Поиск по материалам сайта
Cлово "MOYEN"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАЗ"-"ЛЕМ")
Входимость: 4. Размер: 65кб.
2. Словарь средневековой культуры. РЫЦАРСТВО
Входимость: 4. Размер: 27кб.
3. Словарь средневековой культуры. ПАЛОМНИЧЕСТВО
Входимость: 4. Размер: 23кб.
4. Словарь средневековой культуры. БИБЛИЯ
Входимость: 4. Размер: 25кб.
5. ЛЕ ГОФФ (Le Goff) Жак (р. 1924)
Входимость: 4. Размер: 5кб.
6. Словарь средневековой культуры. ДРАМА ГОРОДСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ
Входимость: 3. Размер: 37кб.
7. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ КОРОЛИ
Входимость: 3. Размер: 33кб.
8. Словарь средневековой культуры. РЫЦАРСКИЙ РОМАН
Входимость: 3. Размер: 33кб.
9. Словарь средневековой культуры. ЧУДО
Входимость: 3. Размер: 15кб.
10. Словарь средневековой культуры. РИТУАЛ
Входимость: 3. Размер: 20кб.
11. Словарь средневековой культуры. КУПЦЫ
Входимость: 3. Размер: 24кб.
12. Словарь средневековой культуры. ВРЕМЯ
Входимость: 2. Размер: 21кб.
13. Словарь средневековой культуры. ЧУДОВИЩА
Входимость: 2. Размер: 16кб.
14. Словарь средневековой культуры. УНИВЕРСИТЕТ
Входимость: 2. Размер: 36кб.
15. Словарь средневековой культуры. КАТОЛИЦИЗМ
Входимость: 2. Размер: 54кб.
16. Словарь средневековой культуры. EXEMPLUM
Входимость: 2. Размер: 16кб.
17. Словарь средневековой культуры. ТРУД
Входимость: 2. Размер: 19кб.
18. Словарь средневековой культуры. ТРУВЕРЫ
Входимость: 2. Размер: 20кб.
19. Словарь средневековой культуры. ФАБЛИО
Входимость: 2. Размер: 20кб.
20. Словарь средневековой культуры. ВИДЕНИЯ
Входимость: 2. Размер: 31кб.
21. Словарь средневековой культуры. ФАРС
Входимость: 2. Размер: 18кб.
22. Словарь средневековой культуры. ПРАЗДНИК
Входимость: 2. Размер: 31кб.
23. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Н"
Входимость: 1. Размер: 28кб.
24. Словарь средневековой культуры. ПЫТКА
Входимость: 1. Размер: 21кб.
25. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Л"
Входимость: 1. Размер: 34кб.
26. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "О"
Входимость: 1. Размер: 20кб.
27. Словарь средневековой культуры. МУЧЕНИКИ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
28. Словарь средневековой культуры. АГИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
29. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
30. Словарь средневековой культуры. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
31. Словарь средневековой культуры. ДЕРЕВНЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
32. Словарь средневековой культуры. ПУТЕШЕСТВИЕ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
33. Словарь средневековой культуры. АЛХИМИЯ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
34. Словарь средневековой культуры. ФЕОД
Входимость: 1. Размер: 26кб.
35. Словарь средневековой культуры. СОН И СНОВИДЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 20кб.
36. ЛЕТТРИЗМ (lettrisme - франц.)
Входимость: 1. Размер: 3кб.
37. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 6, "ПРА"-"ПСЫ")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
38. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛЕН"-"ЛИТ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
39. Словарь средневековой культуры. АГРИКУЛЬТУРА
Входимость: 1. Размер: 39кб.
40. ДЮБИ (Duby) Жорж (р. 1919)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
41. Словарь средневековой культуры. РОСТОВЩИК
Входимость: 1. Размер: 11кб.
42. Словарь средневековой культуры. БЕДНЫЕ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
43. Словарь средневековой культуры. ЕДА
Входимость: 1. Размер: 21кб.
44. Словарь средневековой культуры. МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ
Входимость: 1. Размер: 8кб.
45. Словарь средневековой культуры. КУРТУАЗНАЯ ЛЮБОВЬ
Входимость: 1. Размер: 11кб.
46. Словарь средневековой культуры. ДЕТСТВО
Входимость: 1. Размер: 17кб.
47. Словарь средневековой культуры. ЛИЧНОСТЬ
Входимость: 1. Размер: 42кб.
48. Словарь средневековой культуры. КОРОНАЦИИ ИМПЕРАТОРОВ И КОРОЛЕЙ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
49. Мифы народов мира. Статьи на букву "О" (часть 1, "ОАН"-"ОКЕ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
50. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ
Входимость: 1. Размер: 46кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАЗ"-"ЛЕМ")
Входимость: 4. Размер: 65кб.
Часть текста: Следующая страница Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАЗ"-"ЛЕМ") ЛАЗАРЬ ЛАЗАРЬ (греч. , от евр. 'el'azar, «Бог помог») Четверодневный, человек, воскрешенный Иисусом Христом через четыре дня после погребения. По евангельскому повествованию (рассказ о воскрешении Л. приводится только в Евангелии от Иоанна, 11), Л. - житель Вифании, селения близ Иерусалима, брат Марии и Марфы, оказывавших Христу гостеприимство. Весть о болезни Л., особенно любимого Христом, и пророческое знание о его смерти заставляют Христа, несмотря на прямую опасность, направиться в Иудею. Марфа выходит к Нему навстречу и, не смея прямо попросить о чуде воскрешения, говорит: «знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Ин. 11:22). Христос требует от нее исповедания веры в то, что Он есть «воскресение и жизнь», и получает его (11:25-27). В ответ на приказ Христа отвалить камень от пещеры-склепа Марфа напоминает, что тело уже разлагается и смердит. Но Христос вызывает мертвеца словами: «Лазарь! Иди вон» (11:43). Л. выходит, обвитый по рукам и ногам пеленами, с лицом, закрытым погребальным платом, и Христос велит развязать его. За трапезой в Вифании, на которой Мария помазала ноги Христа благовонным миром, Л. упомянут в числе «возлежавших» (12:2). Воскрешение Иисусом Христом Л. - не единственное: воскрешены дочь Иаира (Мф. 9:18-26, Мк. 5:22-43, Лк. 8:41-56) и сын вдовы из Наина (Лк. 7:11-17), но оно имело особенно ярко выраженный характер публичного, торжественно...
2. Словарь средневековой культуры. РЫЦАРСТВО
Входимость: 4. Размер: 27кб.
Часть текста: - это не «кавалерия». «Рыцарями» называли благородных сеньоров, однако Р.о не может быть отождествлено со знатью и сеньорами. Наконец - и, возможно, в первую очередь, - с понятием Р.а связывается определенная этическая модель, различные элементы которой стали результатом взаимодействия церковной и аристократической культур. С этой точки зрения Р.о в той же мере социально-политический институт, в какой -социокультурная фикция, и подлежит рассмотрению в двух аспектах - как часть реального и как часть воображаемого мира средневековья. Рыцарство и сеньориальный строй Хотя подобный феномен Р.а возникает в источниках не ранее времени высокого средневековья, его предысторию следует искать в глубине столетий. Согласно одной из точек зрения - в римских административных структурах (К.-Ф.Вернер). Термин militare (букв, «служить солдатом») в античном Риме применялся не только к военной, но ко всяким видам государственной службы. Римские магистраты (milites) при вступлении в должность в знак передаваемой им публичной власти опоясывались мечом (cingulum militiae). С распадом империи их функции и статус перешли к лицам, представлявшим публичную власть в варварских обществах. Они и осуществляли militia на манер римских магистратов. Как и в поздней империи, в средние века государственная служба была связана с передачей оружия тем, кто правил от имени власти. Р.о, далее, возводят и к некоему германскому военному институту. У германцев война была окружена ореолом особого почитания, а престиж воина был чрезвычайно высок. Вручение оружия...
3. Словарь средневековой культуры. ПАЛОМНИЧЕСТВО
Входимость: 4. Размер: 23кб.
Часть текста: присутствует всюду, но желал приблизиться к таким привилегированным в сакральном отношении местам, где был возможен физический контакт с божественной сферой и где молитва обещала быть скорее услышанной. Реликвии, место реального присутствия святого, рассматривались как потенциальный источник чуда; во время паломнических путешествий паломники часто бывали свидетелями чудес и надеялись на помощь святого - исцеление и пр. Многие паломнические путешествия предпринимались с целью добыть реликвии, а многие центры культа святых стали широко известны благодаря паломникам. В христианской традиции немало святых заслужили почитание в качестве совершенных паломников, а само П.о, добровольное изгнание, воспринималось как путь к святости. Древнее латинское слово peregrinatio употреблялось в двух значениях, о чем, в частности, говорит Данте: в узком смысле пилигрим (паломник) есть тот, кто идет к дому святого; в широком смысле peregrinus - тот, кто находится на чужбине, чужеземец, изгнанник. В этом смысле и Авраам, покинувший страну, в которой он родился, ради земли, обетованной Богом, - peregrinus. Исход ветхозаветных евреев, покинувших Египет, пересекших Красное море и блуждавших в пустыне в поисках земли обетованной, трактовался в христианской культуре символически. Подобно ветхозаветным евреям, христиане ищут небесный Иерусалим, но теперь народ божий ведет не Моисей, а Христос. Благодаря литургии и комментариям отцов церкви этот образ не покидал сознания христиан. Согласно средневековым представлениям, всякое П.о есть символический путь к Богу для истинного христианина, который должен отрешиться от грешной земли ради небесного Иерусалима....
4. Словарь средневековой культуры. БИБЛИЯ
Входимость: 4. Размер: 25кб.
Часть текста: культуры БИБЛИЯ В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш БИБЛИЯ БИБЛИЯ - Традиционное общество может обойтись без письменной культуры, но общества средневекового Запада решили для себя этот вопрос иначе. Причиной является то, что они были наследниками греко-римского мира, так много давшего истории письменности, и, может быть, в большей степени - выбор, сделанный королевствами средневековой Европы в пользу христианства. Вместе со св. Писанием христиан они принимали идею превосходства написанного, гарантии против забвения. Однако культуры раннего средневековья предпочитали устное слово в актах повседневной жизни, например, влитургии, основанной на текстах, тщательно кодифицированных и многократно повторяемых. Нет ли здесь противоречия? Каким образом магия письма может действовать в мире, отдающем еще столь явное предпочтение устному? Как письменное слово проходит через испытания диглоссией и многоязычием? Таковы основные проблемы, показывающие, что история Б.и - это не только история ее восприятия, ее чтения и ее читателей, это даже не история ее...
5. ЛЕ ГОФФ (Le Goff) Жак (р. 1924)
Входимость: 4. Размер: 5кб.
Часть текста: в области социальных наук (до 1972 — VI секция Школы высших практич. исследований), до 1994 — руководитель группы по изучению истор. антропологии ср.-век. Запада. Отв. редактор серии “Созидание Европы”. Под ред. Л. вышли коллективные труды общеметодол. и конкретно-исследоват. характера: “Писать историю” (Т. 1-3, 1974), “Новая истор. наука” (1978), “Человек средневековья” (1978). Л. — специалист по истории зап.-европ. ср.-век. цивилизации. В центре его исследований — картина мира ср.-век. человека. Л. весьма осторожно подходит к понятию “ментальность”, выделяя в нем и неосознанные слои коллективной психологии — собственно ментальность, — и частично рефлектированные “воображаемое” и “ценности”. Осн. объект исследований Л. — проблемы восприятия времени и пространства, труда и богатства, соотношение ученой и народной культуры. Л. одним из первых поставил проблему народной культуры, противопоставляя ее (но и признавая весьма сложное взаимодействие) культуре просвещенной элиты, обосновал методику изучения источников, отражающих, хотя бы частично и косвенно, представления бесписьменного, “немотствующего” большинства населения ср.-век. Запада. Изучение коллективных представлений не является для Л. самоцелью: “Эпоха может грезить, но историк обязан бодрствовать”, — говорит он, — и стремится увязать “мир воображаемого” с социальной структурой. С этим связан его двойственный подход к ср.-вековью. Л. отстаивает идею “долгого средневековья”: ср. века начинаются ок. 3 в. и заканчиваются не Ренессансом или Реформацией, а кон. 18 и...
6. Словарь средневековой культуры. ДРАМА ГОРОДСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ
Входимость: 3. Размер: 37кб.
Часть текста: geste , рыцарские романы, историография ). Эта драма была теснейшим образом связана с профессиональными и полупрофессиональными корпорациями. В Англии вплоть до Нового времени ставились миракли в честь святого патрона того или иного ремесленного цеха. Во Франции миракли процветали вт. н. «пюи» (ст.-фр. pui или риу - «возвышение») - объединениях горожан для совместной благочестивой деятельности, музицирования и поэтических состязаний. По образу и подобию этих объединений возникли впоследствии разнообразные «братства» и «сообщества», посвятившие себя исключительно постановке пьес. Первые «пюи» возникли в XI в. с целью прославления Богоматери: члены корпорации выступали с проповедями и стихами в ее честь. Миракль - это преимущественно «авторская» драма, хотя имена многих сочинителей до нас не дошли. Первые миракли на народном языке появились в XIII в. - это «Игра о св. Николае» Жана Боделя и «Миракль о Теофиле» Рютбё-фа. Бодель назвал свою пьесу латинским словом «Indus» (фр. jeu) и посвятил ее деяниям чрезвычайно популярного в средние века святого. Возможно, она была написана по заказу к празднику: Николай считался покровителем молодежи, а торжества в его честь происходили 6 декабря - именно с этого дня начинался месячник самых буйных увеселений года. Этот миракль предвосхищает масштабность, свойственную более позднему этапу развития средневековой драмы: действие происходит во многих местах (королевский дворец, поле битвы, лагерь язычников, лагерь христиан,...
7. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ КОРОЛИ
Входимость: 3. Размер: 33кб.
Часть текста: Ф Ч Ш СВЯТЫЕ КОРОЛИ СВЯТЫЕ КОРОЛИ - снискавшие церковное почитание правители Запада, а также члены правящих династий, сравнительно многочисленная группа в пантеоне европейских средневековых святых в VI-XIV вв. Особую значимость и распространение культы С.ых К.ей получили в «периферийных регионах» латинской Европы - в англосаксонском и скандинавском обществе и в Центральной Европе. Религиозное и политико-идеологическое содержание образа святого правителя, функции его культа не были неизменны на протяжении всей эпохи средневековья. Различными были пути и возможности включения культов святых правителей и династических святых в контекст идеологической и политической стратегии правящих династий. Это разнообразие не может быть объяснено только последовательной эволюцией определенного культурного феномена в контексте развития общества в целом. Безусловно, огромное значение имел и фактор региональных различий, обусловленных как своеобразием традиционных духовных и социальных структур, так и спецификой политического и религиозного развития отдельных территорий в эпоху средневековья....
8. Словарь средневековой культуры. РЫЦАРСКИЙ РОМАН
Входимость: 3. Размер: 33кб.
Часть текста: букве A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш РЫЦАРСКИЙ РОМАН РЫЦАРСКИЙ РОМАН - - один из центральных жанров средневековой повествовательной литературы, получивший общеевропейское распространение. Сложился в сер. XII в., первые памятники возникли в окружении Генриха II Плантаге-нета и Алиеноры Аквитанской, а также их прямых потомков. Сюжетное ядро жанра образуют бретонские сказания, группирующиеся вокруг полулегендарного короля бриттов Артура и его сподвижников - рыцарей Круглого Стола. В своем первоначальном значении слово «roman» указывало на «романский» (французский, в противовес латинскому) язык данного произведения. Жанровая семантика включается в него постольку, поскольку «роман» противопоставляется «жесте» (chanson de geste), национальному героическому эпосу. Р.ий Р. формируется как антипод «песней одеяниях» с их установкой на изображение идеального прошлого Франции; отсюда и очевидная связь Р.ого Р.а - на ранних стадиях его становления - с эпосом. Романы 50-х гг. XII в. целиком остаются на исторической почве, однако не национальной, а «чужой» - прежде всего античной. Часто они обнаруживают и формальное сходство с эпической поэмой. Сохранившийся фрагмент «Романа об Александре» (20-е гг. XII в.) Альберика из Безан-сона, равно как и одноименный анонимный роман, возникший чуть позже при пуатевин-ском дворе, написаны лессами, ассонансным стихом. Анонимный «Роман о Фивах» представляет собой переработку «Фиваиды» Стация в соответствии с понятиями и нормами своего времени, а громадный «Роман о Трое» Бенуа де Сент-Мора строится на...
9. Словарь средневековой культуры. ЧУДО
Входимость: 3. Размер: 15кб.
Часть текста: чудесных вещей», Collectanea rerum mirabiliiim). В средние века существовало целое семантическое поле для обозначения чудесного: от благочестивых miracula и курьезных mirabilia до зловредной магии. Miracula рассматривались как необычные события, в которых проявлялась власть Бога над природой, приостанавливающая ее естественную причинность; mirabilia - как явления естественные, но недоступные человеческому разумению. Онтологическое различие между miracula и mirabilia было предметом напряженной рефлексии в период классического средневековья. То и другое роднило вызываемое ими удивление (admiratio), но mirabilia, происходившие от скрытых причин, пробуждали еще и любопытство (curiositas), т.е. желание узнавать нечто новое. Последние, очевидно, ближе нашему пониманию чудесного. Еще один вид чудесного, связанный с магией, не вписывался в систему христианского вероучения. Магия и вера противопоставлялись уже в Ветхом Завете (Исх. 7,12), а в христианское средневековье т.н. «магические искусства» подвергались запрету. Теология не отрицала способность дьявола и его приспешников - магов, лжепророков - преступать в своих действиях законы природы, но предупреждала, что их «Ч.еса» суть лживые подделки, лишенные божественного смысла и характера божественного откровения. Магия и Ч.о ...
10. Словарь средневековой культуры. РИТУАЛ
Входимость: 3. Размер: 20кб.
Часть текста: аспектов Р.а не чуждо средневековым авторам. На рубеже XIИ в. Иоанн Белет выделял четыре элемента богослужения: Ioca, tempora, personae, res («время», «место», «лица», «вещи»). В самом деле, Р. предполагает или, лучше сказать, создает присущие ему пространство (церковь, городская площадь, пиршественная зала, турнирное ристалище и т. д.) и время (общая продолжительность, ритм, перерывы и кульминационные моменты). Ритуальны бывают жесты и слова, одежда и эмблематика; Р. включает манипуляцию символическими объектами инсигныи в ходе коронации, кольцо при венчании, вино и хлеб в обряде евхаристии и т. д.). «Эксплуатируя» общественные символы, содержание и символические функции Р.а, тем не менее, не существуют помимо самого ритуального действа. Иными словами, король предстает королем в полном смысле слова только тогда, когда публично являет свое королевское величество, верша правый суд либо торжественно въезжая в город. Если возможно классифицировать общества по степени важности, какую они придают Р.ам, позволительно задаться вопросом, не развило ли средневековое общество ритуал изацию повседневной жизни в большей мере, чем наше? По крайней мере верно то, что оно сообщало ей другие формы, приспособленные к его собственным иерархиям (не только сословным, но и...