Поиск по материалам сайта
Cлово "MIT"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. ИНЫЕ ЗЕМЛИ
Входимость: 2. Размер: 19кб.
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕВ"-"СЕН")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
3. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ДОДЕКАФОНИЯ
Входимость: 1. Размер: 10кб.
4. Большой толковый словарь по культурологии. ГЕНИЙ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
5. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Х"
Входимость: 1. Размер: 21кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЛЕ"-"ПРА")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
7. Большой толковый словарь по культурологии. РОЗЕНШТОК-ХЮССИ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
8. Мифы народов мира. БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 42кб.
9. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 128кб.
10. Большой толковый словарь по культурологии. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО
Входимость: 1. Размер: 19кб.
11. МЕТАФОРА ОПТИЧЕСКАЯ,
Входимость: 1. Размер: 26кб.
12. ГЕНИЙ
Входимость: 1. Размер: 11кб.
13. Большой толковый словарь по культурологии. НЕОКАНТИАНСТВО
Входимость: 1. Размер: 12кб.
14. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "И" (часть 4, "ИРО"-"ИУД")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
15. ИРОНИЯ (др.-греч. eironeia - букв. “притворство”, отговорка)
Входимость: 1. Размер: 4кб.
16. Словарь средневековой культуры. МЕДИЦИНА
Входимость: 1. Размер: 23кб.
17. Мифы народов мира. ДРЕВО МИРОВОЕ
Входимость: 1. Размер: 26кб.
18. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 2, "МАР"-"МАХ")
Входимость: 1. Размер: 34кб.
19. НЕОКАНТИАНСТВО
Входимость: 1. Размер: 10кб.
20. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО
Входимость: 1. Размер: 16кб.
21. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 7, "СОД"-"СПЕ")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
22. ПЛЕСНЕР (Plessner) Хельмут (1892-1985)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
23. Реальный словарь классических древностей. ТРАГЕДИЯ
Входимость: 1. Размер: 24кб.
24. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. БОЙС
Входимость: 1. Размер: 11кб.
25. МАРКУЗЕ (Marcuse) Герберт (1898-1979)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
26. РОЗЕНШТОК-ХЮССИ (Rosenstock-Huessy) Ойген Мориц Фридрих (1888-1973)
Входимость: 1. Размер: 14кб.
27. Мифы народов мира. ЗАГОВОРЫ И МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
28. Большой толковый словарь по культурологии. МЕТАФОРА ОПТИЧЕСКАЯ
Входимость: 1. Размер: 29кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. ИНЫЕ ЗЕМЛИ
Входимость: 2. Размер: 19кб.
Часть текста: средневековой культуры ИНЫЕ ЗЕМЛИ В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш ИНЫЕ ЗЕМЛИ ИНЫЕ ЗЕМЛИ - Христианский средневековый мир был окружен неизвестными землями, знание о которых приобретало все более смутный характер по мере удаления от центра ойкумены. И.е З.и - вместилище чудес и экзотики. Средневековое воображение населяло их диковинными чудовищами или добрыми дикарями, которые, по всей вероятности, не знали грехопадения. Проецируя свои собственные фантазии, люди средневековья представляли И.е З.и миром наоборот, где повсюду сокровища, изобилие и сексуальная распущенность; в этом потерянном рае нагота, инцест и эротика являются вещами естественными. О нехристианских землях существовало мало конкретных сведений, часто отсутствовал непосредственный контакт с ними (например, с Индией). Все это открывало простор для воображения и нагнетания стереотипов. На средневекового человека влиял «груз прошлого» - античные «авторитеты» - библейские (иудео-христианские) и языческие (греко-латинские). Первые были окружены благочестивым ореолом, вторые - ореолом научности. Эмпирические данные о нехристианских странах стремились согласовать с библейскими топосами (такими, как, например, упоминаемые в Библии «народы Гога и Магога» или земной рай ) и античными стереотипами (рассказами о «чудесах Индии» или мифами о гиперборейцах). Подлинные названия городов и стран средневековые авторы соотносили с античными и библейскими. Обычаи и верования других народов становились понятными постольку, поскольку они рассматривались в связи с аналогичными традициями, существовавшими в древности. На известную со времен античности оппозицию «варварство - цивилизация» накладывалась присущая культурному сознанию средневековья оппозиция «язычество - христианство». Чуждость дохристианского прошлого увязывалась с чуждостью внехристи-анского настоящего. Жившие за пределами...
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕВ"-"СЕН")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: - Sevo mons, см. Scandia, Скандия . СЕВТ СЕВТ - Seuthes, Σεύθης, имя двух одризийских царей во Фракии. Старший наследовал своему дяде Ситалку в 424 г. (Thuc. 2, 97); младший вел переговоры с Ксенофонтом при его возвращении с 10.000. Хеn. Anab. 7, 1, 5. СЕГЕСТ СЕГЕСТ - I. Segestes, знаменитый херуск, отец Туснельды, которую похитил у него Арминий; желая отомстить ему, он перешел на сторону римлян и выдал им намерение зятя. Tac. ann. 1, 55 слл. Flor. 4, 12. По смерти Вара он продолжал войну против Арминия и призвал наконец на помощь Германика, который освободил его, когда он был окружен войсками Арминия. Tac. ann. 1, 57. II. Segestus, Άκέστες, см. Акест . СЕГЕСТА СЕГЕСТА - Segesta или Egesta, Σεγέστα, 'Έγ. или Α'ίγεστα, город, находившийся недалеко от северного берега Сицилии, между Панормом и Дренаном, основанный, по обыкновенному преданию, троянцами, почему и 2 реки поблизости получили названия Симоента и Скамандра. Римляне приписывали основание его Энею (Verg. Aen. 5, 718. 755 слл. Acesta. Cic. Verg. 4, 33). Только Страбон рассказывает об основании его греками, товарищами Филоктета. Негреческая С. (Thuc, 7, 57)...
3. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ДОДЕКАФОНИЯ
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: приобрели методы Шёнберга и И. М. Хауэра. Сущность шенбергского метода Д. состоит в том, что составляющие данное произведение мелодические голоса и созвучия производятся непосредственно или в конечном счете из единственного первоисточника - избранной последовательности всех 12 звуков хроматической гаммы, трактуемых как единство. Эта последовательность звуков называется серией (франц. serie - ряд, нем. Reihe; Шёнберг первоначально применил термин Grundgestalt - основной образ, основная первичная форма). Серия представляет собой избранный автором для данного сочинения комплекс интервалов. Ни один из звуков в серии не повторяется: сам порядок звуков является строго определенным (некоторые теоретики Д. считают его эквивалентом ладовости). Как комплекс интервальных взаимоотношений между звуками серия подобна мелодическому мотиву, фразе. Общая структурная функция серии сравнима с ролью основного мотива, характерного гармонического последования в недодекафониой музыке, основного мелодического звукоряда как модели для мелодических образований в некоторых национальных музыкальных культурах. Таким образом, серия объединяет в себе два явления: двенадцатизвучность со строго определенным порядком последования звуков (аналог ладовости) и структурное единство, цельность (подобие мелодической нити мотива, фразы). Принцип использования серии - постоянное ее повторение. Серия может проводиться горизонтально, образуя мелодические мотивы...
4. Большой толковый словарь по культурологии. ГЕНИЙ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: и передатчиками человеч. дел богам, а божеских - людям, просьб и жертвоприношений одним, наказов и вознаграждений за жертвы - другим", благодаря чему целое бытие связывается воедино. Платон подчеркивает связь с "даймоном" творч. функции - всего относящегося к "жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, прорицанию, волхованию". В "Федре" (242 с) Сократ рассказывает о своем "даймонионе", подающем ему знамения. Действия "даймона" сказываются прежде всего в прорицаниях, а способность прорицания сопрягается также и с душой так, что подаваемые извне божеств. знаки оказываются одновр. и "внутр. голосом" личности. Т.о., представления о "даймоне" и соотв. римском "гении" (сами по себе крайне разнообразные в народных верованиях и лит. свидетельствах на протяжении веков) в своем филос. истолковании, в качестве своих осн. импликаций предполагают: творч. природу Г. как силы вдохновения, озарения; осуществление взаимосвязи целого, обеспечивачивающей его бытие; не просто закрепленность Г. за индивидом, но сопряженность Г. с "душой" как внутр. началом человека, личности. Все эти моменты сохранены и отражены в новоевроп. понятии Г., в иных отношениях порывающем с традицией. Все они получили развитие лишь в возрастании индивидуализма в новоевроп. культуре, через ренессансную идею обожения человека и представление о художнике как "втором боге". В 18 в. совершается процесс интериоризации Г. как руководящей человеком божеств., идущей извне силы, - теперь Г. начинают понимать и как внутр., имманентную душе творч. способность. Посредником между гуманистич. наследием и нем. философией рубежа 18-19 вв., сыгравшей решающую роль в переосмыслении Г., послужил Шефтсбери, писавший: "Поэт - уже второй Творец, подлинный Прометей, ходящий под Юпитером. Подобно этому верховному художнику, или же всемирной пластич. природе, он созидает форму целого, соразмерную и...
5. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Х"
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: (молочный завод в Юваскюля, Финляндия, архитектор М. Мякинен, передающие радиостанции в Зальцбурге и Инсбруке, Австрия, архитектор Г. Пейхл). Х.-Т. базируется на искреннем показе функций, структур и материалов и проявляется в подчеркнутом артикулировании конструктивных и технологических элементов. В сферу эстетически значимых попадают элементы, формирующие облик производственной Среды на промышленных предприятиях, которые до этого в ограниченной степени являлись объектами художественно-проектной деятельности: трубы, градирни, эстакады, водонапорные башни, силосы, воздухозаборные шахты, трубопроводы, установки кондиционирования и другое, что до недавнего времени предпочитали скрывать от зрителя. Преображенные эстетическим видением художника, архитектора, дизайнера и вынесенные из подвалов и чердаков на фасады и в интерьеры зданий инженерные коммуникации и технологическое оборудование оказывают сильное эмоциональное воздействие благодаря необычности форм, скульптурности объемов, интенсивности цветовой окраски противопожарного покрытия, блеску отшлифованной поверхности стального каркаса. Выйдя за пределы промышленной архитектуры, Х.-Т. распространился на широкий спектр архитектурных построек: Центр искусств имени Ж. Помпиду в Париже, арх. Роджерс и Пиано; Сейнсбери-центр, Англия и банк в Гонконге, арх. Фостер; здание страховой компании «Ллойд», Лондон, арх. Роджерс; здание ссудного банка в Мюнхене ФРГ, арх. В. и Б. Бетц; всемирные выставки, павильоны. При использовании разных языковых средств и композиционных приемов Х.-Т., с одной стороны, тяготеет к крайним проявлениям...
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЛЕ"-"ПРА")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: Нового Завета: во Христе «обитает вся П. Божества телесно», Кол. 2:9), либо множественное единство духовных сущностей, образующих вместе некоторую упорядоченную, внутренне завершенную «целокупность». В доктринах гностицизма П. составляется из полного числа (напр., тридцати) эонов, в которых до конца развертывает себя верховная первосущность. Внутри П. зоны группируются по «сизигиям» (сопряжениям), т. е. как бы брачным парам, по очереди порождающим друг друга, а также по мистически знаменательным, числам («четверица», «осьмерица» и т. д.). Возникновение материального мира связывается с «падением» последнего зона - Софии, или Ахамот, нарушившей структуру П.; искупление Софии есть ее возвращение в П. В ортодоксальной теологии необходимо отметить учение Григория Нисского о «П. душ» как некоей сверхличности, имплицитно заключенной в душе первочеловека Адама и раскрывающейся во множестве человеческих душ, которые составляют органическое целое (сходные мотивы у Максима Исповедника, в Новое время - у Вл. Соловьева и особенно Вяч. Иванова; срв. идею «соборности» у А. С. Хомякова, а также культ человечества у О. Конта). В более обычном словоупотреблении «П.» - Церковь как всемирная община верующих, «мистическое тело» (образ из посланий апостола Павла), в котором множество членов образует жизненное единство. Эта концепция оказала воздействие на религиозно-общественный идеал средневековья. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь ПЛЕСНЕР ПЛЕСНЕР - Хельмут Плéснер (Plessner) (1892-1985) ☼ нем. философ и социолог, один из основоположников филос. антропологии как спец. дисциплины. Ученик Виндельбанд а, Э. Ласка, X. Дриша, Гуссерля (см. Гуссерль ). С 1926 - проф. в Кёльне. В годы ...
7. Большой толковый словарь по культурологии. РОЗЕНШТОК-ХЮССИ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: культурологии РОЗЕНШТОК-ХЮССИ В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я РОЗЕНШТОК-ХЮССИ РОЗЕНШТОК-ХЮССИ - Ойген Мориц Фридрих Розеншток-Хюсси (Rosenstock-Huessy) (1888-1973) немецко-амер. христ. мыслитель, философ, историк, культуролог, принадлежащий к духовной традиции диалогич. принципа. В 1934-36 проф. в Гарвард. ун-те, в 1936-57 проф. Дартмут. колледжа (г. Ганновер, штат Нью-Хэмпшир). Р.-Х. испытал влияние иудаизма, философии Гераклита, нем. классич. философии, включая Фейербаха, концепции И. Г. Гамана, холизма и "дизангелистов" (в противоположность "евангелистам" в качестве носителей "благой вести"). Резко критиковал Дарвина, Маркса, Ницше, Фрейд а. Свой стиль, противостоящий "систематич." и "эссеистич.", Р.-Х. называл "постсистематич." и "постафористическим", предполагающим наличие не "коллег", а "друзей". Бросающееся в глаза нарочитое стремление к нек-рой обыденности напоминает Г. К. Честертона, к-рого Р.-Х. высоко ценил. Междисциплинарный характер теоретизирования и сосредоточенность на классич. проблемах человеч. бытия, истории и культуры позволяют говорить о мощном культурологич. компоненте творчества Р.-Х. Характерная особенность его работ - сочетание истор. анализа с учетом состояния, тенденций и противоречий совр. культуры. При этом фоном всех его культурологич. штудий неизменно оказывается проблема условий совместного существования людей. На основе...
8. Мифы народов мира. БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Часть текста: помимо археологических данных о погребальном обряде и характере святилищ, восходят к кон. 1 в. н. э. Описывая эстиев, отождествляемых с древнебалтийскими племенами, Тацит сообщает, что они «поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей» («Германия» XLV). Некоторые сведения о ритуале и идолопоклонстве эстиев и пруссов содержатся в англо-саксонском описании путешествия Вульфстана (кон. 9 в.) и в жизнеописаниях епископа Адальберта Бременского, пытавшегося приобщить пруссов к христианству. Данные источников 12-13 вв. расширяют представления о раннебалтийском язычестве: напр., араб. географ Идриси сообщает о поклонении огню, в булле папы Иннокентия от 5 октября 1199 упоминаются и другие объекты почитания - деревья, травы, водные источники, животные и т. д. С началом агрессии Тевтонского ордена, немецкой колонизации и христианизации в кон. 12 - нач. 13 вв. количество источников по Б. м. (прежде всего у пруссов) резко увеличивается (орденские договоры с пруссами, «Рифмованная хроника», «Ливонская хроника» Генриха Латвийского, польские анналы, русские летописи). Более поздние источники - «Хроника Пруссии» Петра Дюсбурга (14 в.), сочинения польского историка Я. ...
9. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 128кб.
Часть текста: мир в терминах, именах и названиях Статьи на букву "А" В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я Следующая страница Статьи на букву "А" АБАК АБАК (греч. abax , лат. abacus - доска). 1. Разграфленная мраморная, иногда деревянная, доска, которая со времен античности использовалась для арифметических подсчетов; в Западной Европе а. употреблялся до XVIII в. 2. В архитектуре - верхняя часть капители колонны преимущественно прямоугольной формы. АБАНТ (АБАС) АБАНТ (АБАС) (греч. Abas ) в греческой мифологии двенадцатый аргосский царь, дед Данаи. Считался героем-эпонимом племени абантов, жителей о-ва Эвбея. АБДЕРА АБДЕРА (греч. Abdera ) город во Фракии, основанный, согласно легенде, Гераклом на месте гибели сына Гермеса Абдера: отняв у фракийского царя Диомеда коней-людоедов, Геракл отдал их охранять Абдеру, и тот стал их жертвой. В А. родились философы Демокрит и Протагор. В классической Элладе эпитетом «абдерит» называли простака, наивного, недалекого человека. АБОРИГЕНЫ, АБОРИГИНЫ АБОРИГЕНЫ, АБОРИГИНЫ (от лат. ab origine - с начала) коренные жители страны или области. Первоначально древнейшее население Средн. Италии, осевшее в устье р. Тибр, называлось латинами - по имени царя Латина. Маяк И.Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. М., 1983. С. 54-63, 68-72, 83-86. АВГИЙ АВГИЙ (греч. Augeas , Augeias ) в греческой мифологии царь Элиды, сын бога солнца Гелиоса (или...
10. Большой толковый словарь по культурологии. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО - ☼ течение в философии к. 19 - 20 в., для к-рого характерно стремление к созданию целостного монистич. мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Гегеля, гл. обр. его диалектич. метода и учения о духе. Н. получило распространение почти во всех странах Европы и в США. Брит. Н. представлено именами Э. и П. Кэрдов, Ф.Г. Брэдли, Холдейном, Д. Бейли, отчасти Бозанкетом, Мак-Таггартом и Коллингвуд ом. Полемика между сторонниками кантовского (Грин) и гегелевского (П. Кэрд) пути преодоления традиции англ. позитивизма определила круг гносеологич. проблем англ. гегельянства и Н., выдвинув на первый план соотношение индивидуального и всеобщего сознания. Теоретически трудность решения этого вопроса предопределялась непреодоленными - в пределах англ. гегельянства и Н. - элементами психологизма, а также формально-логич. подходом, при к-ром противоречивость эмпирич. реальности отождествлялась с ее неистинностью, а "истинная" реальность должна была удовлетворять требованиям непротиворечивости. Т.о., формальнологич. закон тождества оказывался высшим критерием истинности вообще. Вследствие такого подхода "истинная" реальность - "абсолютный опыт", т.е. абсолютное сознание, имеющее божеств. характер (представляющее собой единство мышления, чувства и воли), - оказалась метафизически оторванной от "неистинных" эмпирич. сознаний (индивидуальных Я), отчужденной от них, подавляющей их. Тенденция к преодолению крайностей "абсолютного идеализма" Брэдли, стремление...