Поиск по материалам сайта
Cлово "UNA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 2. Размер: 52кб.
2. ДУССЕЛЬ (Dussel) Энрике (р. 1934)
Входимость: 2. Размер: 3кб.
3. Словарь средневековой культуры. МОНАШЕСТВО
Входимость: 2. Размер: 50кб.
4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ШНИТКЕ
Входимость: 2. Размер: 11кб.
5. Словарь средневековой культуры. ПЛЯСКА СМЕРТИ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
6. CEA (Zea) Леопольдо (р. 1912)
Входимость: 1. Размер: 4кб.
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ч" (часть 2, "ЧИА"-"ЧЭН")
Входимость: 1. Размер: 40кб.
8. Словарь средневековой культуры. ДЕТСТВО
Входимость: 1. Размер: 17кб.
9. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 2, "СВЯ"-"СИМ")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
10. Реальный словарь классических древностей. БИБЛИОТЕКА
Входимость: 1. Размер: 15кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 2. Размер: 52кб.
Часть текста: изображение жизни через события, поступки, столкновения героев, т.е. через явления, составляющие внешний мир. ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО - искусство древнерусских государственных образований IX - XIII вв. Вобрав в себя традиции восточнославянской культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, древнерусское искусство создало выдающиеся памятники церковной и светской архитектуры, замечательные мозаики, фрески, миниатюры, рельефы, декоративные изделия. ДРЕВС, АРТУР ДРЕВС, АРТУР (Drews) (1.11.1865, Итерзен, - 19.7.1935, Ахерн), немецкий философ-идеалист, последователь Э. Гартмана. Профессор политехнического института в Карлсруэ (с 1898 г.). В основе бытия, по Д., лежит иррациональная и божественная стихия, обретающая самосознание в религиозно-философском творчестве человека. С позиции этого «конкретного», или «динамического», пантеизма Д. выступил против христианства, утверждая веру в бессознательный божественный дух. Д. приобрел известность как плодовитый популяризатор т. н. мифологической школы в религиеведении. Его интерпретация образов Христа и других новозаветных персонажен как безличных астральных символов основана на гипотезах Дж. Фрейзера, Дж. Робертсона и других историков религии. В конце жизни разрабатывал расовую «германскую религию» (книга о Р. Вагнере «R. Wagner», 1934, толкование свастики и т. п.), смыкаясь с идеологией нацизма. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь ДУССЕЛЬ ДУССЕЛЬ - Энрике...
2. ДУССЕЛЬ (Dussel) Энрике (р. 1934)
Входимость: 2. Размер: 3кб.
Часть текста: культурной самоидентификации народов Лат. Америки и др.), Д. предложил способ их практич. разрешения в концепции “инаковости” Лат. Америки, вырастающей в “философию освобождения”. Д. отказывает зап.-европ. культуре в прерогативе на истор. субъектность, справедливо полагая, что подлинным субъектом собственного бытия может быть лишь тот, кто увидит в другом “Другого”, т.е. такой же автономный и аутентичный субъект бытия (“Лат.-амер. этич. философия”, 1977). Признаком аутентичности субъекта мировой культуры служит его маргинальность (что парадоксальным образом все же предполагает наличие ценностного “Центра”). Следовательно лат.-амер. культура содержит в себе новую, “инаковую” истинность или аутентичность. Цивилизационная специфичность лат.-амер. мира требует особого понятийного аппарата, отличного от зап.-европ., поэтому Д. делает попытку выстроить набор альтернативных категорий, адекватных лат.-амер. образу мира. Одной из таких категорий и является введенное Д. понятие “инаковости” (alteridad), заимствованное из зап.-европ. философии ( Бубер, Левинас ) и экстраполированное из сферы спекулятивной абстракции в злободневность конкр. реальности лат.-амер. мира. Согласно Д., именно лат.-амер. этос предполагает гипотетич. познание человечеством собственной сущности с позиций “инакового” гуманизма. Предложенная Д. концепция “инаковости” призвана изжить свойственный лат.-амер. сознанию комплекс цивилизационной несостоятельности, промежуточности. Д....
3. Словарь средневековой культуры. МОНАШЕСТВО
Входимость: 2. Размер: 50кб.
Часть текста: 10, 17-31; Лук. 12, 22-31). Утверждение бренности «образа мира сего» соседствовало в Писании с предостережением близости конца света (1 Кор. 7,29,31). Отрицая дуализм души и тела, видя в них единое творение Бога, христианство признавало, что человек должен победить не плоть, но свою гордыню и себялюбие во имя любви к Богу. В действительности христианство заимствовало у различных дуалистических учений поздней античности формы неистовой борьбы с плотью, которые впоследствии нередко превалировали в практике М.а, особенно в ситуации обострения эсхатологических ожиданий. Это, в частности, привело к отождествлению аскетов, а затем монахов с мучениками «мирного времени» (когда гонения на христиан уже прекратились) и определило высокий авторитет М.а среди мирян и в церкви. Стремление следовать Христу, понимавшееся прежде всего как выход из системы традиционных социальных связей ради связи (лат. religio) с сакральным (отсюда частое обозначение монахов как religiosi), с ростом христианских общин в III-IV вв. обусловило разрыв аскетов с общиной (в которой неизбежно происходило усреднение христианского идеала) и уход, по примеру Христа, in desertum, в пустыню (Мат. 4), где и конституируется М.о как институт, обособленный от остальной церкви. Еще авторы житий первых монахов подчеркивали своеобразный эгоизм аскетов, стремившихся, покинув общину, обрести личное спасение, «лишь на себя одного обращать внимание» (св. Афанасий), не участвуя в отправлении тех или иных общественных функций. В концентрированном виде это...
4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ШНИТКЕ
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Часть текста: Родившись в г.Энгельсе АССР немцев Поволжья (ныне Саратовская обл.), большую часть жизни прожил в Москве, с 1989 - в Гамбурге (ФРГ). Один из наиболее крупных композиторов второй половины XX в. Автор многих десятков музыкальных произведений, прежде всего масштабных форм. Среди наиболее известных - кантата и опера «История доктора Иоганна Фауста» по И. Шпису, балет «Пер Гюнт» по Г. Ибсену, 1-я, 3-я, 5-я симфонии, 2-й, 3-й, 4-й скрипичные концерты, альтовый концерт, Concerto grosso №1, хоровой концерт на сл. Грегора Нарекаци, 2-я соната для скрипки и фортепьяно, фортепьянный квинтет, музыка к кинофильмам «Комиссар», «И все-таки я верю...», «Агония», «Прощание», «Восхождение», к телефильмам «Маленькие трагедии», «Мертвые души». Ш. - не только композитор, но и теоретик музыки XX в., он также философ-мыслитель, во многом продолжающий линию русской религиозный философии. Его идеи высказаны им в многочисленных интервью (книгах бесед с ним, публикациях в журналах и газетах), в разнообразных выступлениях и...
5. Словарь средневековой культуры. ПЛЯСКА СМЕРТИ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: букве A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш ПЛЯСКА СМЕРТИ ПЛЯСКА СМЕРТИ (нем. Totentanz, фр. dance macabre, исп. danza de la muerte, нидерл. doodendans, ит. ballo délia morte, англ. daunce of machabree), синтетический жанр, существовавший в европейской культуре с сер. XIV по первую половину XVI в. и представляющий собой сопровождаемый стихотворным комментарием иконографический сюжет, танец скелетов с новопреставленными. П.а С.и сопряжена со средневековой иконографией темы смерти, где смерть предстает в образе мумифицированного трупа, жнеца, птицелова, охотника с аркебузой. Подобные образы смерти объединяются в самостоятельный мифо-поэтическийряд, отдельный от догматики христианства и отчасти дублирующий функции ее персонажей (например, Смерть-судия на порталах Парижского, Амь-енского и Реймсского соборов вместо судии-Христа). В других же случаях, их большинство, средневековая эмблематика смерти основана на библейском повествовании (Смерть побежденная - I Кор. 15, 55; всадник Смерть - Отк. 6, 8; 14, 14-20). Тема П.и С.и развилась в покаянной литературе под влиянием проповеди францисканского и доминиканского монашества. В «Легенде о трех живых и трех мертвецах», XII в., поэме «Я умру» XIII в. и других памятниках оказались сформулированы основные тематические и стилистические черты будущей П.и Си. «Легенда» представляет собой стихотворный комментарий к книжной миниатюре: в разгар охоты князья встречают на лесной тропе полуразложившихся покойников, те обращаются к ним с проповедью о бренности жизни, суетности мира, ничтожности власти и славы и призывают к покаянию', когда-то покойник был тем, чем живой является сейчас, живой будет тем, чем стал покойник. Что касается другого упомянутого текста, то он не связан с изобразительным рядом, тем не менее его нарративная структура чрезвычайно близка...
6. CEA (Zea) Леопольдо (р. 1912)
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: С. и представляемого им направления совпала с кризисом авторитета европ. цивилизации на мировой арене и с пробуждением нац. самосознания народов т.н. “третьего мира”, заявивших о себе богатым спектром националистич. идеологий. Региональная и практич. ориентированность обусловливает и специфику “философии лат.-амер. сущности”, сосредоточенной на осмыслении традиц. для лат.-амер. мысли проблематике поиска и утверждения этнокультурной самоидентичности. Задавшись в нач. 40-х гг. вопросом о том, существует ли подлинно лат.-амер. философия, С. попытался ответить на него с т.зр. специфики “истории идей” в Лат. Америке, рез-том чего стали работы “Позитивизм в Мексике” (1943), “К вопросу об амер. философии” (1945) и “Два этапа испано-амер. мысли” (1949), расширенный вариант под названием “Латиноамер. мысль” — 1965. Следующим этапом творчества С. стало рассмотрение поставленной проблемы в универсальном контексте (“Америка как сознание”, 1953, и “Америка в истории”, 1957), после чего С. приступает к разработке собственно лат.-амер. философии, варьируя свои идеи в кн. “Амер. философия как философия” (1969), “Сущность американского” (1971) и “Философия амер. истории” (1978). Последняя группа работ С. идеологически связана с т.н. “философией освобождения”: “Зависимость и освобождение в лат.-амер. культуре” (1974), “Лат. Америка, третий мир” (1977), “Лат. Америка на перекрестке истории (1981),...
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ч" (часть 2, "ЧИА"-"ЧЭН")
Входимость: 1. Размер: 40кб.
Часть текста: каждая из ипостасей приняла на себя отдельную функцию. Ч. способствовала большему плодородию земли тем, что создавала тучи и вызывала дожди; Уитака стала эротическим божеством; Юбекайгуайя указывала сроки начала пахоты и охраняла урожаи. Все три находились при этом в неразрывном единстве и часто почитались совместно, причём составное астральное божество плодородия могло называться любым из трёх имён, но чаще всего - Ч. с. я. с. ЧИБРАФРУИМЕ ЧИБРАФРУИМЕ - в мифологии чибчамуисков бог войны, покровитель сословия воинов. Считался помощником Бочики. С. А. Созина. ЧИБЧАКУМ ЧИБЧАКУМ - Чибчачум («опора», «сила чибча»), в мифологии чибчамуисков бог природных сил, хранитель земли чибча, никуда не отлучающийся из её пределов. Однажды Ч„ рассердившись на людей за несоблюдение установленных им обычаев, запрудил течение рек Сопо и Тивито и затопил долину Боготы. Бочика, который по просьбе чибча избавил их от наводнения, обязал Ч. держать на плечах землю. Время от времени Ч., чтобы отдохнуть, перекладывает землю с одного плеча на другое, поэтому происходят землетрясения. Ч. особенно почитался земледельцами, золотых дел мастерами и торговцами. В жертву Ч. приносили главным образом золото. с. я. с. ЧИБЧА-МУИСКОВ МИФОЛОГИЯ ЧИБЧА-МУИСКОВ МИФОЛОГИЯ - Была распространена до 16 в. - до времени испанского завоевания - среди индейцев языковой группы чибча, населявших район Центрального нагорья современной Колумбии. Племена чибча были к моменту прихода испанцев объединены в две большие конфедерации, называвшиеся по их столицам: Богота (Баката) и Согамосо. Ч.-м. м. не успела сложиться в стройную единую систему, однако ко времени вторжения испанцев уже появлялся общий для всех чибчамуисков пантеон с определёнными для каждого персонажа мифологемами и сюжетами, с намечавшейся иерархией божеств и героев, что отвечало начавшемуся процессу классообразования у чибча-муисков. Общим для всех чибчамуисков был космогонический миф, согласно которому бог-демиург Чиминигагуа,...
8. Словарь средневековой культуры. ДЕТСТВО
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: приобщении к христианским ценностям. Античному идеалу телесной силы и красоты христианство противопоставляло человека, озабоченного спасением души. От античности средние века унаследовали некоторые элементы школьного обучения, но вместе с тем заметную роль играли те традиции, которые восходили к германской древности. 2. Духовный мир человека в изображении средневековых авторов неподвижен и дискретен. Индивид, согласно этой точке зрения, не развивается, а переходит из одного возраста в другой. Это не постепенно подготовляемая эволюция, приводящая к качественным сдвигам, а последовательность состояний, кажущихся несвязанными между собой. Поэтому в биографиях и рудиментарных автобиографиях, написанных в ту эпоху, Д.о, за редкими исключениями (каковым была De vita sua Гвибера Ножанского, XII в.), игнорируется. Д.о было относительно коротким, и ребенок рано приобщался к миру взрослых. Сплошь и рядом его отрывали от родителей. У германцев был распространен обычай отдачи ребенка на воспитание в чужую семью. Этот обычай был обусловлен стремлением устанавливать и поддерживать дружеские и союзнические связи между родовыми группами и семьями. Подобные отношения оставались характерными и в последующий период. Сын рыцаря с малых лет переходил в другую рыцарскую семью с тем, чтобы в ней приобрести навыки, необходимые для человека благородного происхождения, прежде всего навыки рыцаря. Отношения между воспитанником и воспитателем нередко были более тесными, нежели отношения между сыном и отцом. Сын ремесленника делался учеником (фактически слугой) в семье другого мастера. Многих детей обоего пола отдавали в монастырь , тем самым обрывая их родственные связи с собственной семьей; это касалось прежде всего тех сыновей, которые не могли рассчитывать на получение отцовского наследства...
9. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 2, "СВЯ"-"СИМ")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: и исламе. СВЯЩЕННИК СВЯЩЕННИК (иерей, поп) - православный священнослужитель, допущенный к самостоятельному богослужению; официальное обращение - «Ваше преподобие», бытовое разговорное - «отец», «батюшка». СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ - религиозные книги, составляющие Библию. В иудаизме священным писанием считается лишь Ветхий завет, в христианстве - Ветхий и Новый заветы. В исламе роль, аналогичную святому писанию, играет Коран. СВЯЩЕНСТВО СВЯЩЕНСТВО - 1) христианский обряд (таинство) посвящения в сан священнослужителя. Совершается в торжественной обстановке и сопровождается пышным ритуалом (дача клятвы вступающим, рукоположение, литургия); 2) сан, духовное звание. В христианстве три степени священства: архиерей (епископ), пресвитер (священник) и дьякон. СЕА СЕА - Леопольдо Сеа (Zea) (1912-2004) ☼ мекс. философ, виднейший представитель т.н. "философии лат.-амер. сущности". Научная мысль С. во многом связана с концепцией "перспективизма" Ортеги-и-Гассета (см. Ортега-и-Гассет ),...
10. Реальный словарь классических древностей. БИБЛИОТЕКА
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: а по словам Геллия (4, 17), 700 000 томов от пожара, когда Цезарь поджег находившийся в гавани египетский флот (Dio Cass. 42, 38); меньшее и позднейшее отделение Б. (η́τις και θυγάτηρ ωνομάσθη αυτη̃ς) помещалось в Серапее. Потеря первого отделения была заменена Антонием Пергамской Б. (см. ниже) в 200 000 свитков, (Plut. Ant. 58), которую он подарил Клеопатре; при Домициане древние рукописи были заменены вновь переписанными (Suet. Dom. 20); но все эти сокровища с течением времени пропали. Менее известна, но по своему научному значению ничуть не менее важна была Б., находившаяся в Пергаме, об обогащении которой заботились со страстным рвением и с блестящим успехом аттальские цари, особенно Евмен II, несмотря на многочисленные препятствия, которые ставили им Птолемеи запрещением вывоза книг и папируса. Дурным последствием этого соревнования между двумя дворами была страсть подделывать книги, хорошим же - изобретение пергамента в Пергаме (Plin. 13, 21, 70). В этой Б. существовали постоянно дополнявшиеся каталоги с критической оценкой (Πίνακες), благодаря которым значительно облегчалось целесообразное пользование книгами. По-видимому, и в...