Поиск по материалам сайта
Cлово "OVID"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФА"-"ФИЛ")
Входимость: 10. Размер: 53кб.
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 4, "КАЮ"-"КЕФ")
Входимость: 8. Размер: 53кб.
3. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 9, "АРА"-"АРТ")
Входимость: 8. Размер: 54кб.
4. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕЛ"-"ТИС")
Входимость: 6. Размер: 49кб.
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 5, "КЕЦ"-"КЛИ")
Входимость: 6. Размер: 61кб.
6. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЯ"-"ГЕР")
Входимость: 6. Размер: 68кб.
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 4, "ПЕЩ"-"ПОД")
Входимость: 6. Размер: 43кб.
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 8, "МНЕ"-"МУЛ")
Входимость: 5. Размер: 57кб.
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 6, "ПРА"-"ПСЫ")
Входимость: 5. Размер: 68кб.
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 11, "АСТ"-"АФИ")
Входимость: 5. Размер: 55кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "Я"
Входимость: 5. Размер: 46кб.
12. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЕГ"-"ПЕХ")
Входимость: 4. Размер: 78кб.
13. Мифы народов мира. АПОЛЛОН
Входимость: 4. Размер: 25кб.
14. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕВ"-"ДЕЯ")
Входимость: 4. Размер: 59кб.
15. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕР"-"ГИП")
Входимость: 4. Размер: 58кб.
16. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 6, "КЛИ"-"КОС")
Входимость: 4. Размер: 56кб.
17. Мифы народов мира. ИТАЛИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 4. Размер: 27кб.
18. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 1, "КА"-"КАЛ")
Входимость: 4. Размер: 48кб.
19. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 3, "МАН"-"МАТ")
Входимость: 4. Размер: 59кб.
20. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАН")
Входимость: 4. Размер: 52кб.
21. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 2, "АГА"-"АДХ")
Входимость: 3. Размер: 61кб.
22. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 5, "АЛО"-"АМИ")
Входимость: 3. Размер: 53кб.
23. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 7, "МИК"-"МКА")
Входимость: 3. Размер: 56кб.
24. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 2, "КАЛ"-"КАР")
Входимость: 3. Размер: 53кб.
25. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ю"
Входимость: 3. Размер: 35кб.
26. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 3, "КАР"-"КАЮ")
Входимость: 3. Размер: 53кб.
27. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 5, "МЕГ"-"МЕН")
Входимость: 3. Размер: 51кб.
28. Мифы народов мира. Статьи на букву "О" (часть 3, "ОПЬ"-"ОЯМ")
Входимость: 3. Размер: 58кб.
29. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 6, "СИП"-"СОД")
Входимость: 3. Размер: 49кб.
30. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕС"-"ЛИН")
Входимость: 3. Размер: 61кб.
31. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФИМ"-"ФЭН")
Входимость: 3. Размер: 49кб.
32. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАБ"-"ГАЦ")
Входимость: 2. Размер: 48кб.
33. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАБ"-"ЛАС")
Входимость: 2. Размер: 46кб.
34. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДАН"-"ДЕВ")
Входимость: 2. Размер: 43кб.
35. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 3, "ВАС"-"ВЕР")
Входимость: 2. Размер: 51кб.
36. Мифы народов мира. Статьи на букву "Р" (часть 2, "РАФ"-"РОД")
Входимость: 2. Размер: 41кб.
37. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИВ"-"ДОГ")
Входимость: 2. Размер: 70кб.
38. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 5, "ВИР"-"ВОС")
Входимость: 2. Размер: 60кб.
39. Мифы народов мира. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭЛО"-"ЭРИ")
Входимость: 2. Размер: 41кб.
40. Мифы народов мира. АФИНА
Входимость: 2. Размер: 25кб.
41. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАП"-"ПАШ")
Входимость: 2. Размер: 58кб.
42. Мифы народов мира. ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 2. Размер: 52кб.
43. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 6, "МЕН"-"МИК")
Входимость: 2. Размер: 37кб.
44. Мифы народов мира. ХАОС
Входимость: 1. Размер: 26кб.
45. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 6, "ВОС"-"ВЯЙ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
46. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 3, "АДЫ"-"АКА")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
47. Мифы народов мира. ЗЕВС
Входимость: 1. Размер: 17кб.
48. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАТ"-"ЛЕР")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
49. Реальный словарь классических древностей. ФАБИИ
Входимость: 1. Размер: 20кб.
50. Мифы народов мира. Статьи на букву "Б" (часть 5, "БУН"-"БЯН")
Входимость: 1. Размер: 57кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФА"-"ФИЛ")
Входимость: 10. Размер: 53кб.
Часть текста: от дверей в будущее (дом с 16 дверями, по числу глаз Ф.), который ей дала Маву. Когда началась война в царствах моря, земли и неба, Маву послала сыновей ф. - Дуво, Кити и Зосе, чтобы они обучили людей на земле языку Маву (т. е. системе гадания Фа). После их возвращения Маву отправила на землю всех детей Ф., которых повёл Легба. Ф. дала Зосе имя Фалувоно («владеющий тайной Фа»). По мифам фон, культ Ф. и система гадания Фа пришли к фон от йоруба, из священного города Ифе. Согласно мифу, введение культа ф. приписывается царской династии: Тегбезу, царь Дагомеи (правил в 1728-75), сын царя Агаджа, был отправлен в Ойо как часть дани, ежегодно взыскиваемой йоруба с фон. По возвращении на родину он принёс в Дагомею систему гадания Фа. Другая версия связывает появление в Дагомее культа Ф. и некоторых других божеств с женой Агаджа и матерью Тегбезу. Ф. аналогичен Ифа в мифологии йоруба. Е. С. Котляр. ФАВН ФАВН (Faunus, от favere, «помогать», также Fatuus, Fatulcus, от fatuor, «быть одержимым», fando, «пророчествовать», Serv. Verg. Aen. VII 47), в римской мифологии бог полей, лесов, пастбищ, животных. Существовали представления как о множественности Ф., так и об одном Ф., женским соответствием которому была Фавна, Фатуя, впоследствии считавшаяся его дочерью и известная как Бона деа (Serv. Verg. Aen. VII 47; VIII 314). При шуме леса или во сне Ф. давал предсказания, сложенные сатурнийским стихом (Dion. Halic. V 16)....
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 4, "КАЮ"-"КЕФ")
Входимость: 8. Размер: 53кб.
Часть текста: выборе места в архаических строительных ритуалах (напр., у хеттов, индийцев, римлян), «сонников» и сборников примет (от Древнего Востока и до Мартына Задеки), пифагорейско-орфических текстов, средневековой «семантической» геометрии, в которой свойства геометрических фигур соотносились с «добродетелями», геральдики и этикета и т. п.,- выявляется связь К. с такими отправляющимися от геометрической специфики К. идеями, как число четыре, абсолютное, равенство, простота, прямота, единообразие, порядок. правота, истина, справедливость, мудрость, честь, земля. К. или четырёхугольник (в более общем варианте), как и соотносимый с ними круг, образуют горизонтальную плоскость схемы древа мирового; при этом особенно выделяются углы и середины сторон, обозначающие четыре или восемь основных направлений. В этих точках нередко находятся «малые» (или периферийные) мировые деревья, божества, в частности те, которые персонифицируют страны света (часто в этой роли выступают антропоморфизированные ветры), разного рода эмблемы, нередко восходящие к основным космическим элементам или стихиям. Шаманские карты или четырёхчастные бубны, изображения картины мира на некоторых других сакральных предметах четырёхугольной формы, ацтекские схемы, вписанные в К., все элементы которого соотнесены с особым кругом значений и через это друг с другом, служат наглядным примером моделирования мира (см. Модель мира ) в целом, прежде всего в его горизонтальном аспекте. Четырёхугольная (обычно именно квадратная) ...
3. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 9, "АРА"-"АРТ")
Входимость: 8. Размер: 54кб.
Часть текста: с кормилицей отправилась полюбоваться лунным пейзажем на башню Еннамну. Вдруг кормилица исчезла, а перед А. появился посыльный и стал её домогаться. А. отказывалась, тогда он стал угрожать ей ножом, наткнувшись на который, она погибла. Он спрятал её тело в зарослях бамбука возле реки Нактонган. Отец искал дочь повсюду, но никаких следов не обнаружил. Исчезновение дочери было несмываемым позором для дома янбана (дворянина), и он, подав прошение об отставке, вернулся в столицу. Каждый новый начальник, прибывавший в Мирян, умирал от неизвестной причины первой же ночью. С тех пор никто не хотел ехать в Мирян правителем, и в государевом дворе стали искать охотников. Согласился один молодой человек по имени Ли Санса. Прибыв в Мирян, он остановился в первую ночь на постоялом дворе. Вскоре после того как он сел читать при свече, дверь вдруг отворилась от порыва ветра, и перед ним оказался дух девушки в белом одеянии с лохматой чёрной головой, с кровоточащей грудью и воткнутым в горло ножом. Так как юноша не испугался, дух поведал ему свою историю. Выслушав её, юноша обещал помочь духу А. Приехав в управу, он вызвал кормилицу А. и посыльного. После допроса их казнили, а труп А. нашли и захоронили. В честь А. в Миряне возле башни Еннамну соорудили жертвенник. По другой версии, всё это случилось в каком-то уезде, и героиня была танцовщицей (кисэн) при местной управе. Это мифологиэованное предание легло в основу одной из популярнейших корейских народных песен «Ариран». Кроме того, оно бытует в корейском фольклоре в форме волшебной сказки «Дух кисэн». Оно также может быть идентифицировано с китайской легендой о девушке Чжи-сань в «И цзянь чжи» Хун Мая (1123-1202). Лит.: Чосон чонсоль чип (Сборник корейских преданий),...
4. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕЛ"-"ТИС")
Входимость: 6. Размер: 49кб.
Часть текста: защиты зимних посевов фламин приносил богиням жертву, призывая двенадцать богов, ведавших отдельными этапами работы хлебопашца (Ovid. Fast. I 657; Serv. Verg. Georg. I 21). Перед жатвой обеим богиням приносили в жертву свинью, что имело также целью искупить возможные нарушения каких-либо религиозных запретов (Aul. Gell. IV 6, 7). Т. призывалась также при заключении браков (Serv. Verg. Аеп. IV 166). Как богине подземного мира ей приносилась очистительная жертва фамилией, член которой умирал; её, так же как манов, призывали, обрекая врагов подземным богам (Liv. VIII 6, 10; X 28, 13). Дающие клятву именем Юпитера и Т. касались земли при упоминании Т. (Macrob. Sat. Ill 9, 11). Т. отождествляли с Церерой, Вестой, Юноной. Её культ, вытесненный культом Цереры, судя по надписям, особого распространения не имел, но она нередко упоминается в литературе (Вергилий называет её «первой из богов», Аеп. VII 136). Как символ дарованного Августом гражданам изобилия Т. изображена на алтаре мира. Е. м. штаерман. Богиня Теллус, рядом — символы воздуха и воды. Богиня Теллус, рядом — символы воздуха и воды. Рельеф. Мрамор. 13—9 до н. э. Рим. «Алтарь мира». ТЕЛЬФУСА ТЕЛЬФУСА (Τέλφοΰσα), в греческой мифологии нимфа одноимённого источника в Беотии. Вблизи её источника собирался основать святилище Аполлон, но Т., не желая уступать место и славу великому богу, убедила его отправиться в Дельфы, где Аполлон и основал храм, но лишь после того, как убил Пифона. Поняв хитрость Т., Аполлон, гневаясь, вернулся к её источнику, завалил его скалой и соорудил жертвенник себе под именем Аполлона Тельфусийского. Миф свидетельствует о вытеснении древнего хтонического демонизма новым...
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 5, "КЕЦ"-"КЛИ")
Входимость: 6. Размер: 61кб.
Часть текста: божеств, бог-творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель жречества и науки, правитель столицы тольтеков - Таллина. Имел много ипостасей, из которых наиболее важные: Эекатль (бог ветра), Тлауискальпантекутли (бог планеты Венера), Шолотль (бог близнецов и чудовищ), Се-Акатль и др. К. - сын Мишкоатля и Чимальмат. Первые изображения К., обнаруженные в скульптуре ольмеков, относятся к 8-5 вв. до н. э. В этот период К. был олицетворением ветров с Атлантики, приносивших влагу на поля, и культурным героем, давшим людям маис. В 1-6 вв. н. э. культ К. распространился по всей Центральной Америке (см. Кукумац ). Он стал верховным богом, творцом мира, создателем людей (см. в ст. Миктлантекутли ) и основателем культуры. К. добывает людям пищу: превратившись в муравья, он проникает в муравейник, где спрятаны зёрна маиса, выкрадывает их и передаёт людям. К. научил людей находить и обрабатывать драгоценные камни, строить, создавать мозаики из перьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календарю. В этот же период у К. появляются и функции покровителя жречества: по мифу, он является установителем жертвоприношений, постов и молитв. В последующий период К. вступает в борьбу со своим антиподом Тескатлипокой. Тескатлипока соблазняет старого К., и тот нарушает свои же запреты: пьянствует, вступает в общение с сестрой. С его подданными - тольтеками происходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Огорчённый К. покидает Толлан и удаляется в добровольное изгнание в страну Востока, где умирает, а тело его сжигают. По одному из мифов ацтеков, К. после поражения в Толлане удалился на плоте из змей в восточную заморскую страну Тлилан-Тлапаллан, обещав через некоторое время вернуться из-за океана. Поэтому, когда бородатые испанские завоеватели высадились на...
6. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЯ"-"ГЕР")
Входимость: 6. Размер: 68кб.
Часть текста: Г. представляют в виде птицы. Согласно традиции, Г. - жизненное дыхание. Г. персонифицирует также ведийский стихотворный размер (три стиха по восемь слогов), священный отрывок гимна «Ригведы», который брахман должен мысленно повторять во время утренней и вечерней молитвы. в. т. ГБАДЕ ГБАДЕ - в дагомейской мифологии младший сын Хевиозо, его любимец; он непослушен и могуществен. Согласно мифам, Г., которому мать завещала гнев, легко возбуждается и стремится всё истребить. Он посылает зигзаги молний, его голос - громовые раскаты; от них раскрываются яйца ящериц, питонов и крокодилов. Всюду за ним следует его мать, вслед. за громом слышен её укоряющий голос: «Не убивай, успокойся». Г. приходит на землю, чтобы наказать людей, делающих зло. Когда вдали собираются облака и слышны отдалённые раскаты грома, это означает, что Г. навещает другие страны. Согласно некоторым мифам, Г. от отца получил радугу-змею Айдо-Хведо, которая переносит его на землю. е. к. ГВЕЛИСПЕРИ ГВЕЛИСПЕРИ («змееподобный»), в грузинской мифологии помощник божества, выступающий в образе змея или дракона, сидящего на цепи. Г. наносит поражение врагам божества и помогает его преданным слугам в несчастье. Вместе с тем спускаемый с цепи, Г. несёт наказание непокорным почитателям божества. а. ч. ГЕБ ГЕБ (gb), в египетской мифологии бог земли. Хтоническое божество. Сын Шу и Тефнут, один из гелиопольской экнеады богов. Обычно изображался в виде человека с...
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 4, "ПЕЩ"-"ПОД")
Входимость: 6. Размер: 43кб.
Часть текста: П. укрыта, незаметна для глаза, нелегко впускает и ещё труднее выпускает человека, непроницаема: в неё не смотрят и из неё не выглядывают, не наблюдают (редкие исключения составляют отрицательные хтонические персонажи, которые высматривают свою жертву из П. как из окна иного мира, царства смерти, это окно нередко совпадает с единственным оком, как у Полифема). В П. совершают захоронения, хотя П. противопоставлена обычно и могиле, и подземному царству. В П. темно, т. е. безвидно, как в хаосе (в известном смысле П. и есть хранилище остатков хаотической стихии), поэтому в ней можно только слушать, но нельзя видеть (отсюда - двуединый образ: П. как ухо и ухо как П.). Внутреннему пространству П. присущи, как правило, бесструктурность, аморфность, спутанность (иногда обитающее в П. существо имеет спутанные волосы, перепутанную шерсть и т. д.). В П. сознание и разум, логика уступают место слуху, осязанию, инстинкту, интуиции, тёмному вожделению. П. может выступать как символ условий, в которых возможно только неподлинное, недостоверное, искажённо-искажающее знание и неполное существование. В философском мифе о П. (VII книга «Государства» Платона) земное бытие человека уподобляется положению прикованных узников, находящихся на дне П.; повёрнутые лицом к стене, они могут видеть перед собой только тени людей, проходящих перед П., - единственное их знание о реальном мире. П. - сакральное убежище, укрытие. Ср. образ П. в связи с Полифемом, Паном, Эндимионом, сатирами, нимфами, Зевсом-ребёнком в греческой традиции, Пани, Валой, скрывающими похищенный скот в П., в ведийской мифологии, японский миф о богине Аматэрасу, удалившейся в П., мотив захода солнца в П. и его восхода из П. и т. д. В библейской традиции неоднократно скрываются в П. израильтяне, цари, пророки, Давид и др.; ср. Иис. Нав. 10, 16; Суд. 6, 2; 1 Царств 13, 6 и 17, 1; 2 Царств 17, 9 и 23, 13; 3 Царств 18, 4 и 19, 9; Быт. 19, 30; Апок. 6, 15; семь спящих отроков и т. д....
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 8, "МНЕ"-"МУЛ")
Входимость: 5. Размер: 57кб.
Часть текста: - девять дочерей (915- 917). Согласно сообщению Павсания (IX 39, 8) в Лейбадее (Беотия), вблизи пещеры Трофония, находились два источника: Леты - забвения и М.- памяти (см. в ст. Лета ). А. Е.-Г. МОДА-АВА МОДА-АВА - Мастор-ава (мода, мастор, «земля», ава, «мать, женщина»), в мордовской мифологии хозяйка - «держательница» земли, воплощение земли и её плодородия. Её молили об урожае («что сеем в тебя - подними, вырасти»), но ей же приписывали и насылание порчи, болезни. Падение на землю считалось вызванным гневом М.-а. В марийской мифологии М.-а. соответствует Мланде-ава. МОДЕЛЬ МИРА Статья большая, находится на отдельной странице . МОЖЖЕВЕЛЬНИК МОЖЖЕВЕЛЬНИК - кедр, кипарис. Мифопоэтические представления о М., кедре, кипарисе и других сходных растениях, отражённые и в ритуальной практике, чаще всего ориентируются на такие их свойства, как вечнозелёность, хвойность, характерный «бальзамический» запах (особенно при сжигании). С М. (так же как с кедром и кипарисом) устойчиво связывается символика смерти и её преодоления как начала вечной жизни. С...
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 6, "ПРА"-"ПСЫ")
Входимость: 5. Размер: 68кб.
Часть текста: П. воплощает высшую волю творца; идентифицируется с майей - иллюзией, шакти - божественной женской энергией. В ряде философских школ противостоит пуруше, понимаемому как «Я», отличное от тела, ума и чувств. П. состоит из трёх субстанций - гун, которые, постоянно изменяясь, порождают страдание, радость, безразличие. П. характеризуется необусловленностью, вечностью, вездесущностью. Соединившись с пурушей, П. нарушает равновесие и вызывает эволюцию мира. в. т. ПРАКСИФЕЯ ПРАКСИФЕЯ - Пракситея (Πραξιθέα), в греческой мифологии: 1) дочь Теспия, родившая от Геракла Нефа (Apollod. II 7, 8); 2) жена афинского царя Эрехфея, пожертвовавшая своими дочерьми ради победы афинян в войне с Элевсином (Lycurg. 98 след.); 3) наяда, жена афинского царя Эрихтония, мать Пандиона (Apollod. Ill 14, в). а. т.-г. ПРАТЬЕКАБУДДА ПРАТЬЕКАБУДДА (санскр. pratyekabuddha, пали paccekabuddha, «будда для самого себя»), в буддийской мифологии тот, кто достиг нирваны, но не проповедует дхарму. П. появляются в те же самые кальпы, что и будды, но они никогда не встречают будд. Одновременно может существовать неограниченное число П. Лит.:...
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 11, "АСТ"-"АФИ")
Входимость: 5. Размер: 55кб.
Часть текста: находится на отдельной странице . АСТРЕЯ АСТРЕЯ (Άστραία ), в греческой мифологии дочь Зевса и Фемиды, богиня справедливости, сестра Стыдливости, обитавшая среди счастливых людей золотого века. Затем испорченность людских нравов заставила А. покинуть землю и вознестись на небо (luvenal. VI 14-20), где она почитается под именем созвездия Девы (Ovid Met. I 149-150). По другой версии мифа, созвездием Девы стала другая дочь Зевса и Фемиды Дике - богиня правды и справедливого возмездия, нередко отождествляемая с A. (Ps.-Eratosth. 9). л. т.-г. АСТХИК АСТХИК («звёздочка»), в армянской мифологии богиня плотской любви и воды, возлюбленная Вахагна. Её главный храм в Аштишате (к северу от современного города Муш в Турции) назывался «спальня Вахагна». Возможно, первоначально А. и Анахит - два имени одной и той же богини плодородия, любви и воды. Имя А. восходит к символу богини - планете Венера. В дальнейшем Анахит и А. стали самостоятельными божествами. Согласно мифам, А., необычайная красавица, каждую ночь купалась в Евфрате там, где он течёт по узкому каменистому ущелью (местность Гургура, «грохот»). Чтобы любоваться обнажённой богиней, юноши зажигали огни на горе Дагонац (Таронская гора, в пределах современной Турции). Защищая себя от чужих взоров, А. покрывала туманом всю Таронскую долину. Согласно другим мифам (возникшим, вероятно, после распространения христианства), А.- дочь Ксисутра (Ноя), рождённая после всемирного потопа. После смерти Ксисутра вспыхнула война за власть над вселенной между его сыновьями Зрваном, Титаном и Япетосом. А. уговаривает их прекратить раздоры. Титан и Япетос признают власть Зрвана, но ставят условием истребление всех его детей...