Поиск по материалам сайта
Cлово "OLD"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕР"-"ПОК")
Входимость: 3. Размер: 50кб.
2. Мифы народов мира. ХАОС
Входимость: 1. Размер: 26кб.
3. Словарь средневековой культуры. СКАЛЬДЫ
Входимость: 1. Размер: 33кб.
4. Мифы народов мира. ИУДАИСТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 52кб.
5. Мифы народов мира. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 40кб.
6. Мифы народов мира. ГИЛЬГАМЕШ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
7. Мифы народов мира. ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 26кб.
8. Словарь средневековой культуры. ТРУВЕРЫ
Входимость: 1. Размер: 20кб.
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЯ"-"ГЕР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
10. Словарь средневековой культуры. ТРУБАДУРЫ
Входимость: 1. Размер: 35кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "Х" (часть 4, "ХРЕ"-"ХЭХ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
12. Мифы народов мира. КОРЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 29кб.
13. Словарь средневековой культуры. ПРАВО
Входимость: 1. Размер: 23кб.
14. Мифы народов мира. ФИННО-УГОРСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 35кб.
15. Мифы народов мира. Статьи на букву "Е" (часть 2, "ЕН"-"ЕША")
Входимость: 1. Размер: 35кб.
16. Словарь средневековой культуры. ФИЛИДЫ И БАРДЫ ИРЛАНДИИ И УЭЛЬСА
Входимость: 1. Размер: 22кб.
17. Мифы народов мира. Статьи на букву "Е" (часть 1, "ЕВА"-"ЕМИ")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
18. Мифы народов мира. БЛИЗНЕЧНЫЕ МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
19. Мифы народов мира. ПЕРВОЧЕЛОВЕК
Входимость: 1. Размер: 19кб.
20. Мифы народов мира. ХЕТТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
21. Словарь средневековой культуры. CHANSONS DE GESTE
Входимость: 1. Размер: 24кб.
22. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОК"-"ПОХ")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
23. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГИП"-"ГРА")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
24. Словарь средневековой культуры. ДРАМА ГОРОДСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ
Входимость: 1. Размер: 37кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕР"-"ПОК")
Входимость: 3. Размер: 50кб.
Часть текста: Африки и Лат. Америки. К кон. 1980-х гг. 67 стран с 85% нас. развивающегося мира официально признали уровень прироста своего нас. слишком высоким. По данным ООН, важнейшим фактором, влияющим на П., является истощение окруж. среды, а не нехватка продовольствия, топлива или минеральных ресурсов, как считалось ранее. П. в сочетании с ростом потребления в развивающихся странах уже приводит к опустыниванию, потере плодородия почвы из-за чрезмерной ее эксплуатации, гибели лесов и (в рез-те возрастающего сжигания минеральных видов топлива) к парниковому эффекту. Мн. бедные страны (особенно Субсахарского региона Африки) уже сейчас утрачивают способность предоставить пищу, жилье и образование даже наличному нас.; тем не менее именно в этих странах ожидается наиб, высокий прирост нас. ООН призывает к улучшению санитарных условий, образования, мед. обслуживания и планирования семьи с целью понижения коэффициента рождаемости. Тем не менее молодой ср. возраст нас. мира свидетельствует о том, что эффект подобных ...
2. Мифы народов мира. ХАОС
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: (Theog. 116); им даётся одновременно и физическое (X. как бесконечное и пустое мировое пространство; 700), и мифологическое понимание X. (он порождает из себя Эреб и Ночь, а они Эфир и Гелиру-день, Theog. 123 - 124). У схолиастов X. мыслится то как вода (с фантастической этимологией от cheo, «лью», «разливаю»), то как разлитой воздух (со ссылкой на Вакхилида и Зенодота), то по-платоновски как место разделения и расчленения стихий. Из досократиков Акусилай (9B2D) и ферекид (7В1а) считали X. началом всякого бытия. При этом Ферекид отождествлял X. с водой, т. е. с заполненным пространством. Ни Гомер, ни Пиндар, ни Эсхил, ни Софокл ни разу не употребляют этот термин. У Еврипида X. является пространством между небом и землёй (TGF, frg. 448 N.-Sn.), а Проб, который приводит этот фрагмент из Еврипида, считает X. воздухом, заполняющим место между небом и землёй. В космогонии Аристофана («Птицы», 691-702) X. фигурирует в качестве первопотенций наряду с Эре-бом. Ночью и тартаром (о Земле говорится, что вначале её не было). От Эреба и Ночи - мировое яйцо, а из мирового яйца - Эрос. Эрос же из смеси всего порождает Землю, небо, море, богов и людей. От X. Эрос порождает в тартаре птиц, которые тоже, очевидно, понимаются здесь как одно из первых космогонических начал...
3. Словарь средневековой культуры. СКАЛЬДЫ
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Часть текста: Сов слагались и передавались изустно; до нашего времени они дошли в значительно более поздней записи и главным образом фрагментарно: в виде цитат в древнеисландской прозе - сагах и «прядях», а также в средневековых трактатах по поэтике, важнейший из которых - «Младшая Эдда» Снорри Стурлусона (первая половина XIII в.), - учебник скальдического искусства, написанный для наставления начинающих поэтов. Несмотря на то, что произведения Сов в течение не менее трех столетий хранились в устной традиции, они не подвергались пересочинению в процессе исполнения, как это обычно происходило с бытовавшими одновременно с ними песнями героического эпоca. В противоположность анонимной эпической (эддической) поэзии, поэзия Сов -это личная поэзия, за творцами которой всегда признавалось «авторское право». Скандинавская традиция донесла до нас не только скальдические стихи, но и имена их создателей: с IX в., времени, когда жил первый норвежский С. Браги Старый Боддасон, считающийся родоначальником скальдического искусства, до нач. XIII в. насчитывается не менее 300 Сов. От многих из них не уцелело ничего, кроме отдельных строф или их фрагментов, другие лишь названы по имени, однако о жизни целого ряда выдающихся Сов сохранились обстоятельные сведения, в том числе группа посвященных им саг, что само по...
4. Мифы народов мира. ИУДАИСТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: э. у древних евреев. И. м. преемственно связана с западно-семитской мифологией и на ранней стадии представляла собой переработку её в духе поступательно крепнувшей монотеистической тенденции; в различные периоды И. м. испытывала влияние египетской, шумеро-аккадской и особенно иранской (в частности, зороастрийской) мифологий, а позднее - синкретистско-гностической мистики. Центральный цикл источников для ранней И. м. - библейские тексты (ветхозаветные), возникавшие на протяжении более чем тысячелетия (от 13-12 до 2 вв. до н. э.) и впитавшие в себя тексты самого разного характера (в том числе и фольклорного происхождения): мифы, древние народные предания, фрагменты хроник, исторические документы, законодательные памятники, ритуальные предписания, победные, свадебные и другие ритуальные песнопения, сочинения религиозно-философского характера и т. д., собранные и обработанные в религиозном духе еврейскими компиляторами в довольно поздний период. Сохранив многочисленные реликты разных эпох, Библия отразила наряду с собственно И. м. более ранние религиозно-мифологические представления древних евреев и сопредельных народов. Всё это явилось причиной того, что нередко мифы и исторические предания представлены в Библии не одной, а несколькими (иногда взаимоисключающими и содержащими разные концепции мировосприятия) версиями....
5. Мифы народов мира. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 40кб.
Часть текста: отдельных индоевропейских традициях. Под И. м. понимают также совокупность хеттской мифологии (и других анатолийских - лувийской, палайской и более поздних - лидийской, ликийской), арийской [включающей индийскую мифологию, иранскую мифологию, дардскую и нуристанскую (кафирскую), ближневосточную митаннийскую, арийскую мифологии], армянской мифологии, греческой мифологии, италийской мифологии, кельтской мифологии, германо-скандинавской мифологии, балтийской мифологии. славянской мифологии, тохарской мифологии, а также фрагменты мифологии, относящиеся к албанской, фракийской, иллирийской, фригийской, венетской и некоторым другим традициям, известным в неполной передаче. По археологическим и лингвистическим источникам, ранняя область обитания носителей древней индоевропейской культуры в 4-3 тыс. до н. э. локализуется в южнорусских степях, на юго-востоке Европы и северо-востоке Передней Азии. В хозяйстве индоевропейцев скотоводство преобладало над земледелием: ведущей отраслью было коневодство (конь - главное культовое животное), что способствовало (наряду с изобретением колесниц) интенсивным передвижениям индоевропейских племён в 3-2 тыс. до н. э. по Европейскому материку, а через Кавказ и Центральную Азию - вплоть до Индостана. Археологические и языковые данные позволяют предположительно восстанавливать этапы расселения и этнической истории индоевропейцев вплоть до сложения исторически засвидетельствованных этносов и культур. Археологические свидетельства о ритуалах - погребальные памятники (курганы), остатки жертвоприношений, предметы культа -...
6. Мифы народов мира. ГИЛЬГАМЕШ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: как мифическая личность: продолжительность его правления 126 лет, его отец - демон (лила). В эпических текстах Г. - сын урукского правителя Лугальбанды. и богини Нинсун (возможно, исторический Г. был сыном правителя и жрицы, представлявшей богиню в обряде священного брака). Со 2-го тыс. до н. э. Г. стал считаться судьёй в загробном мире, защитником людей от демонов. В официальном культе он, однако, не играет почти никакой роли (хотя цари III династии Ура, в частности Ур-Намму, основатель династии, возводят к Г. свой род). Г.- наиболее популярный герой из числа трёх героев урукского круга (Энмеркар, Лугальбанда, Г.). Сохранилось пять шумерских эпических песен о Г.: 1) «Г. и Ага» - сказание о борьбе Г. с Агой, правителем северного объединения шумерских городов во главе с Кишем. Кульминационный момент рассказа - появление Г. на городской стене Урука, смятение вражеского войска при виде его и победа над войсками Аги (единственный гиперболический и волшебно-сказочный момент этого чисто эпического произведения, почти не содержащего мифологического материала); 2) «Г. и гора бессмертных» - рассказ о походе Г. во главе отряда молодых неженатых воинов в горы за кедрами для добычи себе «славного имени», борьба с хранителем кедров чудовищем Хувавой (Хумбабой), убийстве Хувавы с помощью чудесных помощников и гневе бога Энлиля за этот подвиг Г.; 3) «Г. и небесный бык» - плохо сохранившийся текст об умерщвлении Г. небесного быка - чудовища, насланного на Урук богиней Инанной; 4) «Г., Энкиду и подземный мир» - Г. убивает по просьбе богини Инанны...
7. Мифы народов мира. ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ - Мифологические представления западносемитских народов ханаанейско-аморейской (угаритяне и финикийцы, иудеи и израильтяне до становления монотеистического культа Яхве, моавитяне, аммонитяне, эдомитяне) и арамейской групп, населявших с 4-3-го тыс. до н. э. Сирию, Финикию и Палестину, восстанавливаются на основе источников, имеющих фрагментарный характер, - эпиграфики (со 2-й половины 2-го тыс. до н. э.), включающей упоминания богов и их эпитетов, описания жертвоприношений; археологических материалов; данных ономастики (прежде всего теофорные имена). Некоторые сведения о З. м. имеются в письменных памятниках соседних народов - египетских, месопотамских, хеттских; основу для ряда реконструкций даёт Библия (отразившая добиблейские мифологические представления); определённую информацию содержат произведения греческих и римских, а также эллинизированных ближневосточных авторов (указывающие, в частности, на соответствия западносемитских богов божествам других мифологий). Эти источники, однако, представляют тенденциозную интерпретацию- З. м. Более подробно известны мифологические представления населения Угарита (город-государство на территории Финикии) - по сохранившимся спискам богов, записям мифов, ритуальных текстов, сделанных в 14 в. до н. э. (самые...
8. Словарь средневековой культуры. ТРУВЕРЫ
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Часть текста: Уже для Раймона Видаля, автора грамматического трактата «Пояснения к стихотворству» (Razos di trobar, нач. XIII в.), провансальское и французское наречия существуют именно как языки поэзии, со строгой дистрибуцией между ними: если язык «лиму-зинский» более других пригоден для кансон и сирвент, то «язык французский уместнее и приятнее для сложения романов и пастуре-лей». Своеобразие старофранцузского языка состояло прежде всего в лексическом богатстве: далекий от окончательной кодификации, допускающий множество диалектальных вариантов, он предоставлял поэту огромный выбор экспрессивных возможностей. Жанровая система, а следовательно, тематика и поэтика Т.ов обнаруживают значительное сходство с провансальским образцом. Основным жанром северофранцузской куртуазной лирики выступает любовная песнь (chanson) - аналог кансоны. Альба (aube), «песнь крестовых походов» (chanson de croisade), дескорт (descort, другое название - jeu parti, воспроизводит структуру тенсоны или партимена) напрямую перенимаются у трубадуров. Спорным является вопрос о про-исхождении французской сирвенты (serventois): ряд исследователей полагает, что этот жанр, наряду с пастурелью (pastourelle), наоборот, впервые возник на севере. Так или иначе, актуальная религиозно-политическая тематика, позволяющая сопоставить многие песни, например, Конона де Бетю-на или Т.а, известного под именем «мэтр Рено» (автора пылкой песни против королей Филиппа Августа и Генриха II Плантагене-та, которым война друг с другом мешает выступить в крестовый поход), с сирвентами, очень характерна для ранних Т.ов....
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЯ"-"ГЕР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: каст); иногда Г. представляют в виде птицы. Согласно традиции, Г. - жизненное дыхание. Г. персонифицирует также ведийский стихотворный размер (три стиха по восемь слогов), священный отрывок гимна «Ригведы», который брахман должен мысленно повторять во время утренней и вечерней молитвы. в. т. ГБАДЕ ГБАДЕ - в дагомейской мифологии младший сын Хевиозо, его любимец; он непослушен и могуществен. Согласно мифам, Г., которому мать завещала гнев, легко возбуждается и стремится всё истребить. Он посылает зигзаги молний, его голос - громовые раскаты; от них раскрываются яйца ящериц, питонов и крокодилов. Всюду за ним следует его мать, вслед. за громом слышен её укоряющий голос: «Не убивай, успокойся». Г. приходит на землю, чтобы наказать людей, делающих зло. Когда вдали собираются облака и слышны отдалённые раскаты грома, это означает, что Г. навещает другие страны. Согласно некоторым мифам, Г. от отца получил радугу-змею Айдо-Хведо, которая переносит его на землю. е. к. ГВЕЛИСПЕРИ ГВЕЛИСПЕРИ («змееподобный»), в грузинской мифологии помощник божества, выступающий в образе змея или...
10. Словарь средневековой культуры. ТРУБАДУРЫ
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Часть текста: юга Франции, говорящих на окситанском наречии langue d'oc - Прованса, Перигора, Лимузена, Оверни, Гаскони, Тулузена и др.) кон. XI-XIII вв., писавших на народном языке. Слово trobador происходит от романского глагола trobar, означающего «находить», «изобретать новое»; в поэтической практике Т.ов этот глагол (в субстантивированной форме) обладал семантикой, близкой к современному понятию «стиль»: манера, способ создавать поэтические произведения; таким образом, trobador - это стихотворец, поэт. Искусство Т.ов было лирическим в античном смысле, т.е. имело синкретический характер: будучи одновременно поэтами и музыкантами, они писали мелодии к своим стихам, а иногда и сами исполняли их, аккомпанируя себе на инструменте типа виолы или лиры; блестящую формулу подобного синкретизма дал один из поздних Т.ов Фолькет Марсельский: строфа без музыки -все равно что мельница без воды. Т.ы явились родоначальниками европейской лирики на народном языке, иными словами, создателями первого в Европе народного поэтического языка, функционально эквивалентного латыни: благодаря их творчеству langue d'oc, именуемый также «провансальским» или «лимузенским» языком, превратился в язык поэзии par excellence. Именно в этом качестве он был воспринят как уроженцами собственно Прованса, так и поэтами всего обширного ареала, на который распространялось влияние Т.ов, в том числе Каталонии и Северной Италии. В грамматическом трактате нач. XIII в. «Пояснения к стихотворству» (Razos di trobar) его автор, Раймон Видаль, утверждал, что «лимузенский» язык более любого другого пригоден для поэзии, т. е. для сочинения кансон и сирвент. В творчестве Т.ов сложились все основные черты того общеевропейского...