Поиск по материалам сайта
Cлово "OCCIDENT"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ КОРОЛИ
Входимость: 3. Размер: 33кб.
2. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ
Входимость: 3. Размер: 46кб.
3. Словарь средневековой культуры. СТРАШНЫЙ СУД
Входимость: 2. Размер: 15кб.
4. Словарь средневековой культуры. РИТУАЛ
Входимость: 2. Размер: 20кб.
5. Словарь средневековой культуры. ИНЫЕ ЗЕМЛИ
Входимость: 2. Размер: 19кб.
6. Словарь средневековой культуры. ПОГРЕБЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 37кб.
7. Словарь средневековой культуры. ИМПЕРИЯ
Входимость: 1. Размер: 38кб.
8. Словарь средневековой культуры. МУЧЕНИКИ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
9. Словарь средневековой культуры. АГИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
10. Словарь средневековой культуры. КРЕСТЬЯНЕ
Входимость: 1. Размер: 39кб.
11. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
12. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАЗ"-"ЛЕМ")
Входимость: 1. Размер: 65кб.
13. Словарь средневековой культуры. ЧУДО
Входимость: 1. Размер: 15кб.
14. Словарь средневековой культуры. КАТОЛИЦИЗМ
Входимость: 1. Размер: 54кб.
15. Словарь средневековой культуры. СОН И СНОВИДЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 20кб.
16. Большой толковый словарь по культурологии. БЕРДЯЕВ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
17. Словарь средневековой культуры. ДЬЯВОЛ
Входимость: 1. Размер: 20кб.
18. Словарь средневековой культуры. ПАЛОМНИЧЕСТВО
Входимость: 1. Размер: 23кб.
19. БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948)
Входимость: 1. Размер: 14кб.
20. ДЮБИ (Duby) Жорж (р. 1919)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
21. Словарь средневековой культуры. МЕДИЦИНА
Входимость: 1. Размер: 23кб.
22. Словарь средневековой культуры. ЗЕМНОЙ РАЙ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
23. Словарь средневековой культуры. ПАМЯТЬ
Входимость: 1. Размер: 28кб.
24. Словарь средневековой культуры. ШКОЛА
Входимость: 1. Размер: 22кб.
25. Словарь средневековой культуры. ИСТОРИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 38кб.
26. Словарь средневековой культуры. ТРУБАДУРЫ
Входимость: 1. Размер: 35кб.
27. ЛЕ ГОФФ (Le Goff) Жак (р. 1924)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
28. Словарь средневековой культуры. КАНОНИЗАЦИЯ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
29. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Г"
Входимость: 1. Размер: 88кб.
30. Словарь средневековой культуры. СМЕРТЬ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
31. Словарь средневековой культуры. ПРАЗДНИК
Входимость: 1. Размер: 31кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ КОРОЛИ
Входимость: 3. Размер: 33кб.
Часть текста: и скандинавском обществе и в Центральной Европе. Религиозное и политико-идеологическое содержание образа святого правителя, функции его культа не были неизменны на протяжении всей эпохи средневековья. Различными были пути и возможности включения культов святых правителей и династических святых в контекст идеологической и политической стратегии правящих династий. Это разнообразие не может быть объяснено только последовательной эволюцией определенного культурного феномена в контексте развития общества в целом. Безусловно, огромное значение имел и фактор региональных различий, обусловленных как своеобразием традиционных духовных и социальных структур, так и спецификой политического и религиозного развития отдельных территорий в эпоху средневековья. Первые образы святых правителей появляются в меровингской Галлии, и по мере расширения границ христианского мира на севере и на востоке обнаруживается тенденция не только их появления в новых регионах, но и доминирования в местной религиозно-культовой практике. Успешное распространение христианства в регионах традиционной варварской культуры определялось адаптацией к местным традиционным верованиям и социальным практикам. Культы святых правителей выполняли те же функции, что и культы святых в целом. Как и любой иной святой, святой правитель становился центром интегрированного сообщества, в котором люди были объединены почитанием своего святого патрона. В рамках культового почитания С.ых К.ей рождалось как ощущение политического единства, так и формальная идея государственности....
2. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ
Входимость: 3. Размер: 46кб.
Часть текста: СВЯТЫЕ - С.ым (лат. sanctus, фр. saint, нем. Heilige) считается человек, удостоенный церковью этого звания, являющийся объектом официального церковного поклонения. Применительно к западному средневековью это формальное определение справедливо лишь отчасти. Происхождение культа святых Культ С.ых уходит своими истоками в эпоху раннего христианства. Его своеобразным предвестием было почитание в христианских общинах Богоматери, Иоанна Крестителя и апостолов, к которым с течением времени добавились и христанские мученики . По мнению христиан, начальная история их церкви (I-III вв.) была связана с систематическими преследованиями со стороны римских властей. Христиане, не отрекшиеся от веры под пытками, принявшие мученическую смерть , представлялись своим единоверцам истинным примером для подражания. Память о них приобретала характер ежегодного обряда, а их погребения становились местами особого почитания. Утверждение христианства в качестве официально разрешенной религии (313 г.) открыло новые перспективы для почитания С.ых. С этого времени культ С.ых занимает одно из центральных мест в религиозной и церковной жизни христианского общества. Существенная, если не исключительная, роль в этом процессе принадлежала епископам - ключевым фигурам в...
3. Словарь средневековой культуры. СТРАШНЫЙ СУД
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Часть текста: Судного дня и торопить его. На Сом Се будут рассмотрены и оценены все добрые и злые поступки каждого человека (Грехи и добродетели), и каждый получит по заслугам приговор, согласно которому его душа либо удостоится райского блаженства, либо будет обречена на вечные адские муки. В иконографии оценка дел и помыслов человека производится обычно посредством взвешивания его души на весах архангелом Михаилом, стоящим близ престола высшего Судии. Исполнителями приговора над осужденными выступают бесы, которые утаскивают их души в геенну огненную. Такова была официальная версия, принятая церковью. С.ый С, будучи завершающим моментом истории человечества, соотнесен с ее началом - сотворением первого человека. Отдельные представители средневековой исторической мысли, традиционно начиная изложение истории со времен, описанных в Книге Бытия, считали нужным изображать исторический процесс вплоть до его предустановленного завершения в будущем: Отгон Фрайзингский не заканчивает своего изложения событиями 40-х - 50-х гг. XII в., но доводит его до «конца времен». ( Историография ). С.ый С. отбрасывает свою тень на всю историю рода человеческого, придавая ей завершенность и высший смысл. Христианство - «судебная религия» (Н.А.Бердяев). Это его свойство отвечает установкам общества, в котором право расценивалось в качестве универсальной основы миропорядка и регулятора социальных отношений, а судопроизводство -реализации этого принципа. «Судебное сознание» распространялось на оба мира ...
4. Словарь средневековой культуры. РИТУАЛ
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Часть текста: определения, Р.ом можно назвать упорядоченную последовательность действий, слов и вещей, пускаемых в ход социальной группой в символических целях. Такое понимание основополагающих аспектов Р.а не чуждо средневековым авторам. На рубеже XIИ в. Иоанн Белет выделял четыре элемента богослужения: Ioca, tempora, personae, res («время», «место», «лица», «вещи»). В самом деле, Р. предполагает или, лучше сказать, создает присущие ему пространство (церковь, городская площадь, пиршественная зала, турнирное ристалище и т. д.) и время (общая продолжительность, ритм, перерывы и кульминационные моменты). Ритуальны бывают жесты и слова, одежда и эмблематика; Р. включает манипуляцию символическими объектами инсигныи в ходе коронации, кольцо при венчании, вино и хлеб в обряде евхаристии и т. д.). «Эксплуатируя» общественные символы, содержание и символические функции Р.а, тем не менее, не существуют помимо самого ритуального действа. Иными словами, король предстает королем в полном смысле слова только тогда, когда публично являет свое королевское величество, верша правый суд либо торжественно въезжая в город. Если возможно классифицировать общества по степени важности, какую они придают Р.ам, позволительно задаться вопросом, не развило ли средневековое общество ритуал изацию повседневной жизни в большей мере, чем наше? По крайней мере верно то, что оно сообщало ей другие формы, приспособленные к его собственным иерархиям (не только сословным, но и половозрастным) и способам социальной коммуникации (относительная редкость письма увеличивала значение ритуальных форм договора, а кроме того, можно вспомнить подчеркнутую ритуализирован-ность приветствия, клятвы, вызова, формы чего оказывались тем более существенны, что ими публично затрагивался вопрос чести). По всей вероятности, Р.ы не всегда связаны априорной нормой. В зависимости от участников и обстоятельств происходящего, обыденное и мало ритуализированное действие может превратиться в насыщенный символическими...
5. Словарь средневековой культуры. ИНЫЕ ЗЕМЛИ
Входимость: 2. Размер: 19кб.
Часть текста: более смутный характер по мере удаления от центра ойкумены. И.е З.и - вместилище чудес и экзотики. Средневековое воображение населяло их диковинными чудовищами или добрыми дикарями, которые, по всей вероятности, не знали грехопадения. Проецируя свои собственные фантазии, люди средневековья представляли И.е З.и миром наоборот, где повсюду сокровища, изобилие и сексуальная распущенность; в этом потерянном рае нагота, инцест и эротика являются вещами естественными. О нехристианских землях существовало мало конкретных сведений, часто отсутствовал непосредственный контакт с ними (например, с Индией). Все это открывало простор для воображения и нагнетания стереотипов. На средневекового человека влиял «груз прошлого» - античные «авторитеты» - библейские (иудео-христианские) и языческие (греко-латинские). Первые были окружены благочестивым ореолом, вторые - ореолом научности. Эмпирические данные о нехристианских странах стремились согласовать с библейскими топосами (такими, как, например, упоминаемые в Библии «народы Гога и Магога» или земной рай ) и античными стереотипами (рассказами о «чудесах Индии» или мифами о гиперборейцах). Подлинные названия городов и стран средневековые авторы соотносили с античными и библейскими. Обычаи и верования других народов становились понятными постольку, поскольку они рассматривались в связи с аналогичными традициями, существовавшими в древности. На известную со времен античности оппозицию «варварство - цивилизация» накладывалась присущая культурному сознанию средневековья оппозиция «язычество - христианство». Чуждость дохристианского прошлого увязывалась с чуждостью внехристи-анского настоящего. Жившие за пределами христианской Европы народы отождествлялись в средние века с теми, которые существовали в античную эпоху. Наиболее известными источниками информации об И.ых З.ях были «Естественная история» Плиния Старшего, сочинения популярного в средневековье автора III в. Гая Юлия Солина, писателей V в. Макробия и Марциана Капеллы ...
6. Словарь средневековой культуры. ПОГРЕБЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Часть текста: времени все усилия церкви, постановления соборов, папские буллы, предписания епископов и местных священников, направленные на унификацию разнообразных региональных погребальных обрядов и очищение их от элементов язычества, имели мало успеха и на деле выглядели лишь как попытка приспособления христианской обрядности к реликтам язычества. Поразительная живучесть языческой погребальной практики является, по-видимому, следствием народных архаических представлений о «живом покойнике», о том, что смерть не являет собой конец человеческого существования, а лишь знаменует переход в другую жизнь. В этой новой жизни умерший еще нуждается в помощи близких и друзей, поэтому похоронные обряды следует рассматривать как необходимую дань умершему, который имеет на нее полное право, и, следовательно, принципиальные обрядовые новшества могут нарушить баланс отношений мира живых с миром мертвых и привести к неблагоприятным для всего коллектива последствиям. Официальный христианский погребальный обряд (ordo defunetorum), согласно которому обмытого и одетого покойника полагалось сразу же под пение псалмов нести...
7. Словарь средневековой культуры. ИМПЕРИЯ
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Часть текста: приказы» и impe-rator в значении «обладающий правом отдавать приказы» известны в литературном латинском языке со времен Энния (239-169 до н. э.) и Плавта (ок. 250-184 до н. э.). Самое позднее, с 200 г. до н. э. imperator - официальное обозначение военачальника, но главное - почетное звание, которым солдаты громко приветствовали своего удачливого полководца, награждая его тем самым за военные таланты и выражая свою преданность. Постепенное превращение этого звания в титул правителя, с одной стороны, отражает резкое усиление роли армии в политической жизни Рима, а с другой - высвечивает недостаток в римском политическом словаре понятий для описания власти правителя. Последнее было вызвано традиционно отрицательным отношением римских граждан к царской власти времен римской архаики и соответственно неприятными ассоциациями, связывавшимися у них со словами «царь», «царство» (rex, regnum). «Император» поэтому становится на первых порах в тот ряд эвфемизмов, при помощи которых статус единоличного правителя косвенно обозначается, но не называется точно и прямо. Начиная с Августа (а, возможно, уже с Юлия Цезаря), «император» является составной частью имени принцепса в династии Юлиев-Клавдиев (вытесняя преномен «Гай»). Основатель новой династии (Флавиев) Веспа-сиан (69-79) окончательно превращает слово imperator в титул, который постепенно становится основным (и самым кратким) обозначением статуса римского государя. Со временем римляне начинают вкладывать новые значения и в старое понятие imperium. Цицерон расширяет понимание «права повелевать и командовать» до права римского народа распоряжаться...
8. Словарь средневековой культуры. МУЧЕНИКИ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: христианами - враждебностью со стороны властей Римской империи. Периодически она принимала формы прямых преследований и гонений на членов христианских общин в различных провинциях империи. В целом в течение первых столетий истории христианства преследования продолжались ок. 129 лет. Члены христианских общин (как уже принявшие крещение, так и подготавливаемые к этому катехумены), которые отказывались в ходе следствия и зачастую сопутствующих этому истязаний отречься от христианства и выполнить официальные религиозные ритуалы (поклонения императору или римским богам), подвергались казни. Именно эти жертвы преследований составили категорию раннехристианских М.ов, почитание которых в качестве бесспорных божественных избранников сформировалось уже в эпоху гонений и стало одним из центральных элементов религиозной и церковной жизни в период поздней античности и средневековья. Как почитание М.ов, так и сама концепция мученичества были укоренены в духовной и интеллектуальной атмосфере раннехристианской церкви. Первоначально греческое слово martys, вошедшее в латынь и народные европейские языки в качестве термина для определения христианских святых-М.ов, имело значение «свидетель». Его смысл был бусловлен евангельским контекстом и подразумевал приверженца веры, свидетельствующего об истинном Боге перед людьми. Первым свидетелем в этом смысле был для хрис-иан сам Иисус Христос, а после его смерти - двенадцать апостолов, миссией которых было подтверждение перед миром...
9. Словарь средневековой культуры. АГИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: они объединены в силу того, что их содержание сфокусировано на образе святого и интерпретации феномена святости. Истоки средневековой А.и уходят в эпоху раннего христианства. Своеобразным преддверием жанра считают многочисленные апокрифические сочинения, обращенные к образу Христа, его матери и первых учеников - апостолов. Подобные тексты -Евангелие Иакова, Евангелие Псевдо-Матвея, Евангелие Фомы, Никодимово Евангелие - делая акцент на человеческой природе Христа, являются первым опытом изображения в нарративном тексте этически образцовой жизни. Эти сочинения, изначально составленные в основном на греческом, в течение краткого времени были переведены на многие языки, включая латынь, и получили широкое распространение в христианских общинах. Первым типом сочинений, бесспорно относимым к агиографическому канону, стали мемориальные записи, повествующие о жертвах римских гонений на христиан I-III вв. Погибшие в результате репрессий члены христианских общин стали исторически первой и наиболее популярной на протяжении всего средневековья категорией святых - мучениками, а отражающие обстоятельства их гибели тексты, составленные, как правило, на основании документальных записей о судебных процессах, положили начало соответствующей категории А.и - страстям...
10. Словарь средневековой культуры. КРЕСТЬЯНЕ
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Часть текста: Европы, численно преобладавшая даже в конце средневековья, когда получили значительное развитие города. Аграрная природа феодального общества наложила неизгладимый отпечаток не только на его материальную жизнь, но и на культуру. Средневековое крестьянство как класс или сословие не перешло в готовом виде от предшествующих обществ, оно представляло собой результат многопланового и длительного исторического процесса, в основном завершившегося в тот же период, когда оформилась феодальная система. «Крестьянское общество» (peasant society) существенно отличается от «племенного общества» (tribal society), с которым оно, тем не менее, отчасти генетически связано. Аграрное население поздней Римской империи, состоявшее из зависимых арендаторов-колонов, рабов, в том числе рабов, наделенных участками земли и инвентарем (servi casati), вольноотпущенников и свободных мелких земледельцев, стало после варварских завоеваний постепенно смешиваться с рядовыми свободными германского происхождения, которые первоначально были как земледельцами и...