношение к обозначению идеи посредничества, взаимности, обмена (и меры), закономерности, согласия, состояния мира, дружбы, симпатии. Культ М. получил чрезвычайно широкое распространение: образ М. внедрился (в непосредственном или косвенном виде) в самые разные культурно-исторические традиции и религиозно-мифологические системы. Древнейшие и наиболее надёжные сведения о М. содержатся в «Авесте», прежде свего в «Яште» Х [«Митра-(Михр-) Яшт»]. Первоначальность договорной функции М. для авестийской традиции не вызывает сомнений. Именно об этом говорит Заратуштре создавший М. Ахурамазда: «негодяи (нечестивцы), которые лживы по отношению к договору, приводят к гибели всю страну... Никогда не нарушай договора, о ты, из рода Спитамов, независимо от того, заключил ли ты его с носителями лжи или обладающими правдой последователями истинной веры, ибо договор имеет силу и в отношении носителей лжи, и в отношении носителей правды» (X 2) и далее: «Быстрых лошадей даёт М., обладающий широкими пастбищами для скота, тем, кто не лжив к договору» (X 3). [Ср. игру слов, относящуюся к теме М. и договора: букв. «Договор......
6. СТАЛИН (ДЖУГАШВИЛИ) Иосиф Виссарионович (1879 - 1953)
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: его наиболее “совершенном”, “беспримесном”, “идеальном” варианте (по сравнению с позднейшими явлениями — кит., северокорейским, албан., вьет., кубин., кампучийским и т.п.). Полит, харизма С., воссоздающая амбивалентный облик волевого и мудрого правителя, учреждающего в мире жестокий, но безупречный порядок, в наибольшей мере несла на себе отпечаток мифол. сакральности и религиоподобного идеол. культа. Родился в семье сапожника-кустаря; образование получил в Горийском духовном училище (1888-94) и Тифлис, православной семинарии (исключен в мае 1899 в связи с неявкой на экзамены; впоследствии представлял свое исключение как наказание за пропаганду марксизма). Показал хорошие способности в обучении (диплом с отличием в училище), твердость, настойчивость, независимость и честолюбие; был нетерпим к критике и, по воспоминаниям товарищей, не понимал шуток. Как и все рус. семинаристы, С. испытал сильное и противоречивое влияние православной догматич. доктрины и производных от нее атеизма и материализма; марксизм понимал теологически. “Капитал” Маркса С. прочел по сокращенной рукописной копии. Много читал; наряду с...
7. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПЕР")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: деят-ти (1-й сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) сыграли большую роль в развитии физиологии, медицины, психологии и педагогики и легли в основу бихевиоризма и теории научения. П. экспериментально установил, что научение основано на ассоциациях. Безусловные рефлексы, такие, как слюноотделение, являющееся врожденной реакцией на безусловные стимулы, напр., на пищу, могут вызываться и др. стимулами (к-рые естественным образом эти рефлексы не вызывают), если только они действуют одновременно с безусловными. Значит, новые, обусловленные стимулы производят реакцию при отсутствии врожденного безусловного стимула. П. продемонстрировал условия, при к-рых эти рефлексы будут проявляться, закрепляться или исчезнут, а также сделал вывод, что т.о. можно объяснить и нек-рые аспекты поведения человека. Палата лордов Палата лордов (House of Lords), неизбираемая верхняя палата парламента Великобритании. Состоит из светских (ок. 1000 наследственных и пожизненных пэров), духовных (26 архиепископов и епископов) лордов, а также лордов-судей по апелляциям, старших представителей судебной власти. Пэры, не имеющие наследственного права заседать в П.л., появились лишь после принятия в 1958 г. закона о пожизненном пэрстве. В 1999 г. право наследования в П.л. было отменено. Когда-то П.л. была равна по полномочиям палате общин, но стала конституционно подчиненной ей после принятия Актов о парламенте 1911 и 1949 гг., ограничивших законодат. полномочия П.л.; тем не менее П.л. сохраняет за собой право отлагательного вето на один год, за иск. финанс. законодательства. Она по-прежнему осуществляет неск. важных парлам. функций, таких, как пересмотр полученных от палаты общин законопроектов, контроль за исполнит, властью и запросы спец. комитетов. Дебаты в П.л. носят более сдержанный характер по сравнению с палатой общин и проходят порой на более высоком...
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАА"-"ТАО")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
Часть текста: Она, возможно, совпадает со священными «письменами аммунеев», которые, согласно Филону Виблскому, использовал Санхонйатон при создании своего сочинения о возникновении вселенной. Образ Т. сложился под влиянием мифов о Тоте. ТААРА ТААРА (эст.), Тоора, Туури (финск. и карельск.), в прибалтийско-финской мифологии бог неба и грома. Первое упоминание о культе Т., покровителя сражений, встречается в «Хронике» Генриха Латвийского (13 в.): Т. родился на горе в красивой роще; к нему обращались осаждённые крестоносцами эсты с возгласом «Таарепи та!» - «Т., помоги!», приносили в жертву скот в священных рощах. В западной Эстонии в честь Т. устраивались ритуальные бои и танцы. В финской мифологии Туури участвует в сюжете заклания гигантского быка или свиньи. На образ Т. оказал влияние германо-скандинавский Тор: ср. заимствование эстонцами таких черт культа Тора, как почитание четверга - дня громовержца и т. п., а также эстонок, toorumees, «колдун, человек Тоора». Существует также предположение об общефинио-угорском происхождении имени Т. (ср. обско-угорское Торум, Нуми-Торум) и о...
9. Немировский А.И.: Мифы древности - Индия. Мифы древней Индии во времени и пространстве. От ведизма к индуизму
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: развития становятся Брахма, Вишну и Шива. В ведах Брахма входил в молитвенную формулу «брахман», не имея зримого образа и действенной роли в мифах. Властные функции принадлежали появившемуся в период брахман богутворцу Праджапати. Он и передал Брахме в числе множества титулов самые главные: Творец (Тваштри), Установитель (Дхатри), Распределитель (Локагуру), а в конце концов и свое основное имя - Праджапати, Владыка сущего. Брахма обретший облик лотосоглазого бородатого старца с четырьмя туловищами, столькими же лицами и восемью руками - на все четыре стороны света, - стал главным действующим лицом космогонических и космологических мифов, к участию в которых по его милости на вторые роли были допущены ведийские боги и мудрецы - Рудра, как порождение гнева Брахмы, и Нарада, как сын, рожденный из его бедра (подобно тому, как из бедра Зевса родился Дионис). Великие риши вед Ангирас, Дакша и другие были объявлены порождением духа Брахмы, родоначальниками богов и людей. Ему отдается верхнее, седьмое небо, становящееся «миром Брахмы» (брахмалокой) и мировое яйцо (брахманда), плавающее в первозданных водах, в котором он - «золотой зародыш» - пребывал в начале своего бытия. Усилению могущества Брахмы способствуют местные боги, подчас дублирующие ведийских. Брахме мало образа Рудры, обитателя Хималаев, и он обретает Кали в качестве одной из супруг. Ее чернота толкуется как проявление гнева Брахмы, однако во всем другом она ракшаска, злая демоница тропических лесов, с отрубленными головами в четырех руках, с ожерельем из черепов, с высовывающимся из пасти языком, красным от крови жертв. Второй член великой триады - Вишну - был известен ведам как бог неопределенного облика, «широко ступающий» (совершающий «три шага»). Будучи младшим партнером Индры, Упендрой («Младшим Индрой»), Вишну становится Атиндрой...
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕР"-"НИО")
Входимость: 1. Размер: 67кб.
Часть текста: Нерея и океаниды Дориды (Hes. Theog. 240-242). Их пятьдесят (244- 264; Apollod. I 2, 7), имена указывают на изменчивость, глубину, стремительность и прихотливость моря. Н. благожелательны к людям и помогают им в бедствиях. Среди Н. выделяются Амфитрита, супруга Посейдона; Фетида, мать Ахилла; Галатея, в которую влюбился Полифем; Немертея (греч. nç-merteia, «истина»). а. т.-г. Тритон и Нереида. Тритон и Нереида. Картина А. Бёклина. 1875. Берлин. Национальная галерея. Тимофей. Нереида на коне. Акротерий храма Асклепия в Эпидавре. Начало 4 века до н.э. Нерей и нереиды. Нерей и нереиды. Фрагмент росписи краснофигурного килика Дуриса. Около 480 до н. э. Мюнхен. Музей античного прикладного искусства. НЕРЕЙ НЕРЕЙ (Νηρύς), в греческой мифологии божество моря, отец нереид. Именуется также «морским старцем». Н.- сын Геи и Понта. Он ненавидит ложь и даёт добрые советы (Неs. Theog. 233-236). Н. обладает даром предвидения, но для того чтобы он дал прорицание, им надо овладеть, так как он, подобно морской стихии, меняет свой облик; так, Геракл, связав Н., заставил его указать путь к саду Гесперид (Apollod. II 5, 11). А. г.-л НЕРТУС НЕРТУС (Nerthus), в древнегерманской мифологии богиня плодородия, растительности, возможно, богиня земли (ср. сканд. Ерд - мать...