Поиск по материалам сайта
Cлово "MED"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 8, "ФРА"-"ФУЦ")
Входимость: 7. Размер: 64кб.
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 7, "КОС"-"КУК")
Входимость: 2. Размер: 78кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 6, "СИГ"-"СИН")
Входимость: 2. Размер: 46кб.
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 4, "МАТ"-"МЕЛ")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАБ"-"ЛАС")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
6. Реальный словарь классических древностей. ОВИДИЙ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
7. Реальный словарь классических древностей. СУДОПРОИЗВОДСТВО
Входимость: 1. Размер: 69кб.
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭГИ"-"ЭКС")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "DIF"-"LEX")
Входимость: 1. Размер: 75кб.
10. Реальный словарь классических древностей. ТРАГЕДИЯ
Входимость: 1. Размер: 24кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "Я"
Входимость: 1. Размер: 46кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 8, "ФРА"-"ФУЦ")
Входимость: 7. Размер: 64кб.
Часть текста: словарь классических древностей Статьи на букву "Ф" (часть 8, "ФРА"-"ФУЦ") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Ф" (часть 8, "ФРА"-"ФУЦ") ФРАСИЛЛ ФРАСИЛЛ - Thrasyllus, Θράσυλλος, 1. афинский полководец в конце Пелопоннесской войны, впервые выдвинулся вместе с Фрасибулом в 411 г. в качестве защитника демократии. В следующие затем годы хотя занимал второстепенное место, но отличался несколько раз и после поражения Антиоха при Эфесе был поставлен вместе с другими во главе флота, командовал в сражении при Аргинусах 15-ю кораблями и после сражения был обвинен вместе с товарищами в неисполнении долга по отношению к убитым и казненным. Thuc. 8, 73 слл. 100 слл. Хеn. Hell. 1, 2. 4. 5. Plut. Alc. 29; 2. греческий астролог, родом из Родоса, жил в Риме, посвящал Тиберия в тайны своего искусства, но потом впал в немилость и с трудом избег смерти. Полагают, что это тот же Ф., который занимался философией Платона и разделил сочинения его на тетралогии. Tac. ann. 6, 26. Suet. Tib. 14. ФРАСИМАХ ФРАСИМАХ - Trasimăchus,...
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 7, "КОС"-"КУК")
Входимость: 2. Размер: 78кб.
Часть текста: похороны К. знаменовали переход к весеннему циклу. Название «К.» родственно укр. костру б, «неряха»; ср. также этимологию названия Кострома. в. и., в. т. КОТ КОТ - кошка. В ряде мифологических традиций образ К. выступает как воплощение божественных персонажей высшего уровня. Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится к 2-му тыс. до н. э., её захоронение - к кон. 15 - нач. 14 вв. до н. э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе - центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов - эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство могли караться смертью. Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Васт иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой, что обнаруживает связь образа К. с идеей царственности. В «Книге мёртвых» К., сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты - великий кот, мститель богов»). В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) К.-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в ...
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 6, "СИГ"-"СИН")
Входимость: 2. Размер: 46кб.
Часть текста: СИГНИЯ - Signĭa, η̉ Σιγνία, 1. город в Лациуме на восточной стороне Вольских гор, основанный Тарквинием Гордым. Он известен храмом Юпитера Урия, горьким вином, употреблявшимся в виде лекарства, грушами и родом замазки или цемента (Opus Signium), который употреблялся при мощении полов (pavimentum). В нынешнем Сегни древний храм Юпитера превращен в церковь. Liv. 1, 55. 2, 21. 8, 3, Strab. 5, 237; 2. гора в великой Фригии. У подножия ее лежал город Анамея Киботос. Plin. 5, 29. 29. СИДА СИДА - Side, Σίδη, 1. рано пришедшая в упадок гавань на восточном мысе Лаконии, к югу от Эпидавра Лимеры. Paus. 3, 22, 11; 2. город Памфилии, эолическая колония Кимы и главное место культа Афины. Развалины при Eski Adalia. Liv. 35, 13. 37, 23. Strab. 14, 664. СИДИЦИНЫ СИДИЦИНЫ - Sidicīni, авсонский народ в Северной Кампании, при Массинской горе (н. Massicus) и на границе Самния; главный их город Теан (н. Теаnо) Cic. Phil. 2, 41. Liv. 7, 29, 8, 2. 15. Verg. Aen. 7, 727. СИДОН СИДОН - Sidon, Σιδών, древний город Финикии в приморской долине, ширина которого менее одной мили, в 5 милях к северу от Тира. Он имел двойную гавань и сильные укрепления, но после разрушения Дарием Охом был легко доступен для неприятеля. Arr. 2, 15, 6. С. уже во времена Гомера (Il. 6, 290. 23, 740. Ноm. Od. 16, 115. 424) имел значительную торговлю и промышленность и стал метрополией многих колоний. Его корабли славились быстрым ходом. Hdt. 7, 89. 96....
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 4, "МАТ"-"МЕЛ")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Часть текста: в земле лингонов, недалеко от реки Мосы, и соединяется после северо-западного течения при Лютеции с Сеной. Caes. b. g. 1, l. МАТРОНАЛИИ МАТРОНАЛИИ - Matronalia, см. Iuno, Юнона , под сл. 'Ήρα, Гера , 5. МАТТИАКИ МАТТИАКИ - Mattiăci, германский народ, принадлежавший к племени хаттов, между реками Рейном, Майном и Ланом. Римляне имели в их области укрепления и серебряные рудники (Tac. Germ. 29, ann. 11, 20); там же находились знаменитые горячие ключи Aquae Mattiaсае, н. Висбаден. Упоминаемый Тацитом (Tac. ann. 1, 56) главный город хаттов Mattium (Ματτιακόν) не есть теперешний Марбург, но деревня Маден при реке Эдере (Adrana). МАТУТА МАТУТА - Matŭta, Mater Matuta, древнеиталийская богиня утра, смешиваемая с греческой Левкофеею и с Альбунеею. В Риме во время праздновавшихся в честь ее матралий (Matralia), 11 июня, матери брали себе на руки вместо собственных детей детей сестер, т. к. Ино Левкофея воспитала сына своей сестры Семелы, Диониса; церемонии празднества намекали на страдания Ино. Ov. fast. 6,...
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАБ"-"ЛАС")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: со своим двоюродным братом Турном. Однако, повинуясь предсказанию оракула, отец решил отдать её в жёны Энею, и это привело к войне между Турном и Энеем. Победив, Эней женился на Л. и построил город, названный в её честь Лавинием. После смерти Энея Л., преследуемая пасынком Асканием- Юлол », бежала в лес и родила сына Сильвия (ставшего родоначальником царей основанной Асканием Альба-Лонги, Dion. Halic. I 70; по другой версии, Сильвий был сыном Аскания, Liv. I 3). Е. ш. ЛАДОН ЛАДОН (Λαδων), в греческой мифологии: 1) речной бог в Аркадии, сын Океана и Тефиды (Hes. Theog. 344), отец Дафны; 2) дракон, рождённый морскими божествами Форкием и Кето, страж золотых яблок в саду Гесперид (Hes. Theog. 333-336). Добывая эти яблоки, Геракл убил Л. (Apollod. II 5, 11) с помощью стрелы, пропитанной ядом лернейской гидры (Apoll. Rhod. IV 1396-1405). а. т.-г. ЛАДЬЯ ЛАДЬЯ - В сюжете переплывания вод смерти и возвращения в реальный мир душа умершего или заходящее солнце отправляются в преисподнюю на Л. смерти и возвращаются из преисподней на Л. воскрешения. При этом солнце (Гелиос, Ра и др.) само переплывает в Л. воды смерти, а душу человека переправляет перевозчик (греческий Харон, индийская Сатьявати, шумеро-аккад. Ур-шанаби и др.). С образом Л. смерти связана роль Л. в погребальных ритуалах: сжигание в Л. (ср. сканд. Бальдра), погребение в Л. или в гробу ладьеобразной формы, отправление мёртвого в Л. в море или по реке, укрепление Л. с телом умершего на столбах, изображение Л. на погребальной утвари и могильных камнях. Основным сакральным элементом Л. смерти является корма (перевозчик-кормчий). На Л. воскрешения в дни весенних празднеств вывозятся из храма богини-матери вавилонский Мардук, египетские Осирис и Амон, малоазийский Аттис. Отсюда роль Л. в обрядах плодородия (вождение Л. по засеянным полям и т. п.) и в ритуалах поминовения усопших, с которыми связывается представление о временном возвращении их на...
6. Реальный словарь классических древностей. ОВИДИЙ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: его словам (Ov. trist. 4. 10, 13), он родился 20 марта, на второй день праздника Quinquatrus, посвященного Минерве, в Sulmo (н. Сольмона), в 43 г. до Р. X. Отец его был очень зажиточный человек (eques illustris. Ov. trist. 4, 10, 29. 35. ср. также Комментарии к Tac. ann. 5, 59) и желал посредством тщательного воспитания своих сыновей (этого и старшего одним годом) сделать для них возможным доступ к почетным должностям в государстве. Для первоначального обучения их были достаточны школы в Сульмоне, но скоро он переселился ради детей в Рим и поручил их известнейшим учителям. Старший сын посвятил себя красноречию, но умер на 20-м году жизни. Хотя живое воображение Публия под влиянием чтений поэтов влекло его к поэзии, но по воле отца он сначала посещал школы знаменитых риторов Порция Латрона и Ареллия Фуска (Ov. trist. 4, 10, 17. Sen. controv. 2, 10, 8 слл.). Отец принуждал его заниматься риторическими упражнениями, из которых ему больше нравились suasoriae, чем controversiae. Ритор Сенека, который слышал его декламации, порицает их за отсутствие строгого расположения. По смерти брата ему пришлось вступить на служебное поприще и пролагать себе путь от низших должностей до почетных. Он сделался одним из...
7. Реальный словарь классических древностей. СУДОПРОИЗВОДСТВО
Входимость: 1. Размер: 69кб.
Часть текста: Дика , Γραφή, Письменное обвинение , Ει̉σαγγελία, Эйсангелия , Άπαγωγή, Апагогэ , Δικασταί, Тридцать тиранов ). Здесь остается представить внесение жалобы, предварительный разбор дела, производство его перед судом, словом, весь ход тяжбы. Прежде всего спрашивается, насколько право начинания дела при всех или при известных родах жалоб было обусловлено и ограничено естественными или юридическими качествами лиц. При всяком роде жалобы необходимо, чтобы истец был совершеннолетний, мужского пола, в здравом уме, далее, чтобы он был свободный, и если он гражданин, то состоял в обладании своими правами (ε̉πίτιμος). За несовершеннолетних и женщин в таких случаях должен был вести дело их естественный попечитель, κύριος, т. е. опекун или супруг, за рабов - их господин. Исключение допускалось только относительно таких рабов из чужого государства, которые в Афинах, как иностранцы, имели самостоятельное занятие и которые состояли на правах свободных метэков; они имели также право жалобы. Имели ли также государственные рабы это право, неизвестно. Иностранцы имели неограниченное право возбуждать гражданские иски, а уголовные дела - лишь в том случае, когда сами потерпели от действия обвиняемого; их ходатаем был их попечитель или πρόξενος. Метэки для внесения жалобы, вероятно, нуждались в помощи своего προστάτης, хотя потом вели далее свою тяжбу самостоятельно. Состоящие на правах граждан (ι̉σοτελει̃ς) имели полную правоспособность, следовательно, также право возбуждать обвинения (ср. Ξένος, Иностранец ). Эти безусловно или с ограничением правоспособные ...
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭГИ"-"ЭКС")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: другой, Эврином, был в числе женихов Пенелопы. Ноm. Od. 2, 15 слл. ЭГИРА ЭГИРА - см. Айгира . ЭГИСФ ЭГИСФ - Aegisthus, Αι́γιοθος, сын Фиеста и дочери Фиеста же, Пелопии, которая, родив сына, бросила его. Ребенка нашли и приютили пастухи; коза вскормила его (отсюда будто бы и его имя). Возмужав, Э. убил Атрея, принявшего его за своего сына и поручившего ему убить Фиеста; тогда Эгисф и Фиест завладели микенским царством. По гомеровскому представлению (Ноm. Od. 4, 518). Э. по смерти Фиеста правил юго-восточной оконечностью Арголиды, как вассальной страной. В то время как Агамемнон сражался под Троей, Э. соблазнил жену его Клитемнестру, а по возвращении Агамемнона вероломно, во время пира, убил и его самого (Ноm. Od. 4, 534). Спокойно царствовал затем Э. в Микенах в продолжение 7 лет; а потом, как было предсказано, явился мститель в лице сына Агамемнонова Ореста, который, по закону родовой мести, покарал убийцу. Ноm. Od. 3, 305, Aesch. Сhоnрh, Soph и Eur. El. см. Orestes, Орест . ЭГИ (ЭГА) ЭГИ (ЭГА) - Aegae, Αίγαί, название нескольких греческих городов, которые почти все лежали у морских берегов: 1) город в Ахайе при устье Крафида, уже во времена Страбона находился в запустении. Нот. Il. 8, 203. Hdt. 1, 145. Strab. 8, 385; 2) город на Эвбее. На крутом холме над городом находился храм Посейдона, существовавший еще во времена Страбона. Strab. 8, 386; 3) эолийский город в Малой Азии (Hat. 1, 149. Хеп. Hell. 4, 8, 5), пострадал от землетрясения. Tac. ann. 2, 47; 4) город в Киликии, важный приморский пункт в римские времена (н. Ajascala); 5) город в Емафии в Македонии, прежняя резиденция и усыпальница македонских царей (Diod. Sic. 16, 3, Arr. 1, 11, 1), он же называется и Αίγή (Hdt. 7, 123). ЭГНАТУЛЕЙ ЭГНАТУЛЕЙ - Egnatulēius, Lucius, из патрицианского рода получил по предложению Цицерона льготу домогаться...
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "DIF"-"LEX")
Входимость: 1. Размер: 75кб.
Часть текста: Следующая страница Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "DIF"-"LEX") DIFFARREATIO DIFFARREATIO - Diffarreatio, торжественное расторжение брака, заключенного через confarreatio (см. Confarreatio ). Присутствие жреца было необходимо, потому что приносились жертвы, как и при confarreatio только с противоположной целью (см. Divortium, Расторжение брака). DII MAGNI DII MAGNI - Dii magni, minores, indigĕtes, selecti, semōnes peregrini, см. Consentes dii . DIRIBITOR DIRIBITOR - Diribĭtor. Должность Д., состоявших при комициях была - вынимать после голосования таблички из ящика (cista), сортировать (diribere - dishibere) и считать их, чтобы определить большинство голосов по центуриям или трибам. Cic. Planc. 6, 14. 20. Cic. Pis. 15, 36. На выборных комициях Д. под именем каждого кандидата обозначал число полученных им голосов точками (punctum); отсюда произошло выражению puncta ferre, т. е. получать избирательные голоса. Cic. Саес. 22. Cic. Mur. 34. Ноr. а. р. 343. В правление Августа для этих счетчиков было устроено на Марсовом поле особое здание, diribitorium. ср.: Wunder, Var. lect. praef., p. 126. DISCESSIO DISCESSIO - Discessio, особый способ подачи голосов, бывший в употреблении в римском сенате и состоявший в том, что сенаторы переходили на ту иди на другую сторону, где помещались податели различных предложений (discedere in sententiam, pedibus ire in sent., transire). ...
10. Реальный словарь классических древностей. ТРАГЕДИЯ
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: быть, не имели вполне выработанных мелодий. Впоследствии, как говорят, Арион (ол. 40) придал дифирамбу художественную форму; с этих пор исполнение дифирамбов совершалось правильно организованными хорами и сопровождалось выразительными мимическими жестами и танцем. В этих дифирамбах находили себе выражение напряженные душевные настроения - ликующая радость и глубокая печаль; содержание дифирамбов было то забавное и веселое, то мрачное и печальное, соответствуя, может быть, различию в характере весенних и зимних праздников Диониса. Предполагают, что из зимних дифирамбов, в которых оплакивались страдания Диониса, развилась серьезная патетическая Т. У Свиды Арион называется ευ̉ρετὴς τραγικου̃ τρόπου, чем, может быть, указывается на тот серьезный характер, который Арион придал хоровым песням, изображавшим опасности и страдания Диониса и отличавшимся этим от весенних дифирамбов. Кроме того, Арион, говорят, к хору прибавил сатиров, вероятно, для того, чтобы сохранить за облагороженным, получившим художественную разработку дифирамбом некоторую долю характера прежней сельской дифирамбической забавы, точно так же, как впоследствии в Афинах к Т. присоединялась сатирическая драма. Но отношение, в котором эти сатиры находились к дифирамбическим хорам и их песням, не может быть приведено в ясность за недостатком точных известий. Слово τραγωδία получило свое начало, может быть, от обычая приносить в жертву Дионису козла, истребителя виноградной лозы; эта жертва сжигалась на алтаре, между тем как поставленный вокруг него дифирамбический хор пел свою песню. Заключала ли в себе Арионова Т. (если можно его хоровым песням присвоить это название) какой-нибудь...