Поиск по материалам сайта
Cлово "SOMA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 7, "СОД"-"СПЕ")
Входимость: 10. Размер: 64кб.
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГРА"-"ГЮЛ")
Входимость: 4. Размер: 56кб.
3. Словарь античности. Статьи на буквы "A-Z"
Входимость: 2. Размер: 47кб.
4. Словарь античности. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАА"-"БЛА")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
5. Мифы народов мира. ОПЬЯНЯЮЩИЙ НАПИТОК
Входимость: 1. Размер: 14кб.
6. Словарь античности
Входимость: 1. Размер: 261кб.
7. Мифы народов мира. ВЕДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 37кб.
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 9, "СУН"-"СЯО")
Входимость: 1. Размер: 55кб.
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХАТ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "Р" (часть 3, "РОЖ"-"РЮБ")
Входимость: 1. Размер: 69кб.
11. Словарь античности. Статьи на букву "О" (часть 2, "ОПИ"-"ОЧК")
Входимость: 1. Размер: 50кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 7, "СОД"-"СПЕ")
Входимость: 10. Размер: 64кб.
Часть текста: («ямсовый мальчик»), персонаж поздней корейской мифологии, неправомерно отождествляемый в «Самгук юса» с предпоследним правителем государства Пэкче Муваном. Согласно «Самгук юса», мать С. была вдовой, вступившей в связь с драконом Южного пруда (Намджи). В детстве С. жил в бедности. Копал яме (батат) и продавал его. Услышав, что у государя Силла Чинпхёна третья дочь Сонхва - красавица, С. влюбляется в неё. Использовав детскую песенку, порочившую принцессу, он добился изгнания её из дома. С. женится на ней и обретает богатства. Золото, которое он видел в детстве там, где копал ямс, теперь с помощью духов С. переправляет во дворец, к родителям Сонхвы. В «Тонгук ёджи сыннам» («Обозрение достопримечательностей Восточного государства [Кореи]», кн. 33) помещены три предания: о пруде Марёнджи (Лошади-дракона), где жила мать С., о монастыре Огымса (Пяти металлов) в провинции Чолла-Пукто, построенном государем на том месте, где С. копал ямс и обнаружил золото, и усыпальнице Саннын, где будто бы погребены С. с супругой Сонхвой. Лит.: Никитина М. И., Троцевич А. Ф., Очерки истории корейской литературы до XIV в., М., 1969, с. 96-102. Л. Р. Концелич. СОЗЕРЕШ СОЗЕРЕШ - в адыгской мифологии божество земледелия. Фетиш С. - деревянный обрубок с семью сучьями - хранился в хлебном амбаре каждой семьи; после уборки урожая, в т. н. «ночь С.», фетиш переносили домой и совершали моление. По более поздним представлениям, С. являлся также покровителем стад, домашнего благополучия. М. М. СОК ТХАРХЭ СОК ТХАРХЭ - в корейской мифологии правитель государства Силла. Согласно «Самгук юса», его отец Хамдаль-пха был царём мифической страны Енсон («драконья крепость»; в «Самгук саги» - страны Тапхана, видимо, на острове Чеджудо), его мать, принцесса царства Егук, спустя семь лет беременности родила большое яйцо, которое Хамдальпха велел поместить в ларец (в «Самгук саги»: выбросил, но жена подобрала, завернула яйцо в шёлк, положила его в сундук и пустила его по...
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГРА"-"ГЮЛ")
Входимость: 4. Размер: 56кб.
Часть текста: поочерёдно. Персей овладел этими зубом и глазом, за это Г. указали Персею путь к нимфам, владелицам крылатых сандалий, сумки и шапки-невидимки (Apollod. П. 4, 2). а. Т.-г. ГРАЦИИ ГРАЦИИ (лат.), см. Хариты (греч.). ГРЕХОПАДЕНИЕ Статья большая, находится на отдельной странице . ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ Статья большая, находится на отдельной странице . ГРИБЫ ГРИБЫ - Свидетельством весьма значительной роли Г. в мифологии и - шире-в культуре следует считать возникновение особой науки этномикологии. Работы американского учёного Р. Г. Уоссона и его последователей позволяют выявить значение Г. во многих культурно-исторических традициях. В частности, нередко Г. выступают как классификатор, с помощью которого чётко формируются такие оппозиции, как «профанический - сакральный», «женский - мужской», «вода - огонь» и т. д. Сохраняющиеся в низовой традиции колебания относительно принадлежности Г. к растительному или животному миру объясняют ряд мифологических мотивов, связанных с метаморфозами Г. (происхождение Г. из камня, превращение людей в Г., дублирование, при котором один и тот же мотив соотносится то с Г., то с камнями, то с хтоническими животными, и т. п.). Ситуация характерного географического...
3. Словарь античности. Статьи на буквы "A-Z"
Входимость: 2. Размер: 47кб.
Часть текста: выходили из службы обеспечения армии (фрументарии), носили особую униформу и составляли полицейскую стражу. Надел, полнотой власти, они вызывали страх у населения. При Диоклетиане получили новое должностное обозначение. AGER CAPTIVUS AGER CAPTIVUS (лат.), завоеванные рим. земли, которые становились частью рим. государств, терр. AGER COLONICUS AGER COLONICUS (лат.), часть рим. государств, земли, которая предоставлялась рим. гражданам или союзникам при основании колоний. AGER COMPASCUUS AGER COMPASCUUS (лат.), часть рим. государств, терр., которая не использовалась для земледелия (например, леса, пастбища, каменоломни). AGER DESERTUS AGER DESERTUS (лат.), земли, покинутые владельцами; пусгошные земли, площадь которых в Римской империи стала особенно расти начиная со 2 в. н. э. AGER OCCUPATORIUS AGER OCCUPATORIUS (лат.). 1. Возделанные рим. государств, земли, которые не являлись чьей-либо собственностью и мот ли передаваться к.-л. в безвозмездное пользование. 2. Завоеванная, но еще не возделанная терр., аналогичная ager captivus, которую могли обрабатывать рим. граждане. Являлась частью рим. государств, земельного фонда. AGER PEREGRIN US AGER PEREGRIN US (лат. чужая земля), терр., которая не являлась рим. государств. владением, а была собственностью другого государства или союза, с которыми Рим находился в союзнич. отношениях. AGER PRIVATUS AGER PRIVATUS (лат.),...
4. Словарь античности. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАА"-"БЛА")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАА"-"БЛА") БААЛЬБЕК БААЛЬБЕК (греч. Гелиополис), эллинистическо-финикийский город в Ливане, являвшийся со времен Августа рим. колонией с знаменитым культом Юпитера Гелиопольского, Венеры и Меркурия. Нем. раскопки, провед. в 1898 - 1905, выявили большой храмовый комплекс 1 - 3 вв. н. э. От гл. большого храма, к алтарному двору которого, окруж. колонными галереями, вела роскошная пристройка с открытой лестницей, сохранились лишь немногочисл. детали (отдельные фрагменты храма, а также две колонны с частью перекрытия дворовой галереи хранятся в настоящее время в берлинском Пергамон-музее). Лучше сохранились храм Вакха и небольшой, посвящ., по всей вероятности, Фортуне, круглый храм. Постройки Б. являются важными памятниками архитектуры времен сирийских царств. рис. Баальбек. Реконструкция храмового комплекса (по Б Шульцу). БАБРИЙ БАБРИЙ (лат. Babrius), греч. баснописец 2 в. н. э., уроженец Италии, живший в Азии. Он издал частично сохранившееся до нашего времени собрание т. н. «Эзоповских басен» в форме «хромых ямбов», в которых содержались и анекдоты. Его басни, написанные в разговорном жанре, были популярны в античные времена и использовались в качестве школьных пособий. БАВКИДА БАВКИДА - см. Филемон и Бавкида. БАГАУДЫ БАГАУДЫ (кельт, мятежные), назв. галльских повстанцев - эксплуатировавшихся рим. рабовладельцами крестьян, колонов и рабов, - поднявших в 283 при императоре Карине восстание. Несмотря на то, что в 286 они потерпели...
5. Мифы народов мира. ОПЬЯНЯЮЩИЙ НАПИТОК
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: сакрально отмеченного состояния; персонифицированное божество. Характерно, что во множестве традиций обнаруживается тенденция к приготовлению О. н. из какого-то одного определённого вещества (ср. пульке в Мексике из сока алоэ, чича у американских индейцев из маниока у одних племён или из кукурузы у других, китайская водка из риса, пиво из ячменя или проса в Европе, тодди из сока пальмы в Африке и ряде азиатских стран, вино из винограда в Средиземноморье и т. п.). При этом связь О. н. с соответствующим растением-субстратом мотивируется особыми мифологическими прецедентами. С мифологической (а отчасти и с физиологической) точки зрения к О. н., приводящим к определённым изменениям в состоянии мифологического персонажа, относятся не только вино, пиво, мёд, брага, кумыс и т. п., т. е. собственно опьяняющие напитки, но и галлюциногенные напитки типа сомы и хаомы у индоиранцев, опиума, напитков, изготовляемых из мухомора (Amanita muscaria) или древесных грибов, спорыньи и т. п. От О. н. принципиально не отделимы нежидкие полуфабрикаты О. н. (мухомор, ср. конопля-гашиш) и такие...
6. Словарь античности
Входимость: 1. Размер: 261кб.
Часть текста: INSCRIPTIONUM ETRUSCARUM CORPUS INSCRIPTIONUM GRAECARUM CORPUS INSCRIPTIONUM LATINARUM CORPUS IURIS CIVILIS CORPUS MEDICORUM GRAECORUM ET LATINORUM CORPUS VASORUM ANTIQUORUM CREDO, QUIA ABSURDUM CURSUS HONORUM GESTA ROMANORUM IMAGINES INCIPIT INFAMIS INSCRIPTIONES GRAECAE INTERCESSIO LAPIS NIGER LAPIS SATRICANUS LATHE BIOSAS LECTIO DIFFICILIOR LEGENDE AUREA LEMAN US LACUS LIMITANEI LUDI SCAENICI MAGISTER MILITUM MAGNA GRAECIA MAGNA MATER MAIESTAS MANCIPATIO MANDATUM MANSIO MANUMISSIO MANUS MARMOR PARIUM MATERIA PRIMA MONS SACER MONUMENTA GERMANIAE HISTORICA MONUMENTUM ANCYRANUM NOLI TURBARE NON LIQUET NOTITIA DIGNITATUM NOTITIA URBIS CONSTANTINOPOLITANAE OPUS INCERTUM, OPUS RETICULATUM PARAKLAUSITHYRON PATER FAMILIAS PATER PATRIAE PAX PORTA SEMPER IDEM SENATUS CONSULTUM ULTIMUM SOMA-SEMA THESAURUS LINGUAE LATINAE TRACTATUS COISLINIANIJS VERNA VICUS VIRTUS VULGUS А А АБАК АБАНТ АББРЕВИАТУРА АБДЕРА АБЕЛЯР АБЕНДЛАНД АБИДОС АБИССИНИЯ АБЛЯТИВ АБРАКСАС АВАРИК АВАРЫ АВГА АВГИЙ АВГУРЫ АВГУСТ АВГУСТА АВГУСТА ТРАЯНА АВГУСТИН АВРЕЛИЙ АВЕНТИНСКИЙ ХОЛМ АВЕРНСКОЕ ОЗЕРО АВЕРРОЭС АВИАН АВИДИЙ КАССИЙ АВИЕН АВИЦЕННА АВКСИЛИЯ АВЛИДА АВЛОС АВРЕЛИАН АВРЕЛИИ АВРОРА АВСОНИЙ АВТАРКИЯ АВТОБИОГРАФИЯ АВТОЛИК АВТОМАТ АВТОНОМИЯ АВТОРИТЕТ АВТОХТОНЫ АГАВА АГАЛЬМА АГАМЕМНОН АГАПЕ АГАСИЙ АГАТАРХИД АГАФИЙ АГАФОКЛ АГАФОН АГЕНОР АГЕСАНДР АГЕСИЛАЙ АГИА ТРИАДА АГИОГРАФИЯ АГИС АГЛАВРА АГЛАЯ АГНОЗИЯ АГОН АГОНИСТИКИ АГОРА АГОРАНОМЫ АГРАРНЫЕ ЗАКОНЫ АГРИГЕНТ АГРИКОЛА АГРИППА АГРИППИНА АДАМКЛИССИ АДВОКАТ АДИАБЕНЕ АДИАФОРА АДИТОН АДМЕТ АДОНИС АДОНИЧЕСКИЙ СТИХ АДОПТАЦИЯ АДОРАНТ АДРАСТ АДРИАН АДРИАНОПОЛИС АДРИАНОПОЛЬ АДРИАТИЧЕСКОЕ МОРЕ АДРИЯ АДСКРИПТИЦИЙ АЗИАНИЗМ АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА АЗИЯ АИД АКАДЕМИЯ АКАНТ АКАРНАНИЯ АКАТАЛЕКТИЧЕСКИЙ СТИХ АКВЕДУК АКВИЛА АКВИЛЕЯ АКВИНК АКВИТАНИЯ АКВЫ АКИД АКИЛИИ АКИНАК АККА ЛАРЕНЦИЯ АККЛАМАЦИЯ АКОНТИЙ АКРАГАНТ АКРОЛИФ АКРОПОЛЬ АКРОТЕРИЙ АКСУМ АКТЕОН АКТЕР АКТОВЫЙ ХРАМ АКУСТИКА АКУШЕРСТВО АКЦЕНТ АКЦИЙ АКЦИЯ АЛА АЛАБАСТР АЛАНЫ АЛАРИХ...
7. Мифы народов мира. ВЕДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Часть текста: ВЕДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ - совокупность мифологических представлений ведийских ариев (вторгшихся во 2-м тыс. до н. э. в северо-западную Индию и постепенно расселившихся в восточном и южном направлениях); обычно под В. м. понимают мифологические представления ариев периода создания вед, а иногда и периода создания брахман, прозаических комментариев к ведам, и упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию; хронологически В. м. относится к эпохе между сер. 2-го и сер. 1-го тыс. до н. э., когда первобытнообщинное устройство ведийского общества находилось уже на стадии разложения и постепенно формировался уклад, который был характерен для военной демократии. Источники В. м.: четыре древнейших собрания вед; брахманы к соответствующим ведам (ценные сведения о ритуале, интерпретации его сокровенного смысла и символики, ряд мифов и мифологизированных преданий); араньяки, тексты, связанные с брахманами; упанишады. Эти источники относятся к классу шрути - «услышанное» (т. е. откровение). В. м. передавалась устно, и «божественному» характеру текстов соответствовала особая роль речи и памяти, противостоящих забвению и нечленораздельному хаосу. Тексты смрити - «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых речь идёт о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве и т. п. Некоторые сведения о В. м. могут быть извлечены из более поздних индуистских текстов, генетически связанных с ведийской традицией, и даже из буддийских текстов. В этом смысле даже поздние индуистские тексты, обряды, изобразительное искусство наряду с ведийской археологией и языковыми свидетельствами (прежде ...
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 9, "СУН"-"СЯО")
Входимость: 1. Размер: 55кб.
Часть текста: из кукол, изображающих мальчика, в качестве талисмана и после рождения сына приносили в храм подобные куклы. Считалось также, что С. н. наделяет новобрачных даром плодовитости, поэтому во время свадебной церемонии музыканты исполняли особый гимн в её честь. Культ С. н. нередко сливался с культами Вися юаньцзюнь и Гуань-инь. Лит.: Алексеев В. М., В старом Китае, М., 1958, с. 46-46, 112. В. Р. СУНЬ БИНЬ СУНЬ БИНЬ - в поздней китайской народной мифологии бог - покровитель сапожников, чеботарей и шорников. В основе образа С. Б. реальное историческое лицо - стратег 4 в. до н. э. Сунь Бинь, потомок основателя военной науки в Китае Сунь-цзы. Согласно преданию, С. В., обучавшийся военному делу, был ложно обвинён в преступлении, за которое по закону ему отрубили ноги (ступни ног?), по другой версии у него отняли коленные чашечки и бросили в темницу. С. Б. сумел дать о себе знать послу царства Ци, который увёз его к своему князю, и тот назначил С. Б. военным советником. С. Б. сделал себе кожаные сапоги - своеобразные кожаные протезы, и следовал за войском в повозке. По другой версии, поскольку ему было трудно вскакивать на коня, он изобрёл седло. На народных картинах его изображали опирающимся на костыли и в сапогах с высокими голенищами. В народной традиции он считается...
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХАТ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХАТ") ХАБЭК ХАБЭК - в корейской мифологии речное божество. Генетически восходит к древнекитайскому Хэ-бо. В мифах о Тонмёне и Чумоне X. выступает как отец их матери Люхва. Согласно летописному комментарию Ли Гюбо (13 в.) к своей поэме «Тонмён-ван», у X. было три дочери - Люхва, Хвонхва и Вихва. Старшую Люхва похитил сын Небесного владыки Хэмосу. X. разгневался на него, и тот отправился в подводный дворец для совершения брачной церемонии. X. предложил Хэмосу состязаться с ним в искусстве превращений. В этом состязании Хэмосу оказался победителем. После церемонии, возвращаясь на небо, Хэмосу покинул Люхву. X. разгневался на дочь, опозорившую родной дом: приказал ей вытянуть губы на три вершка и изгнал на реку Убальсу. В реке её изловили сетями рыбаки, и когда обрезали ей губы, она поведала о себе. Правитель Восточного Пуё Кымва обрел в её лице необыкновенную жену. Она родила яйцо, из которого вышел Чумон. л. К. ХАВБАС ХАВБАС (hwbs, hbs), в йеменской...
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "Р" (часть 3, "РОЖ"-"РЮБ")
Входимость: 1. Размер: 69кб.
Часть текста: женщины) связывалась с идеей плодородия вообще и животворящей силы земли в частности (ср. палеолитические фигурки богинь-матерей, мужские и женские знаки в палеолитической живописи, восприятие пещеры - места Р. как лона земли). С Р. связано также представление, согласно которому ничто живое не умирает, но лишь временно покидает этот мир, чтобы вновь появиться в нём, родившись повторно. С несколько более поздним периодом развития мифопоэтического мышления связаны процессы «космизации» представлений о Р., перевода биологических, сексуальных явлений на уровень астральных, планетарных (ср. особую роль солнца и луны в символике смерти и возрождения; постепенная замена женских и мужских знаков солярными и лунарными отмечается уже в неолите) и других природных процессов (ср. священный брак неба и земли). В этом кругу мифологических символов Р. из женского лона становится лишь частным случаем, преобладает Р. супружеской парой богов неживых объектов (например, островов в мифе об Идзанаки и Идзанами), появление живых существ из неживых объектов [например, первые люди создаются у палеоазиатов и индейцев Вороном из земли, травы, костей, пыли; в шумеро-аккадской мифологии - богиней Нинмах из глины и т. п.; в скандинавской мифологии прародитель богов Бури возник из солёных камней, которые лизала корова...