Поиск по материалам сайта
Cлово "THEOLOGICAL"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИКА
Входимость: 2. Размер: 62кб.
2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ИСКУССТВО
Входимость: 2. Размер: 49кб.
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 3, "КЛА"-"КОН")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
4. Большой толковый словарь по культурологии. ЭСХАТОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
5. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "И"
Входимость: 1. Размер: 21кб.
6. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 7, "АНГ"-"АНУ")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
7. КОКС (Сох) Харви (р. 1929)
Входимость: 1. Размер: 5кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИКА
Входимость: 2. Размер: 62кб.
Часть текста: обозначения эстетической составляющей Культуры (см.: ПОСТ- )и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т. п. Главные категории Э.: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, игра. Эстетический опыт с глубокой древности был присущ человеку и получил свое первоначальное выражение в протоэстетической практике архаического человека - в первых попытках создания тех феноменов, которые сегодня мы относим к сфере искусства, в стремлении украсить свою жизнь, предметы утилитарного употребления и т. п. В дальнейшем эстетический опыт и эстетическое сознание наиболее полно воплощались в искусстве, культовых практиках, обыденной жизни. Однако уже в древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции стали появляться специальные трактаты по искусству и философские тексты, где эстетические проблемы поднимались до уровня теоретического осмысления. Концепции возникновения космоса (по-древнегреч. kosmos означает помимо мироздания украшение, красоту, упорядоченность) из хаоса, попытки осмысления и описания красоты, гармонии, порядка, ритма, подражания в искусстве (мимесиса) фактически стали первым этапом рефлексии эстетического сознания, первыми шагами к возникновению Э. Вполне закономерно, что Э. как наука возводит свою историю именно к этим опытам древней мысли по постановке проблем, вошедших в Новое время в поле ее зрения. Основная терминология и главные понятия Э. в европейско-средиземноморском ареале сложились в Древней Греции и затем в той или иной форме развивались до появления собственно дисциплины Э. К ним...
2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ИСКУССТВО
Входимость: 2. Размер: 49кб.
Часть текста: наряду с религией компонентов Культуры (см.: ПОСТ- ); одна из основных категорий эстетики как науки. Современная наука относит происхождение И., как специфической человеческой деятельности, ко временам формирования человека как homo sapiens, а некоторые ученые связывают даже и само появление и развитие этого вида человека именно с И. Значительно позже, в древнем мире (древних Китае, Индии, Египте, Греции, Риме) предпринимаются попытки и теоретического осмысления этого феномена, его значения в жизни людей. Здесь мы ограничиваемся только европейским ареалом, хотя много типологических параллелей можно усмотреть и в древневосточных концепциях искусств, их классификации, понимании их функций и т. п. В античном мире термином «И.» обозначали всю широкую сферу искусной практической и теоретической деятельности людей, которая требовала определенных практических навыков, обучения, умения и т. п. Поэтому в разряд И. попадали и чисто практические ремесла (плотницкое дело, гончарное производство, кораблестроение, ткачество и т. п.), и многие науки (арифметика, астрология, диалектика) и собственно то, что новоевропейская эстетика отнесла к И., то есть «изящные искусства» (поэзия, драматургия, исполняемая музыка, живопись, архитектура), И. как концентрированное выражение эстетического опыта. Античность была более-менее едина в суждениях о происхождении И., именно - энтузиастическом, божественном. Уже греческий поэт Эпихарм (550-460 до н. э.) писал, что все искусства происходят от богов, а не от человека. Ему вторили и многие другие писатели и мыслители, усматривавшие источник И. на Олимпе. Достаточно распространенной ...
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 3, "КЛА"-"КОН")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: "К" (часть 3, "КЛА"-"КОН") КЛАССИКА КЛАССИКА (лат. classicus - первоклассный, образцовый) образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. КЛАССИЦИЗМ КЛАССИЦИЗМ (лат. classicus - первоклассный, образцовый) художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII- начала XIX в., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу. Достиг наивысшего расцвета во Франции и других европейских странах в период абсолютизма, а затем в эпоху Просвещения. Архитектуре классицизма присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки и сдержанный декор. Изобразительное искусство отличается логическим развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции, ведущей ролью главного обобщенного рисунка. К середине ХIХ в. классицизм переродился в безжизненный академизм. КЛАУСЕН КЛАУСЕН - Арне Мартин Клáусен (Klausen) (р. 1927) норв. культуролог, социалантрополог. С 1961 хранитель этногр. музея Осло. В 1968 защитил докт. дис. о норв. проекте гуманитарной помощи в Керала, Юж. Индия, и в 1971 стал проф. социалантропологии ун-та Осло. Помимо исследования других гуманитарных проектов и роли антропологии для понимания обществ. проблем развивающихся и развитых стран К. занимался изучением роли искусства и культуры в обществ. системе ("Социология искусства", 1977). К. является автором теор. работ по культурологии...
4. Большой толковый словарь по культурологии. ЭСХАТОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: Вселенной (наступлении мирового хаоса), отделении грешников от праведников, наказании первых в потустороннем мире, воскрешении (спасении) вторых и т.д. Развитую Э. имели религии др.-вавилон., др.-егип., др.-греч., др.-рим., германо-скандинавская, индуизм, зороастризм, иудаизм, элементы к-рых прослеживаются в наиболее разработанной Э. христианства. Начиная с апокалиптич. "Откровения Иоанна" (I в.) богословская мысль на протяжении всей истории христианства развивала разл. мотивы, сюжеты, образы Э. в многочисл. сочинениях, "видениях", апокрифах и т.д., все более детализируя картину конца света и загробного мира. Особый упор на Э. в ср. века делали идеологи утопий, в Новое время ее носителем являлись сектанты (иеговисты, адвентисты и др.), в наши дни - нек-рые спонтанно возникающие на Западе религ. группы (напр., "народный храм" Дж. Джонса в США с его массовыми самоубийствами). Эсхатологич. сюжеты имеются в буддизме (война Шамбалы) и в исламе (конец света, Страшный Суд, ад и рай, во многом схожие с христ. Э.). Лит. : Старшая Эдда. М.; Л., 1963; Невелева С.Л. Мифология др.-инд. эпоса. М., 1975; Nicholson R.A. Studies in Islamic Mysticism. Camb., 1921; Dowson J. A Classical Dictionary of Hindu Mythology and Religion, Geography, History and Literature. L., 1957; Bultmann R. History and Eschatology. Edin., 1957; Hummel S. Anmerkungen zur Apokalypse des Lamaismus // Archiv Orientalni. Praha, 1958. V. 26. № 2; Sauter G. Einfuhrung in die Eschatologie. Darmstadt, 1986. Н.Л. Жуковская. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996 ............ ☼ в религиозных мировоззренческих системах учение о конечных судьбах человеческой личности и всего сущего в «вечности», т. е. в самой дефинитивной перспективе за пределами истории, биографии, вообще «этого» мира. Следует различать...
5. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "И"
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: на восточном небе, откуда восходит солнце-бог Ра. Вместе с покойным фараоном Ра совершает утреннее омовение в озере, расположенном в Иару, куда их перевозит на лодке "Перефозчик Иару". В. Д. Гладкий ИБИС Ибис - птица, которая в Древнем Египте была посвящена богу мудрости Тоту. Ибисы, которым позволяли свободно бродить по улицам городов, считались бессмертными. Согласно Геродоту, ибисы истребляли змей и вредных насекомых. В. Д. Гладкий ИЕРАКОНПОЛЬ Иераконполь (Гиераконполь) один из древнейших городов Египта, центр культа божества Гора (Сокола). В энеолитическом периоде на месте Иераконполе находилось поселение и могильник. В погребении середины 4-го тысячелетия до н.э. обнаружена древнейшая из египетских настенных росписей, изображавших лодки, сцены охоты и войны, по стилю близкая к росписям сосудов времени герзейской культуры. В Иераконполе был открыт храм I египетской династии (конца 4-го тысячелетия до н.э.), в котором хранились замечательные памятники древнеегипетского искусства - булава царя Скорпиона с изображением прокладки капала и знаменитая палетка царя Нармера. На ней изображено объединение Нармером Южного и Северного Египта и помещены древнейшие образы пиктографические древнеегипетские письма. В последующее время Иераконполь являлся административным центром одного из номов Древнего Египта. В. Д. Гладкий ИЕРАРХИЯ Иерархия - деление на высшие и низшие должности и чины, порядок подчинения низших по должности и чин лиц высшим. Первоначально иерархия сложилась в период рабовладельческого общества (Египет, Вавилон, Византия). В. Д. Гладкий ИЕРОГЛИФЫ Иероглифы - древнеегипетское рисунчатое письмо, употреблявшееся с начала 3-го тысячелетия до н.э. приблизительно до 200 н.э. Первоначально каждому рисунку соответствовало определенное слово, позднее развились также слоговые и консонансные знаки; гласные звуки не выражались. Для повседневного употребления из иероглифов родилась упрощенная письменность, иератическая (жреческая, которая...
6. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 7, "АНГ"-"АНУ")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: роль в этом эпизоде приписывается не Индре, а именно А.: они с пением нашли коров, проломили скалу и освободили их (IV 3,11; I 62, 1-4) или же Брихаспати, один из А., бог молитвы, своим рёвом сокрушил Валу и выпустил коров (IV 50,5). Тем не менее связь А. с Индрой несомненна: не случайно он называется «главнейшим из А.» (I 100,4; 130,3); иногда, впрочем, загон для коров открывает А. не Индра, а Сома (IX 86, 23). Сома же жертвуется А. (IX 62, 9). А. принимают участие и в исходных сюжетах о нахождении коров Пани; солнца и утренней зари (I 71, 2); правильного пути (III 31, 5); света, священной речи, богатства и т. п. Из других мотивов существенны: нахождение А. спрятанного в дереве Агни (V 11, 6); связь первого жертвоприношения с А. (X 67, 2 и др.); Рудра - покровитель А., участвовавших в войне богов с асурами из-за Тары, похищенной жены Брихаспати (Вишну-пур. IV и др.); Тваштар - спутник А., Яма и А., Ушас и А. и др. Происхождение образа А. и их имени в точности неизвестно, хотя на основании уподобления А. языкам пламени, вестникам, посланным на небо, продолжает пользоваться популярностью сопоставление их имени с греч. άγγελος - «вестник» (ср. Ангелы ). в. н. Топоров. АНГРБОДА АНГРБОДА (др.-исл. Angrboða, «сулящая горе»), в скандинавской мифологии великанша, родившая от Локи в лесу Ярнвид трёх хтонических чудовищ: волка Фенрира, змея Ермунганда и хозяйку царства мёртвых - Хель. Е. М. АНГРО-МАЙНЬЮ АНГРО-МАЙНЬЮ - Анхра-Манью (авест.), в иранской мифологии глава сил зла, тьмы и смерти, противник Ахурамазды, символ отрицательных побуждений человеческой психики. В «Гатах» собственно А.-М. не упоминается: там дух зла и дух добра (Спента Майнью - «святой дух») - близнецы (ср. Близнечные мифы ), избравшие соответственно пути злодеяний и праведности (30; ср. учение Заратуштры о свободе...
7. КОКС (Сох) Харви (р. 1929)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: Кн. “Мирской град” (1965), переведенная на многие языки, принесла ему известность. В ней К. говорит о необходимости осмыслить Библию с совр. т.зр. и создать новую теологию, способную отвечать на вопросы нерелиг. человека, о христ. осмыслении секуляризации, к-рую К. отождествляет с “совершеннолетием человека”, как его понимал христ. теолог Д. Бонхёффер, и с “расколдовыванием мира” (М Вебер). К. последовательно истолковывает секуляризацию как законное дитя библ. религии и как рез-т действия христ. Вести (Евангелия) в истории. Он принимает известный социол. тезис о христианстве как специфически городском типе культуры, связывая эту идею с “универсальностью и радикальной открытостью христианства”. В совр. городе воплощен социальный облик нового секуляризованного мира. Основой для принципиально нового разговора христ. теологии с “секулярным человеком” может стать обсуждение проблемы “царства Божия”: изучение смысла евангельского символа “Царства Божия”, привело К. к выводу: “Царство Бога, выраженное в жизни Иисуса из Назарета, остается наиболее полным проявлением сотрудничества Бога и человека в истории. Пытаясь влиять на жизнь мирского града, мы тем самым проявляем верность Царству сегодня”. “Радикальный теолог” (так его называли после выхода кн. “Совращение духа. Употребление народного благочестия и злоупотребление им”), К. провозглашает переход христ. Вести от обороны к наступлению, стремлению проповедовать слово Бога, чтобы изменить и обновить мир. К. полагает, что “ортопраксия” (“страдание вместе с Богом в мирской жизни”, как сказал бы Бонхёффер) — именно та...