Поиск по материалам сайта
Cлово "RAN"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. ЗЕВС
Входимость: 1. Размер: 17кб.
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 9, "МИУ"-"МОС")
Входимость: 1. Размер: 45кб.
3. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 6, "ТУТ"-"ТЯН")
Входимость: 1. Размер: 35кб.
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГОР"-"ГУЛ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭЛО"-"ЭРИ")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 13, "ПРА"-"ПРО")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "О" (часть 3, "ОПЬ"-"ОЯМ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
8. Словарь средневековой культуры. РУНИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
Входимость: 1. Размер: 38кб.
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 7, "ГИГ"-"ГИП")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 2, "АВК"-"АГЛ")
Входимость: 1. Размер: 60кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. ЗЕВС
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: семьи богов. З. - исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo - «дневное сияющее небо», др.-инд. deva - «бог», dyaus - «небо» (Дьяус), греч.Ζεύς, род. п. Διός «Зевс, бог ясного неба», лат. deus - «бог», dies - «день»; др.-инд. Dyaus pitar, др.-греч. Ζεύς πατήρ- лат. Jup(p)iter, Diespiter). В античности этимология слова «З.» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует». З. - сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи (Неs. Theog. 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося З. завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (453-491). Согласно другому варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи (Apollod. I 1, 5-7). Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная...
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 9, "МИУ"-"МОС")
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Часть текста: мух). М. был в числе тех городов, которые Артаксерскс подарил Фемистоклу (Nep. Them. 10. Diod. Sic. 11, 57. ср. Hdt. 6, 8. Thuc. 3, 19). Форма берега так изменилась еще в древности, что М., лежавший сначала на берегу моря, во время Страбона был уже на 30 стадиев от него. Strab. 14, 636. Развалины его - н. Паллация. МИФОЛОГИЯ Статья большая, находится на отдельной странице . МНАСАЛК МНАСАЛК - Mnasalcas, см. Anthologia graeca, Греческая антология . МНАСЕЯ МНАСЕЯ - Mnasĕas, Μνασέας, из Патр, ок. 150 г. до Р. X., ученик Эратосфена, написал географическое сочинение (περιήγησις или περίπλους, по меньшей мере в 8 книгах), в котором он трактует об отдельных частях земли. У него нет настоящей учености. Сохранившиеся отрывки собр. Mehler (1847) и Müller, fragm. histor. Graec., 111, p. 149 слл. МНАСИПП МНАСИПП - Mnasippus, Μνάσιππος, спартанец, посланный в 373 г. с флотом на Керкиру, чтобы помочь оптиматам и вырвать остров из рук афинян. Он опустошил остров и осадил город, который, будучи удручаем голодом, просил помощи у Афин. Афиняне снарядили флот и послали пелтастов под предводительством Стесикла. Но прежде чем прибыл флот, М., который думал, что город уже в его руках, был убит во время вылазки,...
3. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 6, "ТУТ"-"ТЯН")
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Часть текста: и их самих. В нартском эпосе Т. - покровитель нартов, дружелюбно относятся к нартам и его подопечные. Так, нарт Сауайя был вскормлен волчьим молоком, а Сослан закалён в нем. в. к. ТУШИТА ТУШИТА (санскр. tusita, пали tusita, букв. «удовлетворённый, радостный, довольный»), в буддийской мифологии четвёртая из шести низших девалок. Жизнь богов в Т. длится 4000 лет, причём один день равняется 400 земным годам. В Т. бодхисатвы проводят свою предпоследнюю жизнь, перед тем как спуститься на землю и стать буддами. Шакьямуни, спускаясь из Т. в мир людей, возложил свою корону на голову будды грядущего мирового порядка Майтреи, который проповедует там дхарму богам и ждёт времени, когда сможет спуститься на землю. Лит.: Waddell L. A., The Buddhism of Tibet or Lamaism, 2 ed„ Camb., 1958. Л. М. ТУШОЛИ ТУШОЛИ - в мифологии ингушей и чеченцев богиня плодородия, заступница людей перед своим отцом Дяла. В системе более ранних верований Т. занимала господствующее положение, её просили о здоровом потомстве, об обильном урожае, умножении скота. Т. - единственное у чеченцев и ингушей божество, которое имело изображение: деревянная (ранее - серебряная) поясная скульптура женщины со слезой на щеке (согласно поверью, слезы Т. были вызваны попыткой Ерда её изнасиловать). В честь Т. устраивались праздники, её именем в ингушском календаре назывался месяц (апрель), когда начиналась пахота и выгонялся скот на пастбища. Священная птица Т. - удод. В дальнейшем Т. оставалась главным образом объектом поклонения бездетных женщин. Лит.: Захаров А. А., Ингушская богиня Тушели, в кн.: Известия Ингушского научно-исследовательского института, т. 4, в. 2, Орджоникидзе, 1934; Шиллинг Е., Культ Ту-шоли у ингушей, там же; его же. Ингуши и чеченцы, в кн.: Религиозные верования народов СССР, т. 2, М.-Л., 1931, с....
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГОР"-"ГУЛ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: городе Лариссе, где он и умер после Сократа, может быть, не раньше 375 г., более чем 100 лет от роду. В своем сочинении περὶ του̃ μὴ όντος ή περὶ φύσεως он берет исходной точкой учение элеатов, что истина есть совершенно разное единство без противоречия, и, противопоставляя философским доводам убедительность представлений, образующихся из опыта, хитро пользуясь также различным значением слов (напр., είναι), он приходит к следующим скептическим результатам: 1. ничего не существует; 2. если что и существует, то оно не может быть познаваемо; 3. если что и существует и может быть познаваемо, то оно не может быть сообщаемо другим. От названия учителя добродетели он отказывался, не вникал в существо добродетели, но описывал только, в чем состоит добродетель мужа, женщины и т. д.; в безнравственных основах учения его не упрекают. Учение о том, что нет истины, он перенес на область красноречия; красноречие ему представлялось диалектическим искусством, служащим произвольному утверждению или отрицанию, - искусством убеждать человека независимо от понимания дела, следовательно, мнимым искусством. Plut. Gorg. 447. Men. 73. При этом он много помог формальному развитию красноречия. По примеру Корака и Тисия, которые уже учили красноречию и писали наставления в этом искусстве, он явился в Греции учителем красноречия. Но т. к. греки в то время главным образом привыкли слушать поэтические произведения, то его теория основывалась на связности и ритмическом построении речи; его главная сила состояла в риторических фигурах, антитезах, исоколах (γοργιάζειν, Γοργίεια σχήματα). Его учение молодежи сводилось к...
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭЛО"-"ЭРИ")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: одно из обозначений бога в ветхозаветной мифологии (встречается в Библии до 2 тысяч раз). Слово «Э.», будучи формой множественного числа, несёт в себе отчасти память о древнейшем многобожии еврейских племён. Однако сама эта форма, согласующаяся в Библии почти всегда с глаголами и прилагательными в единственном числе, выражает, скорее, значение квинтэссенции, высшей степени качества, полноты божественности в лице единого бога, вобравшего в себя всех до того бывших богов (ср. «Бог богов» - 'ĕlôhçy hâĕlôhĭm - Втор. 10, 17). Подобная форма множественного числа слов - обозначений бога встречается и в других, более древних семитских мифологиях, например в аккадской, где она свидетельствовала о предпочтении данному богу среди прочих богов; однако в русле иудаистического монотеизма такая форма была переосмыслена как обозначение единого бога. В греческом переводе Библии - Септуагинте слово «Э.» передаётся существительным единственного числа - ŏθχός-(«бог»). Корень слова «Э.» - 'ç1 (Эл) представляет собой вариант общесемитского обозначения бога (см. Илу , Аллах ). Имя Эл также встречается в Библии как самостоятельно, так и в составе божественных имён (напр., во вложенной в уста Мельхиседека формуле 'el 'elîôn - «бог всевышний», Быт. 14, 18, отражающей реальное бытование обоих компонентов у западносемитских народов) и имён теофорных [напр., Михаил (Михаэл), Рафаил (Рафаэл) и др.]. Предполагается, что вследствие того, что слово 'ç1 обозначало у семитских народов верховное божество, главу пантеона, особенно в ...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 13, "ПРА"-"ПРО")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
Часть текста: Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "П" (часть 13, "ПРА"-"ПРО") ПРАМНИЙСКОЕ ВИНО ПРАМНИЙСКОЕ ВИНО - Πράμνειος οι̃́νος, (Ноm. Il. 639. Ноm. Od. 10, 235), крепкое и кислое, поэтому нелюбимое в Афинах, красное вино, неизвестно какого сорта; по мнению одних, названо так по горе Прамне близ Смирны в Малой Азии или на острове Икарий, по мнению других, вообще вино, смешанное с морской водой или долго сохраняющееся ( от παραμένειν). ПРАНДИУМ ПРАНДИУМ - Prandĭum, см. Cibi, Пища , 7. ПРАСИИ ПРАСИИ - Prasĭi, Πράσιοι, могущественный народ на берегах Ганга, столицей которых был город Палибофра или Паталипутра. В битве с Селевком Сирийским они выставили в поле под предводительством своего царя Сандракотта войско, по сказанию, в 600.000 человек с 9.000 слонов (ок. 300 г. до Р. X.). Curt. 9, 2, 3. Plin. 6, 17, 21. ПРАСИЙ ПРАСИЙ - Prasĭae, Πρασιαί, 1. аттический дем, принадлежавший к Цандионовой филе, с храмом Апполона. Исходный пункт священного посольства в Делосе; н. Прасса на южной стороне бухты Порто-Рафти. Thuc. 8, 95. Strab. 9, 399; 2. город в Лаконии на восточном берегу (называемый также Πρασιά), был занят афинянами во время Пелопоннесской войны. Thuc. 2, 56. 6, 105. 7, 18. Polib. ...
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "О" (часть 3, "ОПЬ"-"ОЯМ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: Америка) сверхъестественная магическая сила, то же, что вакан у племён сиу-дакотов. ОРЕСТ ОРЕСТ ('Ορέστης), в греческой мифологии сын Агамемнона и Клитеместры. После того как Агамемнон был убит Клитеместрой и Эгисфом, сестра О. Электра (или его кормилица) спасла его из рокового дома. Он вырос в Фокиде у царя Строфия, женатого на тётке О.- Анаксибии. Здесь возникла дружба между О. и его сверстником Пиладом, сыном Строфия. Когда О. стал совершеннолетним, он получил от дельфийского оракула приказ отомстить за смерть отца. Согласно «Орестее» Эсхила, преследуемый за пролитие им крови матери богинями мести эриниями, О. обращается по совету Аполлона за помощью к Афине, которая передаёт дело об убийстве Клитеместры на рассмотрение созываемого ею специального суда афинских старейшин (ареопага) на холме Ареса в Афинах. Благодаря заступничеству самой Афины, отстаивающей главенствующую роль мужчины в семье и государстве, голоса делятся поровну, что по условиям афинского суда означает оправдание О. По другому варианту, О. должен был для своего оправдания доставить в Грецию из Тавриды (где встретился с сестрой Ифигенией) деревянный кумир богини Артемиды (Eur. Iphig. T. 77-92). В других трагедиях Еврипида («Электра», «Орест») поступок О. лишается всякого героического ореола и сам он изображается душевнобольным человеком, способным на новые акты бессмысленной жестокости. О. царствовал после Менелая в Спарте, а поздние источники (Apollod. epit. 6,28) сообщают о смерти О. от укуса змеи в Аркадии. Возможно, в этой области существовал древний ...
8. Словарь средневековой культуры. РУНИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Часть текста: Р.ое П.о повсеместно вытесняется латинским алфавитом. Однако в Скандинавии, где Р.ы имели наиболее длительную историю, они были в ходу на протяжении всего средневековья, а в отдельных районах Швеции - до XIX в. Различают общегерманские, или старшие Р.ы (до VIII в.), и развившиеся из них рунические алфавиты, применявшиеся у отдельных германских народов, - скандинавские, или младшие Р.ы (известные в ряде вариантов - «датские», «шведско-норвежские», «бесстволые» Р.ы и появившиеся в более позднюю эпоху «пунктированные», а затем «дальские» Р.ы) и англосаксонские Р.ы. Сохранилось не менее 6000 рунических надписей (число находок постоянно возрастает), в основном выполненных младшими Р.ами, больше половины их найдено на территории Швеции, множество надписей обнаружено в Норвегии (1600) и в Дании (800). География рунических находок чрезвычайно обширна - отдельные надписи встречаются от Гренландии до Константинополя. Несмотря на отрывочность содержащихся в них сведений и нередко плохую сохранность (главным образом памятников, выполненных старшими Р.ами), рунические надписи - самые ранние письменные источники для изучения германской и особенно скандинавской культуры. Старшие руны Древнейшая система Р.ого П.а - 24-знач-ный алфавит. Каждая Р.а занимала в нем определенную позицию, и вместе они образовывали рунический ряд, соответственно последовательности его первых шести знаков обычно называемый «футарком» (йфагк). Сохранилось ок. 200 надписей старшими Р.ами, самая ранняя - на наконечнике копья из Эвре Стабю (Норвегия, ок. 200 г.) raunijaz «испытывающий». Наконечники копий с нанесенными...
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 7, "ГИГ"-"ГИП")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: престола, а именно вследствие бесстыдного легкомыслия его предшественника Кандавла и посредством перстня-невидимки, - еще полумифический. Г. распространил лидийскую власть до Пропонтиды и до Геллеспонта, искал мирных сношений с Грецией, посылал в Дельфы драгоценные дары, но впоследствии стал покорять греческие колонии в Азии. Его богатство вошло в пословицу. Hdt. 1, 8-14. Plat. r. p. 359. Justin. 1, 7. Cic. off. 3, 9, 38. ГИГИЕЯ ГИГИЕЯ - Hygiēa, Ύγιεία, см. Άσκλήπιός, Асклепий . ГИГИН ГИГИН - Hygīnus, 1. С. Iulius, из Испании, вольноотпущенный Августа; он получил от него должность смотрителя Палатинской библиотеки. Его труды были частью грамматические, частью антикварные; но до нас не дошло ни одного из его различных и разнообразных произведений (de viris claris, exempla, gеnеаlоgig, de situ urbium Italicarum, de agricultura и др.), если только не отождествлять с ним того Г., который известен как составитель сочинений fabularum liber (277 сказаний) и роltiсоn astronomicon (4 книги астрономическо-математического содержания); язык и содержание обоих произведений заставляют скорее предполагать сочинителя позднейшего времени. Очень возможно, что эти труды суть извлечения и обработка одноименных трудов первого Г. Издали fabulae: Scheffer (1674), Muncker (в Mythographi lat.., 1681), van Staveren (в Auctores mythogr. lat., 1742), Bunte (1857), M. Schmid (1872); издания poët. astron. van Staveren, Bunte ...
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 2, "АВК"-"АГЛ")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Часть текста: A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "А" (часть 2, "АВК"-"АГЛ") АВКСЕСИЯ АВКСЕСИЯ - Auxesia, Αυξησία, возрастительница; вместе с Damia ее чтили во многих местах Греции, в Трезене. Эпидавре, на Эгине и Крите. Оба имени суть, вероятно, эпитеты Деметры и Персефоны. В честь их совершались одинаковые обряды и приносились одни и те же жертвы, а в Эпидавре - совершались им также мистерии. Hdt. 5, 82-88. Paus. 2, 30, 5 и 32, 2. АВКСО АВКСО - Αω̃ξώ, см. Χάρις., Хариты . АВЛИДА АВЛИДА - Aulis, Αυλίς, город на Еврипе в Беотии, известный как сборный пункт для флота, отправлявшегося против Трои; местом самой стоянки служила ближняя, почти круглая бухта τó μικρον Βαθύ. Hom. Il. 2, 304 слл. 496 (πετρήεσσα) и чаще. АВЛОН АВЛОН - Aulōn, Αυλών, нарицательное имя всякого узкого прохода, именно узких долин и ущелий, и прилагается поэтому ко многим местностям, из которых заметим: 1. город и ущелье на р. Кипариссе в Мессении, с храмом Асклепия. Хеn. Hell. 3, 2, 25. 3, 8; 2. портовый город в Иллирии, н. Валона; 3. город на северозападном краю стримонского залива в Македонии. Thuc. 4, 103; 4. местечко в горнозаводском округе Аттики, может быть, вся долина, разделяющая оба главных хребта Лавриона; 5. превосходная виноградная местность к северу от Тарента, см. Horat. Od. 2, 6, 18. Mart. 13, 125, вероятно н. Мелоне. АВРЕЛИАН АВРЕЛИАН - Aurelianus, 1. ...