Поиск по материалам сайта
Cлово "SENS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 3, "МАЯ"-"МЕТ")
Входимость: 2. Размер: 64кб.
2. МЕРЛО-ПОНТИ (Merleau-Ponty) Морис (1908-1961)
Входимость: 2. Размер: 7кб.
3. Мифы народов мира. ЛЕВ
Входимость: 1. Размер: 12кб.
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 5, "СЕН"-"СИГ")
Входимость: 1. Размер: 79кб.
5. Большой толковый словарь по культурологии. СЕМИОТИКА
Входимость: 1. Размер: 19кб.
6. СЕМИОТИКА (семиология) (от греч. - знак)
Входимость: 1. Размер: 14кб.
7. Библиография
Входимость: 1. Размер: 47кб.
8. Словарь средневековой культуры. РЫЦАРСКИЙ РОМАН
Входимость: 1. Размер: 33кб.
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "И" (часть 4, "ИОЛ"-"ИСХ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАБ"-"ГАЛ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
11. Словарь средневековой культуры. ГОСТЕПРИИМСТВО
Входимость: 1. Размер: 24кб.
12. РИКЁР (Ricoeur) Поль (р. 1913)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
13. Реальный словарь классических древностей. ЮЛИИ
Входимость: 1. Размер: 57кб.
14. Словарь средневековой культуры. БОЛЕЗНЬ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
15. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕЛ"-"РИТ")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
16. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. СЕМИОТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
Входимость: 1. Размер: 12кб.
17. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 2, "АВК"-"АГЛ")
Входимость: 1. Размер: 60кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 3, "МАЯ"-"МЕТ")
Входимость: 2. Размер: 64кб.
Часть текста: системы. Идея М.д. возникла из концепции двух видов циклич. движений: циклизма на основе невыполненной истор. задачи, и циклизма на основе ее выполнения. Пример циклизма на основе выполненной задачи - чередование стилей в Европе Нового времени. Все эти стили можно разбить на две группы - "романтич." и "классич.", обращенные к рационально непостижимому Целому или к рац. освоению предметного мира в пространстве и времени. Ренессанс, классицизм (вместе с Просвещением), позитивистский реализм и натурализм 19 в. тяготеют ко второму; барокко, романтизм, символизм - к первому. Чередование эпох можно понять как переходы от доминанты интуитивно целостного к доминанте рационально расчленяющего мышления, от "правостороннего" к "левостороннему" (ср. модель мозга). Первым толчком к пониманию М.д. было исследование творчества Достоевского от реализма "Бедных людей" к романтизму "Белых ночей" и "Хозяйки", а затем снова к реализму. Сравнение с лит-рой Запада показало, что "Бедные люди" - стадиальная антология просветит. реализма, четкое противопоставление доброго маленького человека порочному аристократу; в романтич. период Достоевский открывает "ночную сторону души", видит "деспота и мучителя" в душе "униженных и оскорбленных", а затем уже находит возможность показать драму бунта, драму преступления и наказания в будничной, "реалистич." обстановке. Взгляд на Европу через призму романа Достоевского раскрывает иллюзорность прогресса и необходимость торможения дифференциации в романтич. эпохи. Развитие сознается как развитие, расчленение, угроза разрушения целого, "ценностей незыблемой скалы", иерархии культуры. Мандельштам предлагал рассматривать всю историю лит-ры как историю потерь: мы никогда больше не сумеем создать ни гомеровского эпоса, ни трагедий Эсхила и Софокла, Шекспира и Расина....
2. МЕРЛО-ПОНТИ (Merleau-Ponty) Морис (1908-1961)
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Часть текста: тотальное постижение природы, “другого”, истории в их отношении к человеч. ситуации, т.е. понимаемых не как нагромождение случайных событий и фактов, но обретающих целостный смысл в трансцендентальном поле человеч. культуры. Определяя человеч. способ бытия как “символич.” существование, к-рое не просто имеет значение, отличное от биол. форм активности, но и непрерывно рождает новые смыслы, М.-П. исследует возникновение смысла как предельного, далее неразложимого интегративного образования на трех взаимосвязанных уровнях: уровне индивидуально-личностного существования, интерсубъективной коммуникации и истории культуры. Вопрошая в своем фундаментальном труде “Феноменология восприятия” (1945), как может состояться опыт культуры, в к-рую индивид погружен с начала до конца, но к-рой он тем не менее никогда не обладает наподобие вещи, М.-П. предпринимает онтологич. трактовку восприятия как первонач., дорефлективного, жизненного слоя опыта, в к-ром зарождается система “я-другой-вещи”,...
3. Мифы народов мира. ЛЕВ
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: в хаттском) роль Л. как символа мощи божественного героя или царя отражается в обозначении Л. и героя-царя одним словом. Для изобразительного искусства и архитектуры этих культурных традиций характерно использование Л. в качестве одного из основных символов, нередко соотнесённых с одной из четырёх сторон света. Л. выступает и как страж (львиные статуи, охраняющие двери древнеегипетских усыпальниц и дворцов, а также ассирийских и вавилонских храмов; Л. на западных воротах столицы Хеттского царства, аналогичные символам Л. на позднейших вратах 1-го тыс. до н. э. в Малатье и на львиных вратах в Микенах; львиные скульптуры и изображения на троне в Индии; каменные изваяния Л. у входа в буддийские храмы в Китае и т. п.). В ряде культурных традиций Африки, Западной и Южной Азии со Л. связывается рождение и смерть культурного героя или царя. Согласно индийским поверьям, отражённым в «Махавансе», царь (и мудрец) имел львиную челюсть или верхнюю часть тела льва. В буддизме Л. выступает как воплощённая храбрость, благородство и постоянстао. Он приносит удачу...
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 5, "СЕН"-"СИГ")
Входимость: 1. Размер: 79кб.
Часть текста: знаменитейших ораторов и жил еще при Тиберии в Испании, где он и умер. Муж древнеримской строгости и суровости, он, восторгался Цицероном, сохранял при этом трезвость суждения, которая удерживала его от преувеличений риторов того времени. Кроме одного, утерянного исторического сочинения, он написал позже: oratorum et rhetorum sententiae, divisiones, colores, т. e. 10 книг controversiae и suasoriae, обзор находящихся тогда в обращении школьных тем, сохранившихся, к сожалению, только в отрывках, которые очень важны для истории римской риторики. Лучшие издания Bursian'a (1857) и Kiessling'a (1872); 2. его сын, L. Annaeus Seneca, философ, родился в городе Кордубе в Испании около Р. X., откуда он рано приехал в Рим и с трудом только смог избежать смерти, которую ему уже приготовил Калигула. После усердных занятий особенно философией и риторикой, он вступил на поприще общественной деятельности в должности претора, но был в первые годы правления Клавдия запутан в какой-то процесс Мессалиной, известной в истории своей дурной славой, и должен был вследствие этого отправиться в ссылку на Корсику, откуда он только спустя 8 лет был отозван в Рим. Тогда Агриппина поручила ему воспитание своего сына Нерона, вследствие чего он снова достиг видных почестей, так что в 57 г. был уже консулом. Между тем он, несмотря на свою твердость и другие достоинства, был несчастлив в своей задаче, и прежнее доверие наследника превратилось мало-помалу в отвращение и ненависть. Его необоснованно упрекают в суетности и славолюбии; может быть, менее можно оправдать его от обвинения в пристрастии к деньгам. Обвиненный за участие в заговоре Пизона, он был осужден на смерть; он умер от вскрытия жил и кровотечения, т. к. род смерти был предоставлен на его усмотрение, в 65 г....
5. Большой толковый словарь по культурологии. СЕМИОТИКА
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: как знаковой системы. Выделяют три основных раздела семиотики: 1) синтактика, или изучение внутренней структуры знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функциям; 2) семантика, изучающая знаковые системы как средство выражения смысла; 3) прагматика, изучающая отношения знаковых систем с теми, кто их использует. ............ ☼ наука о Знак ах и знаковых системах, знаковом (использующем знаки) поведении и знаковой - лингвистич. и нелингвистич. коммуникации. Совр. С. получила исходные импульсы в трудах амер. философа Ч. Пирса (1839-1914) и швейц. филолога и антрополога де Соссюр а (1857-1913), исследовавших природу знака, языка, в рез-те чего возникла идея единой дисциплины, изучающей все знаковые системы. (Соссюр назвал ее "семиология"; термин этот длит. время существовал во франкоязычных странах как параллельный С., однако с 70-х гг. А. Греймас, Р. Барт предложили разграничение этих терминов.) Как самостоят. наука совр. С. возникла в 50-х гг. на пересечении структурной лингвистики, кибернетики и теории информации. С. стимулировала антропол. изучение коммуникации, символизма, развитие структурной и когнитивной антропологии. Изучая любые способы общения (передачи информации) с помощью Символ ов, С. рассматривает: общение между животными (зоосемиотика), общение между людьми и отношения в системе "человек - машина". Объекты, к-рые могут рассматриваться в качестве языков , являются предметом С. Среди языков различаются: 1) естеств. языки, т.е. исторически сложившиеся языки нац. коллективов; 2) искусств. языки - языки команд и программ в системе "человек - машина"; 3)...
6. СЕМИОТИКА (семиология) (от греч. - знак)
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: людьми и отношения в системе “человек — машина”. Объекты, к-рые могут рассматриваться в качестве языков, являются предметом С. Среди языков различаются: 1) естеств. языки, т.е. исторически сложившиеся языки нац. коллективов; 2) искусств, языки — языки команд и программ в системе “человек — машина”; 3) метаязыки — языки, используемые для описания естеств. и искусств, языков; к ним относятся искусственно создаваемые языки науки; 4) вторичные языки (или т.н. вторичные моделирующие системы) — разнообразные языки культуры, возникающие на основе первичных естеств. языков (символич. системы мифа, ритуала, социоэтич. запретов и предписаний, языки разл. искусств и пр.). В основе семиотич. механизма, намеченного Соссюром и получившего разработку в трудах Моск. и Праж. лингвистич. кружков, лежит: 1) разграничение синхронного состояния структуры языка, подразумевающее соотнесенность всех элементов в их функциональном единстве (как частей целостного работающего механизма), и диахронии — изменений структуры во времени; 2) разграничение языка как иерархич. системы вневременных норм и правил речи — материализации этих правил в знаковой реальности отд. текстов, находящихся в определ....
7. Библиография
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: и "конец века". // Вопр. лит. — М., 1986. — № 6. — С. 81 — 101. 9. Балашова Т. В. Методология "новой критики" // Теории, школы, концепции. — М., 1975. — С. 64-108. 10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г. К. — М.. 1989. — 616 с. 11. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — 502 с. 12. Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 6-71. 13. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — 4-е изд. — М., 1979. — 320 с. 14. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.,1979. — 424 с. 14а. Вайнштейн О. Б. Сопротивление теории или эстетика чтения. // Вопр. лит. —М.,1990.— № 5. — С. 88-93. 15. Гайденко П. П. Экзистенциализм и проблема культуры: (Критика философии М. Хайдеггера). — М., 1963. —121 с. 16. Гараджа А. В. Критика метафизики в неоструктурализме (по работам Ж. Дерриды 80-х годов). — М., 1989. — 50 с. 17. Гульельми А. Группа 63. // Называть вещи своими именами. — М.,1986. — С. 185-194. 18. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. — М.,1990. —107 с. 19. Деррида Ж. Письмо к японскому другу. // Вопр. философии. — М., 1992. — № 4. — С. 53 - 57. 20. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX — XX вв. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г. К. — М.,1987....
8. Словарь средневековой культуры. РЫЦАРСКИЙ РОМАН
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Часть текста: Жанровая семантика включается в него постольку, поскольку «роман» противопоставляется «жесте» (chanson de geste), национальному героическому эпосу. Р.ий Р. формируется как антипод «песней одеяниях» с их установкой на изображение идеального прошлого Франции; отсюда и очевидная связь Р.ого Р.а - на ранних стадиях его становления - с эпосом. Романы 50-х гг. XII в. целиком остаются на исторической почве, однако не национальной, а «чужой» - прежде всего античной. Часто они обнаруживают и формальное сходство с эпической поэмой. Сохранившийся фрагмент «Романа об Александре» (20-е гг. XII в.) Альберика из Безан-сона, равно как и одноименный анонимный роман, возникший чуть позже при пуатевин-ском дворе, написаны лессами, ассонансным стихом. Анонимный «Роман о Фивах» представляет собой переработку «Фиваиды» Стация в соответствии с понятиями и нормами своего времени, а громадный «Роман о Трое» Бенуа де Сент-Мора строится на средневековых латинских пересказах Гомера. Создатели романов, труверы , зачастую занимают должность придворного историографа (Бенуа де Сент-Мор, нормандец Вас). Однако, несмотря на неугасающий в течение всего средневековья интерес к фигуре Александра Македонского (романы Александра де Берне, Пьера де Сен-Клу, Александра де Пари, Томаса из Кента) и возникновение в последней трети XII в. целого ряда «антикизирую-щих» романов («Атис и Профилиас» Александра де Берне, «Ипомедон и Протесилай» Гуона де Ротеланда и др.), исторический материал не стал основанием нового жанра. В первую очередь потому, что, отказываясь от описания национального прошлого, Р.ий Р. порывал с эпической поэтикой «историзма» как таковой: попытки куртуазной обработки эпоса («Песнь о Нибелунгах» в Германии) лишь подтверждают несовместимость двух жанров. «Чужая» история стала промежуточным звеном, позволяющим перейти к характерной для зрелого Р.ого Р.а поэтике художественного вымысла, которым, в конечном счете, и определяются его основные черты:...
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "И" (часть 4, "ИОЛ"-"ИСХ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: мира Статьи на букву "И" (часть 4, "ИОЛ"-"ИСХ") В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "И" (часть 4, "ИОЛ"-"ИСХ") ИОЛА ИОЛА (Ίόλη), в греческой мифологии дочь эхалийского царя Эврита, возлюбленная Геракла (Apollod. II 6,1; II 7,7). Эврит обещал отдать И. в жёны тому, кто победит его и его сыновей в стрельбе из лука. Однако, когда Геракл одержал победу, Эврит попытался не исполнить обещания, и Геракл, убив его, силой захватил И. Жена Геракла Деянира, боясь, что И. займёт её место, по коварному совету кентавра Несса, послала Гераклу отравленный хитон. Умирая в страшных муках, Геракл обручил И. со своим сыном Гиллом (Apollod. II 8,2). м. б. ИОЛАЙ ИОЛАЙ (Ίόλαος), в греческой мифологии сын брата Геракла Ификла и Автомедусы (Apollod. II 4, 11). И. был близким другом Геракла, возничим его колесницы и участником многих подвигов героя. Когда Геракл решил взять себе в жёны Иолу, он отдал И. свою прежнюю жену Мегару (II 6,1). На лошадях Геракла И. одержал победу на Олимпийских играх (Paus. V 8,3; Hyg. Fab. 273). Вместе с сыновьями Геракла И. отправился на Сардинию, где приобщил местных обитателей к греческой культуре и где впоследствии, как и в Фивах, существовал его культ (Paus. IX 23, 1; X 17, 5). На обратном пути в Грецию И. остановился в Сицилии, где тоже основал греческую колонию и удостоился почестей героя (Diod. IV 30). И. присутствовал при самосожжении Геракла и, не найдя в пепле костра костей друга, первый объявил, что герой взят на небо и должен быть причислен к богам (IV 38). И. был похоронен в могиле своего деда Амфитриона в Фивах, где в его честь были учреждены игры (Pind. Ol. IX 98). м. б. ИОН ИОН (Ίων), в греческой мифологии афинский царь, сын Креусы. Отцом И. большинство источников называет выходца из Фессалии Ксуфа (Apollod. I 7, 3); Еврипид в трагедии...
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАБ"-"ГАЛ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАБ"-"ГАЛ") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАБ"-"ГАЛ") ГАБАЛЫ ГАБАЛЫ - Gabăli, Γαβαλεΐς, галльское племя в Аквитании, на юг от арвернов, в нынешней области Gevaudan в Севеннах, занималось горным производством и скотоводством. Caes. g. b. 7, 64. 75. Strab. 4, 191. ГАБИИ ГАБИИ - Gabǐi, Γάβιοι, ныне развалины близ Castiglione, город в Лации между Римом и Пренесте при Габинском озере, один из древнейших и могущественнейших городов Латинского союза, основанных жителями города Альбы-Лонги. Здесь, по преданию, воспитывался Ромул (Plut. Rom. 6. Dion. Hal. 1, 84); впоследствии Тарквиний Гордый взял хитростью город (Liv. 1, 53), который затем скоро потерял свое значение. Horat. ер. 1, 11, 17. Здесь было место древнего культа Юноны. Огромные каменоломни этой местности доставляли отличный строительный материал, которым воспользовались для отстройки Рима после ...