Поиск по материалам сайта
Cлово "ROMULUS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. Статьи на букву "Р" (часть 3, "РОЖ"-"РЮБ")
Входимость: 3. Размер: 69кб.
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 7, "КОС"-"КУК")
Входимость: 2. Размер: 78кб.
3. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Р"
Входимость: 2. Размер: 19кб.
4. 4. СОЧЛЕНЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 22кб.
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕУ"-"РУЧ")
Входимость: 1. Размер: 63кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Р" (часть 1, "РА"-"РЕТ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 13, "ПРА"-"ПРО")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ")
Входимость: 1. Размер: 35кб.
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТАП"-"ТЕЛ")
Входимость: 1. Размер: 44кб.
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАП"-"ПАШ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
11. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "Р"
Входимость: 1. Размер: 11кб.
12. Мифы народов мира. ФАРН
Входимость: 1. Размер: 12кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. Статьи на букву "Р" (часть 3, "РОЖ"-"РЮБ")
Входимость: 3. Размер: 69кб.
Часть текста: страница Статьи на букву "Р" (часть 3, "РОЖ"-"РЮБ") РОЖДЕНИЕ РОЖДЕНИЕ - С времён глубочайшей древности идея Р. (и плодородящей силы женщины) связывалась с идеей плодородия вообще и животворящей силы земли в частности (ср. палеолитические фигурки богинь-матерей, мужские и женские знаки в палеолитической живописи, восприятие пещеры - места Р. как лона земли). С Р. связано также представление, согласно которому ничто живое не умирает, но лишь временно покидает этот мир, чтобы вновь появиться в нём, родившись повторно. С несколько более поздним периодом развития мифопоэтического мышления связаны процессы «космизации» представлений о Р., перевода биологических, сексуальных явлений на уровень астральных, планетарных (ср. особую роль солнца и луны в символике смерти и возрождения; постепенная замена женских и мужских знаков солярными и лунарными отмечается уже в неолите) и других природных процессов (ср. священный брак неба и земли). В этом кругу мифологических символов Р. из женского лона...
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 7, "КОС"-"КУК")
Входимость: 2. Размер: 78кб.
Часть текста: э., её захоронение - к кон. 15 - нач. 14 вв. до н. э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе - центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов - эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство могли караться смертью. Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Васт иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой, что обнаруживает связь образа К. с идеей царственности. В «Книге мёртвых» К., сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты - великий кот, мститель богов»). В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) К.-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде К.: противник Перкунаса (в частности и прежде всего чёрт) может превращаться в кошку или К. чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня). В латышской фольклор-номифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного К., старающегося спрятаться около человека. В К. может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки (Афанасьев I, № 135). Мотив...
3. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Р"
Входимость: 2. Размер: 19кб.
Часть текста: античных странах основными источниками пополнения рабов были: войны, долговая кабала, пиратство, а также дети, рожденные от рабов и рабынь, и подкидыши. Со временем долговое р. было отменено: в Афинах - Солоном в 594 г. до н.э., в Риме - Петелием в 326 г. до н.э. Р. в период своего возникновения носило патриархальный характер, т.е. рабы были практически на положении членов семьи: жили в доме, ели вместе со всеми за столом и т.д. В классической же рабовладельческой системе рабы - это говорящие орудия труда, вещи владельца. Совр. наука не может определить точного количества рабов в античных странах: известно только, что рабов было значительно больше, чем свободных людей. В различных сферах производства характер труда рабов отличался: наиболее тяжелым был труд в каменоломнях, шахтах, на мельницах, в мастерских и гладиаторских школах. В лучших условиях находились рабы-интеллигенты: ученые, врачи, учителя, служащие учреждений и т.п. Рабовладельческое общество было более прогрессивным, чем первобытная община. При налаженной системе организации рабского труда и усиленной эксплуатации рабовладельцы получали огромные прибыли, а это давало большие возможности для развития производства, науки, искусства и т.п. Но, достигнув высокого уровня развития производства, производительные силы не могли дальше развиваться в рамках рабовладельческих отношений. К тому же борьба рабов не способствовала успеху производства и ускоряла его кризис и падение. Поэтому были найдены новые формы зависимости: вольноотпущенничество, колонат , пекулий и др. Эти формы зависимости способствовали переходу от рабства к феодальным отношениям и феодальному способу производства; происходил процесс дальнейшего развития производительных сил и производственных отношений в новых условиях. И хотя законодательно р. не было отменено, оно постепенно само изжило себя. Валлон А. История рабства в античном мире / Пер. с франц. Т. 1-2. М., 1941; Доватур А.И. Рабство в...
4. 4. СОЧЛЕНЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Часть текста: состоит из слов, которые последовательно называют то, что дано представлению. Слово обозначает, то есть по своей природе оно есть имя. Имя собственное, так как оно указывает лишь на определенное представление — и ни на какое другое. Так что по контрасту с единообразием глагола, который всегда есть лишь универсальное высказывание атрибутивности, имена имеются в изобилии, и оно бесконечно. Следовало бы иметь их столько, сколько имеется вещей, подлежащих именованию. Но каждое имя тогда было бы столь сильно связано с одним-единственным представлением, которое оно обозначает, что нельзя было бы даже выражать малейшую атрибутивность; и язык деградировал бы: «если бы мы имели для существительных только имена собственные, то их нужно было бы множить без конца. Эти 1 U. Domergue. Grammaire générale analitique, p. 11. слова — a множество этих слов обременило бы память — никак не упорядочили бы ни объекты наших знаний, ни, следовательно, наши идеи, и все наши речи были бы чрезвычайно запутанными» 1 . Имена могут функционировать во фразе и допускать атрибутивность только в том случае, если одно из них (по крайней мере атрибут) обозначает некоторый общий для многих представлений элемент. Всеобщность имени столь же необходима для частей дискурсии, сколько для формы предложения необходимо обозначение бытия. Эта всеобщность может быть достигнута двумя способами. Или горизонтальным сочленением, то есть группируя индивиды, имеющие между собой определенные сходства, отделяя те из них, которые различаются; оно образует, таким образом, последовательное обобщение все более и более широких групп (и все менее и менее многочисленных) ; оно...
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕУ"-"РУЧ")
Входимость: 1. Размер: 63кб.
Часть текста: Эльбы. По объяснению одних, их имя принадлежит к oдному корню со словом Ried, камыш, болотная трава; другие объясняют готским riuds, gariuds (σεμνός), т. е. почтенные. Место их жительства полагают в южных частях Голштинии и Мекленбурга до реки Гавел. Tac. Germ. 40. РЕЦИЙ РЕЦИЙ - Raecĭus, Marcus, получил в 208 г. до Р. X. поручение в Массилии доставить в Рим верные сведения о походе карфагенского полководца Гасдрубала. Liv. 27, 36. РЕЦИЯ РЕЦИЯ - Raetĭa, (лучше чем Rhaetia), ΄Ραιτία, самая западная из южнодунайских земель, граничила на севере с Винделикией (соединенной с Римом с конца 1 в. от Р. X.), на западе с землей гельветов в Галлии, на юге с Альпами ( от М. Adula-Сен-Готтард до M. Ocra-Terglou) и с цизальпинской Галлией, на востоке с землей венетов и с Нориком, следовательно, теперешний Граубюнден, Тироль и часть Ломбардии. Эта страна пересекалась отрогами Альп, Ретийскими Альпами. Из рек нужно назвать: Aenus (Инн), пограничная река на востоке, Athesis (Эч) и низвергающиеся с Альп притоки реки По: Тичино, Аддуя, Сарий, Оллий , Минций и т. д. Страна представляла более удобств для скотоводства, чем для земледелия, но также производила прекрасное вино. Жители, Raeti, ΄Ραιτοί,...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Р" (часть 1, "РА"-"РЕТ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: Сатурнина и в других преступлениях (Cic. Rab. 3. Aur. Vict. vir. ill. 73). В то же время его спасла знать (nobilitas) под предводительством Метелла Целера тем, что прервала комиции, так обвинение не было вновь поднято; 2. С. Rabirius Postumus, приемный сын вышеназванного, собственный сын К. Курия (Cic. Rab. Post. 17), во время процесса Габиния также был обвиняем в подкупе; его защищал Цицерон за то, что он способствовал возвращению его из изгнания. Рабирий позволял себе такие насилия над царем египетским Птолемеем Авлетом, и такие угнетения народа, что был принужден бежать от ярости александрийцев. Cic. Rab. Post. 14. Поэтому он должен был отчасти исправить причиненный им вред. Защита Цицерона, как кажется, не имела успеха. Р. был изгнан, возвратился во время диктатуры Цезаря (Suet. Caes. 12) и служил в 46 г. до Р. X. под его начальством в Африке. Caes. b. Afr. 8; 3. С. Rab., эпический поэт, которого древние очень высоко ценили. Vell. Pat. 2, 36. Ov. ex Pont. 4, 16, 5. Quint. 10, 1, 90. Найденный в Геркулануме отрывок стихотворения об...
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 13, "ПРА"-"ПРО")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
Часть текста: могущественный народ на берегах Ганга, столицей которых был город Палибофра или Паталипутра. В битве с Селевком Сирийским они выставили в поле под предводительством своего царя Сандракотта войско, по сказанию, в 600.000 человек с 9.000 слонов (ок. 300 г. до Р. X.). Curt. 9, 2, 3. Plin. 6, 17, 21. ПРАСИЙ ПРАСИЙ - Prasĭae, Πρασιαί, 1. аттический дем, принадлежавший к Цандионовой филе, с храмом Апполона. Исходный пункт священного посольства в Делосе; н. Прасса на южной стороне бухты Порто-Рафти. Thuc. 8, 95. Strab. 9, 399; 2. город в Лаконии на восточном берегу (называемый также Πρασιά), был занят афинянами во время Пелопоннесской войны. Thuc. 2, 56. 6, 105. 7, 18. Polib. 4, 36. Strab. 8, 368. 374. ПРАСИЙСКОЕ ОЗЕРО ПРАСИЙСКОЕ ОЗЕРО - Πρασιὰς λίμνη, также Κερκινι̃τις, значительное озеро в Македонии (н. Такино), через которое протекает Стримон, выше Амфиполя. Hdt. 5, 25. 1, 11, 3. ПРАТИН ПРАТИН - Pratĭnas, Πρατίνας, сын Пирронида из Флиунта...
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ")
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Часть текста: Plin. 37, 2, 6). Доска такого стола была по большей части мраморная, иногда серебряная, реже из дерева citrus, из кленового или кедрового дерева; форма ее обыкновенно была четырехугольная, реже круглая, иногда с возвышенными вокруг краями; ножка делалась из слоновой кости или дорогой делосской бронзы. Словом abaci обозначаются также гладкие поля в искусственной мраморной облицовке стен (Plin. 33, 56. Vitr. 7, 3, 10), иногда и пестрые поля мозаичных полов (αβάχιοχος,); затем - доски (Suet. Nero. 22), на которых играли камешками или костями (alea), кроме того - так называемые пифагоровы столы, усыпавшиеся песком или мукою, для математических вычислений и чертежей (Pers. 1. 131); наконец, abacus называлась плита (обыкновенно четырехсторонняя), покрывавшая сверху колонну и находившаяся непосредственно под архитравом (Vitr. 4, 1). см. Columna., Колонна . АБАНТ АБАНТ - Abas, 'Άβας, 1. см. Δαναός, Данай .; 2. спутник Энея. Verg. Aen. 1, 121. АБАНТИАД АБАНТИАД - Abantiădes, см. Perseus, Персей . АБАНТЫ АБАНТЫ - 'Άβαντες, по предположению некоторых новых ученых, народ ионийского происхождения, а по Аристотелю (Strab. 445) - фракийцы, переселившиеся из Фокиды на Эвбею и давшие свое имя древнейшим обитателям этого острова, а отсюда (Hdt. 1, 146) переселившиеся в Ионию в Малую Азию; с Евбеи же они под предводительством Элефенора на 40 кораблях отправились под Трою (Il. 2, 536), причем к ним тогда присоединились и сыновья Фесея (Plut. Thes. 35); на обратном пути А. были с 8 кораблями занесены к Керавнийским...
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТАП"-"ТЕЛ")
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Часть текста: Он лежит и в основе мироздания (из Т. родились закон и истина, ночь, океан, из океана - год, распределяющий дни и ночи, и т. д., РВ Х 190), и в основе религиозного поведения - умерщвления плоти, аскезы, которая также является отражением Т. Вместе с Манью Т. защищает своих почитателей и убивает их врагов. Позже Т. стал одним из важных понятий в ряде систем древнеиндийского умозрения. Лит.: Вlair С. J., Heat in the Rig Veda and Atharva Veda, New Haven, 1961. Д. Г. ТА ПЕДН ТА ПЕДН - Кето, Мольтёк, Англай, Пле, в мон-кхмерской мифологии небесное божество у семангов (полуостров Малакка). Иногда говорят, что он живёт в солнечном свете или что Т. П. и есть солнце. Иногда образ Т. П. сливается с образом Корея. По некоторым представлениям, Т. П. живёт на востоке, его младший брат - на западе. У Т. П. есть жена Манои. В мифах семангов функции создателя мира оказались нечётко разделёнными между женским божеством Манои и мужским божеством Т. П. я. ч. ТА ПИАГО И ТА ТАНГОЙ ТА ПИАГО И ТА ТАНГОЙ - в мон-кхмерской мифологии культурные герои у семангов (полуостров Малакка). Они муж и жена. Некогда они жили на земле. Та Пиаго был плодовым деревом перахом. Та Тангой - плодовым деревом рамбутаном. Они преподали людям искусство наносить орнамент по оружию и на гребнях. Та Тангой научила женщин быть привлекательными с помощью украшений, бамбуковых гребней и пр. я. ч. ТАРА ТАРА (санскр. târâ, «спасательница»), в буддийской мифологии бодхисатва. идам и праджня, наиболее популярный женский мифологический образ, воплощение беспредельного сострадания. В текстах хинаяны Т. не упоминается, в махаяне она занимает второстепенное место, но в ваджраяне и особенно в...
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАП"-"ПАШ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: непостоянно, в эламоязычных ахеменидских текстах и у Геродота, пересказавшего скифский героический эпос (IV 5-7: цари, называемые паралатами). Чаще всего термин «П.» прилагался к Хаошйангхе. На индоиранские истоки мифа о П. указывает фрагмент «Видевдата» (20, 1), где в их число включён божественный лекарь Трита. известный и авторам «Ригведы». Враждебное с точки зрения «Ригведы» (VI 61, 1) племя паравата (paravata) может быть чуть искажённым вариантом П. Контекст всех упоминаний о П. влечёт за собой гипотезу о П. как скорее социальной (военная аристократия), нежели этнической группировке. «Авеста» подчёркивает дозороастрийский, языческий характер верований П.: они, например, не поклонялись Амеша Спента, а первый из них, Иима, открыто противился культу Ахурамазды («Видевдат» 2, 3). В «Шахнаме» П. соответствуют Пишдадиды. Лит.: Грантовский Э. А., Индо-иранские касты у скифов, в кн.: XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР, [№ ] 123, М., I960. Л. Л. ПАРАДИЗ ПАРАДИЗ (европеизированная форма авест. термина pairidaçza), в иранской мифологии (в младоавестийских и ахеменидских преданиях) место блаженства и успокоения духа. Времяпрепровождение в П. выступало синонимом блаженства, лучшего из мыслимых для человека состояний, благодаря чему с усилением религиозно-символической интерпретации П. превратился в образ рая и благого воздаяния. У ранних иранцев П.-...