Поиск по материалам сайта
Cлово "NOS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. ПОГРЕБЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 37кб.
2. Словарь античности. Статьи на букву "Р" (часть 3, "РИТ"-"РЫН")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
3. Словарь средневековой культуры. ЧУДОВИЩА
Входимость: 1. Размер: 16кб.
4. Словарь античности. Статьи на букву "П" (часть 8, "ПРИ"-"ПРО")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
5. Мифы народов мира. ЗМЕЙ
Входимость: 1. Размер: 20кб.
6. Словарь средневековой культуры. СМЕРТЬ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
7. Словарь средневековой культуры. РУНИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
Входимость: 1. Размер: 38кб.
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 5, "ТИТ"-"ТРА")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 4, "ПЕЩ"-"ПОД")
Входимость: 1. Размер: 43кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. ПОГРЕБЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Часть текста: в помощи близких и друзей, поэтому похоронные обряды следует рассматривать как необходимую дань умершему, который имеет на нее полное право, и, следовательно, принципиальные обрядовые новшества могут нарушить баланс отношений мира живых с миром мертвых и привести к неблагоприятным для всего коллектива последствиям. Официальный христианский погребальный обряд (ordo defunetorum), согласно которому обмытого и одетого покойника полагалось сразу же под пение псалмов нести в церковь, где он и пребывал до момента П.я, назначаемого обычно на тот же день или на следующий, долго практиковался преимущественно среди духовенства и высокопоставленной знати. Миряне же, ignobile vulgus, простой народ в первые столетия средневековья, вероятно, предпочитали провожать своих покойников в мир иной в соответствии с древними традициями. Заботясь о спасении души верующих и облегчении им перехода в «вечную жизнь», церковь предписывала священникам обязательное соборование умирающих. После исповеди, покаяния и последнего причастия умирающего перекладывали на голый...
2. Словарь античности. Статьи на букву "Р" (часть 3, "РИТ"-"РЫН")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: тонической ритмики. Условно принятое соотношение долгих и кратких слогов 1:2 в действительности, однако, не могло соблюдаться повсеместно. Напротив, античные свидетельства говорят о соотношении 1,5: 2 для гекзаметра (иррациональные стопы). Возможно, именно соотношения этого типа дожили до наших дней в новогреч. народных песнях. В качестве мельчайшей единицы Р., ритмич. атома, Аристотель рассматривал краткий слог. Его ученик Аристоксен принял за единицу Р. «первое время» («chronos protos»), протяженность которого определялась темпом и не была тождеств, краткому слогу. Аристоксен выделил Р. из среды его существования, т. е. слова, музыкальной интонации и танцевального движения, в результате чего произошло разделение музыкальной ритмики и языковой метрики. Очевидно, самостоятельное выделение ритмики было необходимо для оправдания ритмич. вольностей т. н. «новой музыки», допускавшей разрешение слогов по типу музыкальных мелизм и удлинение долгих слогов на три и более моры. Большинство сохранившихся музыкальных памятников античности представляют собой гимны, написанные стихами одного и того же метра без строфич. организации. Поэтому в них в силу музыкального характера др.-греч. ударения мелодия соответствует естеств. внутр. мелодии слова или фразы (ударному слогу может соответствовать только более высокий или по крайней мере не более низкий по тону звук, чем соседним слогам). В отличие от этих памятников дошедший до...
3. Словарь средневековой культуры. ЧУДОВИЩА
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: Босха и Брейгеля). 1. Уже древние греки сублимировали многие инстинктивные страхи в образах мифологических Ч. - грифонов, сирен и т.д., но также рационализировали их вне религиозной сферы: античные писатели придумали расы чудовищных людей и животных, которыми они заселили далекий Восток. Геродот в своих «Историях» рассказывал о сатирах и кентаврах, об исполинского размера красных муравьях-золотоискателях, о змеях с крыльями летучих мышей и пр. В IV в. до н.э. греческий писатель Ктесий Книдский описал сказочных Ч. Индии. Ок. 300 г. до н.э. другой грек, Ме-гасфен, собрал втрактате об Индии известные его времени сведения о Ч.ах. В этих сочинениях впервые появляются описания диковинных народов и существ, которые потом будут так дол го волновать воображение людей европейского средневековья: здесь и обитающие на Востоке безротые существа, питающиеся запахом жареной рыбы и цветочным ароматом (т.н. леуманы), и люди с длинными ушами и одним глазом, и люди с головой собаки, из пасти которых вместо человеческой речи вырывается собачий лай (т.н. киноцефалы). Сведения этих писателей почти полтора тысячелетия были единственным источником знаний об Индии и других азиатских странах. Они заимствовались в I в. Страбоном и Плинием Старшим в качестве основы географических описаний, а в III в. писатель Юлий Солин составил компиляцию из всех подобных сочинений, «Собрание достопамятных вещей». В средние века описаниям Ч. были посвящены произведения специального жанра, т.н. бестиарии, повествующие о животных - вымышленных и реальных. Эти рассказы о Ч.ах сопровождались...
4. Словарь античности. Статьи на букву "П" (часть 8, "ПРИ"-"ПРО")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Часть текста: ament» - «пусть боги будут к тебе благосклонны!»), кроме того, использовались сокращения: S(i) V(ales), B(ene) E(st), E(go) V(aleo) - «если тебе хорошо, мне тоже хорошо». Христиане в качестве П. ф. предпочитали «Charis kai Eirene» - «радости и мира (в господе)!». ПРИВЕТСТВИЕ ПРИВЕТСТВИЕ - В античные времена П., соотносящиеся с тем или иным временем суток, известны не были. Падение в ноги господина, т. н. проскинеза, пришло в Рим (в поздний период эпохи Римской империи) и в Византию с Ближнего Востока. Греки приветствовали друг друга словом «chaire» («рад тебе, приветствую тебя») и рукопожатием. Это П. было обиходным во время трапез и нашло распространение также в культе усопших. Приветствуя, римляне произносили «ave» («добро пожаловать»), «ave domine» или «rex» и пожимали друг другу правую руку. Этот обычай был распространен при утренних П. (salutatio) патрона-патриция его клиентами. Позднее в него вошло целование руки господина, особенно при императорском дворе. «Salve» («будь здоров») произносилось при встрече и прощании. «Vale» («будь сильным, здоровым») употреблялось только при расставании. С приходом христианства распространились нов. формы П., связанные с благословением или богослужением, например «pax vobiscum» («мир с вами»). ПРИВИВКА ПРИВИВКА (лат. propago - побег). Техника П. является старым способом вегетативного размножения...
5. Мифы народов мира. ЗМЕЙ
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Часть текста: продолжение в раннеевразийском искусстве (птицы и змеи как животные верхнего и нижнего миров, см. Верх и низ ) и отразившееся в позднейших мифологических сюжетах (вражда птицы Гаруды со З.-нагами в индуистской мифологии и др.), сменяется образом летучего, крылатого или «пернатого» (как в древней Мексике) З.-дракона, соединяющего в себе признаки змеи и птицы; характерное для некоторых верхнепалеолитических изображений сопоставление символов З. и коня позднее ведёт к созданию мифологического образа З. - дракона с головой коня и телом змеи. Представление о существах со змеиным туловищем и человеческой головой развито в индуистской (наги), эламской и некоторых других мифологиях. Для японской и ряда индейских традиций характерен образ рогатого З. В архаических космогонических мифах Евразии и Америки З. осуществляет разъединение и соединение неба и земли. Согласно мифам индейцев Восточной Боливии, небо некогда упало на землю, но З., обвившийся вокруг них, вновь разъединил их и продолжает держать разъединёнными. Аналогичный мотив в ацтекской мифологии связан с Кецалькоатлем и Тескатлипокой, которые превратились в двух З. для того, чтобы разорвать на две части прожорливое земное чудовище (древнемексиканский аналог месопотамской Тиамат), плававшее в первоначальном океане. Из одной части чудовища они сделали землю, из другой - небо. Кецалькоатль плавал по воде на плоту, сделанном из змей. В Древнем Египте изображение змеи прикреплялось ко лбу фараона как знак его царствования на небе и на земле. Наиболее ранним космическим образом Небесного З. представляется символ З.-Радуги, связываемый в Австралии с плодовитостью, прародительницей-землёй и дождём (и нередко...
6. Словарь средневековой культуры. СМЕРТЬ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: и в христианскую эпохи С. воспринималась не как полное прекращение человеческого существования, но как момент перехода из одной формы бытия в другую, качественно отличную от предыдущей. Между миром живых и миром мертвых наличествовали тесные связи и переходы, осознание которых изменялось с течением времени. Мысль о многообразных и неразрывных связях между обоими мирами во многом и главном определяла весь характер мировидения и религиозного поведения. Смерть в дохристианской картине мира Отношение к С.и в дохристианской культуре Европы лучше всего известно из древнескандинавских памятников. С. находится в фокусе эддических песней и многих саг. Ей подвержены не только люди, но и боги - асы, обреченные на гибель в грядущей битве против Мирового Волка и прочих чудовищ хаоса. Подобно героям «Эдды», асам ведома ихсудь-ба. Трагика С.и в песнях о богах и героях исключительно мрачна, но их персонажи бесстрашно идут навстречу неизбежному. В «Саге об Инглингах», древних королях Швеции и Норвегии (опирающейся на более раннюю песнь «Перечень Инглингов»), рассказано о тридцати поколениях правителей, начиная с бога Ингви-Фрейра, основателя династии. Тема, неуклонно привлекающая автора саги, - С. конунга, которая нередко представляет собой ритуальное жертвоприношение. С. героя открывает для него путь в Валь-халлу, чертоги верховного аса Одина, в которых пируют и сражаются эйнхерии (павшие со славой воины). Вместе с тем, С полностью раскрывает героические достоинства человека. Как гласит одна из эддических песней, «Речи Высокого», все подвержено гибели - и богатство, и родня, бессмертны лишь слава умершего, его доброе имя, сохраняющиеся в памяти потомков и...
7. Словарь средневековой культуры. РУНИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Часть текста: употреблявшаяся германцами со II-III вв. По мере христианизации Р.ое П.о повсеместно вытесняется латинским алфавитом. Однако в Скандинавии, где Р.ы имели наиболее длительную историю, они были в ходу на протяжении всего средневековья, а в отдельных районах Швеции - до XIX в. Различают общегерманские, или старшие Р.ы (до VIII в.), и развившиеся из них рунические алфавиты, применявшиеся у отдельных германских народов, - скандинавские, или младшие Р.ы (известные в ряде вариантов - «датские», «шведско-норвежские», «бесстволые» Р.ы и появившиеся в более позднюю эпоху «пунктированные», а затем «дальские» Р.ы) и англосаксонские Р.ы. Сохранилось не менее 6000 рунических надписей (число находок постоянно возрастает), в основном выполненных младшими Р.ами, больше половины их найдено на территории Швеции, множество надписей обнаружено в Норвегии (1600) и в Дании (800). География рунических находок чрезвычайно обширна - отдельные надписи встречаются от Гренландии до Константинополя. Несмотря на отрывочность содержащихся в них сведений и нередко плохую сохранность (главным образом памятников, выполненных старшими Р.ами), рунические надписи - самые ранние письменные источники для изучения германской и особенно скандинавской культуры. Старшие руны Древнейшая система Р.ого П.а - 24-знач-ный алфавит. Каждая Р.а занимала в нем определенную позицию, и вместе они образовывали рунический...
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 5, "ТИТ"-"ТРА")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: ТИТИИ ТИТИИ - Titĭi. К ним принадлежат: 1. Sextus Tit., народный трибун в 99 г. до Р. X. (seditiosus civis et turbulentus), дважды без успеха предлагал аграрные законы. Iul. Obs. 106. Противниками его были его же товарищи - трибуны и консул Антоний. Впоследствии он был привлечен в суд и осужден. Cic. de or. 2, 11. 66. Цицерон (Cic. Brut. 62, 225) признает его ораторские способности, но порицает его за изнеженные жестикуляции, получившие от него свое название; 2. С. Tit., сочинял трагедии и был хороший оратор. Cic. Brut. 45, 167; 3. С. Tit. возбудил в 89 г. в войске Л. Порция Катона возмущение и не был за это наказан; 4. Q. Tit., известил Суллу в 86 г. после сражения при Херонее о новой победе. Plut. Sulla, 17; 5. Q. Tit., легат Цезаря, отправился в 48 г. с поручением от него в Эпир. Caes. b. c. 3, 42; 6. L. Tit., служил в 47 г. в одном из испанских легионов и был назначен Цезарем в сенат. Caes. b. Afr. 28; 7. Р. Tit., народный трибун в 43 г., был в числе противников Цицерона, когда тот желал доставить Мунацию Планку несколько отличий (Cic. ad. fam. 10, 12), действовал за утверждение власти триумвиров и вскоре потом умер. App. b. с. 4, 7; 8. M. Tit. племянник Мунация Планка, попался в 40 г. в плен к младшему Помпею, но был им освобожден. Потом (36 г.) он сопровождал Антония во время похода против парфян и получил в следующем году главное начальство против убежавшего в Азию С. Помпея, которого взял в плен и казнил. App. b. с. 1, 134 слл. Такая неблагодарность к человеку, которому он был обязан жизнью, навлекла на него всеобщее презрение. Vell. Pat. 2, 79. После 32 г. он примкнул к Октавиану, получил от него в 31 г. консульство, сражался под его начальством, против Антония, конницу которого разбил еще до сражения при Акции. Dio Cass. 50, 13; 9. Т., сопровождал в 20 г. Тиберия в Азию. Гораций (ер. 1, 3, 9 слл.),...
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 4, "ПЕЩ"-"ПОД")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: миру вне её как невидимое видимому, тёмное светлому. П. иногда замещает дом, но в ней, скорее, спасаются от опасности, чем живут, или укрываются от мира, предаваясь аскезе, ср. пещерник (П. - естественное жилище для существ хтонического типа). В отличие от дома, П. укрыта, незаметна для глаза, нелегко впускает и ещё труднее выпускает человека, непроницаема: в неё не смотрят и из неё не выглядывают, не наблюдают (редкие исключения составляют отрицательные хтонические персонажи, которые высматривают свою жертву из П. как из окна иного мира, царства смерти, это окно нередко совпадает с единственным оком, как у Полифема). В П. совершают захоронения, хотя П. противопоставлена обычно и могиле, и подземному царству. В П. темно, т. е. безвидно, как в хаосе (в известном смысле П. и есть хранилище остатков хаотической стихии), поэтому в ней можно только слушать, но нельзя видеть (отсюда - двуединый образ: П. как ухо и ухо как П.). Внутреннему пространству П. присущи, как правило, бесструктурность, аморфность, спутанность (иногда обитающее в П. существо имеет спутанные волосы, перепутанную шерсть и т. д.). В П. сознание и разум, логика уступают место слуху, осязанию, инстинкту, интуиции,...