Поиск по материалам сайта
Cлово "TWELFTH"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. ВОЗРОЖДЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ
Входимость: 3. Размер: 25кб.
2. КАЖДАН Александр Петрович (1922-1997)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 1, "КАА"-"КАР")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
4. Словарь средневековой культуры. ПЫТКА
Входимость: 1. Размер: 21кб.
5. Словарь средневековой культуры. СВОБОДА И НЕСВОБОДА
Входимость: 1. Размер: 45кб.
6. Словарь средневековой культуры. ЧТЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
7. Словарь средневековой культуры. БИБЛИЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
8. Словарь средневековой культуры. ПАМЯТЬ
Входимость: 1. Размер: 28кб.
9. Словарь средневековой культуры. ЛИЧНОСТЬ
Входимость: 1. Размер: 42кб.
10. Словарь средневековой культуры. ТРУБАДУРЫ
Входимость: 1. Размер: 35кб.
11. Словарь средневековой культуры. МОНАРХИЯ
Входимость: 1. Размер: 51кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. ВОЗРОЖДЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ
Входимость: 3. Размер: 25кб.
Часть текста: В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш ВОЗРОЖДЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ - В научной литературе под этим названием объединяются несколько периодов интенсивной культурной деятельности, основой которой является подъем интереса к наследию дохристианской древности; ни о числе В.й С.ых, ни о содержании этого понятия, ни о самой его уместности единого мнения до сих пор не установилось. Впервые идею «возрождения до Возрождения» выдвинул Ж.-Ж. Ампер (1839- 1840 гг.); согласно его точке зрения, В.й С.ых было два: при Карле Великом и в кон. XI в. Последователи Ампера значительно умножили их число. К общепризнанным относятся В.е каролингское, В.е оттоновское и «В.е XII в.» Иногда к этому списку добавляются остготское В.е (в остготском королевстве VI в., главным образом при короле Теодорихе), Македонское и Палеологовское В.я в Византии (при императорах соответствующих династий IX-Х и Х1Н-ХIV вв.), Монтекассинское В.е (ХI в.) и др. Все эти культурные явления существенно различаются и по значению, и по содержанию: объединяет их то, что они представляются периодами относительного культурного благополучия по сравнению с предшествующим (и, как правило, последующим) упадком, причем главным признаком этого культурного процветания считается расширение круга...
2. КАЖДАН Александр Петрович (1922-1997)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Часть текста: в Ин-те всеобщей истории АН СССР. В 1979 в силу личных и более общих причин эмигрировал. После нескольких месяцев чтения лекций (Венский ун-т. Коллеж де Франс и ряд др. европ. ун-тов) переезжает в США, где занимает должность научного сотрудника ведущего амер. византиноведч. центра Думбартон Оукс в Вашингтоне. Путь К. в науке — один из ярких примеров той эволюции, к-рую претерпела наука истории и профессия историка с сер. 20 в. в ходе теор. исканий пути и методов более глубокого понимания истор. прошлого и человека как его гл. действующего лица и созидателя. К. пришел к новой истор. науке (см. Новая история) через осознание пределов марксистской эпистемологии и преодоление ее концепции социальной истории как истории исключительно социально-экономической; классовой структуры, форм эксплуатации трудящихся масс и порождаемых этим антагонизмов. Переломными в этом отношении для К. стали 60-е гг., когда на волне обществ, подъема (в к-рый К., сотрудничавший с “Новым миром” Твардовского, был активно вовлечен) и нек-рых идеол. послаблений власти (в т.ч. и по отношению к “бурж. историографии”) им были осмыслены и сформулированы идеи, подспудно присутствующие уже в ранних научных работах, о цельности истор. процесса. Эти идеи, созвучные в известной мере тем, что развивала в эти годы зап. медиевистика, в частности Школа “Анналов”, нашли воплощение в двух монографиях: “Визант. культура. X-XII вв.” (1968), представляющая первый опыт социокультурного исследования такого рода не только в отеч., но и зарубеж. византиноведении; “Социальный состав господствующего класса в Византии” (1974), в к-рой автором предлагались оригинальные подходы и методики...
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 1, "КАА"-"КАР")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Часть текста: эпоху, когда складывается практика мистических медитаций над началом Книги Бытия (т. н. «Маасе Берешит» - «рассказ о начале») и видением Иезекииля (Иез. 1, т. н. «Маасе Меркава» - «рассказ о Колеснице»), а также над буквами еврейского алфавита (включая оперирование их числовым значением). Уже трактат «Книга творения», созданный между III и VIII вв. и представляющий собой первый опыт абстрактного умозрения на древнееврейском языке, учит о 32 элементах мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом пифагореизме), но и 22 буквы еврейского алфавита. К. в собственном смысле слова складывается в нач. XIII в. среди евреев Испании и Прованса и развивается в сложных отношениях взаимосвязи и противоборства с арабско-еврейским философским движением в Андалусии. Основополагающий памятник К. - «Книга сияния», или «Зогар», написанная на арамейском языке в Кастилии в конце XIII в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Леонскому (Моше де Леон), который, однако, предпочел выдать ее за наследие талмудического мудреца II в. Симона бен Йохаи; она имеет характерную форму аллегорического толкования на библейские тексты. К. понимает Бога как абсолютно бескачественную и неопределимую беспредельность («Эн-Соф»), как отрицание всего предметного. Однако это ничто есть одновременно все в вещах, в которые оно изливает свою сущность, ограничивая для этого само себя (т. о., К. ставит на место учения о сотворении мира учение об эманации). Неопределимый Бог приходит к определенности в десяти «Сефирот», или стадиях своего смыслового саморазвертывания, аналогичных «зонам» гностицизма («Венец», «Мудрость», «Разумение», «Милость», «Сила», «Сострадание», «Вечность», «Величие», «Основа», «Царство»); соотношение этих гипостазированных атрибутов...
4. Словарь средневековой культуры. ПЫТКА
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: к рабам. Так же дело обстояло первоначально и в Риме, однако в период империи применение П.и было поставлено в зависимость от деления общества на «достойных», «благородных» (honestiores) и «неблагородных», «низких» (humiliores). П.ам могли быть подвергнуты «незначительные люди», включая рабов и простолюдинов, но honestiores, как правило, от нее были свободны. Исключения составляли преступления против императора. Ордалия - «божий суд» В варварских королевствах, созданных на территории завоеванной германцами империи, свободные люди П.ам не подвергались, и личное достоинство германца было несовместимо с применением подобных мер. Лицо свободного происхождения очищалось от обвинения при содействии соприсяжников из числа сородичей и друзей, которые свидетельствовали о его невиновности и добропорядочности. Телесные наказания были уделом несвободных. Свобода и несвобода). Тем не менее такая специфическая разновидность П.и, как ордалия («божий суд»), получила распространение в правовой практике. Ордалия не была средством насильственного исторжения признания вины, в ней П.а играла иную роль. Божий суд представлял собой средство установления юридической истины путем обращения к воле Творца. Тяжущиеся лица добровольно соглашались подвергнуться испытанию, сопряженному с П.ой, для того чтобы обнаружить, на чьей стороне правда. В основе ордалии лежало убеждение в том, что Бог постоянно вмешивается в людские дела и поэтому его можно побудить к участию в судебной тяжбе. Ритуальный характер ордалии как нельзя лучше соответствовал культурным представлениям и верованиям того периода. Ордалия не предполагала признания ...
5. Словарь средневековой культуры. СВОБОДА И НЕСВОБОДА
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Часть текста: говорят о Се и, следуя своим мыслям и словам, действуют в социальном мире. Тема С.ы приобретает поистине эпический размах, когда в «Песни о Нибелунгах» Брюнхильда бросает в лицо Кримхильде роковой упрек в том, что муж последней Зигфрид - eigenholde, eigen man, т. е. холоп ее мужа Гунтера, и ссора двух королев с неизбежностью влечет за собой гибель главного персонажа германского героического эпоса и последующее истребление бургундов-нибелунгов. Содержание и актуальность понятия С.ы варьируются от страны к стране и от века к веку в широком спектре значений, от социально-бытовых до морально-теологических, филиации которых угадываются с трудом. В этой связи примечательно отсутствие в средние века специальных сочинений о Се (за исключением теологических, о Се воли) до Аламанно Ри-нуччини («Диалог о Се», 1479 г.) и Мартина Лютера («О Се христианина», 1520 г.), а также - темы С.ы в иконографии и аллегорической литературе. Античные истоки средневекового понятия Понятие С.ы, плод мыслей, речей и восприятий людей, их социального прошлого и настоящего, возникает исторически. Универсальное общеевропейское понятие смогло развиться в результате масштабной сино-нимизации гетерогенных культурных представлений - через взаимоуподобление заведомо разных вещей в разных культурах. Понятие С.ы не отражает непосредственно современную ей действительность, но неизбежно несет в себе груз былых пониманий предмета, представления, унаследованные от давно минувших эпох и социальных ситуаций. Для человека нашего общества естественно сочетание С.ы и независимости, Ca заключается в том, чтобы думать и поступать, не подчиняя себя чужой воле; иными словами, Ca определяется отсутствием неС.ы. По-видимому, изначально дело обстояло как раз наоборот: основа С.ы - отнюдь не отрицательная, избавление от чего-либо; Ca означает принадлежность. Лат. libertas, «Ca», этимологически восходит к растительной метафоре: свободный определялся через принадлежность к общему «развитию», «росту». В ...
6. Словарь средневековой культуры. ЧТЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: от первоначального состояния письменной культуры к современному. В самом средневековье процесс Ч.я редко становился предметом рассмотрения и описания, и ввиду неоднозначности описывающих Ч.е терминов это оставляет простор для самых разнообразных толкований вопроса о моменте и форме переключения с засвидетельствованного для античности Ч.я вслух на современный стандарт индивидуального, строго визуального и интимного чтения про себя. Громкое чтение вслух с несомненностью отражено в средневековых источниках. Помимо раннехристианских и средневековых описаний и изображений «горячо читающих» отшельников (еще и в XVII в. одного такого увидел Симплициссимус), секретарей или школяров, показательно само словоупотребление: глагол legere («читать») может быть полностью синонимичен, например, cantare («петь»), a scribere - равняться dictare («писать» - «диктовать»). Устав Бенедикта (VI в.) предписывает монахам читать, не мешая друг другу, Петрарка проводит дни или в Ч.и, или в молчании, а Фома Кемпий-ский понимает Ч.е как совместную работу глаз и губ. Миниатюры изображают ...
7. Словарь средневековой культуры. БИБЛИЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: основные проблемы, показывающие, что история Б.и - это не только история ее восприятия, ее чтения и ее читателей, это даже не история ее назначения и ее использования, но также это история проникновения ее духа и содержания в социальный мир. Историк средневековых культур увидит здесь в первую очередь тайну символической власти тех, кто ею обладает. В самом деле, эта книга вдохновила, без сомнения, лучшую часть интеллектуальных творений средневековья. Однако этот факт тщательно обходился стороной или замалчивался историками, старавшимися избегать религиозных тем и оставляющими вопрос на суд богословов, которых мало заботит история обществ прошлого. К счастью, прекрасные исторические труды последних двадцати лет изменили ситуацию. В нашем изложении мы не коснемся вопросов истории еврейских общин: читатели Торы с самого конца античности сталкиваются с определенными проблемами, связанными с талмудическими традициями, но в их общинах в XI-XII вв. происходит процесс обновления благодаря обширной литературе в форме вопросов и ответов, которая еще в недостаточной мере сопоставлена с христианскими сборниками сентенций. Нас будут интересовать л ишь феномены, имеющие отношение к римско-латинскому христианству: история Б.и в византийском обществе ставит перед историком проблемы иного порядка, одной из которых является тот факт, что греческий язык доминировал в Византии, в то время как обстановку на Западе можно сравнить с пресловутым Вавилонским столпотворением. Книга Б.я - прежде всего материальный предмет, книга, адресованная всем и каждому, своего рода учебник, присутствующий повсюду, в библиотеках церквей, монастырей, религиозных братств и даже у частных лиц, особенно клириков, но не только у них; горожанам, знати и даже крестьянам, с распространением грамотности в позднее...
8. Словарь средневековой культуры. ПАМЯТЬ
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Часть текста: Memoria - ритуальная П. об ушедших: похоронные процессии, годовщины смертей, литургическое поминовение усопших, как обычных людей, так и особенных, т. е. святых. Memoria служила не только напоминанием живым об умерших, но посредством манипуляций словами (именами в особенности) и предметами заставляла некогда усопших присутствовать в настоящем. Такими предметами являлись в первую очередь могилы и могильные памятники, но также вещи, особенным образом связанные с важными личностями и событиями, -реликвии всякого рода. В расширительном смысле memoria были храмы и алтари, заключающие в себе эти памятные могилы и реликвии. Memoria занимает центральное место и в светской сфере правовой и институциональ-ной легитимации с ее зависимостью от consuetudo, обычая, и прецедента. В английских судах, французских enquêtes или немецких Weistümer от присяжных ожидают обоснования фактами прошлого реалий настоящего и будущего. Наконец, memoria находится в центре христианской антропологии Августина, считавшего человеческий разум состоящим из intelligentia (понимания), amor (любви) и memoria - говоря словами Г. Ладнера, «П.и о грехопадении и Боге, вольной или невольной, которая является мостом, связующим вневременное совершенство триединого творца и временную природу несовершенного творения». К этой множественности смыслов понятия memoria возможно подступиться с трех сторон. Социальная П. может быть рассмотрена в качестве процесса, посредством которого общество актуализирует и переформулирует свое восприятие прошлого как неотъемлемой составляющей своей идентичности. Понятая таким образом социальная П. включает литургическую практику memoria, историографию,...
9. Словарь средневековой культуры. ЛИЧНОСТЬ
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Часть текста: о Л .и - фокусе, в который стягиваются все социально-психологические представления, системы ценностей и картины мира, - они суть не что иное, как аспекты Л.и. Важно разграничить понятия «Л.» и «индивидуальность». «Л.» - индивид как член группы, социализация которого происходит в процессе его приобщения к культуре (в антропологическом смысле). Л. может быть условно определена как terminus médius, связующий социум и культуру. Л. существует в любом обществе, на любом этапе истории, и ее изменчивость соотнесена с типом культуры, религии, социальных связей. Допустимо говорить об основном типе Л.и в средневековой Европе; в рамках этого предельно общего типа необходимо вычленять разные конкретные подтипы, в зависимости от социального и половозрастного статуса индивидов, их образования, от стадии эволюции общества. При изучении средневековой Л.и возникают вопросы об ее самосознании, осмыслении природы человека, его места в универсуме, отношениях с Богом, проблемы его спасения, непосредственно связанные с идеей биографии как жизненного пути. Понятие же «индивидуальности» указывает на специфический аспект Л.и - на самобытность отдельного индивида, осознание им самоценности собственного ego, на признание его своеобразия социальной средой. Позитивное утверждение суверенной индивидуальности присуще отнюдь не всем культурам; во многих культурах оно отсутствует. В наибольшей мере индивидуальность признана на Западе, где она стала центральной ценностью культуры Нового времени. Ключ к объяснению конституирования Л.и нужно искать, по-видимому, в происходившей на протяжении средневековья перестройке социальных групп и в особенностях европейской культуры. К проблеме «Л.и на средневековом Западе» приходится подходить в обоих ракурсах и рассматривать как Л., так и индивидуальность. Оба процесса - самораскрытия Л.и и развития индивидуальности - были неодинаковы по существу и подчинялись разным ритмам. По-видимому, эти...
10. Словарь средневековой культуры. ТРУБАДУРЫ
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Часть текста: семантикой, близкой к современному понятию «стиль»: манера, способ создавать поэтические произведения; таким образом, trobador - это стихотворец, поэт. Искусство Т.ов было лирическим в античном смысле, т.е. имело синкретический характер: будучи одновременно поэтами и музыкантами, они писали мелодии к своим стихам, а иногда и сами исполняли их, аккомпанируя себе на инструменте типа виолы или лиры; блестящую формулу подобного синкретизма дал один из поздних Т.ов Фолькет Марсельский: строфа без музыки -все равно что мельница без воды. Т.ы явились родоначальниками европейской лирики на народном языке, иными словами, создателями первого в Европе народного поэтического языка, функционально эквивалентного латыни: благодаря их творчеству langue d'oc, именуемый также «провансальским» или «лимузенским» языком, превратился в язык поэзии par excellence. Именно в этом качестве он был воспринят как уроженцами собственно Прованса, так и поэтами всего обширного ареала, на который распространялось влияние Т.ов, в том числе Каталонии и Северной Италии. В грамматическом трактате нач. XIII в. «Пояснения к стихотворству» (Razos di trobar) его автор, Раймон Видаль, утверждал, что «лимузенский» язык более любого другого пригоден для поэзии, т. е. для сочинения кансон и сирвент. В творчестве Т.ов сложились все основные черты ...