Поиск по материалам сайта
Cлово "TORONTO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьенн (1884-1978)
Входимость: 2. Размер: 5кб.
2. МАКЛЮЭН (McLuhan) Маршал (1911-1980)
Входимость: 2. Размер: 7кб.
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ж"
Входимость: 2. Размер: 19кб.
4. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАР")
Входимость: 2. Размер: 68кб.
5. ИЛЛИЧ (Illich) Иван (р. 1926)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
6. Мифы народов мира. ЧИСЛА
Входимость: 1. Размер: 19кб.
7. Словарь средневековой культуры. ГРЕХИ И ДОБРОДЕТЕЛИ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
8. Словарь средневековой культуры. АГИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
9. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЛЕ"-"ПРА")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
10. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИЛ"-"ГУФ")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭРИ"-"ЭЭТ")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
12. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИВ"-"ДОГ")
Входимость: 1. Размер: 70кб.
13. Словарь средневековой культуры. ФИЛИДЫ И БАРДЫ ИРЛАНДИИ И УЭЛЬСА
Входимость: 1. Размер: 22кб.
14. Словарь средневековой культуры. ПРИХОД ЦЕРКОВНЫЙ
Входимость: 1. Размер: 8кб.
15. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "В" (часть 2, "ВЕС"-"ВСЕ")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
16. Словарь средневековой культуры. ШКОЛА
Входимость: 1. Размер: 22кб.
17. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ
Входимость: 1. Размер: 46кб.
18. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "И" (часть 1, "ИБН"-"ИЛЛ")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
19. ПОП-АРТ (pop art - англ.: сокр. от “популярное искусство)
Входимость: 1. Размер: 3кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьенн (1884-1978)
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Часть текста: того, что человек призван воплотить в своем культурном творчестве лики божественного бытия — Истину, Красоту и Благо в их единстве. Эта линия обозначилась уже у Платона, к-рый закладывает основания науч. универсума, ориентированного на бесстрастное воспроизведение бытия как оно есть, служение истине. Ж. полагает, что Платон отнюдь не зря хотел изгнать художников из своего идеального государства, т.к. панноэтизм отвергает их творческие устремления. Подобная установка доминирует и у Аристотеля, иных античных мыслителей, передающих ее ср.-вековью. И хотя Аквинат знаменует собою, по Ж., вершину европ. мысли, но и его не миновало пренебрежение к творчеству, сведение такового всецело к познавательной деятельности. Эпоха Нового времени приносит трагич. коллизии в сфере культуры: отныне намечается расхождение между мудростью веры и моралью, политикой, наукой и искусством. Мораль, лишенная религ. основания, ложно ориентирует индивида, становится основой макиавеллизма в политике. Наука, обретая автономию, восстает против религ. метафизики, притязает на первенство в сфере культуры. Сциентистское поклонение науке рождается в трудах Декарта и Канта, продолжается позитивистской традицией и ведет к забвению подлинной мудрости. Антисциентизм 20 в. — закономерная реакция на культ науч. знания. Искусство способно противостоять в своих наивысших проявлениях мертвящему духу позитивизма, возрождая мистическое чувство присутствия абсолюта в культуре, но для этого оно...
2. МАКЛЮЭН (McLuhan) Маршал (1911-1980)
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Часть текста: утверждает, что решающую роль в культуре играют коммуникац. технологии. Господство тех или иных средств связи определяет облик культуры, задавая способ кодификации реальности и интенсифицируя деятельность того или иного органа чувств человека. В зависимости от того, деятельность какого органа интенсифицирована в данной культуре, эта культура отличается от всех остальных. С появлением каждого нового средства коммуникации между ним и старыми средствами разгорается непрерывная гражд. война, в ходе к-рой освобождается огромное количество энергии. Происходит коммуникац. взрыв, в результате к-рого нарушается баланс чело-веч. органов чувств, происходит смена господствующего поставщика информации. Возникают новые социально-экон. и культурные структуры, новая “галактика”. История, по М., — череда сменяющих друг друга “галактик”, к-рые долгое время могут, не разрушаясь, но изменяя свои конфигурации, проходить одна сквозь другую. В истории человечества М. выделяет четыре эпохи: 1) эпоха дописьменного варварства; 2) тысячелетие фонетич. письма; 3) “Гутенбергова галактика” — пять сотен...
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ж"
Входимость: 2. Размер: 19кб.
Часть текста: М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Ж" ЖАНР ЖАНР (от фр. genre - род, вид) 1) исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения, например, в живописи - портрет, пейзаж, в литературе - роман, поэма; Понятие жанра обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще. 2) то же, что жанровая живопись. ЖАРГОН ЖАРГОН (фр. jargon) - социальная разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией. Иногда термин «жаргон» применяется для обозначения искаженной, неправильной речи. ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК - период в развитии человечества, наступивший с распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий и оружия. Сменил бронзовый век в основном в начале I тыс. до н.э. Применение железа дало мощный стимул развитию производства и тем самым ускорило общественное развитие. ЖЕСТОВ ЯЗЫК ЖЕСТОВ ЯЗЫК (язык кинетический, язык линейный) - система жестов и телодвижений, используемая как средство общения наряду со звуковой речью или взамен ее в бытовом общении, а также в связи с обрядами, культовыми...
4. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАР")
Входимость: 2. Размер: 68кб.
Часть текста: Сама история термина отражает существенное свойство лат.-амер. культуры - поиск "своего" в "чужом", т.е. заимствование, переиначение зап.-европ. моделей и категорий и приспособление их для выражения собственной самобытности. Формулу "М.р." впервые применил нем. искусствовед Ф. Ро в 1925 по отношению к авангардистской живописи. Она активно использовалась европ. критикой в 30-е гг., но позже исчезла из научного обихода. В Лат. Америке ее возродил в 1948 венесуэл. писатель и критик А. Услар-Пьетри для характеристики своеобразия креольской лит-ры. Наибольшее распространение термин получил в 60-70-е гг., в период т.н. "бума" лат.-амер. романа. Понятие М.р. обретает целесообразность только в том случае, если применяется по отношению к конкр. кругу произв. лат.-амер. лит-ры 20 в., к-рые имеют ряд специфич. черт, принципиально отличающих их от европ. мифологизма и фантастики. Эти черты, ясно воплотившиеся в первых произв. М.р. - повести А. Карпентьера "Царство земное" и романе М.А. Астуриаса "Маисовые люди" (оба 1949), таковы: героями произв. М.р., как правило, являются индейцы либо негры; в качестве выразителей лат.-амер. самобытности они рассматриваются как существа, отличающиеся от европейца иным типом мышления и мировосприятия. Их дорациональное сознание и магич. мировидение делает весьма проблематичным, а...
5. ИЛЛИЧ (Illich) Иван (р. 1926)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: концепции культуры И., внесшего на протяжении 70—80-х гг. заметный вклад в теорию массовой культуры, — анализ причин и механизмов глубинных сдвигов в системе зап. культуры, ведущих к существованию деформации и субъекта, и объекта культуры; способа ее производства и потребления. Причиной все большего крена совр. культуры в сторону “персоноцентризма, постепенного превращения настроения иллюзорного самоупоения в типичное состояние индивидуума, И. считает целенаправленное отчуждение психики человека, организуемое и поддерживаемое всем комплексом социальных институтов. Тотальный контроль за умонастроением индивидуума путем внушения ему искусственных потребностей осуществляется не только во время приема им “допингов” массовой культуры. В совр. зап. об-ве, превратившемся в “единую гигантскую изнурительную систему снабжения услугами”, утрата автономии личности — результат длит. процесса “институционализации ценностей”, т.е. превращения их в орудия формирования потребит, навыков. Чрезмерная зависимость индивидуума от промышленных товаров и услуг, предоставляемых ему “об-вом потребления”, делает его пленником “пожирающего время ускорения, оглупляющего образования, несущей болезнь...
6. Мифы народов мира. ЧИСЛА
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: числового ряда). В архаичных традициях Ч. могли использоваться в ситуациях, которым придавалось сакральное, «космизирующее» значение. Тем самым Ч. становились образом мира и отсюда - средством для его периодического восстановления в циклической схеме развития для преодоления деструктивных хаотических тенденций. Мифопоэтическая роль Ч. в явном или неявном виде показательнее всего выступает в тех культурах, которые знают тексты с сильным развитием классификационного принципа. Согласно ему, все объекты (особенно сакрально значимые) связаны друг с другом определённой системой иерархических отношений, которая обычно легко переформулируется и в плане творения («как это возникло») [ср. «Великую девятку богов» в древнеегипетском гелиопольском варианте: Атум-Ра (один) порождает Шу и Тер-нут (двоих), они - Геба и Нут (двоих), те - Осириса, Исиду, Сета, Нефтиду (четверых); всего - девятеро]. Особенно чётко классификационная функция Ч. выступает в древнекитайской мифопоэтической традиции, хотя исходная картина...
7. Словарь средневековой культуры. ГРЕХИ И ДОБРОДЕТЕЛИ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: Семь основных Г.ов включали гордыню (superbia), жадность (avaritia), гнев (ira), роскошь (luxuria), зависть (invidia), уныние (accidia) и чревоугодие (gula). Эти традиционные схемы сохранялись на протяжении всего средневековья, но в различные периоды изменялся как их состав, так и порядок перечисления, и эти изменения были прямо или опосредованно связаны с важнейшими социальными и культурными процессами в средневековой Европе. Представления о Г.ах развиваются в монашеской среде. Впервые все эти моральные понятия были систематизированы крупнейшим феческим мыслителем Евагрием Понтиком (IV в.). Время его жизни приходится на важный исторический период, отмеченный ростом монашеского движения в Египте. Евагрий анализировал страсти души, противопоставляемые им разуму, и средства достижения важного для монаха состояния покоя (apateja), от которого его отвращают демоны, используя свое оружие - злые мысли (logismoi). Евагрий разработал особую систематизацию Г.ов - т.н. октаду, вскоре усвоенную и в латиноязычной культуре. Его список в том виде, в котором он существовал в латинской традиции, включал чревоугодие (по-латыни gula), роскошь (luxuria), грусть (tristitia), гнев (ira), уныние (accidia), тщеславие (inanis gloria), гордыню (superbia). Акцент делался наличном духовном усовершенствовании, и порядок перечисления Г.ов соответствовал степени важности logismoi и отражал духовный рост монаха. Сначала преодолевались телесные желания, затем, когда все другие демоны уже побеждены, дурные наклонности души, особенно опасные, и дело кончалось преодолением тщеславия и гордыни - главного и самого опасного Г.а. Октада,...
8. Словарь средневековой культуры. АГИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: на человеческой природе Христа, являются первым опытом изображения в нарративном тексте этически образцовой жизни. Эти сочинения, изначально составленные в основном на греческом, в течение краткого времени были переведены на многие языки, включая латынь, и получили широкое распространение в христианских общинах. Первым типом сочинений, бесспорно относимым к агиографическому канону, стали мемориальные записи, повествующие о жертвах римских гонений на христиан I-III вв. Погибшие в результате репрессий члены христианских общин стали исторически первой и наиболее популярной на протяжении всего средневековья категорией святых - мучениками, а отражающие обстоятельства их гибели тексты, составленные, как правило, на основании документальных записей о судебных процессах, положили начало соответствующей категории А.и - страстям (passiones). Страсти раннехристианских мучеников отражают становление главных принципов идеологической и риторической структуры агиографического повествования, равно как и его социальных функций. Повествуя о страдании и гибели героев, авторы используют прием их уподобления Христу, широко эксплуатируют евангельскую топику и образную систему для описания событий и персонажей, не относящихся к священной истории. Главной целью этих сочинений являлось изображение мучеников как героев веры в соответствии с этикой смирения и страдания, что, по существу, было отрицанием античной риторической традиции изображения героического. Жертвенная и позорная, с точки зрения традиционных римских представлений, смерть интерпретировалась авторами как...
9. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЛЕ"-"ПРА")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: зоны группируются по «сизигиям» (сопряжениям), т. е. как бы брачным парам, по очереди порождающим друг друга, а также по мистически знаменательным, числам («четверица», «осьмерица» и т. д.). Возникновение материального мира связывается с «падением» последнего зона - Софии, или Ахамот, нарушившей структуру П.; искупление Софии есть ее возвращение в П. В ортодоксальной теологии необходимо отметить учение Григория Нисского о «П. душ» как некоей сверхличности, имплицитно заключенной в душе первочеловека Адама и раскрывающейся во множестве человеческих душ, которые составляют органическое целое (сходные мотивы у Максима Исповедника, в Новое время - у Вл. Соловьева и особенно Вяч. Иванова; срв. идею «соборности» у А. С. Хомякова, а также культ человечества у О. Конта). В более обычном словоупотреблении «П.» - Церковь как всемирная община верующих, «мистическое тело» (образ из посланий апостола Павла), в котором множество членов образует жизненное единство. Эта концепция оказала воздействие на религиозно-общественный идеал средневековья. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь ПЛЕСНЕР ПЛЕСНЕР - Хельмут Плéснер (Plessner) (1892-1985) ☼ нем. философ и социолог, один из основоположников филос. антропологии как спец. дисциплины. Ученик Виндельбанд а, Э. Ласка, X. Дриша, Гуссерля (см. Гуссерль ). С 1926 - проф. в Кёльне. В годы нацизма в эмиграции, проф. в Гронингене (Нидерланды), с 1951 - в Гёттингене. Концепция...
10. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИЛ"-"ГУФ")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: и красивого лицом». Накануне решительного сражения у Мелло по предложению командующего феод. войском короля Наварры Карла Злого Г. К. согласился на переговоры со своими противниками. Он явился на встречу, не потребовав заложников, был схвачен и после мучительных пыток казнен. Лишенные своего руководителя, «жаки» были разгромлены. ГИРАЛЬД КАМБРЙЙСКИЙ ГИРАЛЬД КАМБРЙЙСКИЙ (собств. Джеральд Барри) (ок.1146 - ок.1220) - англ. писатель. Родился в знатной нормандской семье в Юж. Уэльсе. Учился в Парижском ун-те. Автор сочинений «Топография Ирландии» и «Завоевание Ирландии». В 1185 г. был участником англ. воен. экспедиции в Ирландию. ГИРЛАНДАЙО ДОМЕНИКО ГИРЛАНДАЙО ДОМЕНИКО (собств. Доменико ди Томмазо Бигорди) (1449- 1493/1494) - ит. живописец Раннего Возрождения, жил во Флоренции. Фрески и картины Г., написанные главным образом на религ. сюжеты, отображали современную ему жизнь. Г. стал портретистом семейств Медичи, Спассетти, Торнабуони, писал портреты многих флорентийских гуманистов, писателей и поэтов. Его произведения производили хорошее впечатление на современников, хотя Г. оставался в стороне от новых творч. исканий ит. художников последней трети XV в. и работал в манере его предшественников. Ок. 1485 г. для алтаря капеллы Сассетти церкви Санта-Тринита Г. написал «Поклонение пастухов». Между 1486 и 1490 гг. создал самый обширный цикл своих фресок в капелле Торнабуони церкви Санта-Мария Новелла, расписав три стены («Жизнь Иоанна Крестителя», «Жизнь Марии», эпизоды из жизни святых Доминика и Петра мученика). Известны также его фрески «Тайная вечеря» (монастырь Оньисанти, Флоренция) и «Призвание апостолов Петра и Андрея» (Сикстинская капелла в Ватикане). Лит.: Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. СПб., 1992; История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под редакцией Ц.Г. Несселынтраус. М., 1982. ГИСТРИОН ГИСТРИОН (от...