Поиск по материалам сайта
Cлово "PROLEGOMENA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. БИБЛИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 7кб.
2. Словарь античности. Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГИП"-"ГОР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
3. Словарь античности. Статьи на букву "В" (часть 4, "ВОЕ"-"ВЮР")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
4. ЗАПАД И ВОСТОК (парадигматика)
Входимость: 1. Размер: 20кб.
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "О" (часть 3, "ОРМ"-"ОЧИ")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
6. Реальный словарь классических древностей. ГОМЕР
Входимость: 1. Размер: 21кб.
7. Античная культура. Словарь-справочник. Статьи на букву "Г"
Входимость: 1. Размер: 62кб.
8. Большой толковый словарь по культурологии. ЗАПАД И ВОСТОК
Входимость: 1. Размер: 23кб.
9. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 2, "КАР"-"КЛА")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
10. КЕЙЗЕРЛИНГ (Keyserling) Герман (1880-1946), граф
Входимость: 1. Размер: 4кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. БИБЛИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: J. W. Symbolic Consensus in a Fang Reformative Cult // American Anthropologist, 1965, vol. 67, p. 902-929. Fernandez, 1974 — Fernandez J. W. The Mission of Metaphor in Expressive Culture // Current Anthropology, 1974, vol. 15, p. 119-145. Firth, 1973 — Firth R. Symbols; Public and Private. L. , 1973. Geertz, 1973 — Geertz C. Thick Description: Toward an Interpretive Theory of Culture // Geertz C. The Interpretation of Cultures. Selected Essays by Clifford Geertz. N. Y. , 1973, p. 3-30. Hjelmslev, 1953 — Hjelmdcv L. Prolegomena to a Theory of Language. Bloomington, 1953. Jakobson-Halle, 1956 — J akobson R. , Halle M. Fundamentals of Language (Janua Linguarum: Series Minor 1). The Hague, 1956. Leach, 1954 — Leach E. R. Political Systems of Highland Burma. L, 1954. Leach, 1958 — Leach E. R. Magical Hair // Journal of the Royal Anthropological Institute, 1958, vol. 88, p. 147-164. Leach, 1961 — Leach E. R. Pul Eliya: A Village in Ceylon. Cambridge, 1961. Leach, 1964 — Leach E. R Anthropological Aspects of Language: Animal Categories and Verbal Abuse // New Directions in the Study of Language. Cambridge (Mass. ), 1964. Leach, 1970 — Leach E. R Claude Levi-Strauss. N. Y, 1970. Leach, 1971 — Leach E. R Kimil: A Category of Andamanese Thought // Structural Analysis of Oral Tradition. Philadelphia, 1971. Leach, 1972 — Leach E. R The Structure of Symbolism // The Interpretation of Ritual. L, 1972. Levi-Strauss, 1949 — Levi-Strauss С . Les structures élémentaires de la parente. P. , 1949....
2. Словарь античности. Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГИП"-"ГОР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: а также флейты, первоначально военный танец на о. Крит. Благодаря Талету из Гортины (после 665 до н. э.) он распространился в Спарте. Г. - один из элементов творчества Пиндара и Вакхилида. ГИПОТЕЗА ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis - основание), сюжет, лежащий в основе, сведения, которые предшествовали текстам некоторых греч. драм, а также некоторым речам Демосфена (примерно сравнима с театральными программами спектаклей). Наряду с коротким очерком событий в них велось разъяснение относительно времени и места действия, о персонажах, актерах и хоре, о замысле, содержании и ценности пьесы, а также о творчестве автора. Вначале Г. составлялись александрийскими учеными, позднее, вероятно, переписчиками или интерпретаторами. Греч. Г. соответствуют лат. Argumentum в рим. комедиях. Совр. понятие Г. как научного предвидения, основы для дальнейшей научной работы, вероятно, восходит к Ньютону. ГИППАРХ ГИППАРХ (греч. Hipparchos). 1. Сын тирана Писистрата из Афин, младший брат Гиппия, считался покровителем искусства и наук, пригласил в Афины Анакреонта и других поэтов. Был убит в 514 до н. э. Гармодием и Аристогитоном. 2. Г. из Никеи (род. 190, ум. 125 до н. э.), один из выдающихся астрономов античности. Уделил осн. внимание интенсивным наблюдениям, заимствовав при этом мн. материалы вавилонских астрономов. Он рассчитал аномалии солнечного движения и объяснил их тем, что Солнце проходит эксцентрич. путь вокруг Земли, определил с большой точностью расстояние от Земли до Луны и неточно - расстояние от Земли до Солнца. Наблюдение новой звезды (134 до н. э.) побудило его к созданию звездного каталога, который был использован впоследствии Птолемеем. Путем сравнения найденных им точек расположения звезд с теми, которые были обозначены в др. каталогах, Г. открыл прецессию равноденствия....
3. Словарь античности. Статьи на букву "В" (часть 4, "ВОЕ"-"ВЮР")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "В" (часть 4, "ВОЕ"-"ВЮР") ВОЕННЫЕ ГАВАНИ ВОЕННЫЕ ГАВАНИ - Важнейшей В. г. Греции был Пирей, связанный с Афинами Длинными стенами. Наиболее известными гаванями рим. флота являлись Равенна, Мизены, Аквилей и Форум Юлия. ВОЕННЫЕ ЗНАКИ ВОЕННЫЕ ЗНАКИ (лат. signum). О применении В. з. у греков известно немногое, у римлян они были священными, их утрата считалась позором. В раннем периоде в рим. войске В. з. были пучки сена, насаживаемые на пики, использовались различные металлич. знаки. Позже В. з. служили изображения животных, таких, как волк, минотавр, конь, вепрь, орел. Марий ввел орла (аквилла, носитель знака орла - аквилифер) как единый знак легиона. Во времена Республики орел изготавливался из серебра, во времена Империи - из золота. В мелких конных отрядах, небольших пехотных подразделениях существовали полевые штандарты (вексиллум), носимые вексиллариями или сигниферами. Эти знамена состояли из четырехугольного куска сукна и были укреплены на перекладине древка. Изготавливаемые из пурпурно-красного сукна штандарты полководцев выносились перед походным маршем из лагеря на преторий, а в морской войне поднимались на мачту адмиральского корабля. Около 100 при Траяне были введены знамена по парфянскому или дакийскому образцу в виде окраш. драконов из материи (лат. draco, знаменосец назывался драконарием). Особое значение имели императорские пурпурные знамена в виде драконов, которые сопутствовали в битвах и на...
4. ЗАПАД И ВОСТОК (парадигматика)
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Часть текста: (в пределе складывающееся из 3. и В.), и разделенность на принципиально отличные друг от друга, а во многом и противоположные модели культурной идентичности. 3. и В. взаимно полагают друг друга и в то же время взаимоисключают; они воплощают собой дополнительность и антиномичность полярных начал; диалектику единства и множественности культуры как сложного целого. 3. и В. невозможно представить без заданной или хотя бы подразумеваемой противоположности: если опр. культурный текст характеризуется как Запад (или его органич. часть), то в качестве его эпистемологич. контекста всегда выступает Восток (и наоборот). Даже намеренно абстрагируясь от дихотомии 3. и В., субъект той или иной культуры, стремясь определить ее место (или отд. ее феномена) среди иных культурных образований — типологически родственных или контрастных, — всегда имеет в виду некую систему пространственных координат, т.е. опр. ценностно-смысловую топологию. 3. и В. в своей содержат, соотнесенности и представляют собой простейший и универсальный случай культурной топологии (два разных топоса, образующих в паре смысловое напряжение и в то же время органич. смысловую связь). К такому универсуму апеллировал, напр., поздний Гёте, создавая свой “Западно-вост. диван”; аналогичную роль играют вост. мотивы в творчестве зап.-европ. романтиков. В 20 в. число примеров более или менее органичных совмещений зап. и вост. дискурсов в рамках одной худож. или филос. картины мира можно умножить многократно (Н. Гумилев, В. Хлебников, Г. Малер, И. Стравинский, П. Кузнецов, О. Шпенглер, П....
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "О" (часть 3, "ОРМ"-"ОЧИ")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Часть текста: начал, связь, которая объединяет между собою все добрые существа. ср.: Duncker, Geschichte des Alterthums, т. 4. ОРНЕАТЫ ОРНЕАТЫ - Ορνεα̃ται, т. е. жители Орней; Фукидид (5, 67) называет их σύμμαχοι, Геродот (8, 73) упоминает их наряду с периэками аргивян (Όρνεα̃τες καὶ περίοικοι); вероятно, это имя служило общим названием для союзников аргивян. ОРНЕИ ОРНЕИ - Orněae, Όρνεαί, 1. город в северо-западной Арголиде на границе Флиасии, лежащий у подножия Лиркеонских гор, вблизи нынешнего Палео-Леонти. Остатки стен носят название Сампирго (ср. Forchhammer, Halkyonia, стр. 8). Жители его были кипурийского происхождения. Hdt. 8, 73. Во время Пелопоннесской войны О. был в союзе с Аргосом (Thuc. 5, 67), а позднее, в 352 г., на стороне мегалополитанцев против Спарты. Потом орнфаты были переселены в Аргос. ср. Thuc. 5, 72. 74. 6, 7; 2. по Страбону (8, 376. 382. 13, 587), другой город этого же имени находился между Коринфом и Сикионом, на реке Орнфате. ОРНЕЙ ОРНЕЙ - I. Orněus, α̃́Ορνεος, кентавр. Ov. met. 12, 302. II. Orneus, Όρνεύς, сын Эрехфея, отец Петея, дед Менесфея, по имени которого был назван город Орнеи. Paus. 2, 25, 5. ОРНЕЙ (I) ОРНЕЙ (I) - Orněus, α̃́Ορνεος, кентавр. Ov. met. 12, 302. ОРНЕЙ ...
6. Реальный словарь классических древностей. ГОМЕР
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: сомнительные выводы. ср. Bernhardy, Grundr. d. griech. Litt. II, 1, 73 cл. Толкование имени Гомера занимало много уже древних. Эфор, опираясь на предание, видит в нем значение «слепого» (ο̉ μη̃ ο̉ρω̃ν). Новейшие писатели полагают, что оно обозначает творца эпической композиции, составителя (ο̉μου̃ - 'άρω); другие видят в нем указание на тесно сплоченное сословие певцов ('όμηροι, товарищи), откуда, по их мнению, заимствуется название для мнимого родоначальника товарищества; другие отождествляли это имя с именем древнего фракийского певца Θάμυρις и делали из Г. отвлеченное понятие; в новейшее время Бергк, не признавая символического значения «заложника» или «поручителя», просто считал Г. исторической личностью. Относительно века, в котором жил поэт, древние очень расходятся. Кратет Пергамский утверждал, что он жил до переселения Гераклидов; Феопомп и Евфорион говорили,...
7. Античная культура. Словарь-справочник. Статьи на букву "Г"
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: - рим. поэт, основоположник любовной элегии. Г. К. род. в Цисалышйской Галлии, был школьным товарищем Августа, занимал высокие гос. должности. Покончил с собой, будучи обвиненным в злоупотреблении властью. Принадлежал к мл. поколению неотериков, переводил «ученые» стихотв. Евфориона Халкидского. Свои элегии посвятил мимической актрисе Кифериде, воспетой им под именем Ликориды. От 4 кн. любовных элегий Г. К. ничего не дошло. Имя Г. К. фигурирует в VI и X эклогах Вергилия. Е.О. ГЕКАТЕЙ ГЕКАТЕЙ (ок. 540-480) др.-гр. историк, представитель ранней гр. историографии, предшественник Геродота; происх. из Милета. Автор 2 трактатов: «Описание земли» и «Родословные», от к-рых сохранилось ок. 370 фр-тов. В 1-м соч. содержались геогр. сведения о Европе, Азии и Африке. 2-е соч. имело ист.-мифолог. характер и заключало в себе легендарную историю героич. периода. Г. - составитель одной из первых геогр. карт. В его трудах прослеживаются зачатки ист. критики, хотя и очень наивной. Гл. заслуга Г. состояла в том, что в его соч. наметился переход от изложения местных событий к всемирной истории. Е.С. ГЕКСАМЕТР ГЕКСАМЕТР (греч. ἑξάμετρον) шестистопный стихотв. размер. В античности наибол. распространение получил дактилический Г., к-рый использовался в эпосе. В первых четырех стопах дактиль мог заменяться спондеем. Последняя - спондей или усеченный дактиль. Схема: -UUI-UUI-UUI-UUI-UUI-U. Н.Ш. ГЕЛИОДОР ГЕЛИОДОР (III или IV в. н. э.) др.-гр. писатель, автор романа «Эфиопика» в 10 кн., самого бол. и, no-вид., самого позд. из полностью сохранившихся гр. любовных романов. Сюжет его включает все компоненты построения действия в произв. подобного жанра. Приемная дочь дельфийского жреца, девушка ослепительной красоты...
8. Большой толковый словарь по культурологии. ЗАПАД И ВОСТОК
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: условная смысловая конструкция, выработанная культурологической мыслью человечества для первичной типологии мировой культуры. 3. и В. - парная категория, выражающая дихотомию поляризованного целого всемирной культуры, поэтому она одновременно характеризует и амбивалентное единство культуры человечества (в пределе складывающееся из 3. и В.), и разделенность на принципиально отличные друг от друга, а во многом и противоположные модели культурной идентичности. 3. и В. взаимно полагают друг друга и в то же время взаимоисключают; они воплощают собой дополнительность и антиномичность полярных начал; диалектику единства и множественности культуры как сложного целого. 3. и В. невозможно представить без заданной или хотя бы подразумеваемой противоположности: если опр. культурный текст характеризуется как Запад (или его органич. часть), то в качестве его эпистемологич. контекста всегда выступает Восток (и наоборот). Даже намеренно абстрагируясь от дихотомии 3. и В., субъект той или иной культуры, стремясь определить ее место (или отд. ее феномена) среди иных культурных образований - типологически родственных или контрастных, - всегда имеет в виду некую систему пространственных...
9. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 2, "КАР"-"КЛА")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
Часть текста: истоки культуры и ее эволюция, в т. ч. культурные процессы разных уровней. Особое место в работе К. занимают проблемы культурной экологии (экол. антропологии) и связанные с ней демогр. исследования. Широкие научные интересы К. и связи с полевыми исследованиями, а также работа в музее заставили его кропотливо изучать отд. аспекты существования конкр. культур, религ. системы и их значение, место магии и колдовства в жизни об-ва. Соч. : The Culture Process // Essays in the Science of Culture. In Honour of Leslie White. N.Y., 1960; Ascertaining, Testing, and Interpreting Sequences of Cultural Development // Southwestern Journal of Anthropology. Albuquerque, 1968; A Theory of the Origin of the State // Science. Wash., D.C. 1970; Hunting Magic among the Amahuca // Ethnology, Pittsburgh, Pa, 1970; Classical Evolution // Main Currents in Cultural Anthropology. N.Y., 1973. Л.А. Мостова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996 КАРСАВИН Статья большая, находится на отдельной странице . КАССИРЕР Статья большая, находится на отдельной странице . КАТАРСИС КАТАРСИС (греч. katharsis - очищение) термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека - очищение через сострадание и сопереживание. духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии. КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ - наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о...
10. КЕЙЗЕРЛИНГ (Keyserling) Герман (1880-1946), граф
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: чьи идеи относительно единства мира были восприняты К. В 1907 появилась кн. “Бессмертие”, обобщающая взгляды К. по основным филос. проблемам. В том же году в Гамбурге К. выступает с лекциями, гл. положения к-рых вошли в кн. “Введение в натурфилософию” — вершину творчества К. в качестве критич. философа. Большое влияние на К. оказал Дильтеч, позднее существ. значение в творчестве К. имели идеи Бергсона. В своих трудах К. излагал “философию жизни” в самой общей и неопр. форме, обращаясь к “силе понимания”, к чувству как духовной сути, совпадающей с истоками жизни. К. увлекается “философией чувств”, заменяя филос. построения культурными и критич. размышлениями. В 1910 появилась кн. “Шопенгауэр как фальсификатор”, свидетельствующая о формировании К. как метафизика. Еще до Первой мир. войны К. посетил многие страны, в 1911-12 совершил кругосветные путешествия, изучая формы культуры и образ жизни разных народов (“Путевой дневник философа”, 1919). В 1920 К. основал “Школу мудрости” в Дармштадте и взял девизом осн. формулу из своего дневника: “Самоосуществление в путешествии сквозь мир...” К. считал себя философом культуры, но не систематизатором, а “человеком факта”. Культура для К. — человеч. дух, к-рый, возвращаясь к человеку из окружающей среды, воздействует на него как формообразующий. Дух не может быть постигнут разумом, но только посредством творч. интуиции, восприятием чувств, космоса. Разл. жизненные и культурные формы, сохраняя свою чувств, достоверность, соотносятся с глубочайшей безобразностью, с гармонией, в к-рой все силы приходят в равновесие. В этой надистор. гармонии должен воплощаться идеал личности и об-ва. К. называл себя “реформатором” духа и считал задачей философии создание “нового синтеза духа и души”, а основным инструментом постижения жизни — интуицию, скептически относясь к возможности познания. Он придавал большое значение...