Поиск по материалам сайта
Cлово "OPP"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "О" (часть 2, "ОЛМ"-"ОРМ")
Входимость: 4. Размер: 57кб.
2. Мифы народов мира. ЗЕВС
Входимость: 2. Размер: 17кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Е" (часть 2, "ЕВР"-"Е")
Входимость: 2. Размер: 35кб.
4. Реальный словарь классических древностей. СОЗВЕЗДИЯ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕВ"-"ДЕЯ")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
6. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛЕП"-"ЛИК")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
8. Мифы народов мира. АФИНА
Входимость: 1. Размер: 25кб.
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 11, "КРИ"-"КУТ")
Входимость: 1. Размер: 63кб.
10. Мифы народов мира. ГЕРОЙ
Входимость: 1. Размер: 12кб.
11. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГЕР"-"ГИГ")
Входимость: 1. Размер: 70кб.
12. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАН")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
13. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 4, "ПЕЩ"-"ПОД")
Входимость: 1. Размер: 43кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "О" (часть 2, "ОЛМ"-"ОРМ")
Входимость: 4. Размер: 57кб.
Часть текста: 'Όλουρος, 1. горная крепость Ахеи, близ теперешнего Ксилокастро. Хеn. Hell. 7, 4, 17; 2. город Менении, называемый также Oluris и Dorion (Ноm. Il. 2, 594), на юг от реки Неды. Strab. 8, 350. ОЛЬВИЯ ОЛЬВИЯ - Olbĭa, Όλβία, 1. сильная крепость при Памфилийском заливе, недалеко от реки Катаракта. Strab. 14, 666; 2. милетская колония и богатый торговый город при слиянии Борисфена с Гипанисом, в 240 стадиях от устья; он называется также Олбиополь и Борисфен; в 56 г. до Р. X. он был разрушен гетами. Hdt. 4, 18; 3. О. или Астак, город в Бифинии, у Олбийского залива, н. залив Исмид; 4. колония Массалии в нарбоннской Галлии, на восток от Telo Martius (Toulon), близ горы Olbianus, н. Eoubes при Hieres. Strab. 4, 180. 184; 5. город на восточном берегу Сардинии с хорошей гаванью, в которую обыкновенно заходили военные корабли. Cic. ad. fam. 2, 6, 8. H. Terranova. ОЛЬПЫ ОЛЬПЫ - Olpae, 'Όλπαι, три раза встречается 'Όλπη (Thuc. 1, 107. 11. 113), крепость на восточном берегу Амбракийского залива, стоящая на возвышении и отдаленная на 25 стадий от амфилохийского Аргоса. Это было место суда для акарнанцев. Thuc. 3, 106 слл. ОЛЬЦИНИЙ ОЛЬЦИНИЙ - Olcinĭum,...
2. Мифы народов мира. ЗЕВС
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Часть текста: глава олимпийской семьи богов. З. - исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo - «дневное сияющее небо», др.-инд. deva - «бог», dyaus - «небо» (Дьяус), греч.Ζεύς, род. п. Διός «Зевс, бог ясного неба», лат. deus - «бог», dies - «день»; др.-инд. Dyaus pitar, др.-греч. Ζεύς πατήρ- лат. Jup(p)iter, Diespiter). В античности этимология слова «З.» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует». З. - сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи (Неs. Theog. 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося З. завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (453-491). Согласно другому варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи (Apollod. I 1, 5-7). Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением З. (в образе быка З. похитил Европу). Главным местопребыванием З. Лабриса, или З. Лабрандского, считался лабиринт (ср. этимологическое родство названий лабрис - лабиринт); чудовищный миксантропический Минотавр - обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей З. Критского. Образ архаического З. сближается с Загреем, который впоследствии мыслился как сын З. В системе мифов о З. Олимпийском пребывание его на Крите ...
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Е" (часть 2, "ЕВР"-"Е")
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Часть текста: EurypСћlus, Ευρύπυλος, 1. сын Евемона, царь Ормения в Фессалии, с 40 кораблями участвовал в походе против Трои, где он в числе главных героев вызвался вступить в поединок с Гектором. Рану, нанесенную ему Парисом, излечивает Патрокл. Ноm. Il. 2, 736. 7, 167. 11. 580. 509 сл. 15, 390. Е. считается также местным героем в Гирии (Hyria), где он назывался сыном Посейдона и Келенои, дочери Атланта, и царем в киренской области; кроме того, он имел отношение к культу Диониса, имевшего прозвище Aesymnetes. Гефест передал сделанное им и уложенное в ящике изображение Диониса Дардану, который и хранил его как святыню. При разделе троянской добычи ящик этот пришелся на долю Е.; Еврипил, открыв его, впал в сумасшествие. Дельфийский оракул приказал ему ради излечения посвятить ящик на том месте, где он встретил людей, приносящих жертву по иноземному, варварскому обычаю. Он пришел в Арою в Ахае, где ежегодно Артемиде Трикларии приносили в жертву красивейшего юношу и красивейшую девицу. Кровавое действие было отменено, и вместо него была установлена служба Дионису - Эсимнету. Paus. 7, 19. 20. 21, 2; 2. сын Посейдона и Астипалеи, царь Коса, умерщвленный Гераклом во время возвращения на родину из-под Трои. От его дочери Халкионы Геракл имел сына Фессала. Ноm. Il. 2, 677. Apollod. 2, 7, 1; 3. сын Телефа и Астиохи, сестры Приама, царь в Мисии, пришел на помощь Приаму и,...
4. Реальный словарь классических древностей. СОЗВЕЗДИЯ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: (т. е. страж медведицы). Из отдельных звезд называет он еще Геспера, 'Έσπερος, см. Phosphorus, Фосфор . В более поздние времена насчитывали обыкновенно 48 С., а именно: 12 в зодиаке, 21 на северном небе и 15 на южном. С. зодиака являются следующие: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева , Весы, Скорпион, Стрелок, Козерог, Водолей, Рыбы. Северные: Большая и Малая Медведица, Дракон , Кефей , Кассиопея , Андромеда , Персей , Пегас , Малый Конь, Треугольник, Возница, Боот, Северная Корона, Змееносец, Змей, Геркулес, Орел, Стрела, Лира, Лебедь, Дельфин. Южные: Орион , Кит , Эридан , Заяц, Малый и Большой Пес, Гидра, Чаша, Ворон, Кентавр, Волк, Алтарь, Южная рыба, Арго, Южная Корона. О происхождении знаков или фигур С. мы имеем мало сведений; точно так же колеблются показания относительно их числа, названия и вида. Поэты старались объяснить их название и происхождение мифически. Приведем здесь главнейшие из них в алфавитном порядке латинских имен, причем будем обращать внимание на мифологию. Andromeda, дева,...
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕВ"-"ДЕЯ")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста:   Следующая страница Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕВ"-"ДЕЯ") ДЕВАПУТРА ДЕВАПУТРА (санскр. devaputra, пали devaputta), в буддийской мифологии группа второстепенных божеств, подчиняющихся некоторым главным богам общебуддийского пантеона (напр., Шакре. Яме). Многие сутры, особенно махаянские, содержат описание того, как бог (обычно Шакра) присутствует при проповеди дхармы Шакьямуни вместе с Д. После того как кушанский правитель Канишка (78-123, есть и другие датировки) присвоил себе титул «девапутра» (перевод титула китайского императора «сын неба»), слово «Д.» стало обозначать также правителей и великих учителей. л. м. ДЕВАТА ДЕВАТА (др.-инд. devátâ, «божество»), в древнеиндийской мифологии божество, существо божественной природы. Это обозначение относится как к богам вообще (во множественном числе, нередко в собирательном значении), так и особенно к разным классам низших богов. Последние сохраняются и в индуистском культе Шивы или Вишну, так или иначе (часто довольно внешне) приспосабливаясь к ним. Во...
6. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: фигуры божественных или священных Ц., а также образ Ц. богов. Ц. мыслится центром вселенной, осью мира, в нём неразличимо слиты космическое и социальное. В общей мифологической концепции циклической смены смерти и возрождения Ц. воплощает полюс жизни и победы над гибелью как космоса, так и человеческого коллектива. В изучении мифологии Ц. эпоху составила книга Дж. Фрейзера «Золотая ветвь», идеи которой были развиты учёными кембриджской школы (А. Б. Кук, Ф. М. Корнфорд, Дж. Харрисон и Г. Марри, отчасти А. М. Хокарт). В исследованиях этой школы реконструировался комплекс представлений о божестве неба, воды и смерти, о божестве древа мирового. Это божество - бог года, в котором сосредоточена сила сезонного плодородия, а репрезентант такого бога - божественный Ц. (divine king), которого ежегодно переизбирают или заменяют. Каждый новый божественный Ц. справляет священный брак, дарующий плодородие в течение года. Он отвечает за благополучие своего народа и порядок в человеческих делах; от него зависит правильное чередование времён года, выпадение дождей, избавление от мора и болезней. Смена Ц. происходит в результате состязания старого Ц. с претендентом или претендентами, в котором наградой служит универсальный символ власти - скипетр, посох, ветвь как аналог мирового древа. Иногда периодическое смещение царя совершается не через год, а по истечении какого-то иного определённого срока или при появлении признаков болезни, немощи, старения, когда опасность его естественной смерти грозит гибелью космосу: божественный Ц. воплощает «жизнь», он не может умереть, как простой смертный, именно поэтому его убивают (ритуальное убийство) или смещают иным способом. Особое внимание уделялось кембриджской школой институту...
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛЕП"-"ЛИК")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: в битве при Платеях как самостоятельный народ (Hdt. 9. 28) и старались неоднократно, притом с успехом, сохранить свою независимость от Элиды. При заключении мира в 399 г. эта независимость была утверждена за ними. Оттого некоторые географы причисляли область их к Аркадии, другие же считали Лепреатиду совершенно самостоятельною и отдельною страною. Strab. 8, 342. 344 сл. Paus. 5, 4, 4. ЛЕПТИН ЛЕПТИН - Leptines, Λεπτίνης, 1. брат старшего Дионисия, командовал флотом против карфагенян. Он навлек на себя неудовольствие своего брата и был смещен и изгнан в 390 г. до Р. X.; впоследствии он был возвращен и принят с почетом. Он пал славною смертью в битве при Кронии в 383 г. Plut. Dio 9 сл. Diod. Sic. 15. 17. 7; 2. убийца сиракузского тирана Каллиппа, от руки которого пал Дион. Plut. Dio. 58; 3. тиран в Аполлонии и Энгвионе (Έγγύϊον) β Сицилии, которого Тимолеонт принудил отказаться от власти и отвез в Коринф. Plut. Timol. 24; 4. афинянин, предложивший прекратить раздачу льгот от государственных повинностей....
8. Мифы народов мира. АФИНА
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: из его головы в полном боевом вооружении и с воинственным кличем (Apollod. I 3, 6). Поскольку это событие произошло будто бы у озера (или реки) Тритон в Ливии, А. получила прозвище Тритониды или Тритогенеи. Рождение А. изображено в этом мифе с позиций героической мифологии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. А. является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Постепенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и даже символический характер, так что А. считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости, так же как Зевс воспринял их от Метиды. А.- одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу (Hes. Theog. 896). Ей воздаются почести вслед за Зевсом (Horat. Carm. I 12, 17-20) и место её - ближайшее к Зевсу (Plut. Conv. 2). Наряду с новыми функциями богини военной мощи, А. сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия. На древнее...
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 11, "КРИ"-"КУТ")
Входимость: 1. Размер: 63кб.
Часть текста: Следующая страница Статьи на букву "К" (часть 11, "КРИ"-"КУТ") КРИСП КРИСП - Crispus, см. Constantinus, Константин , и Sallustius, Саллюстии . КРИСПИН КРИСПИН - Crispīnus, 1. некто стоик-болтун, любитель проповедовать о добродетели, осмеянный Горацием (Horat. Sat. 1, 1, 120. 3, 129. 4, 14. 2, 7, 45). В схолиях он называется Плоцием К. и говорится про него: hic poeta fuit, qui sectam stoicam versibus scripsit; 2. египетский невольник, бывший в большой милости у Домициана, Iuven. 1, 24. 4, 1; 3. см. Quintii, Квинтии , В, 5-7. КРИСТАЛЛИНА КРИСТАЛЛИНА - Crystallĭna, т. е. vasa, были сосуды из чистого белого и прозрачного стекла, которое мы называем также хрусталем. Plin. 37, 2, 11. Juv. 6, 155. КРИТ Статья большая, находится на отдельной странице . КРИТИЙ КРИТИЙ - I. Critias, Κριτίας, 1. сын Дропида, родственник Солона, через сына своего Каллайсхра дед Крития Младшего, а через дочь своего сына Главкона прадед философа Платона; 2. К. Младший, ученик Горгия Леонтинского и Сократа, сначала заявил себя приверженцем демократии и при разбирательстве дела об убиении Фриниха (411 г. до Р. X.) настоял на том, чтобы сперва было произведено расследование относительно...
10. Мифы народов мира. ГЕРОЙ
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: созданный Зевсом, «полубогами» (ήμίθεοι), Opp. 158-160). В словаре Гесихия Александрийского (6 в.) понятие Г. разъясняется как «мощный, сильный, благородный, значительный» (Hesych. v. ήρως)- Современные этимологи дают различные толкования этого слова, выделяя, впрочем, функцию защиты, покровительства (корень ser-, вариант swer-, wer-, ср. лат. servâre, «оберегать», «спасать»), а также сближая с именем богини Геры - Ήρα. История Г. относится к т. н. классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (2-е тыс. до н. э., расцвет - сер. 2-го тыс. до н. э.), связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли - Геи, создают поколения Г., вступая в брак с родом смертных. Известны т. н. каталоги Г. с указанием их родителей и места рождения (Неs. Theog. 240-1022; frg. 1-153; Apoll. Rhod. I 23-233). Иногда Г. не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги (см. Тесей ). Т. призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в неё справедливость, меру, законы, вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Обычно Г. наделяется непомерной силой и...