Поиск по материалам сайта
Cлово "UMBRA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕН"-"ТЕХ")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
2. ТЕНЬ
Входимость: 1. Размер: 6кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕМ"-"ТИБ")
Входимость: 1. Размер: 67кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕН"-"ТЕХ")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: с Зомбартом, Зиммелем (см. Зиммель ) и М. Вебером основал Нем. социол. об-во; был первым его президентом (1909-33). На воззрения Т. оказали значит. влияние истор. школа права (Ф. К. Савиньи, Г. Мейн, Л.Г. Морган, И.Я. Бахофен), рационалистич. философия Гоббса и Спинозы, филос. взгляды Шопенгауэра и Э. фон Гартмана (см. Гартман, Эдуард ), социол. и экон. концепции Маркса. Важнейшая работа Т.- "Община и об-во. (Теорема философии культуры)" (1881).В ней он ввел противопоставление двух типов социальных связей - "общины" (Gemeinschaft) и "об-ва" (Gesellschaft). Это противопоставление связано с наличием у людей двух типов воли: "сущностной" (Wesenwille) и "избирательной" (Kurwille). "Сущностная" воля представляет собой волю об-ва как целостного "тела"; она преимущественно иррациональна и внеиндивидуальна; это "воля, поскольку в ней содержится мышление". "Избирательной" же Т. называет суверенную волю индивида, стоящего перед рац. выбором; это "мышление, поскольку в нем содержится воля", расчлененная социальная воля. Человеку в любом об-ве присущи оба типа воли; и оба они находят выражение в его социальном поведении. Проявлением "сущностной" воли в об-ве является аффективное, традиц. и ценностнорац. поведение, проявлением "избирательной" - целерац. поведение, направленное на достижение рационально поставленной цели и использующее для этого рационально адекватные средства (прежде всего базирующееся на рац. обмене). "Сущностная" воля создает условия для общения и является фундаментом "общинных" социальных связей, включающих родств. отношения, отношения соседства и отношения дружбы; в общинных социальных связях значит. место занимают элементы эмоц. привязанности и спонтанности. Сфера "общинной" жизни является сферой преимущественного проявления "женственности": это мир личного общения, домашней жизни и домашнего хозяйства, обществ. единения людей, ремесла и рукоделия, мир деятельности как самоцели, мир спонтанности и наивной красоты. К...
2. ТЕНЬ
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: осн. персонажей демонологии. Мировая мифология загробной реальности неизбежно фиксирует его теневую фактуру, причем Т. здесь — не онтологич. мнимость, но осн. способ пост-существования (“мир Т.”, “милые Т.” — эти и подобные им словосочетания маркируют знаковое и, следовательно, смысловое присутствие мира здешнего в нездешнем состоянии и являются не метафорами, а квалификацией инородности). Ранние филос. трактовки Т. связаны с характеристиками повседневной, а не запредельной жизни (от “пещеры Платона” до соловьевского мнения о том, что подлинности этого мира — “только тени... от незримого очами”). В этом акценте Т. стала аргументом в борьбе за ценность трансцендентной реальности (монады, эйдосы, идеи; “духовные деятели” Н. Лосского ; “мэон” Н. Минского; ментальные субстраты мистиков; астро-тела антропософов). Т. человека — предмет особой охоты для героев демонич. мира. Черт и бес лишены лица и Т.; последняя является для них формой алиби среди людей и “телесной” легитимизации. Т. для безличной твари (нежити) есть знак личности. Отнятие Т. у человека делает черта хозяином его жизни. Т. используется как маска живого на мертвом. Похищение или торговля Т. по условиям договора с нечистой силой приравнены к купле-продаже души. Душа есть светлая Т. бессмертия; Т. телесная есть неотменяемая память о смерти. Христианство персонифицирует эти векторы судьбы в сторожевых контрагентах всякого человека: ангел белый и ангел черный. Их борьбе за “теневой” приоритет лит-ра придала приключенч. характер (Шамиссо, Шварц). Т. удваивает предмет в реальном...
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕМ"-"ТИБ")
Входимость: 1. Размер: 67кб.
Часть текста: Τέμψα, (или Темпса ), город в Бруттии, лежавший у Теринейского залива (Sinus Terinaeus), один из древнейших авсонских городов в Южной Италии, сделавшийся потом римской колонией. Liv. 34, 45. Ныне развалины у Torre di Lupi. Окрестности его давали хорошее вино. Strab. 6, 251, 255 сл. Cic. Verr. 5, 16. Этот город смешивается иногда с городом Ταμασός на основании одного места у Гомера. Ноm. Od. 1, 184. ТЕМЕЗА ИЛИ ТЕМПСА ТЕМЕЗА ИЛИ ТЕМПСА - Temĕsa или Tempsa, Τεμέση или Τέμψα, город в Бруттии, лежавший у Теринейского залива (Sinus Terinaeus), один из древнейших авсонских городов в Южной Италии, сделавшийся потом римской колонией. Liv. 34, 45. Ныне развалины у Torre di Lupi. Окрестности его давали хорошее вино. Strab. 6, 251, 255 сл. Cic. Verr. 5, 16. Этот город смешивается иногда с городом Ταμασός на основании одного места у Гомера. Od. 1, 184. ТЕМЕН ТЕМЕН - Temĕnus, Τήμενος, сын Аристомаха, отец Кейса, Фалка, Агрея и Гирнефо (Ύρνηθώ), один из ираклидов. При вторжении дорян в Пелопоннес ему достался в удел Аргос, где поэтому царствовали потомки его, Темениды. Темениды считались также мифическими основателями Македонского царства. Hdt. 8, 137 сл. Thuc. 2, 99. Могила Темена была в Темене, недалеко от Лерны. ср. Hercules, Геркулес , 16. ТЕМЕНИЙСКИЕ ВОРОТА ТЕМЕНИЙСКИЕ ВОРОТА - Temenītis, Τεμενι̃τις, в Сиракузах на юге города, названные от близлежащей рощи. Liv. 25, 9. ТЕМНОНСКАЯ ГОРА ТЕМНОНСКАЯ ГОРА - Τη̃μνον 'όρος, гора в Мисии, шедшая по направлению к Фригии ...