Поиск по материалам сайта
Cлово "ORIENT"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "О"
Входимость: 2. Размер: 20кб.
2. Мифы народов мира. ХЕТТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 2. Размер: 16кб.
3. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 2. Размер: 32кб.
4. Словарь средневековой культуры. ПАЛОМНИЧЕСТВО
Входимость: 2. Размер: 23кб.
5. Словарь средневековой культуры. ЗЕМНОЙ РАЙ
Входимость: 2. Размер: 17кб.
6. Словарь средневековой культуры. ЧУДОВИЩА
Входимость: 1. Размер: 16кб.
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАА"-"ТАО")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
8. Мифы народов мира. МИТРА
Входимость: 1. Размер: 27кб.
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 2, "КАЛ"-"КАР")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ц" (часть 2, "ЦЗЮ"-"ЦЮН")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
11. Большой толковый словарь по культурологии. БЕРДЯЕВ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
12. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 6, "ДОД"-"ДУА")
Входимость: 1. Размер: 66кб.
13. БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948)
Входимость: 1. Размер: 14кб.
14. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ч" (часть 2, "ЧИА"-"ЧЭН")
Входимость: 1. Размер: 40кб.
15. Мифы народов мира. ИНДРА
Входимость: 1. Размер: 16кб.
16. Мифы народов мира. Статьи на букву "Й"
Входимость: 1. Размер: 35кб.
17. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕР"-"НИС")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
18. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 2, "КАР"-"КЛА")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
19. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 7, "ТРИ"-"ТЮР")
Входимость: 1. Размер: 37кб.
20. КЕЙЗЕРЛИНГ (Keyserling) Герман (1880-1946), граф
Входимость: 1. Размер: 4кб.
21. Словарь средневековой культуры. ИНЫЕ ЗЕМЛИ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
22. Словарь средневековой культуры. МИССИЯ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
23. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДЖА"-"ДИА")
Входимость: 1. Размер: 42кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "О"
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Часть текста: и поставлен в римском цирке. В V столетии по Р. X. он был опрокинут варварами, во время их нашествия на Европу, и лежал разбитый на три куска и покрытый осколками, пока при папе Сиксте V, в 1588 г., Доминико Фонтано не воздвиг его снова. Теперь он стоить в Риме, на площади, перед церковью Иоанна Латранского, и имеет около 179 футов высоты. Каких же громадных трудов и, вместе с тем, искусства требовалось на то, чтобы выломить из скалы такой громадной величины камень, положить на землю, не расколоть его, поворачивать его, отполировать, покрыть сверху до низу высеченными иероглифами, наконец, перевезти, поднять и поставить! Ведь 179 футов. равняются высоте башни; а египтяне умели уже совершать такие подвиги искусства и труда в те времена, когда люди у нас, в Европе, жили еще в пещерах, одевались в звериные шкуры и, вообще, вели жизнь, ближе подходящую к жизни животных, нежели к жизни людей! С. Самойлович, "Очерки современного Египта", 1874 г. ОДЕЖДА ЖЕНСКАЯ Одежда женская - национальной одеждой женщин в египетском царстве было длинное одеяние, так называемый калазирис, который в позднейшее время стали носить и мужчины. У знатных женщин и мужчин была одна общая деталь костюма, которая служила в тоже время и украшением, - это воротник, сделанный из проклеенной ткани и...
2. Мифы народов мира. ХЕТТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Часть текста: в. до н. э., и Нового, 14-13 вв. до н. э.; существовало на территории Малой Азии, состояло из трёх основных областей: страны хатти - хеттов в северной и центральной части Малой Азии, Лувии - на юго-западе Малой Азии и Палы - на северо-востоке). Древнейшим слоем X. м. является мифология хатти (протохеттов), оказавшая существенное влияние на хеттские мифологические воззрения. Видимо, язык хатти 3-го тыс. до н. э. близкородствен северо-западным кавказским (абхазо-адыгским) языкам и имеет черты, общие с северовосточно-кавказскими (нахско-дагестанскими) языками, что позволяет проводить параллели между обозначениями сходных понятий в хаттском и соответствующих кавказских языках. Ко 2-му тыс. до н. э. язык хатти сохранялся лишь в качестве священного. На основании документов из архива столицы Хеттского царства Хатусаса (современный Богазкёй) можно составить достаточно полное представление о мифологии хатти. Главными богами являлись бог солнца Эстан (Eštan, хетт. Истанус), Вурунсему (богиня солнца города Аринна; arinna, «источник», родственно хурритскому arinn-i, «источник»), её дочь - солнечное божество Мецулла, богиня Каттахцифури («царица богиня», хетт. Камрусепа), бог-кузнец Хасамили (Хасамиль), бог престола Хальмасуит (хетт. Halmašuit, хатт. Ha-n-wa-š-wi-t, от Ha-ni-wa-š, «то, на чём сидят - престол», упоминается в древнейшей хеттской надписи царя Аниттаса, 18 в.), бог-пастух Хапанта-ли, бог плодородия Телепину (хетт. Телепинус), покровительница Хатту-саса воинственная богиня...
3. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 2. Размер: 32кб.
Часть текста: концепции циклической смены смерти и возрождения Ц. воплощает полюс жизни и победы над гибелью как космоса, так и человеческого коллектива. В изучении мифологии Ц. эпоху составила книга Дж. Фрейзера «Золотая ветвь», идеи которой были развиты учёными кембриджской школы (А. Б. Кук, Ф. М. Корнфорд, Дж. Харрисон и Г. Марри, отчасти А. М. Хокарт). В исследованиях этой школы реконструировался комплекс представлений о божестве неба, воды и смерти, о божестве древа мирового. Это божество - бог года, в котором сосредоточена сила сезонного плодородия, а репрезентант такого бога - божественный Ц. (divine king), которого ежегодно переизбирают или заменяют. Каждый новый божественный Ц. справляет священный брак, дарующий плодородие в течение года. Он отвечает за благополучие своего народа и порядок в человеческих делах; от него зависит правильное чередование времён года, выпадение дождей, избавление от мора и болезней. Смена Ц. происходит в результате состязания старого Ц. с претендентом или претендентами,...
4. Словарь средневековой культуры. ПАЛОМНИЧЕСТВО
Входимость: 2. Размер: 23кб.
Часть текста: распространенная в средние века форма благочестивого путешествия к центрам поклонения христианским святыням (в том числе в Рим, Иерусалим и другие места). Центры П.а были связаны с местами погребения апостолов и святых, нахождения христианских реликвий. Верующий знал, что Бог присутствует всюду, но желал приблизиться к таким привилегированным в сакральном отношении местам, где был возможен физический контакт с божественной сферой и где молитва обещала быть скорее услышанной. Реликвии, место реального присутствия святого, рассматривались как потенциальный источник чуда; во время паломнических путешествий паломники часто бывали свидетелями чудес и надеялись на помощь святого - исцеление и пр. Многие паломнические путешествия предпринимались с целью добыть реликвии, а многие центры культа святых стали широко известны благодаря паломникам. В христианской традиции немало святых заслужили почитание в качестве совершенных паломников, а само П.о, добровольное изгнание, воспринималось как путь к святости. Древнее латинское...
5. Словарь средневековой культуры. ЗЕМНОЙ РАЙ
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Часть текста: которым известно счастье, недоступное остальному миру. У Гомера обиталище блаженных - остров феаков; в арабской традиции это гора Кяф или остров Ваквак; античный Елисей (греч. Elysion, Елисейские поля) помещался на одном или нескольких островах. Христианская культура восприняла языческие представления об островах Блаженных и золотом веке. Средневековые люди верили в существование реального З.ого Р.я, где жили Адам и Ева. Помимо символической (аллегорической) концепции Р.я, существовала и предметная, географическая. Под З.ым Р.ем подразумевалось не только достижение внутренней святости (таковы смутные, расплывчатые новозаветные представления о Р.е на земле: «Не видит око, не слышит ухо и не приходит на сердце человека, что приготовил Господь любящим его», - 1 Кор. 2, 9), но и конкретное место, описанное в Ветхом Завете, которое средневековье, в соответствии с традицией, локализовало на востоке (Быт. 2,8: «И насадил Господь Бограй в Эдеме на востоке...»). Считалось, что З.ой Р. либо существует там до сих пор, либо исчез во времена великого потопа. В божественное намерение входило и то, чтобы после грехопадения людям невозможно было проникнуть в З.ой Р. В Книге Бытия (2,10-15) дается конкретное описание Эдема - там много воды, и расположен первоисточник, из которого текут четыре реки, Геон, Фисон, Тигр и Евфрат, много драгоценных металлов и камней - золото, оникс и т.д. В З.ом Р.ю...
6. Словарь средневековой культуры. ЧУДОВИЩА
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: весьма часто описываются экзотические человекообразные и зооморфные существа. Они воспроизводятся в иконографии, скульптурах романских и готических соборов, средневековых книжных миниатюрах. Средневековое воображение заселяло Ч.ами главным образом страны Востока и прежде всего Индию, которая со времен Александра Македонского рисовалась страной иудее. В изображении Ч. проявилась существенная черта образа мышления средневековья - его любовь к чудесному и фантастическому. Однако сама традиция не ограничивается средневековым периодом - ее истоки следует искать в античной эпохе, ее версии можно видеть на арабском Востоке (рассказы о Синдбаде-мореходе), в позднесредневеко-вой живописи (полотна Босха и Брейгеля). 1. Уже древние греки сублимировали многие инстинктивные страхи в образах мифологических Ч. - грифонов, сирен и т.д., но также рационализировали их вне религиозной сферы: античные писатели придумали расы чудовищных людей и животных, которыми они заселили далекий Восток. Геродот в своих «Историях» рассказывал о сатирах и кентаврах, об исполинского размера красных...
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАА"-"ТАО")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
Часть текста: в прибалтийско-финской мифологии бог неба и грома. Первое упоминание о культе Т., покровителя сражений, встречается в «Хронике» Генриха Латвийского (13 в.): Т. родился на горе в красивой роще; к нему обращались осаждённые крестоносцами эсты с возгласом «Таарепи та!» - «Т., помоги!», приносили в жертву скот в священных рощах. В западной Эстонии в честь Т. устраивались ритуальные бои и танцы. В финской мифологии Туури участвует в сюжете заклания гигантского быка или свиньи. На образ Т. оказал влияние германо-скандинавский Тор: ср. заимствование эстонцами таких черт культа Тора, как почитание четверга - дня громовержца и т. п., а также эстонок, toorumees, «колдун, человек Тоора». Существует также предположение об общефинио-угорском происхождении имени Т. (ср. обско-угорское Торум, Нуми-Торум) и о позднейшей конвергенции исконного культа Тавра и заимствованного Тоора у эстов. А. Ю. Айхенвальд. ТАВИСКАРОН ТАВИСКАРОН - в мифологии индейцев Северной Америки у ирокезов брат-близнец и антагонист Таронхайавагона, у гуронов - Иоскехи (см. Иоскеха и Тавискарон ). а. в. ТАВМАНТ ТАВМАНТ (Θαύμας), в греческой мифологии сын Понта и Геи (или Фетиды; Apollod. I 2, 6; Orph. frg. 114, 117), брат Нерея к др. (Hes. Theog. 237), супруг океаниды Электры (265- 267) или Озомены (Hyg. Fab. XIV 47, 16), отец гарпий и богини Ириды. Г. Ч. Гусейнов. ТАГ ТАГ - в этрусской мифологии ребёнок, обладавший мудростью пророка и опытный в искусстве гадания. Был выпахан в окрестностях города Тарквиний из земли и умер после того, как предсказал этрускам будущее и обучил их своей науке. Имя Т. производили от греческого слова «земля», но более вероятно, что это латинская форма этрусского или пеласгского слова. В Фессалии, заселённой некогда пеласгами, Т. был титулом верховного правителя. Учение Т. (книги Т.), первоначально изложенное на этрусском языке, было...
8. Мифы народов мира. МИТРА
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Часть текста: к индоевропейскому корню *mi-: *mei-, имеющему отношение к обозначению идеи посредничества, взаимности, обмена (и меры), закономерности, согласия, состояния мира, дружбы, симпатии. Культ М. получил чрезвычайно широкое распространение: образ М. внедрился (в непосредственном или косвенном виде) в самые разные культурно-исторические традиции и религиозно-мифологические системы. Древнейшие и наиболее надёжные сведения о М. содержатся в «Авесте», прежде свего в «Яште» Х [«Митра-(Михр-) Яшт»]. Первоначальность договорной функции М. для авестийской традиции не вызывает сомнений. Именно об этом говорит Заратуштре создавший М. Ахурамазда: «негодяи (нечестивцы), которые лживы по отношению к договору, приводят к гибели всю страну... Никогда не нарушай договора, о ты, из рода Спитамов, независимо от того, заключил ли ты его с носителями лжи или обладающими правдой последователями истинной веры, ибо договор имеет силу и в отношении носителей лжи, и в отношении носителей правды» (X 2) и далее: «Быстрых лошадей даёт М., обладающий широкими пастбищами для скота, тем, кто не лжив к договору» (X 3). [Ср. игру слов, относящуюся к теме М. и договора: букв. «Договор... даёт... тем, кто не лжив к договору», которая, как и другие подобные случаи, дала основание не только для понимания М. как персонифицированного абстрактного понятия договора (А. Мейе и др.), но и для предложения во всех контекстах такого рода переводить miθra, mitra не как имя собственное, а как «договор» (П. Тиме - применительно к ведийскому материалу, с ещё большим основанием это заключение могло бы быть приложено к ряду авестийских примеров).] Связь М. с...
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 2, "КАЛ"-"КАР")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "К" (часть 2, "КАЛ"-"КАР") КАЛЛИСТО КАЛЛИСТО - Каллиста (Καλλιστώ), в греческой мифологии Дочь царя Ликаона (вариант: Никтея или Кефея), спутница (нимфа-охотница) Артемиды, родом из Аркадии. К., обольщённая Зевсом, явившимся к ней в облике Аполлона (или Артемиды), родила Аркаса. Превращённая в медведицу Артемидой (вариант: Зевсом, чтобы спасти её от мести Геры), К. гибнет от стрелы разгневанной Артемиды (Apollod. Ill 8, 2; Ovid. Met. II 405-530; другой вариант мифа см. в ст. Аркас ). Зевс превратил К. в созвездие Большой Медведицы (Ps.-Eratosth. I). В мифах о К. соединились мотивы об архаическом местном зооморфном божестве (К.- медведица), вытесненном Артемидой (храм Артемиды Кал-листы, «прекраснейшей», находился на холме, считавшемся могилой К., Paus. VIII 35, 8), топонимический миф (сын К. Аркас - эпоним Аркадии), древнее оборотничество и позднейшие метаморфозы. а. т.-г. КАЛМ КАЛМ - Кальм, в мансийской мифологии крылатая зооморфная вестница богов, передающая их послания героям и людям. Сотворена Нуми-Торумом вместе с другими мифологическими существами. м. х. КАЛТАШ-ЭКВА КАЛТАШ-ЭКВА - Калч-эква, Иоли Торум Шань («нижнего мира мать», «земная мать»), в мансийской мифологии богиня земли, жена и сестра Нуми-Торума (по другим вариантам мифа, К.-э.- дочь Нуми-Торума и богини земли Иоли Торум Шань). К.-э. - прародительница фратрии «Мош»: её представляли в облике зайчихи или гуся (первоначально - тотемические первопредки); берёза - её священное дерево. Как прародительница К.-э. определяла судьбы людей,...
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ц" (часть 2, "ЦЗЮ"-"ЦЮН")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Часть текста: Рыбак подобрал вазу и решил кормить из неё собаку. Положит туда корм, собака ест, а еды не убывает. Однажды его старуха наклонилась над вазой и уронила туда золотую шпильку, и ваза тотчас же наполнилась до краёв золотыми шпильками. Бросили в вазу монету, и она тотчас же наполнилась деньгами. Вазу перенесли в дом и стали ею пользоваться для добывания денег и ценностей. Собрав огромное богатство, старики стали помогать своим близким, за что старик был назван живым цай-шэнем. (богом богатства). Не исключено, что представление о Ц. восходит к буддийскому образу супры, так как в китайских буддийских храмах в качестве бога богатства часто почитается толстобрюхий Ми-лэ, со слитком серебра в руке, у ног которого стоит Ц. Лит.: Алексеев В. М., Китайская народная картина, М., 1966, с. 162-63. Б. Л. Рифтин. ЦЗЮЙ-ЛИН ЦЗЮЙ-ЛИН (букв. «огромный холм»), в древнекитайской мифологии титан, менявший течение рек. Согласно «Дунь цзя кай шань ту» (ок. 1 в. н. э.) Ц.-л. родился вместе с первоначальной субстанцией (юань-ци). Ему приписывается магическое знание законов земли и умение создавать горы и реки. В средневековых источниках, не связанных с даосской традицией, Ц.-л. - божество реки. Некогда, рассказывает предание, гора Хуашань (см. также У юэ ) преграждала путь течению Хуанхэ. Ц.-л., расшатывая гору руками и пиная её ногами, расколол её надвое. Отпечатки его ладоней и ступней долго сохранялись на склонах горы. Лит.: Юань Кэ. Мифы древнего...