Поиск по материалам сайта
Cлово "PERSONA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. ЛИЧНОСТЬ
Входимость: 9. Размер: 42кб.
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "И" (часть 2, "ИИН"-"ИНД")
Входимость: 2. Размер: 54кб.
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛИТ"-"ЛЮЦ")
Входимость: 1. Размер: 33кб.
4. Реальный словарь классических древностей. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
5. Словарь средневековой культуры. ПАПСТВО
Входимость: 1. Размер: 46кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТАР"-"ТЕЛ")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
7. Словарь средневековой культуры. ВЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЯ
Входимость: 1. Размер: 53кб.
8. Словарь средневековой культуры. ПРАВО
Входимость: 1. Размер: 23кб.
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 7, "ПЕР"-"ПИМ")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
10. Россия. Страноведческий словарь. ИКОНОПИСЬ
Входимость: 1. Размер: 7кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. ЛИЧНОСТЬ
Входимость: 9. Размер: 42кб.
Часть текста: как аспекты Л.и. Важно разграничить понятия «Л.» и «индивидуальность». «Л.» - индивид как член группы, социализация которого происходит в процессе его приобщения к культуре (в антропологическом смысле). Л. может быть условно определена как terminus médius, связующий социум и культуру. Л. существует в любом обществе, на любом этапе истории, и ее изменчивость соотнесена с типом культуры, религии, социальных связей. Допустимо говорить об основном типе Л.и в средневековой Европе; в рамках этого предельно общего типа необходимо вычленять разные конкретные подтипы, в зависимости от социального и половозрастного статуса индивидов, их образования, от стадии эволюции общества. При изучении средневековой Л.и возникают вопросы об ее самосознании, осмыслении природы человека, его места в универсуме, отношениях с Богом, проблемы его спасения, непосредственно связанные с идеей биографии как жизненного пути. Понятие же «индивидуальности» указывает на специфический аспект Л.и - на самобытность отдельного индивида, осознание им самоценности собственного ego, на признание его своеобразия социальной средой. Позитивное утверждение суверенной индивидуальности присуще отнюдь не всем культурам; во многих культурах оно отсутствует. В наибольшей мере индивидуальность признана на Западе, где она стала центральной ценностью культуры Нового времени. Ключ к объяснению конституирования Л.и нужно искать, по-видимому, в происходившей на протяжении средневековья перестройке социальных групп и в особенностях европейской культуры. К проблеме «Л.и на средневековом Западе» приходится подходить в обоих ракурсах и рассматривать как Л., так и индивидуальность. Оба процесса - самораскрытия Л.и и развития индивидуальности - были неодинаковы по существу и подчинялись разным ритмам. По-видимому, эти процессы не...
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "И" (часть 2, "ИИН"-"ИНД")
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Часть текста: В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "И" (часть 2, "ИИН"-"ИНД") ИИНГА ИИНГА - Iynx, 'Ίυγξ, слово означает птицу, вертишейку, которая вследствие своей странной и беспокойной подвижности сделалась символом страстной любви; ей приписывали магическую силу возбуждать любовь. Мифологически ее делали дочерью Πειθώ, Эхо, или Пана и говорили, что она пыталась волшебными средствами приворожить Зевса к себе и к Ионе и за то была превращена Герою в птицу того же имени. Язона, говорят, первого научила Афродита запрячь птицу 'Ίυγξ в кубарь с четырьмя спицами и вертеть его среди завораживающих заклинаний, чтобы таким образом пробудить любовь Медеи. Pind. pyth. 4, 213 и слл. Это был самый обыкновенный способ употреблять птицу, как чародейное средство в любви. В силу такого обычая слово получило также вообще значение магической приманки, и особенно называется так волшебный шар о 3 или 4 спицах, обвитый шерстяными пурпурными нитями. Theocr. id. 2. ИИНГА (ВЕРТИШЕЙКА) ИИНГА (ВЕРТИШЕЙКА) - Iynx, 'Ίυγξ, слово означает птицу, вертишейку, которая вследствие своей странной и беспокойной подвижности...
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛИТ"-"ЛЮЦ")
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Часть текста: испытав сильное влияние Малиновского (см. Малиновский ). Перед началом Второй мир. войны проводил полевое исследование в Бирме, на основе к-рого написал книгу "Полит. системы горной Бирмы" (1954), посвященную социальной структуре и полит. институтам качинов; эта книга стала его докт. дис. и принесла ему известность; в ней он выступил с неортодоксальных для брит. школы социальной антропологии теор. позиций; осн. предмет его интереса - социальная структура и возможность применения для ее изучения математич. моделей (Л. называл свой подход "этногр. алгеброй"). В частности, при изучении терминологии родства он разработал гипотетич. модель социальной структуры, базирующуюся на семи принципах, и предпринял попытку рассмотреть совокупность эмпирич. фактов как модификацию этой модели. В нач. 50-х гг. Л. провел ряд полевых исследований в Курдистане, на Цейлоне и Борнео, опубликовав этногр. отчеты. В 1953-79 преподавал в Кембридже (проф. социальной антропологии); был ректором Королевского колледжа. В 1961 Л. опубликовал одну из...
4. Реальный словарь классических древностей. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: Афинах были поэтому только праздники Диониса, именно сельские или малые Дионисии, Леней, Анофестерии и большие или городские Дионисии. Последние были также главным праздником для драматических представлений (см. Διόνυσος, Дионис , 9). Должностные лица, которые должны были руководить и заведовать представлением драм, были 'άρχων βασιλεύς - для Леней и 'άρχων ε̉πώνυμος - для больших Дионисий. К одному из них должен был обращаться поэт, желавший поставить на сцену свое произведение, и просить хора (χορòν αι̉τει̃ν). Архонт рассматривал пьесы и назначал хор (χορον διδόναι) тем поэтам, драмы которых были одобрены; постановку же хора принимал тот, на обязанности которого лежала хорегия. Относительно этой общественной повинности см. Λειτουργία, Литургия . Все театральные принадлежности, которые хорег должен был доставлять, назывались χορήγιον. Поэты, пьесы которых были приняты, получали из государственной казны гонорар; если же их произведения не были приняты, то они, конечно, не получали ничего. Допущение к предоставлению комедий было, кроме того, обусловлено определенным возрастом. Государство заботилось о соблюдении порядка и тишины во время представлений и о справедливом распределении призов, назначая для этой цели полицейских чиновников и присяжных судей....
5. Словарь средневековой культуры. ПАПСТВО
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш ПАПСТВО ПАПСТВО - Церковные историки датируют возникновение П.а 30-ми гг. I в., когда, согласно преданию, «князь апостолов» Петр организовал в Риме христианскую общину и стал первым епископом вечного города. Правда, сведения о пребывании Петра в Риме относятся к кон. I в., а представление о тесной связи апостола с епископской кафедрой Рима прослеживается в источниках самое раннее с сер. III в. Вместе с тем еще прежде среди христиан Средиземноморья распространилось убеждение в том, что именно в Риме на Ватиканском холме апостол Петр претерпел мученическую смерть за веру. В Риме, согласно легенде, пал жертвой гонений и другой апостол - св. Павел, почитавшийся одним из крупнейших учителей христианства. То обстоятельство, что в вечном городе действовали сразу два прославленных апостола Христа, представлялось, в глазах ранних христиан, надежной гарантией того, что и преемники апостолов - римские епископы - сохранили правильное вероучение. В ситуации, когда...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТАР"-"ТЕЛ")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: Лукумон (Lucumo), по совету жены своей, Танаквилы (см. Танаквила ), переселился в Рим, где он принял позднейшее название свое Т. В Риме он вошел в такую милость у Анка Марция, что тот назначил его опекуном своих детей. После смерти Анка Т., на стороне которого был сенат и народ, сделался царем, украсил город, учредил так называемые великие игры (ludi magni), воевал счастливо с сабинцами и подчинил Лациум. Умер он в 578 г. до Р. X., процарствовав 38 лет. Говорят, он был убит по наущению сыновей Анка, у которых он отнял престол. Своим наследником он старался сделать Сервия Туллия, побуждаемый к этому чудесными предзнаменованиями, которые вообще играли роль в его жизни, т. к., благодаря предзнаменованиям, он и сам сделался царем. Liv. 1, 34 слл. 46 слл. По свидетельству Дионисия Галикарнасского (3, 46 слл.), Т. вел войну также с этрусками. Вообще, Дионисий представляет его преданным исключительно войне, а Сервия - его спутником и помощником в военных предприятиях; 2. L. Tarqu. Superbus, Л. Т. Гордый, наследовавший Сервию Туллию, своему тестю, в 534 г. до Р. X., которого он убил с помощью супруги своей, честолюбивой Туллии. По вступлении своем на престол он показал себя гордым (отсюда Superbus) и строгим к народу, особенно к патрициям и сенату, власть которых он старался ослабить. Насилием и несправедливыми казнями он возбудил против себя неудовольствие народа и был изгнан в 510 г. Главным виновником его изгнания был родственник его, Брут, который после того разбил Т., старавшихся с помощью Лациума возвратить себе престол, в 496 г. у Регильского озера. Несколько лет спустя после того умер Т. Царствование его, между прочим, замечательно тем, что он продолжал постройку капитолийского храма, начатого его отцом. Liv....
7. Словарь средневековой культуры. ВЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЯ
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: формы и пределы реализации. В. государей в средневековой Европе основывалась на весьма различных историко-культурных традициях, материальных, организационных, а также социально-психологических предпосылках и складывалась на основе отношений между общественными группами, все социальные характеристики которых на протяжении средневековья претерпевали существенные изменения. 1. Историко-культурные традиции На характер В.и в средние века оказали сильное воздействие три основные историко-культурные традиции: древнегерманская, римская и тесно связанная с ней церковная. а) У древних германцев, как и во многих других архаических обществах, В. племенного вождя обуславливалась дарованной ему свыше харизмой - особыми качествами сакрального свойства, приносящими удачу в войнах с врагами, мир и материальное довольство внутри племени. Такая харизма считалась достоянием не столько отдельной личности, сколько определенного знатного рода, из которого и избирался германцами «кунинг». Харизма должна постоянно подтверждаться; утративший ее вождь может потерять и свою В. В. вождя распространяется на свободных соплеменников и включает в себя и функцию посредничества между миром людей и миром богов. Последнее видно, помимо прочего, из обычного у древних германцев (но не у кельтов, например) выполнения вождями жреческих обязанностей. Отношения между наделенным харизмой вождем, ближайшими к нему людьми (чаще всего дружинниками) и остальными соплеменниками строились на основе...
8. Словарь средневековой культуры. ПРАВО
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: - свое П.о. Наибольшей полнотой П. и привилегий обладали, естественно, церковь и светские господа, тогда как непривилегированные - горожане и в особенности крестьяне - пользовались П.ом более ограниченным, но и они располагали определенными юридическими возможностями. Самое представление о человеке предполагало его сословный статус и, следовательно, исключало полное бесправие. Поэтому неверно применять к социально-правовым отношениям на средневековом Западе понятие «крепостного П.а», которое сформировалось в Восточной Европе в начале Нового времени и по сути дела означало фактическое рабство барских крестьян. В Западной Европе эпохи феодализма существовали разряды зависимых крестьян с чрезвычайно ограниченными личными и имущественными П.ами, но и они не были полностью бесправны, за исключением рабов, ибо рабство не было изжито в отдельных странах в течение длительного времени. (Свобода и несвобода). В раннее средневековье сохранял силу принцип римского П.a servus поп habet personam, «раб не имеет персоны», т.е. лишен всяческих П. Поскольку же в общественном сознании было латентно заложено представление о человеческой личности (persona), то предполагалось наличие у нее некоторых П. Социально-правовой статус индивида был связан с обладанием личными П.ами и П.ом собственности, даже если это последнее было неполным. Эйке фон Репгов, автор «Саксонского зерцала» (20-е гг. XIII в.), протестуя против попыток немецких феодалов лишить зависимых крестьян тех П., какими они обладали, заявляет: «Мой ум не может понять того, что кто-нибудь должен быть в собственности другого. И о том, что некогда так и было, мы не имеем никаких свидетельств». Высокая гра-дуированность П. в обществе сочеталась с убеждением, что любое человеческое существо причастно к П.у и подвластно ему. «Доброе старое право» На протяжении столетий господствовала идея «доброго старого П.а». Верили в извечность П.а как залог его ...
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 7, "ПЕР"-"ПИМ")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: Плиния, продольный разрез равен 1.125 тысячам стадий, между тем как в действительности он имеет всего 140 географических миль. Strab. 16, 765 сл. ПЕРСИИ ПЕРСИИ - Persĭi. Из них особенно замечательны: 1. С. Реrsius, победивший во 2-ю Пуническую войну (в 210 г.) тарентийцев. Liv. 26, 39; 2. С. Persius, человек, отличавшийся своей ученостью (Cic. Brut. 26, 99), современник поэта Луцилия. Cic. de or. 2, 6, 25; 3. А. Persius Flaccus, поэт, родился 4 декабря 34 г. от Р. X. в Волатеррах, городе Этрурии, от зажиточных и знатных родителей. Уже на 6 году жизни он лишился отца и остался на руках своей матери Фульвии Сизеннии, которая вступила во второй брак с римским всадником Фузием. До 12 лет П. обучался в своем родном городе, затем был отправлен в Рим, где его учителями были грамматик Реммий Палемон и ритор Вергиний Флав. На 16-м году он познакомился со стоиком Аннеем Корнутом, с которым потом подружился и который доставил ему близкое знакомство с двумя учеными греками, Клавдием Агафемером и Петронием Аристократом, а также с молодым поэтом Луканом. В числе его близких друзей юности называются лирические поэты Цезий Басc и Кальпурний Серрант (Sura? Statura?). Пета Тразею, супруга одной своей родственницы, младшей Аррии, Сервилия Нониана и Плотия Макрина он любил чисто детской любовью. Все эти благоприятные обстоятельства - образование, полученное от знаменитых учителей, живое общение с выдающимися в умственном отношении людьми - должны были всесторонне образовать молодого П. и особенно укрепить его в привязанности к стоическому учению. Эти же обстоятельства имели влияние и на его поэтические наклонности. От первых его трудов до нас только лишь дошли их названия; это были: стихотворное описание путешествия (ο̉δοιπορικά), стихотворение на геройскую смерть старшей Аррии и одна fabula praetexta (может быть, она называлась Vescia)....
10. Россия. Страноведческий словарь. ИКОНОПИСЬ
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: доска грунтовалась, а затем специальными красками - яичной темперой - наносилось изображение. Техника письма и технология подготовки досок практически не изменялись на Руси до XVII в. В киевский период истории Древней Руси существовал только один стиль иконописи, похожий на византийский. В XIV- XV вв. сформировались три иконописные школы: новгородская, псковская и московская. Новгородская икона отличалась жизнеутверждающей силой. Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен, четок. Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких локальных тонов. Псковские иконы не имеют такого твердого рисунка и виртуозности, они как бы лишены внешнего блеска, но всегда поэтичны. Художники-иконописцы московской школы больше уделяли внимание не внутреннему содержанию образов, а их внешним чертам: легкости фигур, плавным линиям при написании ликов, резкому сочетанию цветов (например, густые краски одежд на фоне более прозрачного пейзажа). Расцвет иконописи на Руси относится к XIV- XVI вв. В это время работали...